Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специфика и функции философии





ЧТО ЕСТЬ ФИЛОСОФИЯ

Кодификатор

Предмет философии

исторические и современные представления о предмете философии

специфика философии

круг философских проблем и соответствующие им разделы философского знания

Специфика и функции философии

особенности философского мировоззрения

значение философии в жизни человека и общества

роль философии в познании человеком мира

основное содержание функций философии

Картины мира

характерные особенности основных картин мира

их соотнесенность с историей человечества

основные концепции современной науки

 

I.1.ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

 

I.1.2.Философия: взгляд изнутри

Чтобы понять, что такое философия, вначале обратимся к истории. Философия возникает в VI веке до н.э.

Первым, кто употребил слово «философ», был, вероятно, Пифагор. Слово «философия» древнегреческого происхождения, означает любовь к мудрости (филео – любить, софия - мудрость).

Возникновение философии в YI веке до н.э. означало постепенный переход от мифов к самостоятельному, независимому от внешнего авторитета размышлению о мире, о человеческой судьбе.

Таким образом, с самого начала возникает противопоставление знания разумного, истинного, открываемого философом и знания толпы, знания изменчивых, преходящих вещей. Мир получает как бы еще одно измерение: есть видимые изменчивые вещи, возникающие и исчезающие, и есть неизменное бытие, сущность, первопричина, которая порождает изменчивые вещи. Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначала, вечного и неизменного бытия. Или, как говорил Гераклит, познания самого могущественного в мире и самого важного в человеческой жизни.



Философия чаще всего определялась как наука о сущности, познание первых начал бытия, наука о всеобщем. Тем самым она отделялась от других наук, которые познают отдельные части сущего, а не сущее как таковое.

Основатель афинской Академии Платон (Y – IY вв. до н.э.) для объяснения того, что такое философия, использует образ пещеры.

Достаточно развернутое исследование того, чем занимается философия, предпринял ученик Платона Аристотель, которого считают наиболее выдающимся греческим философом. В своем главном труде «Метафизика» он писал: «Есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как таковое и то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни с одной из частных наук: ни одна из частных наук не исследует общую природу сущего, но все они выделяют себе какую-либо часть его (сущего)». «Именно первой философии надлежит исследовать сущее как сущее – что оно такое и каково все присущее ему как сущему».

Высшая наука – первая философия. Она исследует сущее само по себе, первые начала и причины. Для Аристотеля первая причина - это высший Разум, Бог.

Аристотель говорит о причинах возникновения философии. «Ибо вследствие удивления люди и теперь и впервые начали философствовать». Для Аристотеля философия не только наука, но и образ жизни, причем наисовершеннейший образ жизни, высший род досуга. Если кратко изложить аристотелевское понимание философии, то оно сводится к следующему. Философия: 1) учение о сущем самом по себе, о первых началах и причинах, о боге; 2) это высшая умозрительная наука; 3) наука наук; 4) высший род досуга, наиболее совершенный образ жизни свободного человека, обладание знанием в общей форме и как таковая есть достояние немногих.

Если же в обобщенном виде выразить то, как представлялась философия в самосознании философов, то такое nредставление резюмируется в следующем: это наука о сущем, о первых причинах бытия, наука наук, aбсолютная наука, хранительница истины в последней инстанции обладательница принципов, на основе которых, можно построить разумную жизнь.

I.1.3. Философы о философии

Алкиной – греческий философ, представитель платоновской школы, автор «Учебника платоновской философии».

«Философия есть тяга к мудрости, или отрешение и отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно сущему; мудрость состоит в познании дел божественных и человеческих.

Есть два рода жизни: созерцательная и деятельная. Главное в созерцательной жизни — знать истину, а в деятельной — делать то, что велит разум. Жизнь созерцательная хороша сама по себе, а деятельная — поскольку необходима. Что это так, ясно из следующего.

Созерцание есть действие ума, мыслящего умопостигаемое, а деятельность — действие разумной души, происходящее с помощью тела. Считается, что душа, созерцающая божественное и мысли божьи, получает удовольствие, и это ее состояние называется размышлением, которое, можно сказать, ничем не отличается от уподобления божеству.

Итак, философу пристало непрерывное созерцание.

Согласно Платону, философ ревностно занимается тремя вещами:он созерцает и знает сущее, творит добро и теоретически рассматривает смысл речей. Знание сущего называется теорией, знание того, как нужно поступать,— практикой, знание смысла речей — диалектикой.

Один аспект практическойфилософии — воспитание характера, другой — домоправительство, третий — государство и его благо. Первый называется этикой, второй — экономикой, третий — политикой.

Одна часть теоретической философии — теология — имеет дело с неподвижными и первыми причинами, а также с божеством; другая — физика — изучает движение звезд, их обращение и возвращение; а также устройство космоса; математике подлежат то, что рассматривает геометрия и прочие такого рода науки».

Границы разума.

Н.А.Бердяеводин из крупнейших русских философов конца XIX – начала ХХ вв.

«Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению самая возможность философии, и каждый философ принужден начинать свое дело с защиты философии и оправдания ее возможности и плодотворности. Философия подвергается нападению сверху и снизу, ей враждебна религия,и ей враждебна наука. Она совсем не пользуется тем, что называется общественным престижем.

Великие философы в своем познании всегда стремились к возрождению души, философия была для них делом спасения. Настоящий, призванный философ хочет не только познания мира,нои изменения, улучшения, перерождения мира.

Философия чужда большей части людей, и вместе с тем каждый человек, не сознавая этого, в каком-то смысле философ. Весь технический аппарат философии чужд большей части людей. Большая часть людей готова употреблять слово "философ" в насмешливом и порицательном смысле. Но каждый человек, хотя бы он этого не сознавал, решает вопросы "метафизического" порядка. Вопросы математики или естествознания гораздо более чужды огромной массе людей, чем вопросы философские, которые, в сущности, ни одному человеку не чужды. И существует обывательская философия тех или иных социальных групп, классов, профессий, как существует обывательская политика. Человек, испытывающий отвращение к философии и презирающий философов, обыкновенно имеет свою домашнюю философию. Ее имеет государственный деятель, революционер, специалист-ученый, инженер-техник. Они именно поэтому и считают ненужной философию».

Философия и мировоззрение

Всякая философия – мировоззрение, хотя мировоззрение не обязательно философия. Многозначность понятия «мировоззрение» постоянно выявляется как в научном, так и в обыденном словоупотреблении. Мировоззрение может быть религиозным, научным, материалистическим, идеалистическим, механистическим, метафизическим, оптимистическим, пессимистическим и т. д. Мы говорим о феодальном, буржуазном, коммунистическом мировоззрениях.

Определение понятия мировоззрения представляет значительные трудности.

В общем виде мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования. Мировоззрение – это программа действий индивида, социальной группы или общества в целом (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (почему именно эти цели наиболее важные и достойные).

Мировоззрение – не просто знание о мире и человеке, но и оценка, отношение человека к миру. Мировоззрение – совокупность наиболее общих ориентиров, которые позволяют нам делать выбор в конкретной ситуации. Это как бы общая программа, позволяющая выбирать программы частные. Она может быть продуманной и обоснованной, опираться на научные знания, иметь четко сформулированные цели и способы их достижения, а может быть не продуманной, не ясной, включать в себя противоречивые представления. Тогда выбор определяют различные внешние влияния, мимолетные чувства, настроения, эмоции. Мировоззрения конкретных индивидов могут различаться степенью осознанности, продуманности, тем, что в них преобладает – интеллект или чувства, миропонимание или мироощущение.

Мировоззрение конкретного человека обычно достаточно аморфно, не четко, противоречиво. Это связано с тем, что духовная культура, из которой он черпает свои представления, всегда содержит множество различных, порой противоречивых точек зрения на то, как устроен мир, какое место в нем занимает человек, в чем смысл его существования. Это не четкость и противоречивость – условие свободы. Но свобода не может быть безграничной. Человек живет в обществе, поэтому его действия должны быть понятны окружающим и предсказуемы. Должны быть общие представления о мире, об обществе, о целях существования, обеспечивающие совместную деятельность. Мировоззрение конкретного человека - сплав общего и частного, опыта человечества и личного опыта. От самого человека зависит «качество» его мировоззрения: будет ли оно узким, неразвитым, эгоистичным или, наоборот, опирающимся на опыт всего человечества.

Общие представления о мире, обществе и человеке создаются «идеологами», «теоретиками» и закрепляются в различных формах идеологии. Идеологи – творцы идей, а идеологии – систематизированные, упорядоченные, обоснованные в программы действий конкретного общества (государство) или социальной группы, класса. Наиболее общие идеологии – религия и философия. Они описывают мир как целое и человека как часть мира, формулируют наиболее общие программы. Более частные идеологии – политические. Они формулируют программы действий в сфере политики. Существуют еще более узкие «идеологии», которые формулируют программы (кодексы поведения) отдельных профессиональных групп: врачей, ученых, военных и т.д.

Индивидуальное мировоззрение – конкретное сочетание различных «программ» общего и частного характера, имеющих статус ценностей. Оно или активно создается человеком, или пассивно воспринимается им. Первое характерно для философии, второе – для религии. Можно сказать, что философия (как мировоззрение, «программа», жизненная стратегия) входит в человека через разум, религия – через чувство. Религия и философия – формы мировоззрения, которые различаются способом обоснования своих идей (программ, жизненных стратегий, ценностей).

Таким образом, виды (формы) мировоззрения можно выделять по различным основаниям. По степени доказательности различаются религия и философия как формы мировоззрения.

Виды (формы) мировоззрения различаются также по содержанию утверждаемых идей («программ», целей, ценностей). Это различные «измы»: либерализм, социализм, фашизм, национализм и т.д.

Различаются также мировоззрения различных эпох (феодальное, капиталистическое и т.д.), различных социальных групп, классов (рабов, крестьян, аристократии, буржуазии, пролетариата, интеллигенции и т.д.).

Вернемся к вопросу о специфике философского мировоззрения. Его особенность состоит, прежде всего, в том, что оно представляет собой общее теоретическое мировоззрение. Именно теоретическая форма, опора на логику и доказательства отличает философию от религии. Проблема «человек – мир» - ядро философского и религиозного мировоззрений.

Рассматривая проблему «человек - мир» философия трансформирует ее в более абстрактную проблему соотношения духовного и материального. В зависимости от ее решения в философии сформировались два направления – материализм и идеализм. Материалистическое направление (мировоззрение) рассматривает материальное начало как первичное, определяющее, а дух, сознание, разум – как свойство материи. Идеалистическое направление (мировоззрение) рассматривает духовное начало как главное, определяющее, а материю как порождение духа. Тот или иной вариант решения проблемы взаимосвязи материального и духовного определяет решение многих других философских проблем, определяет философское мировоззрение в целом.

Предельность абстракций и универсальность постановки мировоззренческих проблем – особенность философского мировоззрения. Именно теоретический характер осмысления общественной практики позволяет философии выработать и обосновать те принципы и идеалы, которые ориентируют человека в мире. Философия не просто познает действительность (как это делает наука), но и интерпретирует ее определенным образом, осмысливает, оценивает. Философское мировоззрение наиболее синтетично, так как оно опирается на совокупный опыт человечества, обобщает и синтезирует различные типы отношения человека к миру.

Философия является формой самосознания человеческой деятельности вообще.

Примеры из тестов

Тема: Функции философии

1. Способ проявления активности системы философского знания называется …

функцией
  метафизикой
  онтологией
  информацией

Решение:
Способ проявления активности системы философского знания называется функцией. Также под функцией философии понимается общий тип решаемых этой системой задач.

2. Созидательное воздействие философских принципов и понятий на формирование естественно-научных теорий показывает _____________ роль философии

конституирующую
  делегирующую
  методическую
  эмпирическую

Решение:
Созидательное воздействие философских принципов и понятий на формирование естественно-научных теорий показывает конституирующую роль философии. Философия воздействует на формирование новых научных теорий в естествознании опосредованно – через частнонаучную картину мира.

3. Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется …

гуманистической
  антропологической
  абстрактной
  политической

Решение:
Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется гуманистической. Она оказывает огромное влияние на формирование личности, мыслей, чувств, обеспечивает бытие человека в этом сложном мире.

4. Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется …

интегрирующей
  эмпирической
  дедуктивной
  субъективной

Решение:
Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется интегрирующей. Существует представление об объединяющей роли философии по отношению к научному знанию.

5. Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию.

гуманистическую
  гносеологическую
  мировоззренческую
  методологическую

Решение:
Одной из самых важных является гуманистическая функция философии. Нет на свете ни одного человека, который бы не рассуждал над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Н. А. Бердяев является одним из тех философов, которые лучше всех представлял, в чем заключается гуманистическое предназначение философии.

6. Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует …

систему определенных ценностей
  универсальный метод познания
  категории философии
  всеобщие закономерности развития мира

Решение:
Идеология – это совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действия. В философских учениях находят выражение стремления, надежды, идеалы разных социальных слоев общества. В этом и заключается идеологическая функция философии. Однако было бы неверно думать, что каждое философское учение четко и однозначно «привязано» к интересам одного определенного класса и защищает только их. В одном и том же философском учении нередко содержатся идеи, выражающие интересы разных социальных слоев. Кроме того, создаваемые выдающимися мыслителями учения, каково бы ни было их идеологическое значение, заключают в себе общечеловеческое содержание, развитие и защиту общечеловеческих ценностей и идеалов. Поэтому, главная задача философии в области идеологии состоит в том, чтобы отразить имеющееся в обществе разнообразие социальных позиций, идеалов и жизненных ценностей.

7. Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется …

критической
  познавательной
  прогностической
  метафизической

Решение:
Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется критической. Философия критична по своему существу.

8. Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется …

эвристической
  интенсивной
  валеологической
  позитивной

Решение:
Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется эвристической. Философский метод совместно с формально-логическим обеспечивает приращение знаний в философской сфере. Валеология – общая теория здоровья.

9. Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется …

координирующей
  дезинтегрирующей
  идеалистической
  дуалистической

Решение:
Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется координирующей. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования.

10. Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется …

культурно-воспитательной
  логико-рациональной
  информационно-семиотической
  прогностической

Решение:
Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется культурно-воспитательной. Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности.

11. Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется …

социально-аксиологической
  практико-эмпирической
  теологической
  методологической

12. Теоретическим ядром мировоззрения является …

философия
  мифология
  повседневность
  необходимость

Решение:
Теоретическим ядром мировоззрения является философия. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и найти место человека в нем. Это одна из важных функций философии в обществе.

13. Принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам называется …

рефлексией
  схоластикой
  педагогикой
  гносеологией

 

Предмет философии

1. Основной вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении …

мышления к бытию
  человека к Богу
  науки к религии
  общества к терроризму

Решение:
Основной вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении мышления к бытию. Данный вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом в произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В зависимости от решения вопроса об отношении бытия к материи Энгельс противопоставляет материализм и идеализм как подходы и ставит противоположность между материей и сознанием, а бытие разделяет на бытие идеального и материальное бытие.

2. Философско-мировоззренческая позиция, состоящая в критической оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как формы отношения человека к миру, называется …

антисциентизмом
  сциентизмом
  скептицизмом
  позитивизмом

Решение:
Философско-мировоззренческая позиция, состоящая в критической оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как формы отношения человека к миру, называется антисциентизмом. Антисциентизм дает негативную оценку НТП и в целом отрицательно оценивает роль науки в жизни человека и общества.

3. Термин «философия» означает …

любовь к мудрости
  стремление к совершенству
  познай самого себя
  все в твоих руках

4. Мыслителем считавшим, что «вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика», а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки», был …

Декарт
  Аристотель
  Гегель
  Маркс

5. Основной чертой философского мировоззрения является …

универсализм
  конкретность
  искусственность
  виртуальность

Решение:
Основной чертой философского мировоззрения является универсализм. Универсализм философии предполагает всесторонность знания. Философия стремилась выработать всеобщие основания бытия, теоретически осмыслить все существующее, дать целостную картину мира.

6. Характерной чертой научного мировоззрения является …

объективность
  универсальность
  персонализм
  абсолютность

Решение:
Характерная черта научного познания – объективность, которая фиксирует совпадение знания со своим объектом. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритического отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм.

7. Исторический тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности, называется …

мифологией
  религией
  наукой
  философией

8. Основной чертой мифологического мировоззрения является …

антропоморфизм
  критичность
  скептицизм
  объективность

Решение:
Основной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм. Антропоморфизм – очеловечивание природы, наделение ее человеческими качествами.

9. Европейским мыслителем считавшим, что «в сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке», был …

Гёте
  Аристотель
  Декарт
  Камю

10. Философия как форма мировоззрения возникает …

    в VII–VI вв. до н.э.
      в ХХ в.
      с возникновения человечества
      в ХIХ в.

Решение:
Философия как форма мировоззрения возникает в VII – VI вв. до н. э. Так, К. Ясперс писал, что философия возникает одновременно в трех независимых друг от друга регионах – Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.

11. Первый этап развития философского мировоззрения получил название …

космоцентризма
  антропоцентризма
  наукоцентризма
  культуроцентризма

12. Характерной чертой философского мировоззрения является …

критичность
  лаконичность
  искусственность
  вера

Структура философии

1. Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к …

эстетике
  диалектике
  идеализму
  позитивизму

Решение:
Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к эстетике как науке о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей. Областью исследования эстетики является специфический опыт освоения действительности человека через духовно-чувственную эйфорию, восторг, блаженство, наслаждение.

2. Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется …

монизмом
  дуализмом
  позитивизмом
  плюрализмом

Решение:
Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется монизмом. Согласно монизму в мире можно найти единую основу всего сущего. Так, материалистическая философия усматривает эту основу в материи. Монизм противостоит плюрализму и дуализму.

3. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется …

идеализмом
  материализмом
  нигилизмом
  натурализмом

4. Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии.

онтологическим
  гносеологическим
  эстетическим
  аксиологическим

Решение:
Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к онтологическим проблемам философии. Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие законы и категории сущего.

5. Наукой о формах и приемах рационального мышления является …

логика
  этика
  идеология
  философия

6. Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется …

иррационализмом
  материализмом
  рационализмом
  эмпиризмом

7. Философское учение о нравственности и морали называется …

этикой
  онтологией
  аксиологией
  эстетикой

Решение:
Философское учение о нравственности и морали называется этикой. Аристотель создал этику как особую дисциплину в разделе практической философии, поскольку этика занимается на философском уровне жизненно важными для каждого нравственными вопросами, касающимися должного поведения человека по отношению к другим людям и к себе.

8. Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется …

дуализмом
  монизмом
  догматизмом
  плюрализмом

9. Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии.

этическим
  логическим
  эвристическим
  надуманным

10. Раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира, называется …

онтологией
  этикой
  логикой
  гносеологией

11. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.

антропологическим
  гносеологическим
  праксеологическим
  искусственным

Решение:
Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к антропологическим проблемам философии. Антропология – философское учение о человеке, его «сущности» и «природе».

12. Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется …

аксиологией
  онтологией
  гносеологией
  антропологией

13. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является …

диалектика
  метафизика
  онтология
  гносеология

Решение:
Диалектика в марксистской философии – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Выделяют три основных диалектических закона: 1) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий причину самодвижения и развития; 2) закон перехода количества в качество, выражающий механизм развития; 3) закон отрицания отрицания, показывающий общий результат и направленность процесса развития.

 

КАРТИНЫ МИРА

МИРА ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ

Научное наследие Аристотеля

 

Этот этап, охватывающий V—IV вв. до н. э., был периодом времени между возвышением Афин как города-государства и подчинением Александром Македонским греческих полисов. В этот период в античной натурфилософии завершается господство концепции «стихий» как первоначал мира и возникает новое направление — атомистика.

Выдающимся представителем новой натурфилософской идеологии атомизма был Демокрит. Основные принципы его атомистического учения можно свести к следующим положениям.

1. Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц — атомов и незаполненного пространства — пустоты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве.

2. Атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся Вселенная, из них состоящая, существует вечно.

3. Атомы представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы' — последние, образно говоря, «кирпичики мироздания».

4. Атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве.

5. Различаются атомы по форме и величине. Но все они настолько малы, что недоступны для восприятия органами чувств человека. Форма их может быть весьма разнообразной. Самые малые атомы имеют, например, сферическую форму. Это, по выражению Демокрита, «атомы души и человеческой мысли».

6. Все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний (подобно тому как слова образуются из букв).

Представляет интерес учение Де









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.