Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История государства и права зарубежных стран.





История государства и права зарубежных стран.

Вопрос № 1 Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств.

1. Происхождение государств

Существует множество теорий происхождения государств – теологическая, патриархальная, насилия, договорная…

Историки считают, что большинство исторических фактов подтверждают цивилизационную (кризисную) теорию происхождения государства. Появление государства считается следствием перехода от первобытного общества к иной форме социальной организации – цивилизация (civitas, произошло – «город»). Цивилизация – городская культура.

Государство выступает неотъемлемым элементом цивилизации, так как ей присущи черты:

- цивилизация основана не на присваивающем хозяйстве, а на производящем (земледелие + скотоводство, ремесло);

- цивилизация характеризуется оседлым образом жизни и высокой плотностью населения. В отличии от первобытной общины, в цивилизации людей объединяет проживание на одной территории. Если первобытная община объединяла несколько сотен людей, то самые ранние примитивные цивилизации насчитывали несколько десятков тысяч человек;

- цивилизация характеризуется возникновением города как центра управления ремесла и обмена. Как правило, ранние цивилизации принимали форму нома, то есть города-государства;

- цивилизация характеризуется усложнением социальных связей и возникновением разделения труда не только в сфере производства (земледельцы, скотоводы, ремесленники), в сфере обмена (купцы), но и сфере управления и власти.

Выделяется особая категория лиц, назначение которых только управлять. Эта категория лиц и монополизирует власть и объединяется в органы государства. По мнению российского историка Васильева Л.С. первоначально люди брали на себя функции управления лишь из стремления к социальному престижу, а не к обогащению.



Управление требовало значительных материальных затрат, тогда как в ранних цивилизациях не существовало еще системы постоянно взимаемых налогов. Поэтому государственная власть монополизировалась наиболее богатой частью общества – родоплеменная знать, жречество, военная аристократия.

Но почему возникла сама цивилизация? Историки установили, что около 12-10 тыс. лет назад вся суша земли, пригодная для жизни, была заселена людьми. Ученые объясняют это двумя кризисами, которые пережило человечество » 10 тыс. лет назад:

- кризис климатический (похолодание, которое вызвало исчезновение привычных объектов охоты и собирательства).

- кризис демографический – около 10 тыс. лет назад население всей планеты составляло » 5-7 млн. и при этом планета страдала от перенаселения.

Это объяснялось тем, что в условиях присваиваемого хозяйства для выживания одной общины необходима была территория в r = 25-100 км. Ученые зафиксировали снижение численности человечества.

Английский историк Тойнби А. Выдвинул концепцию возникновения цивилизации «как результата принятия вызова природы» (то есть люди, поставленные на грань выживания, были вынуждены изобрести новый способ производства и социальной организации).

2. Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточного государства

Возникновение первых государств на Древнем Востоке объясняется благоприятным сочетанием географических и климатических условий. Историки обратили внимание, что первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек.

Древний Египет – Нил

Междуречье – Тигр и Евфрат

Древняя Индия – Инд и Ганг

Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ

Это объясняется тем, что в этих регионах существовала возможность вести орошаемые ирригационное земледелие. Это земледелие требовало строительства специальных сооружений, что и объясняет необходимость объединения усилий нескольких общин, а также централизованную организацию этих работ.

Государства на Древнем Востоке возникли при низком уровне развития средств производства. Это предопределило следующие особенности общественного строя древневосточных государств:

1) Возникновение государства не означало упразднение общины, а, напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой древневосточных обществ.

2) На Древнем Востоке рабство носило патриархальный характер, то есть труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве и ремесле. Основной производительной силой выступали не рабы, а община. В ходе дискуссии 60-70 гг. XX в. большинство историков пришли к выводу, что на Древнем Востоке существовал особый способ производства – азиатский.

3) Другой чертой азиатского способа производства являлось господство не частной, а государственной храмовой и общинной собственности.

4) Древневосточные общества характеризовались сложной социальной структурой, в которой важнейшую роль играло жречество. Эта категория населения пользовалась не только идеологическим, но и огр. экономическим и политическим влиянием.

Это объяснялось тем, храмы были собственниками огр. имуществ. Кроме того, орошаемое земледелие требовало специальных знаний (в геометрии, архитектуре), носителями которых были жрецы.

Наука зарождалась на Древнем Востоке. Эти особенности общественного строя и предопределили своеобразную форму государственного устройства.

Вопрос № 4 Законы Ману.

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятель­ных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный ха­рактер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наибо­лее известной дхармашастрой являются Законы Ману (Ману — мифи­ческий бог). Точное время составления этих Законов неизвестно. Пред­полагается, что они появились в период между II в. до н.э. и II в. н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двусти­ший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немного­численные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману - закрепление существу­ющего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхож­дение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн.

Право собственности. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением при «том, охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, по­купка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также полу­чение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приоб­ретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом Подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было Только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобре­тателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему Собственнику.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Зе­мельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собствен­ник земли, а как суверен, защищающий население страны. В Законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть урожая».

За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если не собственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имуще­ство. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рас­смотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственни­ков и соседней. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Зако­нах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах Говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описы­вается один из древнейших договоров - договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обяза­тельств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хит­рости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник стано­вился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману уделяют значитель­ное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежнос­ти наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники, и ремесленни­ки, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельчес­ких работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение рабо­ты было вызвано болезнью и выздоровев нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье, даже спустя долгое время.

В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот дого­вор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинни­ки, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману. Дого­вор считался действительным, если совершался в присутствии свидете­лей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанав­ливал определенные требования к предмету договора и запрещал про­давать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как заня­тие, недостойное для высших каст.

Упоминается в Законах Ману договор дарения.Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды догово­ров, Законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействи­тельной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушении дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огорожен­ном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движе­нием повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим обра­зом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина ни­когда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требу­ют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добро­детели.

Хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой Провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смерт­ной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запреща­лось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследова­ния устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право и процесс. Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потер­певшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует со­хранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за пре­ступление, совершенное на ее территории, если преступник неиз­вестен.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу вра­гам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.

Более подробно Законы описывают преступления против собствен­ности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предпи­сывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, сле­довало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личнос­тью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и уда­рившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные по­вреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.

Довольно много статей направлено на укрепление семейных отно­шений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.

Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».

Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндий­ского права, поскольку наказание зависело от принадлежности винов­ного и потерпевшего к определенной варне.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брах­мана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение — это далеко не .полный перечень наказаний. Кровная месть в Законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.

Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Вер­ховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уго­ловным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, не отдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и 'оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного раз­бирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя поряд­ку варн.

Основным источником доказательств служили свидетельские пока­зания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоян­ства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

Право собственности

Понятие права собственности. Содержание права собственности. Для обозначения права собственности в Риме пользовались термином dominium, а примерно с конца республиканского периода – также proprietas. Право собственности является наиболее обширным по объему правом на вещь. Главное качество права собственности: соединение абсолютного господства лица над вещью с правом распоряжения ею, правом определять её судьбу (продать, обменять, заложить, уничтожить). Основными правомочиями собственника были:

- jus utendi – право пользования вещью;

- jus fruendi – право извлечения плодов естественных и цивильных (дохода);

- jus abutendi – право распоряжения судьбой вещи;

- jus posidendi – право владеть вещью;

- jus vindicandi – право истребовать вещь из рук каждого её фактического обладателя, безразлично – владельца или держателя.

Владение. Владение и право собственности. Владение и держание. Владение в смысле фактического обладания вещами является тем отношением, на почве которого складывался институт права собственности. В развитом римском праве “владение” и “право собственности” – различные категории, которые могли совпадать в одном и том же лице, но могли принадлежать и разным лицам. Владение представляло собой именно фактическое обладание, однако связанное с юридическими последствиями, прежде всего снабженное юридической защитой. Проводилось различие между владением в точном смысле (possessio civilis) и простым держанием (detentio или possessio naturalis).

Владение можно определить как фактическое обладание лица вещью (объективный элемент), соединенное с намерением относиться к вещи как к своей, т.е. обладать независимо от воли другого лица, самостоятельно (субъективный элемент) и снабженное исковой защитой; держание же – как фактическое обладание вещью без такого намерения (обладание на основе договора с другим лицом, вообще несамостоятельное, а также и обладание ненамеренное, бессознательное и т.д.). Владельцы защищались от всяких незаконных посягательств на вещь непосредственно сами, арендатор как держатель от чужого имени мог получить защиту только через посредство собственника, от которого получена вещь.

Виды владения. Владельцем вещи нормально является её собственник, так как нормально вещи находятся в обладании тех, кому они принадлежат. Собственник имеет право владеть вещью, в этом смысле он является законным владельцем. Владельцы, фактически обладающие вещью с намерением относиться к ней как к собственной, но не имеющие права ею владеть, признаются незаконными.

Незаконное владение может быть двух видов: незаконное добросовестное (владелец не знает и не должен знать о незаконности владения) и назаконное недобросовестное владение (владелец знает и должен знать о незаконности владения).

Существовали также случаи так называемого производного владения. К числу производных владельцев относится, например, лицо, которому вещь заложена, или лицо, которому вещь передана на сохранение впредь до разрешения в судебном порядке спора о её принадлежности.

Вопрос № 38 «Каролина» 1532 г.

Среди немецких кодификаций права XVI-XVIII веков заслуживает быть отмеченной знаменитая "Каролина", изданная вскоре после поражения Крестьянской войны 1525 года (в 1532 г.), в качестве единого свода законов для всей громадной, пестрой по своему составу Германской империи "Каролина" (названная так по имени императора Карла) могла бы иметь - уже по одному этому - известное положительное значение. Но ее "всеобщность" значительно умалялась оговоркой, принятой по настоянию князей: "Мы не желаем, однако, лишать курфюрстов, князей и сословия их исконных, унаследованных и правомерных обычаев".

"Каролина" объявляет уничтоженными такие старые обычаи, "неразумность" которых была очевидна: захват корабля со всем его имуществом в случаях, когда он терпит крушение; самовольное присвоение опрокинувшегося воза; арест с целью получения выкупа - эти и некоторые другие обычаи старого германского феодального права, узаконенные в интересах дворянства.

Вызванные интересами развивающихся товарных отношений, эти постановления могли бы принести пользу. Но они тонули в массе мер террористического характера, направленных против крестьян.

В то самое время, когда, повинуясь законам первоначального капиталистического накопления, тысячи крестьян должны были расстаться с привычными условиями существования, "Каролина" постановляла, что так называемых злостных бродяг "должно предавать смертной казни мечом... как только они попадут в тюрьму, невзирая на то, что они не совершили какого-либо иного действия".

Устрашения ради "Каролина" сохраняла такие виды смертной казни, как сожжение, четвертование, колесование, повешение, утопление, погребение заживо, волочение к месту казни, терзание калеными щипцами (перед смертной казнью).

Процессуальные постановления, составляющие главное содержание кодекса, увенчиваются признанием допроса под пыткой, характер которой - продолжительность, суровость - предоставляется "усмотрению благонамеренного и разумного судьи".

Предписывается, чтобы арестованному не рассказывалось об обстоятельствах преступления, которое ему инкриминируется, чтобы не дать ему возможности обдумать защиту, тем легче запутать и добиться признания или оснований для допроса под пыткой. Требовалось, впрочем, немногое: "Если заметят, что подозреваемый держится потаенно, необычным и опасным образом около тех лиц, в измене коим он подозревается, и если он ведет себя так, как будто он им верен... то сие является доказательством, достаточным для применения допроса под пыткой".

"Каролина" не может считаться чисто германским правовым памятником. Не говоря уже о многочисленных ее отсылках к римскому праву, реципированному в Германии, она так много заимствует из других источников, что называется порой не без оснований "немецким учебником итальянского уголовного права".

Билль о правах 1791 г.

В первой поправке запрещалось издавать законы, которые ограничивают права и свободы.

В последующих поправках закреплялось право на оружие, право на справедливость и скорый суд с участием присяжных, запрет принуждать к даче показаний против самого себя. Закрепил гарантии неприкосновенности личности, жилища, тайна переписки и др. В отдельной поправке запрещалось использовать права и свободы в целях нарушения прав и свобод других лиц.

В 10 поправке оговаривалось, что все полномочия, не отнесенные к компетенции США, относятся к компетенции штатов.

Право собственности

Новая концепция права собственности в XX в. порывает с индивидуализмом XIX в., призыва-ет к "социализации" частной собственности, ее использованию в "общественных интересах". Она нашла отражение к конституции Германии 1919 г., в гражданских кодексах Мексики (1932 г.), Перу (1984 г.) и др. В XX в. происходит все более активное вторжение и самого буржуазного государства в "священную" сферу прав частного собственника. Так, получает развитие государственная собствен-ность, в том числе за счет национализации частных предприятий. В Англии и Франции было принято специальное законодательство о национализации отдельных частей предприятий (с выплатой ком-пенсации частным собственникам). Во Франции в соответствии с законодательством Народного фронта в 30-х гг. в государственный сектор перешли авиалинии, железные дороги, отдельные судо-верфи, радио, телеграф, телефон, городской транспорт, часть авиационной и нефтеперерабатываю-щей промышленности. После II мировой войны были проведены законы о национализации электро-энергии, газа, угля, автомобильной промышленности.

Послевоенное законодательство о национализации затронуло прежде всего предприятия, убыточные для их хозяев и требовавшие значительных средств для реконструкции. Бывшие собст-венники предприятий получили огромную компенсацию и смогли тем самым сделать капиталовло-жения в технически более оснащенные и прибыльные отрасли экономики.

Но частный капитал при определенных экономической и политической ситуациях не упускает возможности вновь вернуть себе на более выгодных условиях часть ранее национализированных предприятий. Так, в Англии уже в 1951 г. консерваторы провели реприватизацию реконструирован-ных к этому времени за государственный счет предприятий черной металлургии и автодорожного транспорта.

Во Франции и в латиноамериканских странах получила большое распространение смешанная собственность, принадлежащая обществам смешанной экономики, в которых государство являлось акционером наряду с частными предпринимателями. Создание таких обществ, как вскоре выясни-лось, представляло особое удобство для крупного капитала, поскольку участие государства в такой собственности гарантировало последннему уход от возможной национализации.

Начиная со второй мировой войны, заметное развитие государственной собственности идет также за счет роста государственных инвестиций в те отрасли промышленности, которые требовали особенно больших капиталовложений (атомная энергетика, ракетостроение, электроника и т.п.). Го-сударственные имущества выросли также в связи с милитаризацией экономики и увеличением прави-тельственных военных заказов. Законодательство, регулирующее деятельность государственных и всякого рода смешанных компаний, также способствовало укреплению позиций крупного капитала, поскольку оно устанавливает выгодные для последнего цены на государственную продукцию, обес-печивает частные корпорации и компании стратегическим сырьем, гарантирует им устойчивый ры-нок и т.п.

После I мировой войны широкое распространение получило законодательство, которое в ин-тересах крупного промышленного капитала и транспортных компаний устанавливало контроль за распоряжением мелкой собственностью, вводило новые сервитуты, изъятия из неограниченной сво-боды собственников в пользу владельцев промышленных и транспортных предприятий. Во Франции в период III республики были установлены законодательные ограничения для собственников: вла-дельцы земли обязаны разрешать проводку электролиний над своим участком, не сажать деревья вблизи аэродромов, допускать полеты самолетов над своим участком и т.д. Специальное законода-тельство (1919 и 1938 гг.) определило, что собственники земли не могут использовать движущую си-лу воды, не получив специальную концессию от государства.

История государства и права зарубежных стран.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.