Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Динамика заболеваемости гриппом в г.Н. за 2005 – 2006 гг.





Показатели 2005 г. 2006 г.
интенсивные 30 % 50 %
экстенсивные 20 % 15 %

 

Вывод: Заболеваемость гриппом в городе Н. в 2006 г. снизилась.

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Относительные величины используются для:

а) анализа состояния здоровья населения;

б) анализа качества оказываемой медицинской помощи;

в) анализа эффективности профилактических мероприятий;

г) сравнения абсолютных размеров явления в различных совокупностях;

д) выявления закономерностей изучаемого явления.

 

2. Интенсивные показатели используются для:

а) сравнения различных совокупностей;

б) характеристики структуры изучаемой совокупности;

в) оценки динамики изучаемого явления;

г) выявления закономерностей в течение различных заболеваний.

 

3. Показатели соотношения используются для:

а) расчета обеспеченности населения различными видами медицинской помощи (кадры, ЛПУ);

б) расчета частоты возникновения заболеваний;

в) расчета структуры изучаемой совокупности.

 

4. Экстенсивные показатели используются для:

а) сравнения различных совокупностей;

б) характеристики структуры изучаемого явления;

в) характеристики удельного веса составляющих признаков в изучаемой совокупности.

 

5. Показатели наглядности применяются для:

а) оценки динамики изучаемого процесса;

б) сравнения размеров признака в изучаемых совокупностях;

в) расчетов обеспеченности населения медицинской помощью;

г) оценки структуры совокупности.

 

6. Для сопоставления различных совокупностей можно использовать показатели:

а) интенсивные;

б) экстенсивные;

в) наглядности;

г) соотношения.

 

7. Секторная диаграмма используется для изображения показателей:



а) интенсивных;

б) экстенсивных;

в) наглядности;

г) соотношения.

 

8. Линейная диаграмма (радиальная, столбиковая) применяется при изображении показателей:

а) интенсивных;

б) экстенсивных;

в) наглядности;

г) соотношения.

 

9. Какой диаграммой изображаются экстенсивные показатели:

а) линейной;

б) радиальной;

в) секторной;

г) внутристолбиковой.

 

10. Сезонность заболевания иллюстрируется графиками:

а) на оси координат;

б) круговой диаграммой;

в) радиальной диаграммой.

 

11. Распространенность явления на территории можно представить графически в виде:

а) ленточной диаграммы;

б) круговой диаграммы;

в) картограммы;

г) картодиаграммы.

 

12. Динамику явления за ряд лет можно представить в виде:

а) внутристолбиковой диаграммой;

б) столбиковыми диаграммами;

в) секторной диаграммой;

г) линейным графиком.

 

13. Обеспеченность населения койками – это показатель:

а) интенсивный;

б) наглядности;

в) соотношения;

г) экстенсивный.

 

14. Распределение населения города Н. по возрастным группам это показатель:

а) наглядности;

б) соотношения;

в) интенсивный;

г) экстенсивный.

 

15. Заболеваемость студентов желудочно–кишечными заболеваниями за определенный период (год) - это показатель:

а) экстенсивный;

б) наглядности;

в) соотношения;

г) интенсивный.

 

Ситуационные задачи

 

Задача 1

При изучении здоровья работающих одного из промышленных предприятий выяснилось, что в изучаемом году грипп составил 25 %, а в предыдущем году - 15 %.

1. Изобразите данную информацию графически.

2.Сделайте соответствующий вывод.

Задача 2

При анализе инфекционных заболеваний в городе Н. врач выяснил, что в структуре инфекционной патологии дизентерия в предыдущем году составляла 25 %, а в изучаемом году - 10%, на основании чего врач сделал вывод о снижении заболеваемости дизентерией.

1. Согласны ли Вы с выводом врача?

2. Обоснуйте свое заключение.

Задача 3

По данным исследования состояния здоровья медицинских работников доля лиц, имеющих хроническую патологию, в возрастной группе до 29 лет составила 10%, в возрастной группе 60 лет и старше – 76 %.

1. Какие из относительных показателей использованы в данной задаче?

2. Представьте их графически.

 

Задача 4

При отчете за 5 лет работы врач общей практики провел анализ динамики работы посещений больных, сделанных ими с лечебной и профилактической целью.

На врачебной конференции была отмечена хорошая работа врача.

  100%          
           
                 

1 2 3 4 5 6 годы

1. Почему работу врача общей практики оценили положительно? Какой из относительных показателей здесь использован?

2. Назовите основные функции этого показателя.

 

Список литературы

Основная:

 

1. Власов В.В. Эпидемиология. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с.

2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. – М.:ГЭОТАР – МЕД, 2002.- 520 с.

3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: Часть 1. Общественное здоровье. - М.: Медицина, 2003. - 368 с.

4. Социальная медицина и организация здравоохранения (Руководство в 2-х томах). Миняев В.А., Вишняков Н.И. и др. - СПб, 1998. - 528 с.

5. Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие). Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др. – Москва, 2000. – 432 с.

Дополнительная:

1. С. Гланц. Медико-биологическая статистика. Пер с англ. - М., Практика, 1998. –459 с. – С.122.

 

4.3. Средние величины и критерии разнообразия вариационного ряда

 

Введение

При изучении общественного здоровья (например, показателей физического развития), анализе деятельности учреждений здравоохранения за год (длительность пребывания больных на койке и др.), оценке работы медицинского персонала (нагрузка врача на приеме и др.) часто возникает необходимость получить представление о размерах изучаемого признака в совокупности для выявления его основной закономерности.

Оценить размер признака в совокупности, изменяющегося по своей величине, позволяет лишь его обобщающая характеристика, называемая средней величиной.

Для более детального анализа изучаемой совокупности по какому-либо признаку помимо средней величины необходимо также вычислить критерии разнообразия признака, которые позволяют оценить, насколько типична для данной совокупности ее обобщающая характеристика.

 

Цель изучения темы

Уметь использовать метод вариационной статистики для оценки и анализа статистической совокупности при изучении общественного здоровья и деятельности медицинских учреждений.

По окончании изучения данной темы студент должен:

Уметь:

· выявлять основную закономерность изучаемого признака путем вычисления средней величины;

· обосновывать методику применения критериев разнообразия вариационного ряда;

· давать характеристику разнообразия вариационного ряда;

· делать выводы о типичности обобщающей характеристики признака в изучаемой совокупности.

 

Знать:

· основные понятия темы ("вариационный ряд", "средняя величина", "среднеквадратическое отклонение", "коэффициент вариации" и др.);

· методику расчета средних величин и критериев разнообразия вариационного ряда (s, СV);

· методику анализа средних величин: значение среднеквадратического отклонения и коэффициента разнообразия для оценки вариабельности изучаемого признака и типичности средней величины;

· нормальное распределение вариационного ряда и его значение для оценки общественного здоровья и организации медицинской помощи;

· область применения характеристик вариационного ряда (М, s, СV.).

 

Задания для самостоятельной работы студента

 

1. Изучить материалы обязательной и рекомендуемой литературы, данного раздела учебного пособия.

2. Разобрать задачу-эталон.

3. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания в данном учебном пособии.

4. Решить ситуационные задачи.

Блок информации

 

1.Определение вариационного ряда Вариационный ряд – это числовые значения признака, представленные в ранговом порядке с соответствующими этим значениям частотами.
2.Основные обозначения вариационного ряда: V – варианта, отдельное числовое выражение изучаемого признака; p - частота («вес») варианты, число ее повторений в вариационном ряду; n – общее число наблюдений (т.е. сумма всех частот, n=åp); Vmax и Vmin – крайние варианты, ограничивающие вариационный ряд (лимиты ряда); А – амплитуда ряда (т.е. разность между максимальной и минимальной вариантами, А= Vmax – Vmin).
3. Виды вариационных рядов: а) простой – это ряд, в котором каждая варианта встречается по одному разу (р=1); б) взвешенный – ряд, в котором отдельные варианты встречаются неоднократно (с разной частотой).
4. Назначение вариационного ряда Вариационный ряд необходим для определения средней величины (М) и критериев разнообразия признака, подлежащего изучению (s, СV).
5. Средняя величина Средняя величина - это обобщающая характеристика размера изучаемого признака. Она позволяет одним числом количественно охарактеризовать качественно однородную совокупность.
6. Применение средних величин:   а) для оценки состояния здоровья – например, параметров физического развития (средний рост, средняя масса тела, среднее значение жизненной емкости легких и др.), соматических показателей (средний уровень сахара в крови, средняя величина пульса, средняя СОЭ и др.); б) для оценки организации работы лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических учреждений, а также деятельности отдельных врачей и других медицинских работников (средняя длительность пребывания больного на койке, среднее число посещений на 1 час приема в поликлинике и др.); в) для оценки состояния окружающей среды.
7. Методика расчета простой средней арифметической:   1. Суммировать варианты: V1+V2+V3+…+Vn= åV; 2. Сумму вариант разделить на общее число наблюдений: M = åV/n.
8. Методика расчета взвешенной средней арифметической (табл. 4.3.1)   1. Получить произведение каждой варианты на ее частоту - Vp; 3. Найти сумму произведений вариант на частоты: V1p1 + V2p2 + V3p3 +...+ Vnpn = åVp; 3. Полученную сумму разделить на общее число наблюдений:M = åVp/n.  
9. Методика расчета среднеквадратического отклонения (см. табл. 4.3.1)     1. Найти отклонение (разность) каждой варианты от среднеарифметической величины ряда (d = V – M); 2. Возвести каждое из этих отклонений в квадрат (d2); 3. Получить произведение квадрата каждого отклонения на частоту (d2p); 4.Найти сумму этих отклонений: d12p1+d22p2+d32p3+…+ dn2pn = åd2p; 5. Полученную сумму разделить на общее число наблюдений (при n<30 в знаменателе n-1): åd2p/n; 6. Извлечь квадратный корень: при n<30  
10.Применение среднеквадратического отклонения:   а) для суждения о колеблемости вариационных рядов и сравнительной оценки типичности (представительности) средних арифметических величин. Это необходимо в дифференциальной диагностике при определении устойчивости признаков; б) для реконструкции вариационного ряда, т.е. восстановления его частотной характеристики на основе правила «трех сигм». В интервале М±3s находится 99,7 % всех вариант ряда, в интервале М±2s – 95,5 % и в интервале М±1s – 68,3 % вариант ряда; в) для выявления “выскакивающих” вариант (при сопоставлении реального и реконструированного вариационных рядов); г) для определения параметров нормы и патологии с помощью сигмальных оценок; д) для расчета коэффициента вариации; е) для расчета средней ошибки средней арифметической величины.
14. Коэффициент вариации (CV)     Коэффициент вариации - это процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметической величине: CV = Коэффициент вариации – это относительная мера колеблемости вариационного ряда.  
15. Применение коэффициента вариации а) для оценки разнообразия каждого конкретного вариационного ряда и, соответственно, суждения о типичности отдельной средней (т.е. ее способности быть полноценной обобщающей характеристикой данного ряда). При СV <10 % разнообразие ряда считается слабым, при СV от 10 % до 20 % – средним, а при СV >20 % – сильным. Сильное разнообразие ряда свидетельствует о малой представительности (типичности) соответствующей средней величины и, следовательно, о нецелесообразности ее использования в практических целях. б) для сравнительной оценки разнообразия (колеблемости) разноименных вариационных рядов и выявления более и менее стабильных признаков, что имеет значение в дифференциальной диагностике.

 

 

 

 

Задача-эталон

Условие задачи. В городе N в 2007 году проведено измерение массы тела 7-летних мальчиков (данные представлены в табл. 4.3.1). По данным аналогичного исследования, выполненного в городе N в 1997 году, средняя масса тела 7-летних мальчиков составила 23,8 кг, s ± 3,6 кг.

Задание. 1. Вычислить среднюю арифметическую величину (М) и критерии разнообразия вариационного ряда (s,СV).

2. Оценить полученные результаты, сравнить их с данными предыдущего исследования, сделать соответствующие выводы.

 

Таблица 4.3.1.

Результаты измерения массы тела 7-летних мальчиков города N в 2007 г.

Масса тела (в кг) V Середина интервала (центральная варианта) V1 Число мальчиков p Vp d=(V-M) d2 d2p
15-18,9 -7
19 – 22,9 -3
23 – 26,9 +1
27 – 30,9 +5
31 – 34,9 +9
    n = 100 åVp=2400     åd2p=2188

 

Решение задачи

В сгруппированном вариационном ряду центральная варианта рассчитывается как полусумма начальных вариант соседних интервалов;

М = åVp /n = 2400/100 = 24,0 (кг);

s = Ö åd2p /n = Ö 2188/100 = ± 4,68 (кг);

CV = (s /М)х100 = (4,68/24,0 х 100)= 19,5 %.

Выводы:

1. Средняя масса тела 7-летних мальчиков в г.N в 2007 году составляет 24,0 кг,

2. s = ±4,68 (кг).

3. Величина коэффициента вариации, равная 19,5 % свидетельствует о среднем разнообразии признака (приближающемся к сильному).

Таким образом, можно считать, что полученная средняя величина массы тела является достаточно представительной (типичной). По сравнению с 1997 годом, в 2007 году отмечается более значительная вариабельность массы тела у мальчиков 7 лет (±4,68 кг против 3,6 кг). Аналогичный вывод вытекает и из сопоставления коэффициентов вариации (CV в 1997году равен (3,6 /23,8 х 100 = 15,1 %).

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое вариационный ряд?

2. Для чего используются средние величины?

3. По каким критериям можно оценить разнообразие признака?

4. В каких случаях применяют среднеквадратическое отклонение?

5. Каково назначение коэффициента вариации?

6. Как оценить величину коэффициента вариации?

 

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Вариационный ряд – это:

а) числовые значения изучаемого признака статистической совокупности, расположенные в ранговом порядке;

б) числовые значения изучаемого признака, расположенные в ранговом порядке с соответствующими этим значениям частотами;

в) числовые значения изучаемого признака с соответствующими этим значениям частотами.

 

2. Средняя величина – это:

а) варианта с повторяющимся числовым значением;

б) варианта, имеющая наибольший «вес» (частоту) в вариационном ряду;

в) обобщающая числовая характеристика размера изучаемого признака.

 

3. Впишите недостающий вид вариационного ряда по частоте представленных в нем вариант:

а) простой;

б) __________________.

 

4. Средние величины применяются для оценки:

а) состояния здоровья населения;

б) организации работы и деятельности лечебно-профилактических учреждений в целом, отдельных его подразделений и врачей;

в) организации работы и деятельности всей системы здравоохранения;

г) состояния окружающей среды.

 

5. В каком вариационном ряду используются следующие методы расчета средней арифметической величины (подберите соответствующие ответы):

Вариационный ряд: 1. простой вариационный ряд; 2. взвешенный вариационный ряд. Методы расчета: а) М = (åVр)/n; б) М = åV/n.

6. Укажите соответствующий алгоритм расчета для простых и взвешенных средних арифметических величин:

Средняя величина: 1. простая средняя арифметическая величина; 2. взвешенная средняя арифметическая величина. Алгоритм расчета: а) перемножить каждую варианту на соответствующую ей частоту (Vр); б) получить сумму произведений вариант на частоты (åVр); в) суммировать числовые значения вариант (åV); г) полученную åVр разделить на число наблюдений (n); д) полученную åV разделить на число наблюдений (n).

 

7. Характеристиками разнообразия вариационного ряда являются:

а) лимиты ряда (Vmax и Vmin);

б) амплитуда ряда (А);

в) среднеквадратическое отклонение (s);

г) отклонение (разность) каждой варианты от среднеарифметической величины вариационного ряда (d = V – M);

д) коэффициент вариации (СV).

 

8. Каково значение сигмы для анализа вариационного ряда (укажите правильные ответы):

а) характеризует внутреннее разнообразие (колеблемость) вариационного ряда;

б) применяется для сравнительной оценки типичности средних арифметических величин;

в) позволяет оценить достоверность средней величины;

г) позволяет восстановить (реконструировать) вариационный ряд по частоте на основе правила “трех сигм”;

д) применяется для выявления “выскакивающих” вариант;

е) применяется для расчета коэффициента вариации (СV);

ж) применяется для вычисления ошибки репрезентативности средней арифметической (mM).

 

9. «Нормальное» распределение вариационного ряда означает:

а) распределение вариационного ряда по частоте на основе правила «трех сигм»;

б) что в пределах М±1s находится 68,3 % вариант ряда;

в) что в пределах М±2s находятся 95,5 % всех вариант;

г) что в пределах М±3s находятся 99,7 % всех вариант.

 

Ситуационные задачи

Задача 1

Результаты исследования здоровья студентов 2-х групп по характеристике частоты сердечных сокращений (ЧСС) показали одинаковую среднюю величину (85 уд/мин). Критерий разнообразия ЧСС в одной группе - 2 уд ара в минуту, в другой – 4 удара в минуту.

1. Определите, для какой группы средняя величина пульса при одинаковой средней частоте сердечных сокращений (М) и одинаковом числе студентов типичнее, т.е. лучше отражает состояние здоровья студентов.

2. Какой критерий разнообразия был использован для определения разнообразия признака?

 

Задача 2

При изучении физического развития школьников 7-го класса было установлено значительное разнообразие по росту (от 151 см до 170 см). Средняя величина роста этих мальчиков равна 160 см, σ= ±3 см.

1. Находятся ли крайние значения роста детей в пределах нормального распределения признака?

2. Какую методику (значение сигмы) Вы при этом использовали?

 

Задача 3

При медицинском осмотре студентов военно-медицинской академии изучены различные показатели крови, в т.ч. количество лейкоцитов колебалось в пределах 6000 -9500. Среднее значение числа лейкоцитов равно 7500, σ= ±0,5 тыс. лейкоцитов.

1. Какая величина в данном случае является «выскакивающей вариантой»?

2. Какая методика позволила определить ее?

 

Задача 4

В первые часы после инфаркта миокарда у больных изменяется целый ряд параметров, в том числе уровень артериального давления, количество лейкоцитов и ферментов крови.

1. Какой критерий необходимо применить для оценки разнообразия признаков?

2. Обоснуйте его применение.

 

Задача 5

При проведении всеобщей диспансеризации детского населения в городе Н. были получены результаты изучения физического развития детей (по массе тела). При этом получили следующие данные: средняя масса тела новорожденных детей составила 2,9 кг, σ ± 0, 3 кг; средняя масса тела детей 1-го года жизни – 12 кг , σ ± 1,0 кг.

1. Достаточно ли представленной в условии задачи информации для вывода о степени разнообразия (устойчивости) признака?

2. В какой группе более разнообразна масса тела?

Список литературы

Основная:

1.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. – М.:ГЭОТАР – МЕД, 2002.- 520 с.

2. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. – Часть I. Общественное здоровье. – М.: Медицина. – 2003. – 364 с.

3. Социальная медицина и организация здравоохранения (Руководство в 2-х томах). Миняев В.А., Вишняков Н.И. и др. - СПб, 1998. - 528 с.

4. Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие). Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др. – Москва, 2000. – 432 с.

 

Дополнительная:

1. С. Гланц. Медико-биологическая статистика. Пер с англ. - М., Практика, 1998. –459 с. – С. 27-36.

 

4.4. Метод стандартизации

 

Введение

При изучении общественного здоровья и здравоохранения в научных или практических целях исследователю нередко приходится доказывать влияние факторных признаков на результативные при сравнении двух или более совокупностей. С этой целью применяется целый ряд статистических приемов.

При сравнении двух неоднородных совокупностей по какому-либо признаку (составу) применяются методы стандартизации (прямой, обратный, косвенный).

В данном учебном пособии рассматривается прямой метод стандартизации. Этот метод применяется при наличии полных сведений как о составе сравниваемых совокупностей, так и о распределении в них явления.

 

Цель изучения темы

На основе применения метода стандартизации уметь выявлять влияние факторного признака на результативный при изучении общественного здоровья и анализе деятельности медицинских учреждений.

 

По окончании изучения темы студент должен:

Уметь:

· вычислять стандартизованные показатели;

· сопоставлять интенсивные и стандартизованные показатели и делать соответствующие выводы;

· применять метод стандартизации при решении конкретных задач, связанных с изучением общественного здоровья и деятельности учреждений здравоохранения.

 

Знать:

· условия применения метода стандартизации;

· сущность и назначение метода;

· этапы расчета стандартизованных показателей.

 

Задания для самостоятельной работы студента

 

1. Изучить материалы обязательной и рекомендуемой литературы, данный раздел учебного пособия.

2. Разобрать задачу-эталон.

3. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания в данном учебном пособии

4. Решить ситуационные задачи.

 

Блок информации

 

1. Условие применения метода стандартизации. Метод применяется при сравнении интенсивных показателей в совокупностях, отличающихся по составу (например, по возрасту, полу, профессиям и т.д.).

2. Сущность метода стандартизации. Он позволяет устранить (элиминировать) возможное влияние различий в составе совокупностей по какому-либо признаку на величину сравниваемых интенсивных показателей. С этой целью составы совокупностей по данному признаку уравниваются, что в дальнейшем позволяет рассчитать стандартизованные показатели.

Стандартизованные показатели – это условные, гипотетические величины, они не отражают истинных размеров явлений.Стандартизованные показатели свидетельствуют о том, каковы были бы значения сравниваемых интенсивных показателей, если бы были исключены различия в составах совокупностей.

3. Назначение метода стандартизации. Метод стандартизации применяется для выявления влияния фактора неоднородности составов совокупностей по какому-либо признаку на различия сравниваемых интенсивных показателей.

 

Этапы расчета стандартизованных показателей

I этап. Расчет общих и частных интенсивных показателей:

общих – по совокупностям в целом;

частных – по признаку различия (полу, возрасту, стажу работы и т.д.).

II этап. Определение стандарта, т.е. выбор одинакового численного состава среды по данному признаку (по возрасту, полу и т.д.) для сравниваемых совокупностей. Как правило, за стандарт принимается сумма или полусумма численностей составов соответствующих групп. В то же время стандартом может стать состав любой из сравниваемых совокупностей, а также состав по аналогичному признаку какой-либо другой совокупности. Например, при сравнении летальности в конкретной больнице по двум скоропомощным отделениям за стандарт может быть выбран состав больных любой другой больницы скорой помощи. Таким образом, так или иначе уравниваются условия среды, что дает возможность провести расчеты новых чисел явления, называемых «ожидаемыми величинами».

III этап. Вычисление ожидаемых абсолютных величин в группах стандарта на основе групповых интенсивных показателей, рассчитанных на I этапе. Итоговые числа по сравниваемым совокупностям являются суммой ожидаемых величин в группах.

IV этап. Вычисление стандартизованных показателей для сравниваемых совокупностей.

V этап. Сопоставление соотношений стандартизованных и интенсивных показателей, формулировка вывода.

 

Задача-эталон

Задание. Используя метод стандартизации при сравнении уровней летальности в больницах А и Б, сделайте соответствующие выводы.

 

Возраст больных (в годах) Больница А Больница Б
Число выбывших больных Из них умерло Число выбывших больных Из них умерло
До 40
От 40 до 59
От 60 и старше
Всего:

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.