Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Региональная политика в сфере торговли и общественного питания.





1. Сфера торговли и общественного питания в Российской Федерации с начала 90-х годов ХХ века претерпела значительные изменения, т.к. был осуществлен переход от административно-командного принципа хозяйствования к рыночным отношениям. Вместе с тем эта сфера услуг наименее изучена по сравнению с другими отраслями народного хозяйства.

Считается, что торговля и общественное питание являются одной из самых рыночных сфер, поэтому они способны к саморегулированию. Поэтому государство практически не оказывало поддержки предприятиям торговли и общепита. Такое положение характерно и для Калининградского региона. В результате лишь незначительная доля предприятий торговли (3%) не испытывает проблем и ограничений в осуществлении своей деятельности.

Следует отметить, что торговля всегда была одной из развитых отраслей на территории Восточной Пруссии. И в настоящее время она является второй по значимости отраслью после промышленности в структуре экономики Калининградской области.[274]

Так, розничный товарооборот (в млрд. рублей) в 2000 году составлял 13,0, в 2001 – 15,6, в 2002 – 17,7, в 2003 – 19,4, в 2004 – 28,8, в 2005 – 36,9.[275] Но в целом изменение в сопоставимых ценах отстает от аналогичных показателей по Российской Федерации (в %):

- в 2000 году Калининградская область 1,9, по России – 8,8;

- в 2001 году соответственно – 0,7 и 10,7;

- в 2002 году соответственно – 0,8 и 9,2;

- в 2003 году соответственно – 0,7 и 8,0.[276]

Вместе с тем, объем розничной торговли в регионе рос даже в кризисные годы (1998 и 1999), когда все остальные экономические показатели падали.[277] В этот период калининградские предприниматели начали интенсивно развивать сетевые формы розничной торговли, которые по оценкам независимых экспертов сейчас имеют долю и эффективность выше, чем в Москве.



Уже с начала 90-х годов прошлого века, несмотря на существующие проблемы и трудности, в сфере торговли и общественного питания в регионе увеличивалась численность занятых и число зарегистрированных торговых предприятий. Так, доля занятого населения в торговле и общественном питании составила 9,6% в 1990 году, 12,6% - 1995 году, 21,0% - 1999 году. И только в период с 2000-2001 годы произошло незначительное снижение числа занятого населения в торговле (в среднем на 1,5%). С 2002 года численность населения, работающего в этой отрасли, снова резко начала возрастать.[278] Большинство из этих предприятий частные, доля государственных предприятий колеблется в пределах от 3 до 4% розничного товарооборота.

Так, в настоящее время в Калининградской области созданы такие масштабные торговые сети, как «Виктория», «Вестер» и другие, которые в сравнимых условиях могут конкурировать с любыми российскими торговыми сетями. Только в последнее время в Калининграде открылись крупные торговые предприятия европейского уровня, как Эпицентр[279], Мегацентр, ряд предприятий «Виктории», «Вестера» и т.д. При этом указанные и многие другие торговые предприятия предлагают товары и торговые услуги по качеству и объему в полной мере соответствующие европейским стандартам, которых не было в регионе в советский период.[280]

Вместе с тем, на селе проблема развития предприятий торговли все еще стоит очень остро. И это в то время, когда большинство районов области пока еще имеют сельскохозяйственную ориентацию, т.к. от 50 до 80% их населения проживает в условиях сельской местности.

Торговое обслуживание на селе осуществляется в ограниченном объеме, имеет низкое качество. Обеспеченность продовольственными и непродовольственными объектами торговли оценивается на уровне ниже нормативного. В некоторых небольших населенных пунктах полностью отсутствуют предприятия торговли, население не имеет возможности приобретать товары по месту жительства (в основном, не обслуживаются отдаленные от торговых точек и малочисленные поселки с числом жителей до 50 человек).[281]

В развитии торгового обслуживания сельского населения Калининградской области всегда важное место занимала потребкооперация, которая является социально ориентированной системой, обслуживающей, в основном, сельское население - покупателей с самыми низкими доходами.[282]

Потребкооперация охватывает большую часть поселков районов.[283] Между органами местного самоуправления и районными потребительскими обществами ежегодно заключаются соглашения по обеспечению сельского населения товарами первой необходимости.[284] Удельный вес продаж товаров в сельских магазинах составляет до 60%, где доля продовольственных товаров, несмотря на сельскохозяйственную специфику населенных пунктов, от общего товарооборота составляет до 60-80%.

Развитие торговой сети в сельской местности в настоящее время пока осуществляется стихийно, по причине того, что существующая ранее комплексная застройка села прекращена ввиду отсутствия финансирования. Муниципальные образования не имеют средств для развития сферы торговли, а государственная поддержка торговли в сельской местности на данный момент практически не осуществляется. Вместе с тем, вопрос обеспечения сельского населения в Калининградской области продовольственными и непродовольственными товарами актуален и требует разрешения ввиду того, что в ближайшее время прогнозируется увеличение численности населения в сельской местности.

2. Внутрирегиональная торговля получает дополнительные возможности для развития с помощью приграничной торговли.[285]Но она, с окружением региона границами Евросоюза стала испытывать многие трудности. Одним из существенных негативных последствий для области в результате расширения Европейского Союза является увеличение ее изолированности (проблемы виз, транзита и т.д.). Поэтому на первом этапе интеграции следует ожидать неминуемого усиления центростремительных тенденций в Европейский Союз и вероятного снижения реальной интенсивности приграничного сотрудничества Калининградской области с Польшей и Литвой.

Приграничная торговля в соответствии с российским законодательством может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения на приграничной территории Российской Федерации, и иностранными лицами, проживающими на соответствующей приграничной территории. Она служит исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, произведенных на соответствующих приграничных территориях и предназначенных для потребления в их пределах.

Порядок осуществления такой торговли и соответствующие приграничные территории, определяются Правительством Федерации в соответствии с международными договорами России с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами.[286] Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, приграничная территория, на которой устанавливается особый режим осуществления внешнеторговой деятельности, должна быть в пределах 25 километров от Государственной границы Российской Федерации.[287]

Интеграция соседних с регионом стран в Европейский Союз дает им дополнительные конкурентные преимущества: отсутствие пограничных барьеров, гармонизированные таможенные тарифы и технические стандарты, быстрое улучшение инфраструктуры в результате значительной финансовой помощи Евросоюза. После вступления в ЕС развитие большей части территории Польши и Литвы стимулируется в рамках единой региональной политики Европейского Союза[288]. Особенно интенсивна она в периферийных ареалах обеих стран, в том числе примыкающих к Калининградской области. Увеличиваются масштабы национальных региональных политик и их помощи своей «периферии». Как результат, прилегающие к Калининградской области европейские территории получают новые стимулы развития, вырастает социально-экономический и структурный «отрыв» этих территорий от Калининградской области.

Увеличивается инвестиционная привлекательность этих территорий иностранных государств. Основными факторами, мотивирующими инвесторов, являются их географическое положение, размеры рынка, дешевая рабочая сила (labour unit costs) и возросший кредитный рейтинг.[289]

Приграничные территории области не испытывают такого благотворного воздействия. Но к вопросам приграничного сотрудничества стало больше проявлять внимания правительство области. Разрабатываются и заключаются соглашения о государственной границе, о пограничных переходах, об отграничении экономических зон, о защите капитала и инвестиций. На IV заседании Российско-Литовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству (город Паланга, 10-12 ноября 2005 года) была высказана заинтересованность сторон в заключении в ближайшее время двусторонних договоров, необходимых для приграничного сотрудничества и т.д. Хотя этого конечно еще недостаточно для установления паритетных условий развития приграничных территорий Калининградской области.

3. Небольшие масштабы экономики региона обусловливают ее несамодостаточность и большую торговую открытость. Поэтому внешняя торговля играет важную роль в экономической жизни Калининградского региона. Очень велика зависимость от России: товарообмен с ней по оценке составляет до половины общего внешнего товарооборота области.

Внешняя торговля осуществляется в основном с Европой, сальдо ее резко отрицательно.[290] Главные тенденции последних лет - стремительное увеличение импорта из Европы и увеличивающийся вывоз продукции в Россию.

Производители Калининградской области, несмотря на близость к рынкам Евросоюза, в гораздо большей степени работают на российские рынки. Поставки готовой продукции на основную территорию России более чем в полтора раза превышают экспорт за рубеж, и разрыв постоянно увеличивается. Динамика областного экспорта в 1996 - 2005 годах в целом была аналогична общероссийской; в последние годы экспорт растет медленнее, чем по России в целом, наблюдается его относительная стагнация (особенно, если исключить экспорт нефти).

Импорт продолжает расти опережающими темпами. В последние годы его объемы в область превосходили объем валового регионального продукта (ВРП), а доля областного импорта в общероссийском в 2003 году достигала 2,8%. Очевидно, что столь значительные объемы не могли быть потреблены в самой области. Поэтому большая часть импорта использовалась для переработки и последующей транспортировки для продажи на остальную территорию России.[291] В импорте наибольшая доля машиностроительной и пищевой промышленности.

Таким образом, льготы ОЭЗ заметно улучшили конкурентоспособность калининградской продукции в России, но не повысили ее конкурентоспособность на зарубежных рынках. Вместе с тем, хотя главной задачей сейчас следует считать увеличение экспортной составляющей, Калининградский регион не может развивать активно те отрасли, которые требуют отсутствующего у него сырьевого обеспечения. Но необходимость интегрировать область в производственные и инфраструктурные сети Балтийского региона осталась. Калининградская область сможет найти свою устойчивую рыночную нишу на рынках Европы только путем тесной кооперации с соседями. В настоящее время калининградские производители не могут конкурировать с Польшей и Литвой, следовательно, они должны договариваться о координации своих планов.

Можно также использовать пример Эстонии, которая развивает туризм и продажу сопутствующих ему услуг. Эта страна, вполне сопоставимая с Калининградской областью по численности населения, ежегодно принимает миллионы иностранных туристов. Одни только таллиннские отели пропускают в год по 960 тысяч иностранцев – в 12 раз больше, чем все калининградские курорты в совокупности.[292] Вместе с тем, культурно-историческое наследие Калининградского региона не беднее, чем у соседей, а природный ландшафт даже разнообразнее. Это может позволить сосредоточиться на развитии различных видов въездного туризма и сформировать на этой базе не только устойчивый источник валютных доходов, но и разветвленную сервисную инфраструктуру.

Воздействие расширения Европейского Союза на конкурентоспособность калининградского экспорта в Европу оценивается неоднозначно: ужесточение нетарифных барьеров и пограничного контроля являются негативными факторами, либерализация импортных тарифов и более твердая валюта – позитивными.

4. Общественное питание и бытовое обслуживание населения во многом определяет инфраструктуру региона. Их развитие в Калининградской области характеризуется некоторым увеличением. Так, оборот общественного питания в 2005 году составил 1442,0 млн. руб. или вырос на 9,8% в сопоставимой оценке к уровню соответствующего периода прошлого года.[293] Кроме общедоступных предприятий общественного питания начали появляться столовые, буфеты, кафе и закусочные на предприятиях и в учреждениях. Однако это происходит только в Калининграде и крупных населенных пунктах, в курортной зоне. Вложения в основной капитал таких предприятий пока еще минимальны, а инвестиции носят характер краткосрочных вложений и чаще всего представляют собой товарные кредиты. В этой сфере высокая концентрация малых предприятий.

В сельской местности число предприятий общественного питания пока невелико.[294] Вместе с тем эта сфера требует пристального внимания в свете будущего развития туристической индустрии на территории региона. Предприятиями общественного питания, имеющими европейский уровень обслуживания, необходимо снабдить все населенные пункты, которые будут находиться на туристических маршрутах.

Сфера бытового обслуживания еще вызывает много нареканий в Калининграде и городах области, а на селе ее почти нет. Основная причина в том, что из-за низкой платежеспособности (точнее бедности) сельского населения востребованность услуг бытового характера невелика.

Объем бытовых услуг в области в 2005 году по сравнению с 2004 годом вырос на 12,2% и составил 1210 млн. руб. При этом среди отдельных видов наибольший рост имели:

- техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования – 35,3%;

- ритуальные услуги – 21,0%;

- услуги бань и душевых – 16,5%;

- услуги прачечных – 15,4%;

- ремонт и строительство жилья и других построек – 12,9%;

- ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий – 12,1%[295]

Таким образом, около 56,3% объема бытовых услуг в 2005 году составляли два вида: техобслуживание, ремонт транспортных средств, машин, оборудования и ритуальные услуги. Это естественно, учитывая большое количество автомобилей, эксплуатирующихся в области, и высокую смертность населения, хотя и не представляется нормальным с учетом всех видов потребностей жителей региона.

Такие виды услуг, как ремонт, краска и пошив обуви вырос на 3,0%; ремонт и пошив одежды на 2,5%; услуги парикмахерских на 1,0%, услуги фотоателье снизились в 2005 году на 0,3%.[296]

Вместе с тем, основными видами бытовых услуг на селе являются: бани, ремонт обуви, парикмахерские. В крупных районных центрах дополнительно оказываются услуги фотографа, ритуальные услуги, ремонт и пошив одежды. Следует отметить, что в целом в большинстве районов области предприятия быта, либо отсутствуют или их число явно недостаточно.[297] Кроме этого, в сельских районах области по обеспечению бытовыми услугами велика дифференциация населенных пунктов. В некоторых из них недоступны даже самые необходимые из них (такие как баня, парикмахерская, ритуальные услуги).

Поэтому, главными задачами в области развития торговли и бытового обслуживания в сельской местности сейчас является обеспечение населения в достаточном количестве товарами и услугами первой необходимости, улучшение на этой основе уровня и качества жизни людей. Исходя из ресурсных возможностей, приоритетными направлениями региональной государственной политики в сфере торговли и быта населения в сельской местности должны быть:

- открытие, модернизация и реконструкция предприятий розничной торговли;

- совершенствование торгового обслуживания за счет организации выездной торговли, организации выездного бытового обслуживания населения, создания пунктов приема заказов на бытовые услуги при магазинах потребкооперации и т.д.;

- расширение торговли в сельских населенных пунктах посредством создания и обустройства мест для организации мини-рынков, увеличения числа оказываемых услуг;

- развитие объектов социальной сферы.

Контрольные вопросы:

1. Каковы условия развития торговли в регионе?

2. Как можно охарактеризовать уровень розничной торговли в настоящее время?

3. Каковы условия приграничной торговли?

4. В чем особенность внешней торговли Калининградской области?

5. Каковы основные задачи региональной политики в области торговли, общественного питания и бытовых услуг в сельской местности?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.