Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инновационная деятельность и педагогический опыт в формировании педагогического творчества





 

В настоящее время в образовании широко распространяется инновационная деятельность, создаются инновационные школы, исследуется деятельность педагогов-новаторов. Обновляющаяся система образования ищет новое в своей деятельности, создает новое и исследует его. Кто осуществляет инновационную деятельность? Конечно, учителя, работающие индивидуально, и объединяющиеся в целые новаторские коллективы.

Под инновацией подразумевается процесс введения какого-либо новшества в практику.

Инновационная деятельность – это один из аспектов работы современного учебного заведения в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий, характеризующихся позитивными качественными изменениями. Инновационная деятельность предусматривает своего рода отклонения от нормы, представляющей стандарт, признанный в конкретно-экономических условиях; введение альтернативных норм, заимствование их из других сфер. Инновационная деятельность обеспечивает совокупность средств для развития, предполагает сознательное преобразование действительности.

Инновационная деятельность зависит от двух факторов: силы развивающегося инновационного процесса и характера его отношений со средой. В условиях управления учебным заведением это, с одной стороны, обоснованность выбора новшества, его реализации, с другой – заинтересованность в нем всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учащихся, родителей, поддержка органов управления.

Факторами, способствующими интенсификации инновационного процесса, являются:

– творческий потенциал руководителей учебного заведения;

– разработанные комплексные проекты;



– социально-экономическая среда;

– ролевые позиции участников инновационного процесса.

Инновационный режим образовательного учреждения способствует активному личностному самоопределению как учителей, так и учащихся, поскольку их действия направлены на познание через исследование, поиск, модификацию, преобразование объекта в последующей деятельности для решения проблем. Опыт усваивается, интерпретируется учителями и учащимися в процессе выбора исследования и преобразования.

За два последних десятилетия явным стал интерес к инновациям вообще и инновациям в педагогике в частности. Пальма первенства в этой сфере принадлежит зарубежным экономистам и управленцам. Изучение научной литературы показывает, что впервые понятие «инновация» встречается в работах К. Роджерса, который определяет ее как идею, для конкретного лица являющуюся новой. Не имеет значения, является идея объективно новой или нет, она определяется во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования. Первое наиболее полное описание инновационных процессов в экономической науке ввел И. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» в 1911 г.

Инновационное обучение – процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей культуре, социальной среде. Этот образовательный процесс помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации.

Педагоги-новаторы и инновации были всегда. Традиционными являются и исследования внедрения достижений педагогической науки, и распространения педагогического опыта. Инновация – принципиально новое образование, новая идея, существенно меняющая сложившуюся технологию обучения, тип учебного заведения или управление образованием.

Педагогические инновации можно определить как обновление, реформирование образования, а также как внесение нового в учебно-воспитательный процесс, как нововведение, как изменение с целью улучшения. Причем нововведение не обязательно должно быть чем-то совершенно новым, но обязательно лучшим в современной ситуации, а, значит, чем-то более современным и передовым.

Педагогическая инновация – опыт, кардинально меняющий традиционно сложившуюся практику обучения.

По своему основному замыслу, инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, которые с этим новшеством связаны. Рассматривая новые модели обучения, мы тем самым обращаемся к развитию инновационных дидактических подходов, нетрадиционных представлений о построении учебного процесса.

Сферы образования настолько взаимосвязаны, что новшества в одной сфере обуславливают нововведения в любой другой сфере. Образование представляет собой очень сложную и комплексную деятельность, состоящую из ряда компонентов, которые диалектически между собой связаны, обусловлены и зависимы.

Процесс обновления образования требует теоретического осмысления и обоснования с тем, чтобы ограничить стихийность этих процессов и эффективно управлять ими.

Инновационные процессы в образовании – это целая система происходящих изменений, неразрывно связанных с изменениями общества. Их развитие зависит от:

1) социального заказа, определяемого обществом на данный момент;

2) объективных условий обновления;

3) готовности конкретных коллективов воспринять и выполнить этот заказ;

4) огромное значение имеет научная и управленческая подготовка предстоящих нововведений, определение стратегических целей и тактики их реализации. Без соответствующих предпосылок и реальных возможностей нововведения обречены на неудачу.

Неотъемлемым элементом жизнеспособности педагогических инноваций является теоретическое осмысление содержания педагогических инноваций. Оно включает три фазы:

первая фаза – раскрываются особенности создания педагогических новшеств, их источники, классификация, критерии новизны;

вторая фаза – исследуются проблемы восприятия, оценки и освоения педагогическим сообществом возникающих новшеств;

третья фаза – обобщаются данные о применении нового в образовании. Кроме того, инновационные процессы в образовании состоят из различных направлений деятельности общества. В их внедрении и развитии прослеживается несколько этапов:

– анализ вновь возникших проблем;

– теоретическая разработка и постановка новых целей и задач, стоящих перед образованием (формирование новой программы развития образования);

– обеспечение условий для реализации нововведений, разработка научных концепций, моральное и материальное стимулирование учителей, организационные меры по внедрению новшеств, изучение результатов и корректировка;

– подведение итогов реализации нововведений в массовых масштабах.

Внедрение инноваций можно условно разделить на четыре основных направления, включающих изменения в:

- организации образовательного процесса;

- содержании образования;

- технологии;

- управлении образовательными учреждениями.

Можно выделить такие направления, как изменения в организации внеучебной познавательной и культурно-досуговой деятельности учащихся и во взаимоотношениях образовательного учреждения с микросоциумом.

По данным исследований инновационных процессов, в образовательных учреждениях России 90% охвачено поиском новых подходов, средств и форм образовательной деятельности. На изменения быстрее всего отреагировала дидактическая система, но чаще всего инновационные процессы затрагивают организационную сферу (создание профильных классов, «перестройка учебных планов»). Возникают новые формы связи образовательных учреждений с вузами, появляются школы-гимназии, колледжи, лицеи, авторские школы – альтернативные учебные заведения. По масштабу преобразований наиболее часто встречаются локальные (частные) нововведения или модульные (комплексные, относящиеся к одной группе предметов, к одной возрастной группе). Целостный, системный взгляд на обновление образовательного учреждения встречается редко.

В современном альтернативном отечественном образовании выделяют четыре основных направления:

1. Авторская школа, действующая на основе образовательных концепций современных авторов, непосредственно участвующих в организации работы этих образовательных учреждений.

2. Конструирование образовательных систем из авторских концепций или их сочетания с элементами традиционного обучения.

3. Частные школы, где при сохранении традиционных форм и содержания образования, привлекая дополнительные финансовые средства, стараются изменить условия жизни и социальные возможности учителей.

4. Специализированные (профилированные) средние общеобразовательные учебные заведения (лицеи, гимназии, колледжи), где, с одной стороны, учебный процесс строится на расширенной базовой основе образования, а с другой – учащиеся вступают в мир профессионально-ориентированного образования.

При всем разнообразии проблем, которые приходится решать при создании инновационных учебных заведений, центральной является проблема подготовки педагога, способного к осмыслению прошлого педагогического опыта, к созданию нового, к творческому взаимодействию с коллегами.

Изучение опыта становления современных инновационных образовательных систем позволяет выявить этапы их становления:

1 этап – диагностико-прогностический (поиск и прогнозирование замысла будущего учебного заведения, его педагогического коллектива);

2 этап – подготовительный (целевая ориентация коллектива);

3 этап – организационный (образование «творческого ядра коллектива»);

4 этап – практический (создание и освоение нового);

5 этап – оценочно-корректировочный (использование и оценка новшеств).

На диагностико-прогностическом этапе идет поиск и оформление замысла будущего учебного заведения. Идея становится ядром инновационного процесса. Педагогическая идея – это «крылья», на которых парит коллективное творчество. Идея воодушевляет коллектив, и начинается коллективное прогнозирование направлений деятельности. Нужен сильный «внешний толчок», который объективно ставит педагогический коллектив перед фактом создания новшеств, так как учитель-одиночка не в силах решить проблему, сдвинуть дело. Таким «инновационным толчком» может стать изменение статуса учебного заведения, контингента учащихся, открытие нового профиля обучения.

На подготовительном этапе происходит целевая ориентация коллектива, формирование мотивационной и теоретической готовности учителей к разработке новшеств. Руководители учебных заведений стремятся сформировать коллектив из учителей, которые не только бы хорошо разбирались в своей специальности, но и обладали достаточным стартовым творческим потенциалом для создания авторских учебных программ, для обогащения учебно-воспитательного процесса новыми идеями.

На организационном этапе складывается творческое ядро коллектива. Все большее значение приобретают связи практики учебного заведения с научными знаниями. Именно в этот период разрабатываются новшества, создаются программы экспериментальной работы по приоритетным направлениям деятельности учебного заведения.

Практический этап – это период в жизни учебного заведения, когда активно происходит создание и освоение нового. В процессе работы идеи и ценности обновления школы принимаются большей частью учителей, но при этом сохраняется свобода дискуссий, открытое обсуждение достижений и ошибок. Инновационный процесс порождает проблемы в управлении. Как правило, появляются элементы самоуправления. Сплочению коллектива помогает его богатая разносторонняя интеллектуальная жизнь, разнообразие интересов, творческое взаимодействие педагогов и учащихся. Научно-исследовательская, экспериментальная работа становится стержнем формирования творческого коллектива учителей.

Оценочно-корректировочный этап должен завершать любой инновационный цикл, так как именно при использовании и оценке новшеств устанавливается, достигают ли они цели, решают ли проблемы учебного заведения.

Участие в исследовании своего труда и личности ребенка становится мощным стимулом для профессионального совершенствования учителей, развивающим их мировоззрение, побуждающим к осмыслению, анализу удач и неудач. У учителей возникает острая необходимость в широком научном абстрагировании, систематическом приобщении учителя к важнейшим достижениям педагогики, психологии, социологии, физиологии. Большая индивидуальная работа с педагогами помогает им освоить индивидуальный стиль деятельности. Учителем приобретается инновационный педагогический опыт.

Важнейшими чертами учителя, включенного в преобразующую инновационную деятельность, являются:

– способность видеть проблему, противоречия;

– стремление достигнуть наиболее эффективных для конкретных условий результатов, даже если условия работы неблагополучны;

– познание собственной педагогической индивидуальности.

В качестве примера приведем организацию инновационной деятельности в школе-лаборатории № 1026, которая открылась в 1988 г. Школа имела ряд специфических признаков: расположена на она была на восточной окраине г. Москвы, за кольцевой автодорогой, в микрорайоне «Новокосино», который в течение 10 лет (1988–1998 гг.) представлял собой большую стройку. Являясь типичным спальным микрорайоном, он застраивался жилыми домами повышенной этажности, не имел промышленных зон, крупных учреждений, институтов, учреждений социально-культурного назначения (театров, кинотеатров, музеев, домов культуры, спортивных сооружений и т.п.).

Микрорайон заселялся многодетными семьями из всех других районов Москвы, в связи с чем имеющиеся детские дошкольные учреждения и школы оказались значительно переполнены. Количество учащихся в школе за 5 лет колебалось от 2040 до 1350 чел. при проектной мощности школы, рассчитанной на 1296 учащихся. Количество классов в школе от 50 до 60, 6–8 групп продленного дня. Примерно 2/3 родителей были заняты в сфере материального производства, 1/3 – инженерно-технические, медицинские, педагогические работники, военнослужащие. Каждая пятая семья – многодетная.

Будущий состав учащихся школы, до момента ее открытия 1 апреля 1988 г., обучался в ранее построенных, расположенных рядом школах: с сентября по ноябрь – в школе № 1024, с ноября по март – в школе № 1025. Не имея возможности до открытия школы использовать для изучения своих будущих учеников объемные психологические методики, а также педагогические консилиумы, составление характеристик и самохарактеристик и т.д., педагогический коллектив, учитывая важность разнообразной информации о будущих учениках, провел микроисследование, использовав анализ письменных работ и устных ответов учащихся (исходный материал был подготовлен педагогами школы № 1024 и школы № 1025), педагогические наблюдения по специально разработанным программам (во время уроков и внеурочных мероприятий в этих школах), социологические методы исследования (беседа, анкетирование закрытого и открытого типа). Исследование охватывало учащихся средних и старших классов (более 700 чел.).

Результаты исследования выявили серьезные проблемы у детей. Неудовлетворенность школой вообще и той, в которой ученик обучается, отмечали 68% учащихся; отсутствие интереса к учебе – 71%; отсутствие достаточно стабильных знаний по большинству предметов – 68%; нежелание и неумение заниматься самообразованием испытывали – 81%; конфликтность во взаимоотношениях со взрослыми наблюдалась у 32%; неудовлетворенность внеурочной жизнью школы была характерна для 56%; отсутствие коллективистских отношений в классе и школе – 63%; отсутствие в школе возможностей для реализации своих интересов и потребностей – 61%.

Стало очевидным, что потребуется единство всех воспитывающих сил, механизм преодоления негативных тенденций, позволяющий реально влиять на формирование и развитие качеств личности будущих учеников, наиболее полно отвечающих цели их максимального развития.

Особенности школы, обусловленные в значительной степени ее статусом «новостройки» и социальной средой, характеризующиеся противоречием между реально существующими негативными явлениями, накопившимися в отечественной школе за долгие годы господства административно-командной системы, и потребностями государства, общества, коллектива педагогов школы в преобразовании школы на основе демократизации и гуманизации, создали предпосылки для движения коллектива школы в направлении создания своей воспитательной системы.

Значительным событием в создании воспитательной системы стал первый в истории школы педагогический совет, проведенный 30 марта 1988 г., накануне открытия школы. Коллектив школы дал ему название поэтической строкой: «Мой родной народ, оглянись вперед!». Педагогический совет был проведен в форме вечера общения «В гостях у…», в дальнейшем ставшей традиционной. В данном случае «гостей» принимал директор школы. Учебный кабинет, превращенный в уютную «гостиную», самовары, свечи, радушный «хозяин», принимающий гостей, стихи, приятная музыка. Сначала разговор идет разобщенный, по группкам: об усталости, незаконченных делах, о волнующем завтрашнем первоапрельском дне открытия школы, затем мысли педагогов, ненавязчиво ведомые организаторами вечера, начинают концентрироваться вокруг ключевых проблем:

1. Какой мы хотим видеть нашу школу? В чем ее главная задача?

2. В чем содержание основополагающей идеи демократизации нашей школы?

3. Каковы пути формирования единого коллектива взрослых и детей?

4. Как нами понимаются слова Ш.А. Амонашвили, что характер общения педагога с детьми – это фундамент, на котором строится вся деятельность школы?

5. Что значит «целостная личность ребенка»? Каковы условия ее развития?

В результате педагогами были сформулированы наиболее значимые черты будущей воспитательной системы школы:

1. Соединение в единый комплекс и подчинение цели развития личности ребенка всех составных частей школьной жизни, движение от разрозненных воспитательных воздействий к целостному школьному организму. Максимальное использование силы воспитателя–коллектива.

2. Организация жизнедеятельности как основы воспитательного процесса. В школе должна быть создана сфера жизнедеятельности, наполненная разнообразными делами (учебными, трудовыми, благотворительными, самодеятельно-творческими, досуговыми и т.д.), чтобы каждый учащийся нашел себе дело по душе, ощутил чувство успеха, уверенность в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

3. Обучение и воспитание – две важнейшие взаимосвязанные функции школы. Можно многому научить ребенка, но не привить ему чувство справедливости, человечности, доброты, не сформировать любознательность, принципиальность, деловитость. Школа может сформировать эти чувства и качества, но не дать современного образования. Необходимо неуклонно повышать воспитывающий характер образования и образовательный эффект воспитания.

4. Существенное изменение форм и методов обучения, включающее интенсивную работу по овладению прогрессивными методиками обучения, ориентированными на активные формы совместной деятельности ученика и учителя.

5. Подход к воспитанию – не как к воздействию взрослых на детей, а как к процессу совместной жизнедеятельности, направленному на развитие и тех и других, построенному на началах сотрудничества.

6. Неуклонная гуманизация межличностных отношений. Отказ от авторитарности, грубости, насилия над ребенком (как скрытого, так и явного), которые губят ребенка как личность.

Была сформулирована перспективная цель развития школы: «Формирование школы нового типа, в которой на основе реализации прогрессивных педагогических технологий создается гуманистическая воспитательная система, основанная на принципах и методике коллективной творческой деятельности, создающая условия разностороннего развития личности ребенка».

Достижение этой цели обеспечивалось 10-летней экспериментальной работой. Были реализованы три программы:

1. Программа «Школа как центр формирования творческой личности» (1989 –1992 гг.).

2. Программа «Воспитательный комплекс творческого развития личности» (Детский сад – школа – вуз) (1993 – 1995 гг.).

3. Программа «Гуманистическая воспитательная система школы как средство формирования творческой личности ученика и учителя» (1996 – 1999 гг.).

В ходе реализации программ вносились изменения в учебный план, программы обучения, деятельность учащихся на уроках. Характер общения педагогов с учащимися изменился, общение строилась на принципах гуманизма, совместной деятельности, сотрудничества, сотворчества. В педагогическом коллективе проводились семинарские занятия, научно-практические конференции, были организованы постоянно действующие педагогические мастерские, в которых педагогами отрабатывались оптимальные методы и формы работы. Результативность проводимой работы постоянно изучалась, проводилась коррекция воспитательной системы школы.

В 1999 г. была проведена обширная контрольно-диагностическая работа, которая позволила сделать следующие выводы:

1. За 10 лет этапа «Становления» в школе № 1026 сформирована воспитательная система школы гуманистического типа.

2. Реализована генеральная цель школы. Созданная в школе воспитательная система представляет собой целостный механизм, интегрирующий все педагогические воздействия и создающий сферу жизнедеятельности ребенка в школе.

В школе начался новый этап «Развитие» воспитательной системы школы, который определил потребность в локальных и модульных изменениях, основанных на серьезной научно-аналитической и прогностической деятельности и направленных на системное ее преобразование в высокопрофессиональное образовательное учреждение.

Рассмотренный опыт школы-лаборатории № 1026 позволяет выделить все вышеназванные этапы становления инновационной образовательной системы – от диагностико-прогностического до оценочно-корректировочного.

Инновационный процесс часто связан с освоением и внедрением в практику теоретических положений, разработанных педагогами-теоретиками.

Ученые разработали технологию внедрения педаго­гической теории в практику. В частности В.И. Журавлев предлагает следующий алгоритм ее внедрения:

1) изучение задач, сформулированных в нормативных документах;

2) анализ состояния практики и сопоставление дан­ных с социальными требованиями;

3) построение эталона преобразования педагогичес­кой практики;

4) поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены;

5) разработка комплексной программы, включающей закономерности этапа внедрения;

6) подготовка дидактических, материальных, инфор­мационных, организационных средств;

7) методическая, психологическая, организационная подготовка участников внедрения;

8) установление связи с авторами рекомендаций.

Инновационная деятельность в образовании бывает связана с изучением, освоением и применением передового педагогического опыта.

Передовой педагогический опыт – эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких зат­ратах сил, средств и времени. Исследователи, изучающие передовой опыт, различают его по масштабу, новизне и качеству. По масштабу выделяют: единичный и типичный, индивидуальный, групповой и массовый; по новизне – новаторский, творческий, репродуктивный; но качеству – передовой, положительный, эффективный, неэффектив­ный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Все эти признаки находятся во взаимосвязи.

Известный педагог, исследователь проблемы научной организации педагогического труда И.П.Раченко выде­ляет три основных подхода в трактовке передового педа­гогического опыта: передовой педагогический опыт как образец хорошей работы; как деятельность, в которой во­площены в жизнь выводы научных исследований и благодаря чему достигаются принципиально новые результа­ты; как новаторство с его педагогическими находками, открытием нового, оригинального знания.

Передовой педагогический опыт в любом случае свя­зан с творчеством, он является результатом творческого труда педагогических коллективов или отдельных учите­лей. Например, в истории развития советской школы в разные годы передовым считался опыт творческих кол­лективов учителей Кировоградской, Липецкой, Ростовс­кой, Казанской, Московской, Новосибирской областей. В Липецкой обл. обобщались результаты изучения эф­фективности урока, в Ростовской – исследовались про­блемы преодоления второгодничества учащихся, в Ка­занской – развитие познавательной активности и само­стоятельности школьников.

Ярким примером педагогического творчества являет­ся профессиональная деятельность Василия Александро­вича Сухомлинского (1918–1970). Спектр проблем, кото­рые его интересовали, очень широк: гармоническое един­ство обучения и воспитания, образованности и воспи­танности, превращение знаний в убеждения; гармони­ческое развитие умственных способностей детей в про­цессе их обучения; нравственная полноценность личнос­ти в богатстве и многогранности источников нравствен­ного развития, в единстве его условий, предпосылок, методов; постоянное обогащение интеллектуальной жиз­ни школьного коллектива и семьи как залог успешного учения; факторы, определяющие качество урока (широта кругозора и общая эрудиция учителя, его профессиональ­ные знания и методическая подготовка, интеллектуаль­ная жизнь семьи и школьного коллектива, внеклассная работа и др.); единство педагогических убеждений учите­лей и родителей; гармоническое сочетание всех видов де­ятельности, осуществляемых директором школы, и мно­гое другое. Кроме того, В.А.Сухомлинским разработана систе­ма личностных ценностей учащихся, в которой особое внимание уделяется нравственному идеалу, счастью, сво­боде, чести, достоинству, долгу, справедливости, исти­не, добру и красоте. Красной нитью всего творчества В.А.Сухомлинского проходит внимание к Человеку, его физическому и духовному развитию.

В 80-е гг. широкое распространение получил опыт педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, А.Н. Тубельского, Р.Г. Хазанкина, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др. Анализ опыта педагогов-новаторов показывает, что всем им свойственны общие черты: вы­сокий уровень интеллектуального развития, педагогичес­кий талант, всесторонность организации их деятельнос­ти, оригинальность, оптимизм, силь­ная воля, действенная любовь к детям, бескорыстное слу­жение делу обучения и воспитания. Ценность опыта педа­гогов-новаторов состоит, прежде всего, в их творчестве, в новом качестве их педагогической деятельности.

В каждом городе, районе есть педагоги, чей опыт учеб­ной или воспитательной работы может быть охарактери­зован как передовой педагогический или новаторский. Особенно ярко он проявляется в форме кон­курса «Учитель года», который позволяет выявить на ре­гиональном и российском уровнях многих талантливых, интересно и результативно работающих учителей. Лучшие из них защищают свои опыт, талант и мастерство на всероссийских конкурсах. Как столичные педагоги, так и представители самых отдаленных регионов России стано­вились победителями конкурса, а «Хрустальный пеликан», который вручается победителю, знаменовал их высочайшее профессиональное мастерство. Они вносили элементы своего опыта в незнакомую ауди­торию, и для нее уроки мастеров-педагогов всегда стано­вились открытием.

Передовой педагогический опыт требует знания тех­нологии его изучения, обобщения и описания. При обобщении передового педагогического опыта исследователь изучает содержание, методику, условия, процессы, качество и результаты работы конкретных учителей. Как правило, во внимание принимаются следующие основные компоненты: конкретные цели и задачи учебно-воспитательной работы, которые решаются автором; пути достижения конкретных результатов обучения и воспитания; развиваю­щая технология (действия, операции учителей, учащихся и других участников педагогического процесса); новизна и творчество; условия творчества авторов опыта; обусловленность деятельности личностными качествами авторов, условиями школы и района; основная идея опы­та; реальные пути и средства передачи, освоения и вне­дрения данного опыта.

При отборе передового педагогического опыта необ­ходимо учитывать следующие критерии: актуальность, об­щественную и практическую значимость; исследователь­ский подход; главную идею опыта; учет местных особенностей, условий; эффективность опыта. Главная особенность любого опыта – интеграция науки и практики. При этом выделяются три группы источников его изучения: зафиксированный письменно, устные формы освещения опыта, непосредственная педагогическая деятельность.

Методы изучения передового педагогического опыта разнообразны. К их числу относятся: наблюдение и само­наблюдение, эксперимент, анализ процесса и результатов трудовой деятельности, хронометрия, библиографи­ческий метод (анализ событий, фактов, хронология жиз­ненного пути), методы психолого-педагогической диаг­ностики (беседы, тесты, опросники, интервью, социо­метрия, экспертные оценки). Одним из наиболее распро­страненных методов изучения педагогического опыта яв­ляется непосредственное наблюдение системы уроков, форм и методов воспитательной работы, стиля общения учителей и учащихся, управленческих действий. Он по­зволяет объективно оценить успешность решения учеб­но-воспитательных задач: как учащиеся усваивают мате­риал, в какой мере проявляется их активность, как рас­ширяется образовательный кругозор и др.

Различного рода беседы (с руководителями школ, учителями, учащимися, родителями) способствуют вы­яснению того, каким путем шел педагог в совершенство­вании своей практики, чем он мотивирует применение того или иного метода, как осуществляет проверку эф­фективности работы и т.д. В ходе изучения опыта работы широко используется изучение документации школы и творческой лаборатории учителя: планы работы, прото­колы педсоветов, журналы, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, подборки контрольных и самостоятельных работ, раздаточный материал, оборудо­вание учебного кабинета, работы учащихся и др.

Завершающим этапом научного рассмотрения педа­гогического опыта является его обобщение и описание, то есть выведение конкретной общей идеи, которую сле­дует творчески внедрять в другой опыт. Передовой педа­гогический опыт оформляется в специально разработан­ных карточках учета с включением следующих пунктов: кто внес предложение (идею); кто его разработал; суть предложения; кто его осуществляет; результаты внедре­ния в практику; отзывы учителей, проверяющих эффек­тивность опыта; заключение компетентных лиц, а также органа, правомочного рекомендовать опыт к творческо­му пользованию или массовому внедрению. Процесс изучения педагогического опыта показан на схеме.

Несомненно, педагогический опыт должен вклю­чать в себя и приобретение новых знаний, и переживание результатов своей деятельности, и творческое решение проблем. А так как существуют различные формы творче­ства, которые проявляются в деятельности, то существу­ет и опыт выполнения этой деятельности, а значит, суще­ствует и опыт творчества. Для успешного изучения и обоб­щения опыта педагога-новатора необходимо соблюдать следующую последовательность:

– поиск образцов работы учителей, воспитателей, ру­ководителей;

– выявление критериев отбора передового педагоги­ческого опыта;

– выбор методики изучения передового педагогического опыта;

– сбор разнородной информации;

– обработка собранных данных, имеющихся матери­алов;

– выявление общей идеи внедрения опыта;

– оформление передового педагогического опыта;

– составление портрета учителя-мастера.

 

Схема.

 

 

Анализ опыта, как правило, должен фиксироваться в аналитическом описании. При этом выявляются и опи­сываются составные части опыта, элементы системы ра­боты педагога, определяются их функции, возможности, цели, результативность, условия эффективности функ­ционирования. Как правило, описанию подлежат:

– алгоритм действий в решении педагогических задач;

– принцип, разработанный автором;

– метод педагогической деятельности;

– приемы работы автора опыта;

– средство, разработанное автором опыта;

– педагогический комплекс;

– формы педагогической деятельности;

Таким образом, изучение, обобщение и описание пе­редового педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, по­могающих в объективной оценке его эффективности. Опи­санная технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности. Формирование твор­ческой личности школьника наиболее эффективно при использовании, например, технологий коллективной творческой деятельности, внедренных известными педа­гогами И.П. Ивановым и В.А. Караковским.

Примером истинного педагогического творчества, причем не отдельного учителя, а целого педагогического коллектива, может служить работа Московской городс­кой педагогической гимназии (директор – А. Каспржак), где при разработке учебного плана, программ основные усилия направляются на изменение содержания образо­вания и организацию развивающей деятельности. Рабо­чая гипотеза педагогов состояла в том, что изучаемый материал должен формировать личность, ориентирован­ную не на классовые, а на общечеловеческие ценности. Показательна в этом плане работа методического объе­динения учителей русского языка и литературы – Иссле­довательской лаборатории словесников.

Идеология подбора изучаемого материала в курсе литературы строится по принципу короля из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери «приказывать только то, что возможно и желанно для исполнителя», то есть для ученика. По этому пути пошли при составлении программ для прогимназии преподаватели и других предметов. Так, историки заменили откровенно неинтересный и до предела политизированный курс «Рассказы по истории» историей в лицах, построив ее по принципу подбора пар ярких личностей по подобию или по противоположности.

По физике для семиклассников разработан курс «Физика: парадоксы, софизмы, проблемы», включающий эксперименты, головоломки, рождающие интерес к предмету.

Инновационная деятельность в современных услови­ях часто ассоциируется с творческой деятельностью, по­скольку педагогическая инноватика– это новации в области образования, связанные с творчеством, внедрением и распространением передового опыта.

Для того чтобы учитель-воспитатель развивал свое профессиональное творчество, необходимо создание пе­дагогических условий в реально существующем учебно-воспитательном процессе того или иного образователь­ного учреждения, которые способствуют проявлению и развитию творческой индивидуальности учителя, форми­рованию у него авторской педагогической технологии. К ним относятся:

– формирование профессионального идеала и выра­ботка на его основе индивидуального стиля деятельности;

– проектирование целостного учебно-воспитательного процесса на основе сотрудничества, совместной творческой деятельности всех его участников;

– разработка и использование технологий рефлексивной деятельности учащихся и учителей в совместной деятельности;

– согласование объективных условий и индивидуальных особенностей педагога;

– наличие творческой лаборатории учителя и воспитателя.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.