Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемы формирования положительного отношения к насекомым





Афонькина Елена Анатольевна, преподаватель биологии

http://festival.1september.ru/articles/587244/

(с некоторыми изменениями и комментариями методиста, которые набраны курсивом)

Они живут в своих особых мирах, лишь отдельными гранями соприкасающихся с нашим,
в мирах, где все оказывается совсем иным и таким далеким от того, к чему привыкли мы.
Реми Шовен. "Мир насекомых"

 

Человечество в начале XXI века переживает бурное развитие, сопровождающееся, с одной стороны, великими открытиями в самых разных областях естественных наук. С другой стороны, люди отдаляются от природы, от того, откуда человечество берет свое начало, это начало становится чуждым и непонятным.

Насекомые, в силу особенностей внешнего вида, жизнедеятельности и особой "близости" к людям, часто попадают под неадекватную человеческую оценку. Эта оценка зависит от особенностей психики и воспитания человека.

Насекомые самые многочисленные и вездесущие многоклеточные существа в мире. Человек вынужден постоянно делить с ними жизненное пространство, ресурсы, продукты собственного труда, собственное жилище и даже отстаивать неприкасаемость своего тела. Человек зависит от сотрудничества с насекомыми в деле создания и поддержки плодородия почв - основного фактора жизни на земле. Трудно переоценить роль насекомых в почвообразовании и размножении цветковых растений. Но, к сожалению, вместе с тем история знает печальные случаи массовой гибели людей от малярии, возбудителя которой переносят кровососущие комары, или от голода после налета саранчи. Вездесущность насекомых связана с их видовым разнообразием, способностью почти к повсеместному распространению и утилизации чуть ли не любых органических веществ. Так, например, только из известных нам видов насекомых больше, чем всех вместе взятых видов остальных животных и растений, при этом они занимают все мыслимые экологические ниши. Интенсивная хозяйственная деятельность человека привела к тому, что антропогенные факторы все больше приобретают характер глобального воздействия. В этих условия человек часто сам приобретает себе "врагов" в лице насекомых.



Но не будем вдаваться в глобальные столкновения людей и насекомых. Самый обычный человек почти каждый день встречается с конкретными представителями этого класса. И если взрослый в силу своей серьезной занятости пройдет мимо, то ребенок с его пытливым умом обязательно начнет докапываться до истины:

- Ой, кто это такой, маленький еж?

- Нет, это гусеница!

- Жена гуся?! [4].

А муж стрекозы - это стрекозел, а бабочка - это бабушка куколки, а муха - дальняя родственница коровы, как и божья коровка. И, увидев маленького жука, они восклицают: "Смотри, какая жукашечка ползет!". Какой ребенок уже к четвертому году не приставал к своей маме с вопросами, в которых заключается самая строгая и даже придирчивая критика "взрослой" ненаблюдательности:

- Почему сверчок зовется сверчком?

- Он что сверкает? [4].

Чтобы добиться результата своих исканий ребенок прибегает и к практическому взаимодействию с насекомыми:

- Славик, зачем ты засунул пчелку в папиросную коробочку? Выпусти ее.

- Как же! "Выпусти!" Я ее доить буду.

- А она мне будет мед давать! [4].

На протяжении веков в человеческом сознании складывались не самые приятные впечатления и мнения о большинстве насекомых. Многие великие люди олицетворяли с ними своих самых злостных врагов. К примеру, В.И. Ленин в статье "Как организовать соревнование" провозглашает лозунг "Очистки земли российской от всяких вредных насекомых". Лозунг проанализирован Александром Солженицыным: "Кто попадал под это широкое определение нам сейчас не исследовать в полной мере: Насекомые - земцы, кооператоры, домовладельцы. Немало насекомых среди гимназических преподавателей. Сплошь насекомые пели в церковных хорах, насекомые были все священники, а тем более все монахи и монахини" [5].

До истерики доводил страх перед насекомыми российского императора Петра I. Когда он путешествовал по России, то для его ночлега строили новые избы, потому что трудно было найти в русских деревнях жилье без тараканов. Однажды при виде таракана, он весь побледнел, задрожал, лицо исказилось, - точно призрак или сверхъестественное чудовище увидел, еще немного и с ним сделался бы обморок или припадок, как с трусливою женщиной [2]. Этот факт напоминает учение Лейбница о монадах: как будто не физическая, а метафизическая первозданная природа насекомых враждебна природе царя.

Классик мировой философии Ф.Ницше сравнивал с насекомыми гнусных, жалящих, трусливых людей. Он называет их ядовитыми мухами: "Они жужжат вокруг тебя со своей похвалой: навязчивость - их похвала. Они хотят близости твоей кожи и твоей крови" [3].

Немецкая философия Ясперса об особой индивидуальности каждой личности, хотя в силу своей противоречивости, и потеряла право на существование, но невольно стала барьером для отрицательных мотивов в субъективном отношении человека к насекомым. Михаил Эпштэйн в своих этюдах о природе описывает свое экзистенциальное отношение к мухе: "Ползет возле тебя - на столе, по окну маленькая букашка, и рука сама тянется ее прихлопнуть. Отчего это свободное, независящее движение в существе столь мелком нас раздражает и хочется поставить его на место в зависимости от себя, что можно сделать только одним способом - убить. Мы чувствуем в нем некую самостоятельную устремленность куда-то и не можем внутренне смириться с ней, поскольку насекомое не может отстоять эту свою свободу: в нас просыпается инстинкт власти, и в игре с насекомым мы охотно его реализуем" [26]. Соблазн убийства возникает потому, что насекомое, по причине своей физической малости и удаленности в иерархии существ, - это чистый объект, с которым нельзя вступать в субъективные отношения как с собакой или кошкой.

Эти и многие другие факты подтверждают существование ключевой проблемы экологической психологии, - проблемы субъективного восприятия мира природы, под которым подразумевается "субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с природой, являющееся фактором, обуславливающим поведение" [1]. Детальный анализ данной проблемы и другие важнейшие вопросы экологической психологии и педагогики подняты в работах С.Д. Дерябо и В.Я. Ясвина. Остановимся на ключевых вопросах этих работ и примем их за основу в раскрытии проблем отношения человека к насекомым.

Природные объекты в действительности не являются субъектами. Они могут восприниматься как субъекты только в том случае, если воспринимающий моделирует, конструирует их субъектность. Субъективное отношение характеризуется по следующим базовым параметрам: модальность, широта, осознанность, интенсивность.

Вообще, в психологии под отношением понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира. Отношение обуславливает поведение.

Под модальностью субъективного отношения подразумевается его качественно- содержательная характеристика. Во-первых, она может быть прагматической (с пользой для человека) или непрагматической (без пользы для человека). Во-вторых, модальность может быть субъектной или объектной. Соединив эти две характеристики, мы получим четыре типа отношения к природе, в том числе, и к насекомым: объектно-прагматический; объектно-непрагматический; субъектно-прагматический; субъектно-непрагматический.

Человек с прагматической модальностью стремится к получению от природы пользы: продукта, знаний и т.д. Природа для такого человека – не цель, а средство. Это совсем не негативный ярлык. Такие люди вполне могут никак не вредить природе.

Человек с непрагматической модальностью не стремится к получению пользы от природы.

Человек с субъектной модальностью рассматривает природные объекты как более-менее равные себе; как объекты общения; возможно как обладающие определенными правами, что снижает вероятность разрушительных действий по отношению к ним. С объектной – наоборот.

Рассмотрим эти четыре типа модальности на субъективном отношении к насекомым.

Модальность отношения пчеловода к каждой отдельно взятой рабочей пчеле, как правило, является объектно-прагматической. Человек получает в процессе взаимодействия мед и особым образом не выделяет каждую рабочую пчелу из семьи и улья. Совершенно иное отношение пчеловода к матке, особенно во время роения пчел, оно становится субъектно-прагматическим.

Продемонстрируем непрагматическое отношение по оси "объектная-субъектная" на примере насекомых, обитающих в диких условиях, но в силу определенных обстоятельств, оказавшихся под присмотром человека. Очень часто ученые-энтомологи разводят редкие виды насекомых с целью дальнейшего их выпуска в природу. Особенности размножения насекомых и благоприятные лабораторные условия позволяют доводить их численность до значительных результатов. Среди кишащей массы редко выделяются особо "выдающиеся" экземпляры, поэтому каждый, из выпущенных в природу, воспринимается как объект. А бескорыстное отношение энтомологов к такому объекту характеризуется как объектно-непрагматическое. Представим, что одно из таких лабораторных животных оказалось в домашних условиях, что вызвало огромный познавательный интерес у ребенка, который начал ухаживать и заботиться о нем. Такое отношение будет характеризоваться как субъектно-непрагматическое, именно оно наиболее желательно, т.к. характеризует настоящих любителей природы.

Выделяются три основных параметра субъективного отношения к природе: широта, осознанность и интенсивность.

Параметр широты субъективного отношенияподразумевает тот факт, что кому-то нравятся только определенные виды насекомых: красивые дневные бабочки, блестящие жуки, трудолюбивые пчелки, а другому насекомые нравятся вообще. Одного человека могут привлекать только отдельные животные или растения. В этом случае можно сделать вывод о небольшой широте. Другой же любит множество разнообразных природных объектов.

Еще один параметр, параметр осознанности, характеризуется тем, что люди в разной степени осознают свою привязанность к насекомым или иным природным объектам. Одни не понимают своих увлечений, другие сознательно становятся энтомологами, посвятив насекомым всю свою жизнь.

Параметр интенсивности показывает степень и форму проявления отношений через разные виды деятельности. Одному человеку просто приятно изредка побывать на природе. У него относительно низкая интенсивность. Другой же делает это регулярно, кроме того он заводит аквариум, читает книги о природе, работает в экологической организации. Понятно, что у него интенсивность отношения сравнительно высока.

В структуре параметра интенсивности выделяют четыре компонента: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный. То есть интенсивность может проявляться в разных сферах или направлениях. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин в своих исследованиях анализируют механизмы формирования отношения к отдельным природным объектам, определяя каналы или пути, по которым достигается поставленная цель деятельности. Эти каналы непосредственным образом связаны с параметром интенсивности субъективного отношения к природным объектам. Очевидно то, что если у отдельной личности преобладает какой-либо из компонентов параметра интенсивности субъективного отношения к природе, это характеризует канал, по которому преимущественно формируется данное отношение.

Итак, первый канал - перцептивно-аффективный. Человек с высокой интенсивностью по данному каналу а) замечает в природе гораздо больше, чем человек с низкой интенсивностью. Например, любители птичьего пения различают больше нюансов в трелях соловья, чем остальные люди. Кроме того, у людей с высокой интенсивностью есть б) сильная потребность в общении с природой, в) они способны сопереживать природным объектам, например, подобрать брошенного котенка. Они склонны г) рассматривать природные явления с точки зрения человеческих этических норм. Например, они осуждают «безнравственную» кукушку, выкидывающую из гнезда чужих птенцов. Также они свободны от неадекватных эстетических стереотипов, типа, жабы – противные, пауки – страшные и т.д.

Этот канал основан на эстетическом и чувственном освоении насекомых. В него входит восприятие формы (камешки, комочки, круглые, продолговатые, и.т.д.); цвета (обычно зависящего от места обитания и окружающей среды насекомого); величины; рисунка; динамики (летает, ползает, бегает, скользит, катает:); звуковой характеристики (жужжит, пищит, стрекочет, поет); поведенческих (витальных) форм, позволяющих установить определенный параллелизм с человеком (строит дом, ухаживает за потомством); так называемых антропоморфных "ответов".

Важнейшую роль на этом пути играют релизеры сенсорного канала: визуальные, аудиальные, тактильные, поведенческие. Необходимо уточнить, что, исследуя поведение животных, К.Лоренц установил: из всех стимулов, получаемых животными из мира природы, выделяется особая группа ключевых стимулов, которые он назвал психологическими релизерами (англ. releaser). Животное, в том числе и человек, дает на них ту или иную генетически обусловленную реакцию, даже встречаясь с ними впервые. К примеру, человек отрицательно реагирует на особую форму головы насекомых, очертания тела и характерный блеск [1].

Следующий канал - когнитивный, характеризуется уровнем познавательной активности детей по отношению к насекомым, готовностью и стремлением получить и переработать информацию о насекомых. То есть, человек с высокой активностью стремится активно получать информацию о природе, человек же с низкой – в лучшем случае не против пассивного потребления такой информации. Великие философы древности говорили о том, что великая любовь - это дочь великого познания. По когнитивному каналу субъективное отношение к насекомым формируется под влиянием двух групп релизеров: социально-психологических и экологических фактов.

Социально-психологическая группа релизеров определяет слова или словосочетания, которые несут в себе эмоционально-окрашенную положительную или отрицательную оценку. К примеру, положительный отзыв вызовет информация о том, что древние русские считали бабочку олицетворением души. Социально-психологические релизеры имеют прямую связь со второй сигнальной системой. Все оценки, заложенные в социальные релизеры, могут нести эстетический характер (бронзовый жук), этический характер (трудолюбивая пчела) и характер противопоставления (умер - сдох, брюшко - брюхо, усики - усища). От выбора тех или иных слов зависит становление положительного отношения к насекомым.

Экологические факты - это вербальная информация экологического характера типа: "самый - самый", "похож на человека", "опасный - безопасный" и т.д. Экологические факты, связанные с социальным поведением насекомых в природе, оказывают наибольшее влияние на формирование субъективного отношения к насекомым. То есть, это все факты сходства человека и насекомых на надорганизменном уровне. Наименьшее влияние оказывают сходства на организменном и внутриорганизменном уровнях. Почти никакого эффекта не вызывают примеры сходства на молекулярно-клеточном уровне.

И, наконец, канал практический, осуществляется с помощью непосредственного взаимодействия с насекомыми. Он реализуется при организации инсектария, через наблюдения за насекомыми в искусственных и естественных условиях. Человек с высокой интенсивностью по данному каналу осуществляет более разнообразную деятельность с природными объектами, чем человек с низкой. Кроме того, человек с высокой интенсивностью проявляет в такой деятельности инициативу, а человек с низкой – в лучшем случае включается в деятельность, организованную другими людьми. Функцию психологических релизеров выполняют так называемые поведенческие "ответы" природного объекта на активность личности. Ответные проявления со стороны насекомого могут выражаться в различной форме: съесть корм, поселиться в предложенном укрытии, вывести потомство в неволе и т.д.

Высшей ступенькой на практическом канале будет являться поступок, который характеризует поступочный, наиболее важный из четырех компонентов параметра интенсивности субъективного отношения к природным объектам. В исследованиях С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина четко определено: "Поступок - это "демонстрация" личностью своего отношения". Поступок прослеживается в насекомоохранной деятельности, потому что такая деятельность совершается "для других", а не "для себя".

Вообще, поступок выделяется Дерябо и Ясвиным как отдельный, четвертый компонент интенсивности. Действительно, основное отличие от практического компонента в том, что он – «для себя», а поступок – «для других». Хотя с моей точки зрения такое разделение спорно. Наверное, можно сказать, что поступок – это некое преодоление, например, стеснения или лени. Примеры: кормить свою собаку – практический компонент, накормить дворняжку – поступок. Работа на своем огороде – практический компонент, очистка ближайшей рощи от мусора – поступок.

Перечисленные психологические релизеры, встречаемые на пути формирования субъективного отношения к природным объектам (сенсорные, социально-психологические, экологические факты, "ответы" природного объекта на активность личности), имеют иерархическую структуру, которая в конечном итоге формирует в целом либо положительное отношение к природному объекту либо - отрицательное [см. таблицу 1].

Таблица 1
Закономерности формирования отношения к животным

Положительное отношение Отрицательное отношение
1. По практическому каналу под воздействием антропоморфных и поведенческих "ответов" 2. По когнитивному каналу под воздействием социально-психологических релизеров, экологических фактов "самый-самый" 1. По когнитивному каналу под воздействием экологических фактов об опасности и "вредности" животных 2. По перцептивному каналу под воздействием тактильных, визуальных аудиальных, поведенческих релизеров

Анализ типичных примеров формирования положительного и отрицательного отношения человека к отдельным представителям отрядов насекомых представлен ниже.

Взаимодействие с природным объектом проходит в несколько этапов:

1. Восприятие "ответов" со стороны природного объекта (положительных и отрицательных)

2. "Ответы" осмысливаются как показатели соответствия или несоответствия усилий личности направлению и характеру "деятельности" самого природного объекта

3. Появление предмета совместной деятельности человека и объекта природы

4. Образование нового субъекта деятельности - группы "Человек + субъектифицированный объект природы" [1].

Уже на первых двух этапах такого взаимодействия возможны проблемы, связанные с особенностями обработки информации, поступающей от объектов природы по различным каналам.

Деятельность педагогов должна быть направлена на стимулирование положительного отношения к природному окружению, объяснению причин "отрицательных ответов", возникающих при подобных контактах и преодолению возникающих при этом отрицательных реакций.

Но в самом начале необходимо определить, какие фиксируемые личностью "ответы" преобладают при обработке поступающей информации, т.к. от этого зависит осуществление двух последних этапов взаимодействия с природным объектом.

Диагностические материалы, предложенные С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным ("Натурофил", "Эзоп", "Альтернатива"), послужили основой для разработки комплексной диагностики по выявлению уровня интенсивности и ведущей установки в структуре личностного отношения к насекомым у детей младшего и среднего школьных возрастов.

"Натурофил" включает в себя четыре основных шкалы, соответствующие четырем выделяемым компонентам: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному [см. ниже].

"Эзоп" - вербальная ассоциативная методика направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении к насекомым (Вам будут предложены немодифицированные варианты этой и следующей методик, не имеющие отношения к насекомым – примечание методиста).

Диагностическая методика "Альтернатива"позволяет определить ведущий тип мотивационного взаимодействия с насекомыми.

Анализ результатов комплексной диагностики детей младшего и среднего школьных возрастов показывает следующее:

1. У большинства детей наблюдается сочетание когнитивной и прагматической ведущей установки в общении с насекомыми

2. Замечено, что у детей, показавших высокий уровень личностного отношения к насекомым, отсутствует прагматический тип установки

3. Поступочный компонент в структуре личностного отношения к насекомым проявляется не значительно.

Результаты комплексной диагностики по выявлению уровня интенсивности и ведущей установки в структуре личностного отношения к насекомым у детей младшего и среднего школьных возрастов можно сопоставить с результатами исследований С.Д. Дерябо и В.Я. Ясвина, которые определили периодизацию развития в процессе онтогенеза субъективного отношения к природе.

Для детей младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип отношения к природе.

Детям младшего и среднего подросткового возраста свойственен поступочный субъектно-непрагматический тип отношения к природе.

В старшем подростковом возрасте будет преобладать объектно-прагматическая модальность и практический компонент в уровне интенсивности субъективного отношения к природе.

Для юношеского возраста в целом характерен перцептивный субъектно-непрагматический тип отношения.

Сравнение результатов показывает, что на пути субъектификации такого природного объекта, как насекомые, встречаются серьезные проблемы, решение которых лежит в области экологической педагогики. Педагог-эколог реально может повысить уровень личностного отношения к насекомым, помочь "избавиться" от прагматической установки в отношении, усилить роль когнитивной и поступочной установок по отношению к насекомым.

По данным многих исследований на сегодняшний день существуют два направления в экологической педагогике. Одно из них основывается на антропоцентризме (греч. Antropos-человек; Kentron-центр), антиэкологизме и социальном оптимизме. Другое, принципиально отличное от первого, базирующееся на биоэкоцентризме или инвайроментальной парадигме (лат.environment -окружающая среда).

Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Парадокс, но правильное биоэкоцентрическое отношение к природе является косвенной основой того же антропоцентризма. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека.

Литература.

1. Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

2. Мережковский Д.С. Христос и Антихрист.- М.: "Правда". Собрание сочинений в четырех томах. Том второй, 1990.

3. Ницше Фридрих. По ту сторону добра и зла: сочинения. - М.: Эксмо, 2007.

4. Чуковский К. От 2-х до 5-ти. - М.: "Детская литература",1968.

5. Эпштейн М. Этюды о природе. - М.: "Знание". //Человек и природа. - 1989. - № 11.

 

«Натурофил»

Перцептивно-аффективная шкала направлена на диагностику способностей воспринимать природу, а в нашем случае насекомых, желании любоваться ими и выражать свои чувства.

Когнитивная шкала направлена на диагностику степени потребности искать и перерабатывать информацию о насекомых.

Практическая шкала направлена на диагностику желания общаться с насекомыми, получая при этом только эмоциональное удовлетворение.

Поступочная шкала оценивает степень готовности к поступкам в соответствии с отношением к насекомым.

Шкала натуралистической эрудиции направлена на диагностику уже имеющихся знаний о насекомых.

Оборудование: живые мадагаскарские тараканы, иллюстрации головы осы, жука-носорога, гусеницы, клопа, ночного мотылька, 2 книги с иллюстрациями насекомых и сказочных героев.

Инструкция к проведению: вопросы задаются в такой форме, чтобы на них можно было ответить либо «да» либо «нет», вопросов для каждой шкалы должно быть десять, но, учитывая возрастные особенности детей (младший и средний школьный возраста) и узкую специализацию темы, допустимо сокращение количества вопросов до шести. Вопросы строятся по принципу преодоления отрицательных стереотипов. Педагог просит ответить на вопросы («да» «нет») быстро (3-5сек. на каждый ответ).

 

1. Ты считаешь тараканов противными?

2. Тебе нравятся мультфильмы «Муравей Ант», «Муха-Цокатуха»?

3. Ты хотел бы завести себе кузнечика, чтобы наблюдать за его жизнью?

4. Ты не попытаешься остановить друга, который поймал бабочку и хочет унести ее домой?

5. Паук-это насекомое?

6. Осы страшнее, чем Шрек?

7. Твой папа долгое время наблюдает за пчелкой, собирающей нектар, по-твоему, это глупо?

8. Тебе не нужен огромный аквариум мадагаскарских тараканов, как у твоего друга?

9. Если бы у нас были люди, которые охраняют и защищают насекомых, ты бы с ними дружил?

10. У насекомых 6 ног?

11. Гусеница бабочки (наглядность) - это прожорливая бяка?

12. Ты когда-нибудь задумывался над вопросом - почему бабочки летают?

13. Ты бы хотел разводить пчел, даже если они не будут приносить мед?

14.Если бы все насекомые исчезли, правда, что ты отдал бы свою любимую вещь ради их возвращения?

15.У насекомых нет усиков?

16.Комары, по-твоему, это кусачие букашки?

17.Одновременно показывают сериал на одном канале и передачу о жизни африканских муравьев на другом канале, ты выберешь первое?

18.Правда ли, что заметив жука-носорога, (наглядность) ты пройдешь мимо?

19.Ты не помешаешь другу, который решил собрать и засушить насекомых?

20.Разделено ли тело насекомых на множество маленьких частей?

21.Ты считаешь, что клоп (наглядность) бесполезный и вонючий?

22.Тебе нравятся книги о насекомых?

23.Твоя мама терпеть не может любых насекомых, поэтому ты даже не попытаешься завести хотя бы сверчка?

24.В лесу какой-то человек пытается разорить муравейник, правда, что ты пройдешь мимо него и ничего не скажешь?

25.Бабочка появляется из яйца?

26.Ночные мотыльки, (наглядность) не имеющие яркой окраски, по-твоему, они некрасивые?

27.Тебе интересно узнать, есть ли глаза у кузнечика?

28.Тебе всегда жалко убитых твоей мамой мух?

29.Вокруг тебя кружит шмель, его полет вдохновит тебя на рисунок шмеля?

30.Стрекозы обитают в воде?

Обработка результатов:

Нет -1; Да - 0 Нет - 1; Да - 0 Нет - 1; Да - 0 Нет - 1; Да - 0   Нет - 1; Да - 0   Нет - 1; Да - 0 ПА
Нет – 0; Да - 1 Нет - 1; Да - 0 Нет - 0; Да - 1 Нет - 1; Да - 0 Нет - 0; Да - 1 Нет - 0; Да - 1 К
Нет - 0; Да -1 Нет - 1; Да – 0 Нет - 0; Да - 1 Нет - 1; Да - 0 Нет - 1; Да - 0 Нет - 0; Да - 1 ПК
Нет -1; Да - 0 Нет - 0; Да - 1 Нет - 0; Да - 1 Нет - 1; Да - 0 Нет - 1; Да - 0 Нет - 0; Да - 1 ПС
Нет -1; Да - 0 Нет - 0; Да - 1 Нет - 1; Да - 0 Нет - 0; Да - 1 Нет -1 Да - 0 Нет - 1; Да - 0 НЭ

Примечание

Шкалы: ПА – перцептивно-аффективная; К – когнитивная; ПК – практическая; ПС – поступочная; НЭ – натуралистической эрудиции.

 

 

Примеры отношения к насекомым

 

Отряды Положительное отношение Отрицательное отношение
Таракановые Самцы лапландского таракана обитают на деревьях и способны перепархивать с ветки на ветку. Любят пить воду (за сутки выпивают 20 – 68 мл воды). Не изменились с эпохи своего появления на Земле (экологический факт). Любят компании себе подобных (антропоморфный «ответ»). Синантропные виды – распространители бактерий и яиц власоглавов, остриц. Портят вещи. Не гнушаются поеданием себе подобных. Обитают в темных и хорошо отапливаемых помещениях (экологические факты). Невзрачны по цвету; тело членистое (визуальный релизер). Тактильные ощущения от быстро движущихся лапок.
Стрекозы Личинки имеют обыкновение при опасности набирать в заднюю кишку воду и энергично изгонять ее вон. Умеют мгновенно останавливаться и замирать во время полета, закладывают крутые виражи, стремительно поворачиваются (экологические факты). Активные хищники, как личинки, так и имаго. Имеют крепкие мускулистые челюсти. Запросто могут прокусить кожу человека (поведенческие релизеры).
Вши Узнают своего хозяина из тысячи (экологический факт). Паразитируют на людях; переносят тиф и лихорадку (экологические факты).
Жесткокрылые или жуки Капустная блошка – очень хорошо прыгает. Являются хищниками вредных для человека насекомых Жуки– навозники, могильщики являются санитарами окружающей среды (экологические факты). Семиточечная коровка умеет притворяться мертвой. Жуки–короеды в период размножения образуют семьи. Самки строят тоннели, в которых находятся колыбельки для личинок (антропоморфные ответы). В большом количестве усачи и короеды являются вредителями лесного хозяйства (экологический факт). Покровы некоторых личинок усачей прозрачны и через них можно видеть внутренности (визуальный релизер). Жук–могильщик выделяет скверно пахучую жидкость (поведенческий релизер).
Чешуекрылые или бабочки Очень красивы. Рисунки разнообразны и неповторимы (социально-психологические релизеры). Опылители растений; имеются перелетные виды (экологические факты). Гусеницы очень прожорливы, являются вредителями садов, огородов. Моль поедает ковры, шубы, меховые изделия, зерно на складах. Восковая огневка питается воском пчел (экологические факты и поведенческие релизеры). Неприятны движения личинок (визуальный и тактильный релизеры).
Блохи Могут прыгнуть так высоко, что если бы они были размером с человека, то прыгнули бы выше своего роста (экологический факт). Паразиты, обитают на наружных покровах птиц, млекопитающих; участвуют в распространении заболеваний (экологические факты).
Двукрылые Некоторые виды мух очень красивы (социально-психологический релизер). Падальные мухи - санитары окружающей среды. Личинки мух разводились для лечения труднозаживающих ран (экологические факты). Переносчики заболеваний. Пьют кровь, кусаются. Размножаются в отходах (экологические факты, поведенческие релизеры). Личинки не оформлены, прозрачно-белые; движутся, извиваясь (визуальный и тактильный релизеры).  

 

Приложение 5

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.