Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инженерная психология: определение, объект, предмет, задачи. Методы исследования в инженерной психологии.





Инженерная психология — наука, изучающая системы «человек — техника» с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:

— конструирования техники и организации управления технологическим процессом;

— подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой;

— профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.

Главным объектом исследования всей системы психологических дисциплин является человек, его психические процессы состояния и свойства.

Объектом инженерной психологии является «человек оператор, человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с машиной, предметом труда и внешней средой посредством дистанционного управления».

Основные задачи инженерной психологии:

1. Методологические задачи: определение предмета и задач исследования; разработка новых методов исследования.

2. Психофизиологические задачи: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора.

3. Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов системы «человек-машина»; проектирование и оценка системы «человек-машина»; оценка надежности и эффективности системы «человек-машина».

4. Эксплуатационные задачи: профессиональная подготовка операторов;; разработка методов повышения работоспособности операторов.

). Среди психологических методов, используемых в инженерной психологии, различают:

1. Психодиагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью и др.) предназначены для исследования процесса профессиональной деятельности человека-оператора при функционировании системы «человек-машина», оценки деятельности человека, анализа его ошибок и факторов внешней среды.



2. Экспериментальные методы. Эксперимент - это изучение психологических особенностей деятельности оператора, психологических особенностей деятельности оператора, вызванных изменением условий, цели или способа выполнения этой деятельности.

3. Методы психологической поддержки и сопровождения эффективной, безопасной и надежной деятельности человека в системах “человек — техника” включают методы: психической саморегуляции и самовосстановления человека, психоконсультативной беседы, индивидуальной и групповой тренинговой и пси­хотерапевтической работы с персоналом системы «человек-машина», музыкотерапии, двигательной терапии и др.

4. Психофизиологические и персонологические методы позволяют исследовать организацию психофизиологических функций человека-оператора в процессе деятельности; оценивать и контролировать его функциональное состояние, работоспособность, надежность и эффективность деятельности

5. Математические методы применяются для формализованного описания и построения моделей деятельности оператора (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений).

6. Методы анализа продуктов деятельности

 

 

Профессионально-важные качества личности. Общие и специальные способности и их проявления в трудовой деятельности.

ПВК -отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. С одной стороны, ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны – они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

Общие профессиональные способности — свойства личности, требуемые от человека конкретной профессиональной деятельностью, которые определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.).

Специальные профессиональные способности — свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Они определяются конкретными условиями труда и возникают при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые для других профессий не являются важными. Эти способности могут быть актуальными и потенциальными.

Профессиональные способности соотносимы с профессиональными знаниями и умениями. Труд требует запаса профессиональных знаний.В знаниях специалист берет эталоны для своего профессионального развития. Труд опирается на профессиональные умения и навыки, профессиональные действия, доведенные до определенного уровня автоматизма.

При анализе профессий используют понятие "профпригодность", характеризующееся как совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность определяется не только профессиональными способностями, но зависит также от склонностей и мотиваций, знаний и умений.

Абсолютная профпригодность требуется в усложненных условиях деятельности (быстрая смена задач, высокий темп работы, возможность неожиданного возникновения опасных ситуаций). Большинство же видов профессионального труда могут осуществляться при относительной профпригодности, т. е. менее жестком перечне необходимых качеств и свойств.

Готовность к труду — установка на труд, состояние мобилизации всех психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий. Подготовленность к труду — наличие характеристик личности, общих и специальных способностей, черт характера, вооруженность человека умениями, знаниями, навыками. Следовательно, готовность к труду характеризует состояние мотивационнои сферы, подготовленность операциональной сферы.

 

 

Понятие и виды конфликта. Структура, функции и динамика конфликта

Конфликт – основная причина негативных эмоций в отношениях между людьми. Основная причина гибели людей. Сложность определения данного понятия состоит в несоответствии между житейским и научным пониманием. Конфликт- предельный случай обострения противоречий.

3 ключевых признака конфликта:

1. Столкновение двух субъектов конфликта, биполярность.

2. Активность, направленная на преодоление противоречий, на их снятие.

3. Субъектность конфликта – сторонами всегда являются активно сознательно действующие личности (или группы личностей).

Виды конфликтов.

Внутриличностные конфликты.

Мотивационные конфликты. 3 вида: 1. Конфликт между двумя привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. 2. Конфликт между двумя равнонепривлекательными возможностями. 3. Конфликт между равными по количеству плюсов и минусов возможностями.

Когнитивные конфликты(мнений, убеждений). Из теории когнитивного соответствия – когнитивный диссонанс.

Ролевые конфликты. 2 вида ролевых конфликтов: личностные ролевые конфликты – расходятся требования роли и возможности; межролевые конфликты – требования разных ролевых позиций несовместимы.

2. Межличностные конфликты.

Также могут быть мотивационными– конфликт интересов, целей, планов, мотивов и устремлений. Бывают разрешимые (можно прийти к компромиссу) и неразрешимые .

Когнитивный межличностный конфликт– скорее ценностный, т.е. у людей разные взгляды на жизнь. Они, как правило, неразрешимы.

Конфликт по поводу деятельности– у людей разные представления о совместной деятельности: противоречивые представления о нормах, об обязанностях. Разрешение – выработка единых представлений.

6 типов конфликтов:

1. Подлинный конфликт

2. Случайный или условный конфликт – неадекватное осознание объективно существующей ситуации.

3. Смещенный конфликт – возникает за счет искаженного осознания, т.к. в основе такого явного конфликта лежит другой скрытый конфликт, чего стороны не осознают.

4. Неверно приписанный конфликт – конфликт, когда стороны ошибочно поняли друг друга и неверно видят ситуацию конфликта.

5. Латентный конфликт – есть объективная конфликтная ситуация, но стороны ее ещё не осознали.

6. Ложный конфликт – нет объективных обстоятельств, но стороны осознают ситуацию как конфликтную.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.