Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей.





Ответ: Поскольку результатом науки являются научные знания, то эти знания должны быть выражены в определенных формах.

Важными формами организации научного знания являются: теория, концепция и идея

Теория. Вообще говоря, термин «теория» используется в двух смыслах.

Во-первых, в самом общем смысле как форма деятельности общественно развитого человека, направленная на получение знания о природной и социальной действительности и вместе с практикой образующая совокупную деятельность общества. В этом смысле понятие «теория» является синонимом общественного сознания в наиболее высоких и развитых формах его логической организации. Как высший продукт организованного мышления она опосредует всякое отношение человека к действительности и является условием подлинно сознательного преобразования последней.

В узком смысле, который нас в данном случае и интересует, теория — форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, то есть всех явлений и процессов, описываемых данной теорией.

В последнем, узком значении, понятие «теория» рассматривается также в двух смыслах. Во-первых,— как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. В этом смысле слово «теория» часто заменяется словом «концепция». Например, теория (концепция) проблемного обучения в педагогике, теория (концепция) личности в психологии, концепция диалога культур М.М. Бахтина и т.д. Во-вторых, в русле сильной версии науки теория — это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях в определенной области знания — объекте данной теории. Пр: теория относительности, квантовая теория и т.д.



Концепция(лат. conceptio - понимание, единый замысел, ведущая мысль) - система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. К. - исходный способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.

Идея (в философском смысле, как общественноисторическая идея, а не в бытовом значении: «кому-то вголову пришла идея») — как высшая форма познания мира, не только отражающая объект изучения, но и направленная на его преобразование. В этом смысле идеи в науке не только подытоживают опыт предшествующего развития знания, но и служат основой для синтеза знания в некую целостную систему и поиска новых путей решения проблемы.

Развитие идеиимеет два «вектора» — как развитие идеи внутри самой науки,так и развитие по направлению реализации ее в практике. В качестве примеров научных идей можно назвать квантовую идею в физике XIX — XX веков, современные идеи демократизации общественных отношений в стране, гуманизации образования и т.д. Одним из отличительных признаков идеи от теорий, концепций является то, что последние могут быть созданы одним автором и не получить широкого распространения. Идея же должна получить признание общества, профессионального сообщества, или значительной их части;

В составе теории идея выступает как исходная мысль, центральное положение, объединяющее входящие в теорию понятия и суждения в целостную систему.

Критерии предъявляемы е к теории, концепции и идеям:

1. Не противоречить данным опыта, фактам

2. Быть проверяемыми на имеющемся опытном материале

3. Отличаться естественностью, т.е. «логической простотой» предпосылок (основных понятий и основных соотношений м/у ними)

4. Содержать наиболее определенные утверждения (из 2х теорий с одинаково простыми осн-ми положениями следует предпочесть ту, кот. сильнее ограничивает возможные априорные качества систем)

5. Не является логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных (т.е. является наиболее ценной)

6. Отличается гармоничностью

7. Имеет широкую область своего применения

8. Указывает путь создания новой теории (концепции, идеи), более общей, в рамках кот она останется предельным случаем

К. Поппер теория (концепция, идея) должны удовлетворять след. треб-м: 1)непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и опровержимости; 2) опытно-экспериментальной проверяемости.

 

5. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.

Ответ: Способом научного познания изучаемой действительности, является исследовательский метод, кот. позволяет решить задачи, проверить гипотезу, воплотить замысел и достичь цели поисковой деят-ти.

При характеристике исслед-х методов их можно условно подразделять на методы теоретического и методы эмпирического исследования. При этом некоторые общие методы научного познания используются как на эмпирическом, так и на теор-м уровне исследования (абстрагирование, интерпретация, анализ и синтез, моделирование, индукция и дедукция и др.).

Теорет.методы позволяют обнаруживать в объектах и научных фактах скрытые закономерности, общее и необх-е, существенное и несущественное, т.е. понять взаимовлияние факторов, определяющих динамику общего развития. Из методов теорет. иссл-я чаще всего используются метод исторических аналогий, моделирование, экстраполяция, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, систематизация и интерпретация педагогических фактов. Содержание некоторых из этих методов рассмотрим более подробно.

Метод теоретического анализа (его надо раскрыть) (от греч. аnalysis – разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis – cоединение, сочетание, составление), позволяющий рассматривать объекты, явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития. Теоретический анализ предполагает раскрытие внутр. структуры исследуемого (изучаемого), глубокий анализ фактов, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Следует отличать анализ как метод научного иссл-я от анализа как функции практич. деятельности педагога или психолога. Например, общий анализ урока дает информацию о характере учебного процесса, но не приводит к получению принципиально нового научного знания. Чтобы анализ как метод был целенаправленным, необходимо определить признаки, на основании кот. вычленяется та или иная часть исследуемого объекта, а выделение таких признаков зависит уже от исследовательских задач. После выполнения аналитической работы возникает необх-сть синтеза, интеграции рез-в анализа в общей системе. На основе синтеза изучаемый объект воссоздается как система связей, как структурированная модель. Результатом анализа и синтеза является синтетическое представление объекта (явления, процесса, предмета) исследования.

Метод абстрагирования(от лат. аbstractio – отвлечение), позволяющий выделить предмет изучения в «чистом» виде, суметь отмежеваться от всех побочных явлений, абстрагироваться от всех многочисленных связей и отношений, кот. мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя. Результатом применения метода абстрагирования является абстракция (абстрактный объект). Абстракция – это способ мысленного (теоретического) отражения объектной реальности.

Метод моделирования, «1) метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений… и конструируемых объектов» [2; с.146]. «Моделирование – это теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных… моделей.

Методы индукции и дедукции. Индукция (от лат. inductio – наведение) - это метод движения мысли от менее общего знания к более общему. Термин дедукция (от лат. deductio – выведение) обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода от некоторых общих данных (предложений-посылок) к их следствиям (заключениям), перехода от общего к частному. Дедукция – такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под определенное понятие.

Интерпретация (от лат. interpretatio – посредничество; истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо) – это исследовательский метод, в основе которого лежит процедура разъяснения смысла изучаемого процесса, раскрытия сущности исследуемого объекта, объяснения экспериментальных данных, получаемых в ходе исследования (новых, нетривиальных), на основе принятой в исследовании концепции.

Рассмотрим эмпирические методы. в качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений, бесед, экспериментов. Эмпирические методы исследования направлены на диагностику состояния изучаемого объекта, к которым относятся: изучение литературы, архивного материала и различных документов, изучение результатов исследовательской деятельности, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент, создание диагностических ситуаций и др. Рассмотрим некоторые из них, а именно те, которые чаще других используются в психолого-педагогических исследованиях.

Изучение литературы и других источников.

Научное наблюдение. Оно представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся главным образом на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. В отличие от простого созерцания научное наблюдение предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых исследователь переходит от предмета (наблюдаемого объекта или явления) к его продукту (отчёту о результатах наблюдения).

Виды наблюдений: невключенное и включенное; непрерывное и дискретное; широкое (сплошное) и узкоспециальное (выборочное)









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.