Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уголовно-процессуальный порядок и его дифференциация





В юридической литературе принято делить уголовный процесс на стадии, образующие систему взаимосвязанных между собой и последовательно осуществляемых этапов (М.С. Строгович, А.И. Александров, Ю.К. Якимович). Каждый из этих этапов обладает определенным набором признаков, позволяющих рассматривать стадии в качестве относительно самостоятельных, устойчивых структурных элементов уголовно-процессуальной деятельности. В этом своем качестве система стадий представляет собой структуру уголовного судопроизводства или общий порядок процессуальной деятельности.

Обычно к признакам стадии относят такие признаки как наличие специфических задач (конкретизированных в условиях данного этапа целях уголовного процесса), особого состава субъектов-носителей прав и обязанностей и особенностей правовых отношений между ними, а также особого итогового процессуального решения (А.И. Александров, Ю.К. Якимович).

Руководствуясь названными критериями можно разделить уголовный процесс на следующие стадии:

•возбуждение уголовного дела;

•предварительное расследование;

•подготовка к судебному заседанию или назначение дела к слушанию;

•судебное разбирательство;

•апелляционное производство;

•исполнение приговора;

•кассационное производство;

•надзорное производство.

Стадия возбуждения уголовного дела решает задачу установления оснований для начала производства по уголовному делу. Субъектами данной стадии, имеющими полноценный статус, являются лишь должностные лица органов, ведущих уголовный процесс. Здесь нет и быть не может подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков, свидетелей и т.п. В то же время в круг субъектов стадии входят такие, которые отсутствуют в других стадиях (напр., заявитель). Причем эти лица либо вообще не имеют статуса (напр., лицо, опрашиваемое в порядке проверки поступившего сообщения о преступлении), либо их статус существенно ограничен. В данной связи не в меньшей степени ограничены и властные прерогативы органов государства. Постановление о возбуждении уголовного дела как итоговый процессуальный акт содержит описание версии совершения преступления (в том числе конкретным лицом), обоснованное материалами соответствующей проверки, большинство из которых не могут рассматриваться в качестве доказательств (за исключением дел, расследуемых в порядке упрощенного дознания).



Стадия предварительного расследования решает задачи исключения всех возможных версий, кроме одной – виновности (или невиновности) конкретного человека в совершении конкретного преступления, привлечения виновного в качестве обвиняемого, обеспечения ему полноценной защиты и выявления его отношения к содеянному для решения вопроса о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или направлении его в суд.

Круг субъектов этой стадии четко очерчен законом, их процессуальный статус ясно определен. Более того, большинство субъектов уголовно-процессуальных отношений появляется (наделяется статусом) именно в этой стадии и в дальнейшем продолжает свою деятельность в других стадиях уголовного процесса. Речь идет о прокуроре, потерпевшем, обвиняемом, гражданском истце, гражданском ответчике, защитнике, представителях и законных представителях, а также свидетелях, понятых, переводчиках и специалистах и экспертах. Ряд субъектов существует только в данной стадии. Имеются в виду подозреваемый, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник органа дознания и дознаватель.

Предварительное расследование осуществляется в условиях тайного и письменного производства. Процессуальные отношения, возникающие в нем, характеризуются высокой степенью концентрации власти в руках органов уголовного преследования и отсутствием фактического равенства между стороной обвинения (имеющей преимущества) и стороной защиты. Лишь в какой-то мере отсутствие равенства процессуальных возможностей сглаживается надзорной деятельностью прокуратуры и контролем суда.

Обвинение как результат расследования уголовного дела формулируется в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении (либо в обвинительном акте или обвинительном постановлении) – процессуальных документах, подводящих итог данной стадии и создающих правовую возможность перехода в судебные стадии на основании подтвержденного доказательствами достоверного вывода о виновности обвиняемого в совершении инкриминируемого ему деяния. Обвинительный вывод носит предварительный характер, определяет пределы судебной деятельности, но не предопределяет судебное решение.

Стадия подготовки к судебному заседанию и назначения дела к слушанию решает задачи определения наличия необходимых условий для успешного судебного разбирательства и выравнивания процессуальных возможностей сторон.

Основные субъекты этой стадии – стороны и суд. Стороны обладают равными процессуальными возможностями и подчинены юридическому централизму суда.

Отношения между сторонами характеризуются одноранговостью и опосредуются преимущественно организационно-распорядительной деятельностью суда, осуществляемой, как правило, единолично и без участия сторон.

Главный итоговый документ – постановление о назначении судебного заседания, создающее юридическую предпосылку для рассмотрения дела по существу. Однако при наличии к тому оснований суд может прекратить уголовное дело или возвратить дело прокурору для устранения непреодолимых препятствий правосудию.

Судебное разбирательство – центральная стадия процесса. Задача суда – разрешить уголовное дело по существу.

В этой стадии принимают участие (или могут быть) почти все субъекты уголовно-процессуальных отношений. Стороны активны, самостоятельны и равны в исследовании доказательств и отстаивании своих интересов друг перед другом и судом. Их процессуальные отношения характеризуются одноранговостью и гарантируются судом, несущим ответственность за ход и исход уголовного дела.

Правосудие составляет основное содержание данной стадии и осуществляется в условиях гласности, устности и непосредственности путем использования судом в отношении участников судебного разбирательства своих властных организационно-распорядительных, контрольных и следственных полномочий.

Итоговый процессуальный акт данной стадии – обвинительный или оправдательный приговор. Он провозглашается именем государства и означает разрешение дела по существу, то есть окончательное (хотя и не безусловное) признание обвиняемого (подсудимого) виновным или невиновным в совершении инкриминируемого ему деяния. Приговор имеет высшую юридическую силу, обязателен для всех и может быть оспорен (обжалован) только в установленном законом судебном порядке.

Апелляционное производство – контрольная судебная стадия. Ее задача – проверка не вступивших в законную силу решений, принятых судом первой инстанции. Основные субъекты – равные стороны, от волеизъявления которых (подачи жалоб и представлений) зависит возникновение юридической обязанности вышестоящего апелляционного суда повторно рассмотреть уголовное дело по существу. Апелляционный суд действует в условиях очень близких к общим условиям судебного разбирательства. Это производство завершается принятием решений, в которых вышестоящие суды соглашаются или не соглашаются с законностью, обоснованностью и справедливостью результатов деятельности нижестоящих судов (путем отмены или изменения обжалуемого судебного решения).

В стадии исполнения приговора решаются задача обеспечения вступления судебных решений в законную силу и обращения их к исполнению, задача реабилитации невиновных, а также задача определения необходимости продления, изменения или прекращения исправительного воздействия.

Эта стадия не имеет сложного субъектного состава и сложной структуры процессуальных отношений. Специфическими субъектами этих отношений являются учреждения и органы исполнения наказания, их представители, администрация мест содержания под стражей, родственники осужденного.

Решение первой задачи не оформляется каким-либо актом. Другие задачи разрешаются по постановлению суда.

Кассационное производство направлено на пересмотр вступивших в законную силу решений, принятых нижестоящими судами. Оно возникает в результате рассмотрения соответствующих жалоб и представлений сторон по волеизъявлению (решению) самого суда кассационной инстанции. По кругу субъектов, характеру и содержанию процессуальных отношений оно серьезно отличается от разбирательства дела в суде первой и апелляционной инстанций, что связано, главным образом с ограничением возможности непосредственно исследовать доказательства. Его основное назначение – выявление и исправление судебных ошибок, связанных с существенным нарушением уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявших на исход уголовного дела.

Надзорное производство определяется задачей пересмотра вступивших в законную силу решений нижестоящих судов. Содержательно и по форме оно сходно с производством в суде кассационной инстанции. Существенно эта стадия отличается от кассационного производства лишь по субъекту пересмотра (только Президиум ВС РФ) и кругу обжалуемых решений (только решения вышестоящих судов, если они были предметом рассмотрения в ВС РФ).

Перечисленные выше стадии, взятые в совокупности, образуют, так называемое основное или обычное производство по уголовному делу (Ю.К. Якимович).

В зависимости от круга субъектов, степени структурированности их отношений, детализации процедур, количества этапов и стадий, а также тяжести совершенного преступления принято (по отношению к обычному производству) выделять упрощенные и усложненные производства (Ю.К. Якимович). Наряду с этим в литературе выделяют еще сокращенные и ускоренные производства (С.С. Цыганенко).

Ярким примером упрощенного производства служит производство по делам частного обвинения, где стадия возбуждения уголовного дела практически сводится к волеизъявлению пострадавшего (частного обвинителя), а стадия предварительного расследования либо отсутствует вообще, либо сводится к оказанию помощи частному обвинителю органами дознания. Не менее ярким примером усложненного производства является производство в суде присяжных, судебное разбирательство в котором по своему субъектному составу, структуре процессуальных отношений, процедурам, количеству этапов существенно сложнее рассмотрения дел в порядке обычного производства.

В зависимости от круга и характера решаемых вопросов предметно различаются (по отношению к основному производству) дополнительные и особые производства (Ю.К. Якимович).

Предмет основного производства нормативно задан целями установления обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК) и выражен в вопросах, подлежащих разрешению при постановлении приговора (ст. 299 УПК). Эти вопросы в дополнительном производстве не ставятся, а в особом производстве - вообще не решаются (хотя частично фактически совпадают).

Примером дополнительного производства может служить производство, связанное c исполнением приговора (исполнительное производство - глава 47 УПК). Предметом рассмотрения здесь являются вопросы, которые могут возникнуть только после и в связи с разрешением вопросов основного производства. Речь идет о замене наказания в случаях злостного уклонения от его отбывания, об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и т.п. (ст. 397 УПК).

Особым производством может быть названо производство по применению принудительных мер медицинского характера (глава 51 УПК). Особым оно является потому, что указанные меры применяются к лицу, которое не является субъектом преступления. Следовательно, вопросы, разрешаемые в данном производстве, не относятся ни к основному, ни к дополнительному производству.

 

Контрольные вопросы:

1.Какую природу уголовного процесса (социальную и/или юридическую) выражают стратегии уголовного судопроизводства?

2.Как соотносятся понятия «цель», «задачи» и «начало» уголовного процесса?

3.Чем различаются понятия «уголовное судопроизводство (уголовный процесс)» и «порядок уголовного судопроизводства»?

4.Как соотносятся публично-правовой и диспозитивно-правовой способы правового регулирования в уголовном процессе? Какой способ является ведущим и почему?

5.Каково соотношение понятий «стадия уголовного процесса» и «уголовно-процессуальное производство»?

6.На какие этапы делит законодатель уголовный процесс?

7.Каково практическое значение деления уголовного процесса на стадии?

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.