Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие внутриличностного конфликта и его психологическая специфика





Содержание

Введение

1. Понятие внутриличностного конфликта и его психологическая специфика.

2. Механизмы психологической защиты в ситуации преодоления внутриличностного конфликта.

3. Понятие межличностного конфликта и сферы его проявления.

4. Причины межличностных конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Заключение

 

ЛИТЕРАТУРА

а) нормативные правовые акты

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4162.

2. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.

4. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

б) основная литература

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2013. – 503 с.

2. Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 324 с. (ЭБС «Книгафонд»).

3. Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 543 с. (ЭБС «Книгафонд»).

4. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 183 с. (ЭБС «Книгафонд»).



5. Юренкова В.А., Душкин А.С., Кораблев С.Е. Психология конфликта: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – 128 с.

в) дополнительная литература

1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2009. – 538 с.

3. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 175 с. (ЭБС «Книгафонд»).

4. Ромашов Р.А. Юридическая конфликтология: учебное пособие. – СПб.: Астерион, 2006. – 227 с.

5. Ф.И. Шаркова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 240 с. (ЭБС «Книгафонд»).

6. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. – М.: Академия, 2007. – 192 с.

7. Хеель Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. – СПб.: Речь, 2004. – 144 с.

8. Шарков Ф.И. Общая конфликтология: учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский; под общ. ред. засл. деят. науки РФ

9. Юренкова В.А., Душкин А.С. Психология конфликта: практикум. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – 86 с.

10. Юренкова В.А., Душкин А.С. Психология конфликта: учебное наглядное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. – 68 с.

г) Интернет-ресурсы

1. Официальный сайт Правительства России: http://www.government.ru

2. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: http://www.mvd.ru

3. Электронно-библиотечная система «Книгафонд»: http: // www.knigafund.ru

4. Электронно-библиотечная система book.ru: http://www.book.ru

5. Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru

6. Официальный сайт журнала «Конфликтология»: http: // www. conflictology.ru

Учебно-материальное обеспечение:

§ Классная доска, мел;

§ Выставка литературы по теме: «Психологические особенности конфликтов»;

§ Ноутбук, мультимедийный проектор, экран;

§ Мультимедиа презентация по теме № 3 «Психологические особенности конфликтов».

Предельная целостность личности не

только невозможна, но и нежелательна.

Цель – не абсолютная гармония и не

застой, к которому могло бы привести

устранение конфликтов, а творческое

превращение деструктивных конфликтов

в конструктивные.

Р. Мей

Введение

В психологии и конфликтологии рассматривается категория внутриличностных конфликтов, которая объединяет конфликты, разыгрывающиеся во внутреннем мире личности.

Любые внешние изменения могут сопровождаться негативными психологическими последствиями, если не подкрепляются адекватными изменениями в системе ценностей самого индивида, не находят опору в его личностно-смысловых образованиях. В этих случаях проявляется недостаточная сформированность механизмов личностной адаптации. Одной из форм личностной дезадаптации является внутриличностный конфликт.

Понятие межличностного конфликта и сферы его проявления

Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему.

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. № 2. представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их типов и причин.

Таблица № 2

Заключение

Подводя итоги, среди основных причин конфликтов, вытекающих из свойств личности и стиля работы руководителя в системе МВД России, целесообразно отметить его неопытность в работе с людьми и в решении оперативных задач, изъяны морали (грубость, черствость, нечестность и т.д.), особенности темперамента и черты характера (ригидность, стойкость аффекта, неуравновешенность, резкость в обращении с подчиненными, склонность к доминированию, отсутствие гибкости).

 

Разработал:

Старший преподаватель кафедры

педагогики и социальной психологии

подполковник полиции И.А. Воробьев

12.09.2016

 


[1] Мальцева Т.В.Внутриличностные конфликты и пути их преодоления: учебное пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2012. С. 4.

[2] Кораблев С.Е. Указ. соч. С. 33.

[3] Анцупов А.Я. Указ. соч. С. 81.

[4] Кораблев С.Е. Психологические основы поведения сотрудников органов внутренних дел в межличностном конфликте: учебное пособие. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. С. 11-12.

[5] Фатеев Н.М. Как провести социально-психологические исследования в коллективе органа внутренних дел. – М.: А.П.О., 1993. С. 21.

[6] Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск: Амалфея, 2001. С.18-20.

[7] Анцупов А.Я. Указ. соч. С. 377.

Содержание

Введение

1. Понятие внутриличностного конфликта и его психологическая специфика.

2. Механизмы психологической защиты в ситуации преодоления внутриличностного конфликта.

3. Понятие межличностного конфликта и сферы его проявления.

4. Причины межличностных конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Заключение

 

ЛИТЕРАТУРА

а) нормативные правовые акты

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4162.

2. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.

4. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

б) основная литература

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2013. – 503 с.

2. Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 324 с. (ЭБС «Книгафонд»).

3. Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 543 с. (ЭБС «Книгафонд»).

4. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 183 с. (ЭБС «Книгафонд»).

5. Юренкова В.А., Душкин А.С., Кораблев С.Е. Психология конфликта: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – 128 с.

в) дополнительная литература

1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2009. – 538 с.

3. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 175 с. (ЭБС «Книгафонд»).

4. Ромашов Р.А. Юридическая конфликтология: учебное пособие. – СПб.: Астерион, 2006. – 227 с.

5. Ф.И. Шаркова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 240 с. (ЭБС «Книгафонд»).

6. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. – М.: Академия, 2007. – 192 с.

7. Хеель Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. – СПб.: Речь, 2004. – 144 с.

8. Шарков Ф.И. Общая конфликтология: учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский; под общ. ред. засл. деят. науки РФ

9. Юренкова В.А., Душкин А.С. Психология конфликта: практикум. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – 86 с.

10. Юренкова В.А., Душкин А.С. Психология конфликта: учебное наглядное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. – 68 с.

г) Интернет-ресурсы

1. Официальный сайт Правительства России: http://www.government.ru

2. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: http://www.mvd.ru

3. Электронно-библиотечная система «Книгафонд»: http: // www.knigafund.ru

4. Электронно-библиотечная система book.ru: http://www.book.ru

5. Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru

6. Официальный сайт журнала «Конфликтология»: http: // www. conflictology.ru

Учебно-материальное обеспечение:

§ Классная доска, мел;

§ Выставка литературы по теме: «Психологические особенности конфликтов»;

§ Ноутбук, мультимедийный проектор, экран;

§ Мультимедиа презентация по теме № 3 «Психологические особенности конфликтов».

Предельная целостность личности не

только невозможна, но и нежелательна.

Цель – не абсолютная гармония и не

застой, к которому могло бы привести

устранение конфликтов, а творческое

превращение деструктивных конфликтов

в конструктивные.

Р. Мей

Введение

В психологии и конфликтологии рассматривается категория внутриличностных конфликтов, которая объединяет конфликты, разыгрывающиеся во внутреннем мире личности.

Любые внешние изменения могут сопровождаться негативными психологическими последствиями, если не подкрепляются адекватными изменениями в системе ценностей самого индивида, не находят опору в его личностно-смысловых образованиях. В этих случаях проявляется недостаточная сформированность механизмов личностной адаптации. Одной из форм личностной дезадаптации является внутриличностный конфликт.

Понятие внутриличностного конфликта и его психологическая специфика

Каждый человек постоянно сталкивается с внутриличностными конфликтами. Конструктивно разрешенные они являются своего рода движущей силой развития личности. В противном случае они сопровождаются такими негативными последствиями, как личностная необустроенность, нестабильность и неопределенность, потеря эмоционального равновесия в стрессовых ситуациях. В конечном итоге все этоприводит к неустойчивости и неуравновешенности психики, несбалансированности ее проявлений, в крайних случаях – к суициду.

Познание сущности внутриличностных конфликтов, их причин и способов разрешения может стать дорогой к преодолению негативных психологических последствий, связанных с внутриличностными конфликтами, совершенствованию личностной адаптации и личностному росту.

Кроме того, внутриличностные конфликты затрагивают все стороны деятельности человека, включая систему социальных отношений, профессиональную деятельность, определяют полноту самореализации, особенности личностного и профессионального роста. Повышенный уровень ответственности перед нормативами, организующими служебную деятельность в правоохранительных органах, ее негативные факторы и правовая регламентация профессионального поведения способствуют повышению внутриличностной конфликтности и иной дезадаптации личности сотрудника. В целом, это является причиной понижения профессиональной активности, скрытой ненадежности и высокой уязвимости личности сотрудника, негативно отражается на качестве исполнения им профессиональных обязанностей, что в итоге приводит к преждевременному завершению карьеры[1].

Внутриличностный конфликтодин из самых сложных психических феноменов. Его своеобразие заключается в ряде специфических характеристик, отличающих от других видов конфликта.

Во-первых, внутриличностный конфликтпротекает особым образом (специфичность структурных компонентов)– это борьба двух противоположных начал в душе одного человека, воспринимаемая как значимая проблема, требующая своего немедленного решения.

Во-вторых,внутриличностный конфликт протекает скрытно, еготрудно распознать (латентность). Не всем людям свойственно увидеть внешние признаки его присутствия.

В-третьих, внутриличностный конфликт отличается специфичностью форм проявления. В деструктивном варианте он представляет собой негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой внутри психического мира личности двух противоположных начал, отражающее противоречивые связи с внешним миром, задерживающее принятие решение, затрудняющее адаптацию к ситуации.

В оценке сущности внутриличностного конфликта неизменно присутствует дуализм мнений. Например,конструктивный внутриличностный конфликт является неотъемлемым элементом развития его психики. Деструктивный внутриличностный конфликт приводит к негативным последствиям, от стрессовых состояний до самоубийства крайней формы разрешения внутриличностного конфликта.

Следует подчеркнуть, что внутренняя конфликтная ситуация постоянно присутствует в каждом из нас и этого не следует бояться. Для психически здоровой личности внутренняя конфликтная ситуация на «фоновом» уровне вполне естественное состояние психики[2]. Немецкий философ И. Кант считал, что не может быть высоко моральным человек, у которого всегда спокойная совесть и которого не мучают сомнения. Великий отечественный философ В. Соловьев в противовес западноевропейскому рационализму Декарта «мыслю, следовательно, существую» противопоставил свой тезис, учитывающий особенности славянского менталитета, «стыжусь, следовательно, существую». Проблема внутриличностного конфликта является основной для главных персонажей произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского.

Состояния определенного внутриличностного напряжения и противоречивости психики не только естественно, но и необходимо для развития и совершенствования самой личности, что не может осуществляться без разрешения внутренних противоречий. Наличие противоречий является основой для возникновения конфликта. Если внутренняя конфликтная ситуация протекает на фоновом уровне, внутриличностный конфликт необходим. Недовольство собой, критическое отношение к самому себе заставляют человека стремится к самосовершенствованию, самореализации и самоактуализации, тем самым человек наполняет смыслом не только свою жизнь, но и совершенствует окружающую действительность.

Проблема внутриличностного конфликтанаиболее активно разрабатывалась и разрабатывается в западной психологии. Начало его научному обоснованию было положено в конце XIX века и связано с именем основателя психоаналитического направления в психологии З. Фрейда.

Особенности подходов к рассмотрению внутриличностных конфликтов определяются особенностью понимания сущности личности, сложившейся в различных психологических школах. Исходя из этого можно выделить ряд основных направлений рассмотрения внутриличностного конфликта.

З. Фрейд обосновывал биопсихологический характер внутриличностного конфликта. Психика человека противоречива по своей сути. Ее функционирование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборств по З. Фрейду и заключается суть внутриличностного конфликта. Свое дальнейшее развитие эта теория получила в работе его последователей: К. Юнга регресс на более низкий уровень психики, К. Хорни столкновение стремлений к удовлетворению и к безопасности, противоречие «невротических потребностей« и др.

Достаточно оригинальную теорию внутриличностного конфликта, получившую название «теория поля», выдвинул немецкий психолог К. Левин. Согласно этой теории внутренний мир личности оказывается одновременно под воздействием противоположно направленных сил и субъект должен сделать выбор в пользу одной из них. Эти силы могут быть как обе отрицательными, так и положительными, или одна из них положительной, а другая отрицательной.

Основными условиями возникновения конфликта, по мнению К. Левина, является примерное равенство и значимость этих сил для личности.

Согласно теории личности «Я-концепция» К. Роджерса возникновение внутриличностного конфликта обусловлено несовпадением представления личности о себе («Я-концепции«) с представлением об идеальном «Я». По его мнению, это рассогласование может привести к серьезным психическим расстройствам, вплоть до психических заболеваний.

Достаточно популярна теория внутриличностного конфликта, разработанная А. Маслоу. Так как, по его мнению, мотивационную структуру личности образует соответствующая иерархия потребностей (5-уровневая пирамида потребностей), и высшей из них является потребность в самореализации, основная причина возникновения внутриличностного конфликта кроется в разрыве у большинства людей между стремлением к самоактуализации и реально достигнутым результатом.

В современных условиях определенной популярностью пользуется теория внутриличностного конфликта, разработанная австрийским психологом и психиатром В. Франклом, создателем нового научного направления логотерапии науки о «смысле человеческого существования и поиске этого смысла». По его мнению, внутриличностный конфликт результат расстройства «духовного ядра» личности, вызванного творческим вакуумом, потерей смысла жизни. Внутриличностный конфликт проявляется в неврозах, которые проявляются в апатии, скуке, депрессии.

Среди российских ученых, внесших значительный вклад в разработку проблемы внутриличностного конфликта, выделяют А. Лурию (столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций), В. Мерлина (как результат острого неудовлетворения глубоких актуальных мотивов и отношений личности), Ф. Василюка (столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных противоположных ценностей) и др. Но, прежде всего, следует обратить внимание на деятельностный подход А.Н. Леонтьева. По мнению А.Н. Леонтьева, внутриличностный конфликт присущ внутренней структуре личности и является нормальным явлением. По своей структуре любая личность противоречива. Обычно разрешение этих противоречий происходит в простейших формах и не приводит к возникновению внутриличностного конфликта. «Ведь гармоничная личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы». Но в отдельных случаях разрешение этих противоречий выходит за рамки простейших форм и становится главным, что определяет поведение и весь облик человека. В результате чего и возникает внутриличностный конфликт. По его мнению, внутриличностный конфликт есть результат борьбы иерархизированных, мотивационных линий личности. Среди отечественных психологов следует выделить подходы к рассмотрению внутриличностного конфликта Н.Ф. Вишняковой.

Согласно теории личности А. Адлера, «комплекс неполноценности», возникающий в детстве под влиянием неблагоприятных социальных факторов, впоследствии выступает основанием для формирования внутриличностного конфликта.

Адлер обосновал не только механизм возникновения внутриличностного конфликта, но и основные способы его разрешения (компенсации «комплекса неполноценности»).

1) Развитие «социального чувства», социального интереса (интересная работа, нормальные межличностные отношения, дружба, любовь, хобби и т.п.) в противовес «неразвитому социальному чувству» (преступность, алкоголизм, наркомания и т.п.).

2) «Стимуляция собственных способностей», достижение превосходства над другими, которое может иметь три формы проявления:

а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, профессионализм, творчество и т.п.);

б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т.п.);

в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельств или другими факторами, не зависящим от самой личности.

В объяснении внутриличностного конфликта Э. Фромм выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с ней причины внутриличностного конфликта заключены в дихотомичной природе самого человека. А она проявляется в экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; проблеме потенциальных возможностей человека и ограниченности условий их реализации и др. Более конкретно Э. Фромм реализует ее в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

Э. Эриксон, выдвинув и обосновав идею стадий психосоциального развития личности, пришел к выводу, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Но так как пройти все стадии только успешно практически невозможно, у каждого человека создаются предпосылки для возникновения внутриличностного конфликта. Э. Эриксон связывает его природу с кризисами психосоциального развития.

Внутриличностный конфликт по Э. Эриксону протекает в контексте следующих возрастных периодов:1. Доверие-Недоверие (0-1 год); 2. Автономия-Стыд (1-3 года); 3. Инициатива-Чувство вины (3-6 лет); 4. Трудолюбие-Неполноценность (6-12 лет); 5. «Я» идентичность-Смешение ролей (12-19 лет); 6. Близость-Изоляцня (20-25 лет); 7. творчество-Застой (26-64 года); 8. Интеграция-Отчаяние (65 лет - Смерть).

Кроме выше изложенных психологических концепций внутриличностного конфликта существуют и другие, разработанные в рамках психоанализа, бихевиоризма, когнитивной и гуманистической психологии.

Рассмотрев основные концепции внутриличностного развития, следует сформулировать его определение. В конфликтологической литературе по этой проблеме единой точки зрения нет. Внутриличностный конфликт различными авторами обозначается как личностный, внутренний, интрасубъективный, интраперсональный, психологический.

Общие признаки внутриличностного конфликта:

- внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия внутренних элементов структуры психики личности;

- субъектами («S») внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре психики личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;

- внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда противоречия являются равновеликими и значимыми для личности;

- внутренний конфликт сопровождается острыми негативными эмоциями.

Таким образом, внутриличностный конфликт это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:

- противоречивостью позиций;

- противоположностью мотивов, целей и интересов;

- противоположностью средств достижения целей в конкретных условиях;

- отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможность ее удовлетворения.

Внутриличностному конфликту присущ ряд особенностей, которые важно учитывать при его выявлении, предупреждении и разрешении.

Показатели внутриличностного конфликта:

В когнитивной сфере наблюдается снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались. В эмоциональной сфере присутствуют эмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания. В поведенческой сфере происходит снижение качества и интенсивности деятельности, ее удовлетворенности, присутствует негативный эмоциональный фон общения.

Интегральным показателем считается ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.

Форма проявления внутриличностного конфликта предполагает:

а) проявления симптомов неврастении: невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли;

б) проявление эйфории: показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы»;

в) регрессия: обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности;

г) проекция – приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная;

д) номадизм – частое изменение места жительства, места работы, семейного положения, партнеров, частые разрывы отношений с друзьями, изменение привычек, увлечений, обстановки;

е) рационализм – самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых.

Современная классификация внутриличностного конфликта весьма разнообразна.

Одной из наиболее распространенных является 3-уровневая классификация внутриличностного конфликта, которая построена на основе возникновения противоречий между потребностью и социальной нормой.

Наиболее полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, которые взяли в качестве основания для классификации ценностно-мотивационную сферу личности.

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделили следующие основные виды внутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный, конфликт неадекватной самооценки.

Если любой из приведенных конфликтов длительное время не разрешается, он может привести к стрессу, фрустрации и достаточно опасной его форме невротическому конфликту, характеризуемому высшим напряжением и противоборством внутренних сил личности.

Приведенная выше типология внутриличностных конфликтов не исчерпывает полностью их классификации. В зависимости от других оснований можно привести иную их типологию. Так, если мы возьмем за основание функции внутриличностного конфликта, то его можно классифицировать как: конструктивный или деструктивный.

Конструктивный (функциональный, продуктивный) конфликт способствует максимальному развитию субъектов конфликта и конструктивным личностным затратам по его разрешению.

Деструктивный конфликт усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис, приводит, как правило, к невротическому конфликту.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.