Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные направления и проблемы экопсихологии





В научном плане экопсихология представлена несколькими проблемными направлениями.

Экопсихология как исследовательская парадигмавключает в себя определение области, предмета, исходных оснований и методов экопсихологических исследований (теория, эксперимент, практика). В этом смысле в западной психологической науке достаточно четко различаются, во-первых, психология окружающей среды (инвайронментальная психология), которая занимается изучением взаимосвязей между различными переменными среды и психикой, поведением человека; во-вторых, психологическая экология, которая занимается проблемами психогенного воздействия физических, химических и т.п. свойств окружающего мира на психическое состояние человека; в-третьих, экологический подход при изучении психологических закономерностей познавательных процессов, и прежде всего процессов восприятия, поскольку этот подход получил свое признание после известной работы Дж.Гибсона.

В отечественной психологии экопсихологические исследования переживают этап становления и восстановления, поскольку имеют свою предысторию в отечественной психологии и педологии в первой трети XX столетия. В настоящее время это исследования по психологии среды, психологии экологического сознания, экопсихологии развития, экопсихологии индивидуальности, экстремальной психологии [1, 4, 5, 6, 7, 16, 17]. Главными проблемами здесь являются разработка методологических оснований, общих для многообразия экопсихологических исследований, анализ системных отношений «индивид – среда» и «человек – природа» как базовых для определения предмета исследования в экопсихологических исследованиях, разработка понятия «среда» как фактора, условия и средства развития психических процессов, изменения психических состояний и т.п. [3, 14, 15].



Психология среды,как было отмечено выше, занимается изучением взаимосвязей между различными переменными среды и психикой, поведением человека, причем среды самой разнообразной: пространственной, семейной, образовательной, информационной, экстремальной, этнической и т.п. [1, 7, 19, 17]. Важно отметить, что каждый из указанных видов среды характеризуется в современной России своими особенностями, главной из которых является нестабильность, вызываемая общим кризисом социально-экономических и человеческих отношений. Так, семья переживает кризис как социальная ячейка общества и как психологическая среда для социализации ребенка, при этом обнаруживается несоответствие социального опыта родителей условиям и специфике современного социума. Школьная образовательная среда также переживает кризис, в связи, с чем встал вопрос о переходе системы образования в России к парадигме развивающего образования. Все более актуальным становится вопрос об информационной безопасности в современном мире [16, 17].

Психология экологического сознаниявключает в себя разработку психологических закономерностей, механизмов и методов диагностики и формирования личностного отношения к «миру природы», психодидактических принципов и методов экологического образования, экологичных образовательных технологий, в том числе имитационно-игровых методов, специальных тренингов и т.д. Основной проблемой является разработка самого понятия «экологическое сознание», выяснение генезиса экологического сознания как психологического явления, психологических механизмов его формирования (принцип субъектификации и др.), а также создание соответствующих дидактических методов и учебно-методических материалов [4, 5, 16, 17].

Экстремальная психологиязанимается диагностикой, реабилитацией и тренингом психических состояний в экстремальных условиях (боевые и чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, логоневрозы и т.п.) [16]. Известно, что для каждого индивида характерен индивидуальный диапазон восприятия, понимания и отношения к окружающей среде и самому себе. Одна и та же ситуация будет восприниматься и субъективно оцениваться по-разному, вследствие чего экстремальность психологической ситуации, вызывающей критическое по напряженности психическое состояние, для разных индивидов будет различной.

Анализ психологических факторов, возникающих при ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий, показывает, что необходимо решать вопросы, связанные с изменением психического состояния и поведения человека в пред-, пост- и собственно экстремальных ситуациях.

В связи с этим помимо чисто психолого-реабилитационных задач, решаемых разными ведомствами, возникает ряд научно-психологических задач, требующих проведения:

 психологического анализа и систематизации всех зафиксированных в экстремальных условиях наблюдений за изменением психических состояний и поведения человека;

 сопоставления полученных результатов с имеющимися в литературе данными, пересмотра последних и углубления на этой основе существующих представлений, концепций и методов работы с изменением психических состояний и поведения человека в кризисных ситуациях;

 построения новых психологических моделей, описывающих динамику и характер изменений психического состояния и поведения человека в кризисных ситуациях и возможности профессионально-психологической поддержки и реабилитации членов поисково-спасательных служб, членов их семей и населения в подготовительной, острой и хронической фазах развития кризисного психического состояния в условиях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

 создания единой (в той мере, в какой это возможно) теории психических состояний в экстремальных условиях.

В практическом отношении предполагается, что часть из перечисленных научных проблем, а также проблема подготовки психологов (экопсихологов), специализирующихся на проблемах динамики психических состояний в экстремальных ситуациях, будет решаться на экологическом факультете социальной психологии Московского психолого-педагогического института, созданного Московским комитетом образования и Психологическим институтом РАО и начавшего свою работу с 1 сентября 1997 г.

 

Определение экопсихологии

Несмотря на большое количество работ, проводимых в нашей стране в рамках экопсихологической проблематики (Ю.Г.Абрамова, Г.А.Ковалев, О.М.Дерябина, С.Д. Дерябо, В.А. Иванников, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавторадзе, Э.С. Кульпин, А.Б. Леонова, Б.Т.Лихачев, М.И. Марьин, В.И. Панов, Ю.М. Плюснин, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, А.А. Тюков, Е.М. Черепанова, В.А. Ясвин и многие другие), «экопсихология» («экологическая психология») как научный термин еще не обрела в отечественной психологии своего общепринятого понимания.

Обсуждение этого вопроса на симпозиуме «Экологическая психология» I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества [8] и на I Российской конференции по экологической психологии, прошедшей в Психологическом институте РАО 3–5 декабря 1996 г. [16], показало, что чаще всего термин «экопсихология» воспринимается и интерпретируется как некое направление психологической науки, имеющее отношение к экологии.

По определению одного из руководителей крупнейшей международной программы по экологической психологии К. Павлика [21], «экологическая психология (или: экопсихология) означает изучение психических процессов, т.е. переживания и поведения, в тех условиях окружающей среды, при которых переживание и поведение происходят «сами по себе», без вмешательства исследователя или психолога-испытателя. В экологической психологии предпринимаются изучение человеческого переживания и поведения в неразрывной связи с окружающей средой и попытки их теоретического обоснования. Экологическая перспектива в психологии увязывается с двумя принципиально противоположными, однако, во всяком случае тесно переплетающимися, взаимодействующими видами влияний: влиянием окружающей среды на человеческое переживание и поведение и воздействием этих переживаний и поведения на эту же среду (селекционные или преобразующие мероприятия человека по воздействию на окружающую среду). С этой точки зрения, экологическая психология исследует человеческое переживание и поведение в их «природных», репрезентативных контекстах».

Экопсихология представлена: а) психологической экологией, которая занимается изучением влияния таких физических факторов внешней среды на психическое состояние человека, как радиационный фон, уровень загрязнения воздуха и т.п.; б) психологией окружающей среды (инвайронментальная психология), исследующей психологические аспекты взаимодействия человека с окружающей его средой (пространственной, социальной и иной), соотношение ее параметров с психологическими особенностями переживаний, развития и поведения человека; в) экологическим подходом в психологии, который изучает процессы психического отражения, постулируя в качестве исходного основания систему «индивид – среда».

В отечественной психологии в последнее десятилетие активно формируется еще одно направление экопсихологических исследований, которое практически не представлено за рубежом. Речь идет о психологии экологического сознания, занимающейся изучением индивидуального и группового экологического сознания, разработкой методов его диагностики, коррекции и тренинга [4, 5, 17].

В психологии экологического сознания в качестве альтернативы антропоцентрическому сознанию, продуцирующему внешнеположенное и потребительское отношение к природе, подчеркивается необходимость экоцентрического сознания. Последнее означает, что человек выступает и осознает себя в качестве «процессуальной единицы» самоосуществления природы.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.