Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социально-педагогическая коррекция.





Определение коррекции девиантного поведения (в том числе и преступного поведения) дает в своих работах Ю.А. Клейберг «… социально-педагогический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующее отношение к социальной действиям и поступкам» [18, С.35].

Социально-педагогическая коррекция – это исправление определенных свойств личности ребенка, который склонен к совершению правонарушения, работа с конкретными отклонениями в поведении.

Анализируя труды Н. Владинска, Н. Петровой, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберга и практический опыт педагогов по преодолению правонарушений можно выделить следующие этапы социально-педагогической коррекции:

1. Формулировка социально-педагогической проблемы, которая порождает склонность к совершению правонарушений.

2. Выдвижение гипотез о причинах противоправного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и методик коррекционной работы.

5. Разработка программы социокоррекционной работы.

6. Осуществление этой программы.

7. Контроль за ее ходом и эффективность [10,15].

В социально-педагогической коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями можно опираться на 3 основных подхода:

– Наставнический подход. Социальный педагог выступает в роли наставника, который дает советы, обучает умениям моделирования и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь.

– Фасилитативный подход. Социальный педагог выступает в роли посредника в преодолении внутриличностных конфликтов и дезорганизации личности, деятельность которого направлена на интерпретацию поведения, установок, обсуждение альтернативных направлений действий, объяснение ситуаций, стимулировании внутренних ресурсов.



– Реабилитационный. Социальный педагог является координатором действий различных социальных служб и организаций в разрешении социальных конфликтов, а также может применять методы и методики коррекции поведения, оказывать экстренную помощь [17].

При осуществлении социально-педагогической коррекции в практической деятельности чаще всего используются следующие методы: педагогические - методы общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования, метод культуры здорового смеха, коррекция навязчивых мыслей и действий), специальные или частно педагогические методы (коррекция недостатков поведения детей, коррекция нервного характера), метод коррекции через труд, метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива и т.д. [18,21].

Перевоспитание

Ряд авторов отождествляют понятие «воспитание несовершеннолетних правонарушителей» с понятием «перевоспитание».

Перевоспитание (воспитание) - процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на формирование ценностно-смысловых установок, положительных волевых качеств, позволяющих ребенку осознанно отказаться от противоправного поведения и принять требования, предъявляемые со стороны социума [20].

В этом процессе можно выделить 4 этапа:

1. Раскрытие сущности отдельных волевых качеств иллюстрация их примерами.

2. Выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью, настойчивостью и упрямством и т.п.

3. Планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления

4. Зрелое самовоспитание, то есть реализация потребности в самоусовершенствовании [7].

Процесс перевоспитания строится в зависимости от проявления отклонений в поведении ребёнка и их причин, от возможностей и готовности специалиста к целенаправленному воздействию, от характера влияния социального окружения, особенностей индивидуального и личностного развития ребёнка.

Процесс воспитания предполагает достижение результата в изменении отношения ребёнка к себе, своему поведению, к окружающим людям и к общепринятым нормам поведения. Для этого используют следующие методы воздействия на отдельные стороны личностных отношений:

· интеллектуальная сфера – методы убеждения, самоубеждения;

· мотивационная - методы поощрения, наказания, стимулирования;

· эмоциональная - побуждения, увлечения положительным….;

· волевая - прямые и косвенные требования, требование – совет, требование – игра, и т.п.;

· действенно-практическая - включение в активную жизнедеятельность, в реальную социально (или жизненно) полезную ситуацию [7,21]

Для включения ребёнка в процесс самоубеждения, саморегулирования и самовоспитания используются комплексные методы воздействия на личность - коррекция поведения на основе личного примера значимого для него человека, тренинговые и консультативные формы занятий.

Реализация методов воздействия предполагает использование совокупности приемов, которые можно разделить на три группы форм организации:

- организация самостоятельных действий ребёнка по осмыслению жизненной ситуации, самостимулированию к позитивным изменениям и включению в разрешение проблем, это тренинги: «просьба о помощи», «оцени поступок», «мой идеал», «ролевая маска», а также обсуждение статьи для обнажения противоречий, беседа по выработке стратегии жизни;

- организация групповой деятельности, направленная на выработку навыков и умений в действиях по правилам: непрерывная эстафета игровых действий, импровизация на свободную тему и т.д.

- организационная деятельность учителя направленная на изменение ситуации в окружении ребёнка; инструктирование, определение необходимой роли в жизненной ситуации, помощь в коррекции позиций [21]

Вопросы и задания

1. Какие пути преодоления правонарушений/преступлений предлагались в истории?

2. Чем отличается помощь от сопровождения? Постройте алгоритм сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя исходя из условий Вашего образовательного учреждения.

3. В чем специфика применения социального контроля, как пути преодоления правонарушений/преступлений несовершеннолетних? Охарактеризуйте возможности применения социального контроля исходя из специфики Вашего образовательного учреждения.

4. Постройте алгоритм социально-педагогической коррекции, учитывая формы проявлений правонарушений/преступлений в вашем образовательном учреждении.

5. Перечислите наиболее эффективные методы перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей исходя из современных условий. Постройте алгоритм перевоспитания.

 

 

Глава 3. Технология профилактики правонарушений несовершеннолетних

Проанализировав возможные пути (алгоритмы действий) по преодолению правонарушений/преступлений среди несовершеннолетних, рассмотрим возможность применения технологии в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

По данным полученным в результате исследований («Исследование по выявлению причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений» - 2012 год и анкетированию «Профессия социальный педагог: вчера, сегодня, завтра» - 2011 год) около 93 % специалистов считают профилактику, одним из самых эффективных путей решения проблем, связанных с противоправным поведением подростков, а 25 % специалистов образовательных учреждений пытаются применять в своей деятельности технологии профилактики.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению противоправного поведения несовершеннолетних [21].

В своей деятельности специалисты образовательных учреждений непосредственно осуществляют раннюю (первичную) и вторичную профилактику. При этом, первичная профилактика направлена на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование склонности к совершению правонарушений. Данный вид профилактики по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Сутью первичной профилактики является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для подростка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией, которая будет способствовать совершению правонарушения. Вторичная профилактика имеет своей основной целью работу с несовершеннолетними, имеющими склонность к совершению правонарушений или совершившими административное правонарушение. Сутью вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной помощи и поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации/ Третичная профилактика осуществляется в отношении подростков, вышедших из мест лишения свободы, и имеет целью предотвращение повторного преступления подростком [4,30].

Также в своей практической деятельности специалисты образовательных учреждений осуществляют массовую, групповую и индивидуальную формы профилактики. При этом, наиболее эффективной считается именно индивидуальная профилактика, которая направлена непосредственно на своевременное выявление детей и подростков, склонных к совершению правонарушений, и дальнейшее оказание профилактического воздействия с целью устранения отрицательного влияния условий, неблагоприятных для развития личности [33]

По данным исследований, среди наиболее результативных методов и форм для решения проблем связанных с преодолением правонарушений выделяются: включение в спортивную деятельность (65%), консультирование по правовым вопросам (63%), встречи с представителями правоохранительных органов (62%), тренинги, направленные на освоение положительных социальных ролей (60%), беседы, диспуты, деловые игры на правовые темы (55%), включение в различные виды досуговой деятельности (50%), встречи с интересными людьми (49%) [23].

На основании анализа более чем в 300 –х программ социальных педагогов по профилактике правонарушений несовершеннолетних на протяжении последних 10 лет, обобщив и рассмотрев этапы, содержание, методы и формы профилактической деятельности, специалистам образовательных учреждений можно предложить к использованию следующую технологию профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Данная технология апробирована на протяжении последних 2 х- лет в образовательных учреждениях различного типа (более 50 образовательных учреждений)

Содержание этапов данной технологии может конкретизироваться, изменяться, дополняться в зависимости от типа образовательного учреждения, контингента учащихся, семей и их проблем, педагогического состава, типа профилактики, вида совершаемых учащимися правонарушений и т.д.

Технология профилактики правонарушений несовершеннолетних включает в себя последовательность 4-х этапов: диагностический, аналитико-поисковый, деятельностный, вторичная диагностика. Рассмотрим каждый из них:

Диагностический этап:

Целью диагностического этапа является выявление подростков склонных к совершению правонарушений или уже совершивших правонарушение и определение причин и условий, способствующих возникновению данных отклонений в поведении [Приложение 1].

Этимологическая диагностика может восстановить «историю», приведшую ребенка к правонарушению; какие факторы спровоцировали актуальное состояние ребенка; какая часть микросреды оказалась наиболее несостоятельной в ее положительных воздействиях на ребенка; является ли влияние перечисленных факторов многоплановым, многостороннем, интенсивным, длительным, и на какой период развития ребенка падают эти воздействия; как ребенок реагирует на позитивное, негативное или дезинтегрирующее влияние микросреды, какова его сопротивляемость; исследование внутренней среды: мотивы, ценности, Я – концепция, самооценка и т.д.

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, родители, при необходимости психолог и субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

Методы: опросы, анкеты, тесты (интеллекта и способностей, достижений, проективные, рисуночные, и т.д.), беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, экспертная оценка, биографический метод, тесты, личностные опросники, социометрия.

В диагностике можно использовать следующие методики и опросники: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н Орел), «Шкала социально-психологической адаптации» (К. Роджерса, Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой), «Шкала оценки уровня социальной адаптации», «Тест склонности к риску», тест «Социальная установка» (О.Ф. Потемкина), «Шкала социальной компетентности» (А.М.Прихожан), «Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения», «Карта психологической характеристики личностного развития подростка», «Карта личности школьника группы риска», «Диагностика социальной запущенности детей», «Карта наблюдения Стотта», Опросник Т.М. Ахенбаха для родителей, «Методика анализа семейного воспитания», , «Оценка эмоционального неблагополучия детей» (Ю.М.Миланич), арт-педагогические методики и т.д.,

Документы: личное дело, характеристики (семьи, ребенка, класса….), заявки на постановку на внутри школьный контроль, информация по внутри школьному контролю, из базы данных по правонарушениям, выписка из классного журнала, выписка из журнала учета посещаемости, докладные, служебные письма, ходатайства, представления, уведомления, запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные гостиницы и т.д.), справки, протоколы диагностической беседы, акты обследования, акты ЖБУ, разрешение (согласие) родителей на проведение диагностической работы с ребенком, личное дело учащегося, рекомендации медиков о режиме работы с ребенком.

Аналитико-поисковый этап

Цель: анализ данных полученных на диагностическом этапе, определение направлении профилактической деятельности, формулировка конкретных задач по каждому направлению, подбор педагогически целесообразных средств и форм профилактической деятельности, поиск возможных субъектов (в том числе субъектов профилактики), способных осуществлять педагогически целесообразную профилактическую деятельность.

На данном этапе обычно проводятся советы по профилактике школы, педагогический консилиум, совет по профилактике района.

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, психолог, родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района, педагоги дополнительного образования образовательного учреждения и ДДЮиТ и т.д..

Методы: анализ документации, библиографический метод, беседа, консультации, наблюдение, организационные методы, экспертный прогноз.

Документы: социальный паспорт (школы, класса…), сводные таблицы, графики, план (карта) индивидуальной или групповой работы с ребенком (детьми), семьей (семьями); планы и протоколы МО, пед. советов, советов по профилактике, консилиумов, службы сопровождения и т.д; договоры о сотрудничестве (взаимодействии), заключение ПМПК, рекомендации психолога и др. специалистов, заключения по результатам проведенного социально-педагогического и психодиагностического исследования

Деятельностный этап

Цель: организация профилактической работы с учетом решений и рекомендаций принятых на аналитико– поисковом этапе.

На данном этапе по возможности происходит устранение причин, условий, обстоятельств, приводящих совершению правонарушений, либо создаются условия для изменения поведения ребенка и его отношения к этим обстоятельствам. Соответственно профилактические мероприятия могут быть направлены

- на изменение внутреннего состояния ребенка: сглаживание (ликвидация) локальных эмоциональных расстройств (возбудимость, страхи, эмоциональная неустойчивость); формирование положительной мотивации и усвоение норм и правил поведения, соответствующих ролевым позициям, обусловленных системой социальных отношений, в которую включается ребенок; развитие навыков психической саморегуляции способности к волевым условиям; формирование адекватного отношения к собственному «Я», своим возможностям; развитие положительных склонностей и способностей, формирование адекватной самооценки; формирование или изменение личностных состояний: расширение круга интересов, формирование социально-ценностных ориентаций, потребностей, чувств, развитие коммуникативных навыков.

- на внешние изменения: расширение и укрепление социально-значимых связей, включение в различные виды деятельности в социально-приемлемых формах; оптимизация взаимодействия в диаде «ребенок – родитель», «ребенок – учитель», взаимоотношений в семье, школе, социуме; оптимизация уровня коммуникативной деятельности в целом.

Профилактическая деятельность на данном этапе осуществляется по трем направлениям: родители ,педагогический коллектив, ребенок.

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, психолог, родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района, педагоги дополнительного образования образовательного учреждения и ДДЮиТ и т.д..

Методы:

- методы социального контроля: социальный надзор, социальная опека,

- методы коррекции активно-волевых дефектов, игнорирование страхов, навязчивых мыслей и действий,

- методы самокоррекции: здорового смеха, самоубеждение, самовнушение, самораскрытие, релаксация,

- деятельностные методы: трудового усилия, рациональной организации жизни детского коллектива,

- методы форм организации: экскурсия, спортивные соревнования, конкурсы, практикумы, праздники, походы, викторины, олимпиады, совместный досуг в клубе по интересам,

- методы передачи информации: реклама деятельности кружков и секций, яркий эмоциональный рассказ, монологическое изложение научных данных и фактов педагогом, самостоятельная работа с книгой,

- методы непосредственного общения: семейное и индивидуальное консультирование, беседа, убеждение, тренинги, поощрение, наказание, стимулирование, внушение, требование, пример, установление логических взаимосвязей, конкретное пожелание, парадоксальная инструкция, эмоциональное заражение, переоценка, ролевое проигрывание, социальные пробы, позитивный настрой, патронаж,

- событийные методы: круглые столы, деловые и ролевые игры, диспут, семинары, книжно-иллюстрированная выставка,

- методы учебной работы: беседа, консультирование, наблюдение, включение в учебный процесс различных видов терапий (живописитерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ароматерапия, смехотерапия, флоротерапия, трудотерапия и т.д.).

Документы: разрешение родителей (или договор) на профилактическую работу с ребенком, лист собеседования (консультации), протокол педагогического совета, консилиума, совета по профилактике; информационные письма субъектам профилактики; планы организации досуга, форм отдыха и т.д.; акты обследования, ЖБУ; планы взаимодействия с субъектами профилактики; журнал регистрации консультаций; карта сопровождения учащихся, журналы или банки данных, в которых зафиксирована (отражена) профилактическая работа с родителями (законными представителями), с близкими людьми для учащегося; запросы и акты и т.д.

Вторичная диагностика (оценочный этап)

Цель: определение эффективности профилактической деятельности.

По окончании профилактической работы проводится вторичная диагностика состояния ребенка, его окружения, оценивается степень решения проблем, выявленных на этапе первичной диагностики.

Возможны 2 случая:

Проблема ребенка его ближайшего окружения решена положительна, т.е. профилактическая деятельность была эффективной.

Проблемы ребенка и его ближайшего окружения не решены или решены частично. В этом случае, необходимо выяснить: на каком этапе были допущены ошибки, возникли препятствия, в чем проявляется недостаток информации, кто из субъектов профилактики не выполнил свои обязанности и т.д., После этого необходимо произвести корректировку профилактической деятельности и повторно решать проблему ребенка и его ближайшего окружения.

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, родители, при необходимости психолог и субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

Методы: опросы, анкеты, тесты (интеллекта и способностей, достижений, проективные, рисуночные, и т.д.), беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, экспертная оценка, биографический метод, личностные опросники, социометрия, метод сравнения,

Документы: характеристики, заключение консилиума, пед. совета, службы сопровождения, совета по профилактике …. о результатах проведенной работы; сравнительные диаграммы, графики, мониторинг; сравнительный анализ данных, отзывы, справки, информация по внутри школьному контролю, из базы данных по правонарушениям, докладные, служебные письма, ходатайства, представления, уведомления, ответы на запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные гостиницы и т.д.) [23].

Для определения эффективности технологии правонарушений несовершеннолетних можно предложить следующие критерии:

- снижение количества правонарушений среди учащихся образовательного учреждения,

- разнообразие методов диагностики причин и условий, приводящих подростков к совершению правонарушений,

- повышение количества раннего выявления фактов, способствующих возникновению склонности к совершению правонарушений,

- сочетание и разнообразие методов, форм индивидуальной и групповой профилактики с участниками образовательного процесса: родители, педагоги, учащиеся,

- наличие системы дополнительного образования в ОУ, обеспечивающей занятость учащихся во второй половине дня,

- наличие социальных связей и согласованность действий между субъектами профилактики,

- взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних: совет отцов, родительский совет и т.д.

- наличие совета по профилактике в образовательном учреждении,

- вовлечение большого количества учащихся в досуговую деятельность,

- использование «Социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений» [22].

Для повышения результативности технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях используется «Методика проведения социально-педагогического мониторинга о возможных причинах совершенного преступления», разработанная специалистами кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования с учетом рекомендаций прокуратуры Санкт-Петербурга (автор С.А. Косабуцкая) (Приложение 2). Специалисты проводят данный мониторинг в ситуациях, когда несовершеннолетний уже совершил преступление. С помощью его они выявляют причинно-следственные связи между личностными особенностями ребенка, его социальным статусом, особенностями ближайшего окружения и общения, и совершением преступления. С помощью его можно по каждому случаю преступления, установить причины и условия, способствовавшие его совершению. Социально-педагогический мониторинг по выявлению причин совершенного преступления проводится в случае прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетнего по нереабилитирующим основаниям и после приговора суда о признании несовершеннолетнего, совершившего преступление, виновным.

Данные мониторинга учитываются специалистами образовательных учреждений при конкретизации содержания технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте особенности профилактики правонарушений/преступлений несовершеннолетних.

2. Какие методы диагностики являются наиболее эффективными при выявлении причин возникновения правонарушений несовершеннолетних в Вашей практической деятельности? Почему?

3. Какие методы и формы являются наиболее результативными в преодолении правонарушений несовершеннолетних, исходя из анализа вашей практической деятельности? Почему?

4. Постройте технологию профилактики правонарушений несовершеннолетних исходя из специфики Вашего образовательного учреждения.

5. С какими субъектами профилактики необходимо усилить взаимодействие для оптимизации профилактической деятельности в целом? Почему?

6. Назовите критерии эффективности профилактики правонарушений несовершеннолетних

Заключение

Проблема профилактики и преодоления правонарушений среди несовершеннолетних является одной из ключевых в современном обществе.

В данном учебно-методическом пособии предпринята попытка проанализировать основные понятия, которые применяются к несовершеннолетнему, который совершил какое-либо деяние (поступок), нарушив при этом нормы права и предложить понятийный аппарат, который всесторонне характеризует данное явление. Рассмотрены причины возникновения противоправного поведения и основные пути его преодоления.

С помощью предложенного «Исследования по выявлению причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений» можно выявить реальные причины и спектр социальных проблем, влияющих на рост преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в конкретном образовательном учреждении, определить уровень правовой грамотности участников образовательного процесса и родителей учащихся, наиболее эффективные методы и формы преодоления противоправного поведения среди учащихся подростков. Это позволит комплексно и всесторонне влиять на причины возникновения правонарушений среди несовершеннолетних и подобрать наиболее эффективный путь преодоления.

Для повышения эффективности профилактической деятельности представлена авторская технология профилактики правонарушений несовершеннолетних. Данная технология может быть использована в практической деятельности специалистов образовательных учреждений различных типов (общеобразовательные школы, коррекционные школы, детские дома, приюты) в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Хочется надеяться, что данное издание будет способствовать повышению компетентности специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность, что свою очередь приведет к снижению правонарушений среди несовершеннолетних.

Список литературы

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. –М.:РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. 225с.

2. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России". 2006. 112 с.

3. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер М.: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 1993. 62 с.

4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. «Академия», 2001. – 160с.

5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. «Академия», 2001. – 160с.

6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб.пособие для студентов пед. вузов и колледжей. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 440с.

7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. –методич. пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с.

8. Гилинский Я.И. Глобализация, девиантность, социальный контроль /сборник статей. _ СПб: Издательство ДЕАН, 2009.-336.

9. Гилинский Я.И. Социальный контроль над девиантностью. – СПб.: СПб. Филиал ин-та Социологии РАН, Балтийский институт экологии, политики и права, 1998. – 196с.

10. Гурьянов С.П., Вульфов Б.З. Введение в методику социальной работы //Обучение социальной работы в России. Программы и технологии. Ч. IV. Методика и практика социальной работы. –М. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1998. С.4-14.

11. Дети группы риска. Материалы междунар. семинара. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 56-67с.

12. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.

13. Иншаков С.М. Зарубежная криминалогия. –М.: Изд. ИНФРА. М-Норма, 1997. –383с.

14. Казакова Е. И., Жданова М. А., Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога, М: Владос, 2003 г. -528с.

15. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. – М., 1999. –197с.

16. Кибирев А.А, Сеньчукова И.В. Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы: Учебно-методическое пособие. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. - 73 с.

17. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. –М.: ТЦ СФЕРА, 2004. -192 с.

18. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. –2-е изд., доп. – М.: Вита – пресс, 1997. –140с.

19. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей) – М., Медицина,1979 – 608 с.

20. Косабуцкая С.А. Особенности осуществления воспитательной деятельности с подростками с отклонениями в поведении // Сб. статей участников Межрегиональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 30-31 октября 2012 года, под общ. ред. Е.Н. Шавриновой. – СПб.: НОУ «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2012.С.47-51

21. Косабуцкая С.А. Педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением - LAMBERT: Academic Publishing , 2012 – 150 с.

22. Косабуцкая С.А. Проблемы и пути совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних // Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних: материалы городской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 февраля) /Под общ. ред. С.А. Косабуцкой – СПб.: НОУ «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2013. С. 55 - 58

23. Косабуцкая С.А. Технология решения социальных проблем ребенка// Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении: материалы городской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28 марта 2012 года) /Под. общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой, - СПб., 2012. – С.105 -111

24. Криминология. – СПб., 1991.- 170 с.

25. Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова — 27е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. — 528 с.

26. Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

27. Ломброзо Ч. Преступление /Пер. Г.Н. Гордона. – СПб., 1900.

28. Мустафьева Ф.А. Основы социальной педагогики: учебник для студентов высших пед. учебных заведений. 2-е изд., переаб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 416с.

29. Смелзер Н.Дж. Социология //СоцИС. –1992. -№1.

30. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416с.

31. Социология преступности /Пер. с англ. А.С. Никифорова, А.М. Яковлева. –М.: Прогресс, 1966. –366с.

32. Тард Г. Преступник и преступление. –М., 1906. С. 74

33. Технология социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М., 2000. 136 с.

34. Усова Е. Б. Психология девиантного поведения: учебно-методический комплекс / Е. Б. Усова [Минский институт управления]. - Минск, 2010 - 180с.

35. Фокс В. Введение в криминологию. Пер. с англ. –М.: Прогресс, 1985. –310с.

36. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. –М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. – 672с.

37. Хохряков Г.Ф. Криминология. Учебник /Отв. Ред. В.Н. Кудрявцев. – М.: Юрист, 1999. –511с.

38. Яковлев А.М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985. – 139 с.

Нормативная база

39. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года. Действительна в отношении РФ как правопреемницы СССР).

40. Страсбургская декларация. Деонтологический Кодекс. Принята 21 октября 1990 года

41. Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении н/летних (Пекинские правила, принятые Генеральной ассамблеей ООН 29.11.1985 года)

42. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г, вступила в силу 25 декабря 1993 года

43. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994, вред. от 27.07.2010

44. Семейный Кодекс РФ Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ, от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ, от 03.06.2006 N 71-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ)

45. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001, вред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 27.01.2011)

46. Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ, принят ГД ФС РФ 24.05.1996 года, ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 27.01.2011.

47. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ

48. Жилищный Кодекс РФ

49. Трудовой Кодекс РФ

50.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

51. Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

52. Федеральный закон от 08.01.98 №3 «О наркотических средствах и психотропных веществах»

53. Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

54. Закон СПб от 20.04.2005 № 170-20 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

55. Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 № 230-42 «О профилактике правонарушений в СПб»

56. Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2005 №427-54
«Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих)»

57. Закон Санкт-Петербурга от 20.10.2005 №493-75 «Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях»

58. Закон Санкт-Петербурга от 08.05.2007 №160-32 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»

59. Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждена на заседании КДНиЗП при правительстве СПб 30.05.2006)

60. Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Об организации профилактической работы по выявлению и учёту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 29.12.03 г.. № 4485

61. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 311-р от 25.05.2005 об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению без









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.