Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Геополитическое положение Древнерусского государства и его внешняя политика





Особенности геополитического положения Древней Руси заключались в ее «срединной» локализации между различными цивилизациями. Древнерусское государство граничило с западно-христианской цивилизацией, исламским миром, иудейским Хазарским каганатом и степными кочевниками, язычниками.

Основными направлениями внешней политики Древнерусского государства в IХ – начале ХII вв. были: «собирание» земель в единое территориальное целое, защита границ, обеспечение государственных интересов в международной торговле, организация завоевательных походов.

В период становления Древнерусского государства могущественным его соседом на юго-востоке был Хазарский каганат, который контролировал торговые пути, связывающие Древнюю Русь с Кавказом и Багдадским халифатом. Кроме того, хазарские каганы долгое время взимали непосредственно дань с некоторых славянских племенных союзов (радимичей, полян, северян, вятичей). Их зависимость от Хазарии сохранялась до середины X в., когда каганат в результате походов киевского князя Святослава был разгромлен.

Следствием этих походов явилось укрепление позиций Древнерусского государства в Причерноморье, Подонье и Прикубанье, на Тамани, где позднее было создано Тмутараканское княжество. Владимир I завершил осуществление планов Святослава, восстановил русское влияние на Северном Кавказе, посадил на княжение в Тмутаракани сына Мстислава. Он вынудил и Византию считаться с интересами Руси в этом регионе, заняв в нем ключевые позиции.

С древнейших времен восточные славяне торговали с Византией, совершали набеги на ее богатые провинции, служили наемниками в войсках византийских императоров. С возникновением Древнерусского государства начался новый этап во взаимоотношениях с Византийской империей. Будучи самым могущественным государством Восточного Средиземноморья и Причерноморья, Византия, используя всю свою силу и дипломатию, всячески препятствуя усилению Древнерусского государства на международной арене, стремилась к установлению политического над ним контроля. При этом византийская дипломатия искусно использовала свои давние связи с Хазарией, Волжской Булгарией и печенегами. В качестве военного форпоста империя в 30-х гг. IX в. построила в Причерноморье крепость Саркел, стремясь воспрепятствовать проникновению Руси в этот регион.



Воспользовавшись войной Византийской империи с арабами, Русь в 860 г. совершила первый поход на Константинополь, завершившийся подписанием соглашения между двумя государствами. Большую известность получил также успешный поход князя Олега на Византию в 907 г. во главе объединенного славяно-варяжского войска. В 911 г. был заключен выгодный для Руси мирный договор с Византией, основанный на нормах русского и византийского права. Этот договор был нарушен в 941 г. князем Игорем, предпринявшим неудачную попытку похода на Константинополь, в ходе которого греки «победили огнем» русский флот. Неудача не остановила князя, и в 944 г. он вновь был с войском на Нижнем Дунае (провинция Византийской империи). Однако на этот раз дело до военных действий не дошло. Заинтересованная в торгово-политических связях с Русью, Византия, уплатив «большую дань», согласилась на мир. В результате был восстановлен договор Руси с Византией о союзе, взаимопомощи и торговле, о взаимных юридических правах подданных, гарантиях безопасности проживающих в империи русских послов, купцов и воинов. Интересно, что при заключении этого договора часть русской дружины клялась по старому, языческому обычаю, другая –уже по новому, христианскому. Под влиянием христианизированной части дружины княгиня Ольга совершает визит в Константинополь и проходит там обряд крещения. Возможно, целью поездки княгини было обсуждение вопроса о введении христианства в русских землях, но реализовать этот замысел ей не удалось.

Сын Ольги князь Святослав, язычник и храбрый «яко барс» воин, развязав военную кампанией на Балканах и сделав болгарского царя Бориса II своим вассалом, вновь вступил в конфликт с Византийской империей. Борьба шла с переменным успехом, но в итоге, оказавшись в сложном положении, Святослав был вынужден подписать новый договор с односторонними военными обязательствами не нападать на империю и ее владения и быть ее союзником в случае конфликта с третьей стороной. Возвращаясь в Киев, Святослав попал в засаду и был убит печенегами, которых, как принято считать, подкупили коварные византийцы. Однако некоторые историки полагают, что к его смерти была причастна христианская община Киева, члены которой опасались возвращения на родину князя-язычника.

Перемены в отношениях с Византией были связаны с принятием христианства на Руси при Владимире I, который, спасая империю от военного мятежа, добился брака с византийской принцессой Анной и заключил договор о равноправном союзе двух держав. Христианизация не устранила противоречий между Русью и Византией. Новый конфликт возник в 1043 г., когда князь Ярослав Мудрый, пойдя на сближение с печенегами, разорвал военные, политические, торговые и даже церковные связи с империей, поставив под угрозу владения Византии в Причерноморье. Новый договор Руси с Византией был подписан в 1046 г. и скреплен браком сына Ярослава Всеволода с дочерью византийского императора. Стремясь освободиться от опеки Византии в церковных делах, Ярослав Мудрый добился того, что в 1051 г. первым русским митрополитом стал Илларион, бывший до того пресвитером в церкви при княжеском селе.

Отношения Руси с тюрками-кочевниками (печенегами, а затем половцами) отличались крайней неустойчивостью, поскольку сама ситуация в степи часто менялась. Мирные периоды и войны, грабительские набеги и династические браки, наемничество и участие в междуусобицах – так выглядели отношения с кочевниками в IХ –начале ХIII в. Эти отношения во многом осложнялись политикой натравливания тюркских ханов на Русь, которой традиционно придерживались византийские императоры, видевшие в ней важнейшее средство упрочения господства империи в северном Причерноморье.

Впервые печенеги упоминаются в летописи под 915 г., когда «створили» с князем Игорем первый договор, направляясь к Дунаю. Разгром Хазарии и создание опорных пунктов на Кавказе позволили Руси успешно конкурировать с Византией во влиянии на печенегов. При Владимире I отношения с печенегами были стабилизированы, в значительной мере благодаря созданию оборонительных рубежей с засечными чертами, сигнальными вышками, «заставами богатырскими» по рекам Десне, Остру, Трубежу и Суле. Преемники Владимира I на киевском «столе» широко использовали печенегов как наемников в борьбе за власть. Печальную славу в этом смысле сыскал себе Святополк Владимирович, получивший прозвище «Окаянный» за разжигание распрей и вовлечение в них «несчетных печенежских ратей». К концу XI в. древнерусскому государству удалось справиться с «печенежской опасностью», более того привлечь часть «поганых» на свою сторону, расселив их в приграничных со степью землях.

В это время в степи появилась новая угроза Древней Руси – половцы (куманы), орды которых хотя и не составляли единого политического целого, часто объединялись для нападения на соседние государства. Вытеснив печенегов, половцы стали совершать постоянные походы на русские земли. В 1068 г. они нанесли серьезное поражение русским дружинам на р. Альте, что привело к бурным политическим событиям в Киеве, закончившимся восстанием горожан, которые требовали у князя оружия и коней для того, чтобы продолжать борьбу с половцами.

В целом степная политика во второй половине ХI в. складывалась крайне неблагоприятно для Руси, русско-половецкие конфликты для нее заканчивались чаще всего неудачно. Происходило это в первую очередь по причине отсутствия единства среди самих русских князей. Однако в 1095 г. князь Святополк, используя распри между половецкими ханами, разгромил войска Тугорхана, заключил с половцами мир и взял в жены его дочь.

В конце ХI в. стали созываться княжеские съезды, на которых одним из центральных становится половецкий вопрос. Первый такой съезд собрался в 1097 г. в Любече второй в 1100 г. в Вятичеве. Собравшимся в 1103 г. на Долобском съезде, русским князьям удалось договориться о подготовке к решительным действиям против половцев. Князю В. Мономаху удалось организовать ряд походов в глубь степи. Особое значение имел поход 1111 г., в ходе которого русским войскам удалось взять столицу одного из ханов – г. Шарукань (в окрестностях современного г. Харькова). После чего разгромленная часть половцев покинула донецкие степи и откочевала на Северный Кавказ. Однако задача подчинения половецкой стихии оказалась настолько трудной, что была в основном разрешена лишь благодаря активной деятельности Великого киевского князя Владимира Мономаха (1113 –1125 гг.), который был не только выдающимся государственным деятелем, но и талантливым полководцем. Ему удалось сплотить большинство русских князей в походах против половцев и нанести им ряд тяжелых поражений в глубине степи.

После разгрома половцев часть их покинула южнорусские степи и ушла в Грузию, на службу к Давиду IV. Другие безуспешно пытались воевать с Русью, и поэтому их называли «дикими». Появилась категория своих «замиренных» половцев, которые шли в фарватере киевской политики. Связи с этими половцами скреплялись брачными союзами.

Таким образом, Древняя Русь после принятия христианства оказалась в Х-XI в. внешнеполитическим форпостом христианского мира на Востоке. Древняя Русь была вынуждена принять на себя основную тяжесть борьбы с кочевниками-степняками. Являясь «дочерней» зоной Византийской цивилизации, Древняя Русь вместе с тем сумела преодолеть политические притязания империи, и в условиях натравливания кочевников на Русь со стороны Византии в целом нейтрализовать «степную» угрозу.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.