Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности процессуальной динамики в индивидуальной инициационной терапии





В ходе практической работы нами были отмечены некоторые особенности психотерапевтической динамики в инициационной терапии.

Персонажи, однажды появившись в сюжетах инициаций, нередко начинают спонтанно путешествовать из образа в образ, все более конструктивно участвуя в разрешении конфликтов внутренних сказок и сюжетов. То же можно сказать о возникающих в образах участников инициаций ландшафтах или помещениях. Архетипические фигуры центральной части мандалы — Муж и Жена — часто находятся непосредственно в доме, а удаленные от центра мандалы — по ходу образа, наоборот, стремятся попасть в свой дом. По тому, в какой степени это стремление проявляется в сюжете инициации, можно судить о степени осознанности рассматриваемых архетипических функций, о степени их интегрированности в целостную структуру Я.Нижние земные (Ведьма, Разведчик) и верхние небесные (Творец (Дух), Богиня (Душа)) архетипические персонажи меньше тяготеют к пребыванию внутри дома, при этом свободно перемещаясь в природных ландшафтах. Так отражается в символическом языке инициаций большая степень удаленности, вытесненности этих архетипических функций за пределы осознающего Я в область бессознательного.

Негативные переживания, возникающие у людей при взаимодействии с некоторыми персонажами, при повторном переживании образов на ту же или близкую тему постепенно сменяются позитивными чувствами, а сами отношения между персонажами трансформируются из враждебных в миролюбивые и дружественные.

Мы уже упоминали, что переживаемые в образах ведьмы, проявлявшие себя поначалу как физически неприятные или агрессивные, на более поздних этапах терапии появляются в образах спонтанно, неожиданно и весьма кстати. Они предстают в более обаятельном облике ведуний, прорицательниц или провидиц и успешно разрешают сложные конфликтные ситуации. Побежденные Драконы впоследствии также спонтанно появляются во внутренних сюжетах и начинают самоотверженно служить красавице или своему бывшему победителю, или им обоим одновременно, выказывая при этом дружескую преданность и любовь, считая героев своими хозяевами или лучшими друзьями.



Нередко повторное (и неоднократное) переживание инициаций на одну и ту же тему выводит участников на более глубокий и более драматический уровень внутреннего конфликта. В то же время при повторных инициациях разрешение конфликта в пространстве внутренней сказки происходит быстрее и легче, чем в первой инициации на ту же тему. При этом наблюдается привлечение гораздо более мощных внутренних ресурсов личности. Например, два первых сюжета на тему "В плену у Злодея" одной из участниц инициаций сводились к пребыванию красавицы в плену у доброго или беззлобного злодея, от которого при желании она в любой момент могла уйти. Однако в третьей инициации на ту же тему злодей представился женщине бесчеловечным зеленым человекоподобным существом, которое не знало пощады. Именно в этом сюжете впервые появился герой-освободитель, вооруженный палицей. Он победил злодея, освободив красавицу и взяв ее в жены.

В другом случае, работая с архетипической темой "В плену у злодея" во второй раз, 40-летняя женщина, выросшая без отца, обнаружила в лице ранее "доброго" злодея настоящего безжалостного врага, напрочь лишенного человеческих качеств. Это был Кощей, способный превращаться во все уничтожающего огнедышащего Дракона. В этом сюжете она впервые получила поддержку царевича-освободителя. В ходе же предыдущих инициаций, посвященных освобождениям из плена совершенно нестрашных злодеев, защищающих мужских персонажей не возникало, и женщина за свое освобождение могла благодарить лишь свои обаяние и смекалку.

Проживая в воображении тему "В плену у злодея" в третий раз, та же участница инициаций была удивлена, когда действия воображаемых мужского и женского персонажей впервые оказались согласоваными и взаимопомогающими. Это взаимодействие стало залогом освобождения пленницы. Героиня ее внутренней сказки вовремя бежала от злодея, скрывшись в ближайшем селенье. Царевич-освободитель тем временем отыскал и победил коварного соперника, а затем разыскал и свою избранницу. По мере развертывания этого сюжета выяснилось, что если бы прекрасная пленница смирно сидела, дожидаясь спасения, то злодей, услышав о приближении освободителя, отдал бы приказ безжалостно покончить с ней.

Такая переходная стадия в работе защищающих сил является естественной. Женские защитные механизмы, привыкшие обеспечивать выживание, не сразу уступают приоритет мужской защите.

В классических сказках плененные героини тоже помогают своим освободителям в их нелегкой миссии. Но женская помощь направлена, скорее, не на физический, а — на духовный аспект спасения. Красавицы посылают героям волшебные предметы, указывающие верное направление, дают им заветные подсказки, облегчающие героям исполнение их освободительной миссии. Такие действия со стороны женского начала личности являются элементами "вынашивания", так как сохраняют и экономят силы освобождающего мужского начала. Так подготавливается совместное творение как главное свойство приближающегося сакрального союза мужского и женского начал.

Важно еще раз отметить, что у многих участников инициаций на начальном этапе инициационной работы персонажи внутренних сюжетов нередко сцеплены с образами реальных людей из их окружения. В сюжетах представляются реальные супруги, отцы, матери, возлюбленные, знакомые и т. д. Такое подобие свидетельствует о дефиците личностной автономии (зрелости) и об эмоциональной зависимости от этих людей. На более поздних этапах инициационной работы мужские и женские части личности участников инициаций перестают использовать облик реальных людей и обретают все больше архетипических черт — все больше походят на сказочных и мифологических героев и героинь. Это говорит о дальнейшем развитии символического сознания и индивидуальности участников инициаций, о постепенном исчезновении их склонности к эмоциональной зависимости.

Законы сказочных сюжетов имеют важные особенности — они предлагают нам удивительно гармоничную и целебную последовательность внутриличностных трансформаций. Силы, разлучающие влюбленных, в конце сюжетов всегда оказываются побеждены, героини — освобождены, герой-освободитель соединяется с избранницей в счастливом союзе. Привлечение архетипических персонажей открывает нам сокровище целебного опыта коллективного ссознания, указывающее неизменно созидательный путь к целостности и зрелости личности - путь к счастью (со-частью).

Дальнейшее развитие архетипического анализа и практических инструментов инициационной терапии открывает увлекательную и поистине волшебную перспективу.

Самостоятельная работа с инициациями

Архетипический самоанализ

Мужчины и женщины, включаясь в работу с архетипическими персонажами, с легкостью приобретают навыки символического анализа и часто самостоятельно используют в повседневной жизни метафорический материал сюжетов пройденных ими инициаций. Это не только позволяет им лучше ориентироваться в своем внутреннем мире, не только делает для них еще более понятными переживания и глубинные состояния других мужчин и женщин, но и является уникальным средством саморегуляции, получившим в инициационной терапии название архетипический самоанализ.

Испытывая повседневные эмоциональные перегрузки, можно по своему выбору и усмотрению вступить в контакт с любой желаемой внутренней архетипической фигурой с помощью воображения. Довольно легко представить тот интересующий вас архетипический персонаж, который уже инициирован, то есть уже встречался в ходе инициаций.

Конфликтные отношения можно смягчить или разрешить, если подставить вместо себя в формулу отношений классического архетипического героя. Если, например, женщина обижена на мужчину, она может представить, что в конфликтной ситуации отношений с ним участвует не она, а Василиса Прекрасная и Премудрая.









Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.