Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА





Основные характеристики нервных процессов (сила возбуди­тельного и тормозного процесса, их уравновешенность, подвиж­ность, динамичность и лабильность)"накладывают свой отпеча­ток на профессиональную деятельность в любой области, хотя разные профессии предъявляют требования к различным свой­ствам и категоричность этих требований различна. Индивидуально-типологические особенности мало изменяют­ся на протяжении профессионального пути и относятся к наибо­лее стабильным свойствам. При этом следует помнить, что одно то же типологическое свойство может иметь как положи­тельные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления: слабость нервных процессов опре­деляет низкий предел работоспособности и в то же время высо­кую чувствительность; инертность нервных процессов проявляется в малых показателях скорости нервной деятельности и в прочности временных связей и т. д. Таким образом, при- i родная недостаточность в области одной функции компенсиру­ется преимуществом в области другой, не менее важной. А раз­ные типы высшей нервной деятельности необходимо рассматри­вать не как разные степени совершенства нервной деятельности, а как «разные способы уравновешивания организма со средой» [102, с. 445]. Это важнейшее положение, сформулированное Б. М. Тепловым, породило большой цикл исследований, направ­ленных на выявление именно тех свойств, благодаря которым работники с противоположными типологическими свойствами достигают равной профессиональной успешности. Обусловлен­ная типологическими особенностями система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуще­ствлению данной деятельности, получила название индивиду­ального стиля деятельности [47].С помощью этих способов, приемов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свой природные преимущества. Например, .ткачихи с высокой подвижностью нервных процессов выполняют срочные работы по мере их воз­никновения, а инертные предпочитают ограждать себя от. рыв­ков в работе повышенным вниманием к предупредительным работам. Продуктивность тех и других одинакова, но достига­ется она разными путями [46].



Понятие «индивидуальный стиль» включает в себя не только внешние практические способы действия. К индивидуальному стилю относятся также способы и приемы организации психи­ческой деятельности, например способы умственных действий, организации внимания и т. п.

Основными этих: способах и приемах является своеобразное соотношение ориентировочной и исполнительной деятельности. В одних случаях мысленный план действий очень детализиро­ван и в большей степени создается до процесса их осуществле­ния, а в процессе выполнения он изменяется незначительно. В других случаях мысленный план действий, создаваемый до их осуществления, имеет схематический характер, а в процессе выполнения значительно детализируется и видоизменяется. В первом варианте познавательная, ориентировочная деятель­ность главным образом осуществляется до выполнения и лишь затем сочетается с исполнительной. Во втором — познаватель­ная, ориентировочная деятельность в основном протекает одно­временно ив связи с исполнительной.

В зависимости от этого основного признака индивидуально­го стиля находится и различное соотношение контрольной и исполнительной деятельности. Если познавательная, ориен­тировочная деятельность в большей степени осуществляется до выполнения, то контролирующие действия занимают большее место в процессе выполнения. В обратном случае их удельный вес меньше.

Оба эти типа индивидуального стиля наблюдаются при вы­полнении как физического, так и умственного труда, в практи­ческой и теоретической деятельности, при решении задач раз­личной степени сложности и у людей различных возрастов. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что любая дея­тельность человека с необходимостью требует органической свя­зи и единства ориентировочной, контролирующей и исполни­тельной деятельности. Во-вторых, тем, что характер и форма этой связи в любой деятельности определяются наиболее общи­ми и типическими свойствами нервной системы — силой и под­вижностью нервных процессов.

Следующий признак индивидуального стиля заключается в том, что характерные для него способы и приемы действия имеют обобщенный характер. Они применяются одним и тем же человеком не в какой-либо специфической, ситуации дея­тельности или при разрешении каких-либо специфических за­дач, а в самых различных ситуациях и даже в различных видах деятельности.

Наконец, успешные индивидуальные приемы и способы выполнения формируются, лишь при условии активного положи­тельного отношения к деятельности [67, с. 17—20].

Е, А. Климов обращает внимание на тот факт, что не все рабочие оказываются в состоянии самостоятельно найти свой индивидуальный стиль, и следствием этого является «стихий­ный естественный отбор» рабочих. Задача производственного обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти наиболее подходящий, наиболее выгодный для него образец, стиль рабо­ты, а не стараться сделать всех обучаемых на одно лицо по­средством стандартизации решительно всех приемов и способов работы [47, с. 219].

Возможности компенсации с помощью индивидуального сти­ля свойств, противодействующих успеху деятельности либо профессионально значимых, но выраженных недостаточно, ограничены.

Никакой индивидуальный стиль не может компенсировать отсутствия необходимых задатков (музыкальных, художествен­ных ит.п.).

В некоторых случаях применение индивидуального стиля ограничивается или вообще невозможно в силу жестких требо­ваний деятельности, предъявляемых к способам и приемам выполнения.

Бели какого-то уровня достижений можно добиться благода­ря индивидуальному стилю при самых различных свойствах ин­дивидуума, то нередко более высокий уровень достижений становится возможным лишь при определенном специфическом симптомокомплексе свойств индивидуума. Так, в одном из ис­следований было обнаружено, что среди перворазрядников и мастеров спорта по акробатике встречаются спортсмены с инертными нервными процессами, но их не было среди испы­туемых— чемпионов Советского Союза.

Индивидуальный стиль не выручит и специалиста, работаю­щего в такой области, где часто возникают экстремальные ситуации, предъявляющие повышенные требования к эмоцио­нальной устойчивости, например в некоторых профессиях, свя­занных с ракетной техникой, космонавтикой, авиацией.

Наконец, формирование индивидуального стиля требует до­статочного осмысления требований деятельности и степени целе­сообразности применяемых способов действия. Только при таком условии человек может сознательно отобрать способы и приемы работы, соответствующие его возможностям и вместе с тем достаточно целесообразные при данных требованиях деятель­ности [67, с. 22].Таково влияние типологических особенностей на результа­тивность и характер выполнения профессиональных задач от­дельным работником. Что же касается профессиональных задач, стоящих перед трудовым коллективом (бригадой, про­изводственным участком), то, по-видимому, наличие в нем представителей каждого из типов делает общую работу более эффективной: подвижные обеспечивают быстрое приспособле­ние к ситуации неожиданных перемен, новых профессиональных задач; инертные придают работе надежность, устойчивость в однообразных условиях, отрицательно влияющих на актив­ность подвижных; слабые благодаря высокой чувствительности к едва заметным раздражителям обеспечивают тонкую реак­тивность группы; сильные заражают коллектив своей энергией. Иными словами, производственный организм, который, как правило, состоит из людей с разными индивидуально-типологи­ческими свойствами, благодаря этому имеет в своем распоря­жении все способы уравновешивания с профессиональной средой.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.