Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Математические методы исследования





Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются

Регистрация- метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).

Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Шкалирование- введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

 

16. Проблема становления и развития человека в науке и образовании.

17. Междисциплинарные научные представления о целях образования. Развитие междисциплинарных исследований проблем образования в современных условиях. Проблема интеграции междисциплинарных знаний.

Ответы: Интеграция - это не только усиление связей, это - изменение исходных элементов. Если такого изменения нет, то нет и усиления связей, оно подменяется механическим объединением. Интеграционный процесс означает новообразование целостности, которое обладает системными качествами общенаучного, межнаучного или внутринаучного взаимодействия, соответствующими механизмами взаимосвязи, а также изменениями в элементах, функциях объекта изучения, обусловленных обратной связью вновь образуемых системных средств и качеств.



Междисциплинарность – это характеристика области знаний или научной проблемы, где успех возможен только при совместных усилиях отдельных наук. Междисциплинарное знание основано на идеях интеграции отдельных областей и на их синергизме. Последнее означает, что использование множества идей и подходов, присущих различным наукам, не приводит к их неупорядоченной смеси, а напротив – рождает качественно новое знание.

В более широком смысле, междисциплинарность есть (современный) способ взаимодействия между науками в процессе познания окружающей нас действительности.

Междисциплинарная интеграция – повышает уровень научности, теоретическую обобщенность знаний.

Классическим примером междисциплинарной науки является материаловедение. Заметный вклад в эту междисциплинарную науку о материалах внесли физика, химия, механика деформируемого твердого тела, инженерные дисциплины и экономика.

При описании образа междисциплинарной науки используют такие слова, как встреча и диалог. Это перекресток дорог, на который пришли разные народы, каждый со своим языком и обычаями. В зависимости от цели, результат встречи может быть как конфронтационным, так и конструктивным. В последнем случае останется и материальный, и духовный продукты общения (возникнут основы новой науки и соответствующей ей образовательной программы). На начальном этапе взаимопроникновение наук частично разрушает целостную систему созданных ими языков. В дальнейшем устойчивые обломки языковых конструкций собираются в новых сочетаниях в соответствии с направлениями междисциплинарных взаимодействий и формируют язык новой науки.

Кооперация отдельных ученых (или даже научных коллективов), специализирующихся в различных областях может быть продуктивной для решения общих (междисциплинарных) задач. Часто работа в подобном направлении занимает не одно десятилетие. Это приводит к необходимости: а) оформления накопленных знаний в виде новой междисциплинарной науки и б) передачи знаний путем создания системы междисциплинарного образования (в этом могут скрываться проблемы – развить мысль)

 

Междисциплинарные знания и монознания - развести

 

Причины междисциплинарности:

· Рост научно-технического потенциала общества, знаний о мире,

· расширение теоретической базы,

· накопление эмпирического материала объективно приводит к дифференциации научного знания

  • Накопленные к настоящему времени знания о большинстве изучаемых (или управляемых) объектов представляют собой гигантские массивы узкопредметной информации, которые по своему объёму и разнообразию заведомо превышают информационные и организационные возможности исследователя.

 

Проблемы интеграции междисциплинарных знаний:

На каких основаниях строить взаимосвязи между элементами системы?

Как создать из нескольких разнородных систем единую систему знаний?

 

В гуманитарных науках для получения объективной научной информации чаще всего используются междисциплинарные знания для оценки исследуемых явлений, для поиска причинно-следственных связей. В гуманитарных науках человек и его деятельность рассматривается на уровне педагогики, на уровне психологии, физиологии, кибернетики. Для того чтобы изучить человека и его отношение с предметно-социальным миром, необходимо использовать целый комплекс междисциплинарных гуманитарных знаний. (Петрусевич – консультация)

В педагогике: Междисциплинарные связи разрешают существующее в предметной системе обучения противоречие между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике, трудовой деятельности и жизни человека.С позиций современных требований к содержанию образования будущий специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью, оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности. Компетентностный подход приводит к расширению принципа междисциплинарных связей до принципа междисциплинарной интеграции. Это отражено в требования ФГОС: междициплинарность содержания (модулей) программ. (применительно к педагогике)

В современной дидактике необходимость взаимопроникновения содержания учебных дисциплин не вызывает сомнений. Междисциплинарная интеграция – это целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности учебных дисциплин. Междисциплинарная интеграция расширяет образовательное пространство, создает виртуальную учебную междисциплинарную лабораторию, в которой студент, многократно применяя знания по каждой дисциплине за рамками самой дисциплины, в новых условиях, развивает умения применять знания в профессиональной деятельности. Роль междисциплинарных связей закреплена общедидактическим принципом междисциплинарных связей в обучении, который подразумевает согласованное изучение теорий, законов, понятий, методов познания и методологических принципов, общих для родственных дисциплин.

Междисциплинарная интеграция способствует преемственности в обучении.

 

18. Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века.

Ответы: Основные тенденции развития современного образования

Место образования в жизни общества определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей. Их опыт, умения, навыки, навыки, возможности развития личностных качеств.

В современных условиях эта роль становится все значимее.

Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе.

Общественное развитие ведет к тому, что :

• Знания, инновации и способы их практического применения – источники прибыли.

• Знания занимают ключевые позиции в экономическом развитии

• Приобретение новых знаний, информации, умений и навыков и их обновление – фундаментальные характеристики работников в общественном производстве.

Тенденции развития образования

Информационное общество – новый тип экономического развития, где человек вынужден в течение жизни несколько раз менять профессию и постоянно повышать квалификацию.

Образовательная деятельность становится важнейшей компонентой развития общества.

Это меняет роль информации в обществе.

Информация – важнейший стратегический ресурс страны.

Тенденции развития образования

Выход образования за стены формальных образовательных институтов.

Предприятия и учреждения – неформальное образование: подготовка и переподготовка кадров.

Неформальное – должно компенсировать недостатки формального.

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности.

Это по сути смена приоритетов: от госзаказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Это предусматривает:

• Индивидуализированный характер образования (развитие)

• Разработка различных образовательных программ (в соотв. С запросами личности)

• Формирование у обучаемых умений учиться

• Широкое внедрение новых образовательных технологий

• Тенденции развития образования

Снижение доли государственного финансирования и развитие рыночных отношений в сфере образования.

• Знания становятся основным общественным капиталом

• Возрастают выгоды от полученных знаний

• Человек все больше потребляет знания. Это приводит к развитию рыночных отношений в образовательной сфере и смешанного финансирования образования.

 

К основным тенденциям развития образования относят следующие:

1. Смена образовательной парадигмы: от «Обучения» к развитию личности («Становлению»)

2. Превращение знания в основной общественный капитал

3. Индивидуализация обучения

4. Развитие новых форм образования

5. Разработка и внедрение современных образовате льных технологий.

Тенденции развития высшего образования в нач. 21 в.:

1. - связаны с расширением числа соц. институтов, в которых мы можем получать высш. образование

2. - Изменение содержательной части высш. Образования, появление новых ФГОС, обеспечивающих потребности рынка труда

3. - необходимость образования как основного фактора, благодаря которому может быть построена дальнейшая жизнь человека

4. -– постдипломное и поствузовское образование, профессиональная переподготовка. Повышение квалификации и его формы

5. Непрерывность образования - образование через всю жизнь

6. Перспективы высшего образования – работа со взрослым населением (его сейчас в России больше чем, молодого поколения)

7. Изменяется наука, культура, социальные условия и им приходится соответствовать, приходится всё время учиться

8. Модель обучения – челночная подготовка: поучился – на производство, после снова учёба, затем опять работа на производстве. (петрусевич)

 

19. Синергетические принципы управления. Категория случайности и ее роль в управлении образовательным учреждением.

Синергетический подход к управлению сложными системами помогает ответить на важнейшие вопросы управления современными организациями.

7.1. Линейный подход в управлении.

Не секрет, что традиционный, господствующий до сих пор подход к управлению организациями и процессами социальной сферы основывался на линейном представлении о функционировании систем природы и общества. Согласно такому представлению результат внешнего воздействия есть однозначное и линейное, прямо пропорциональное следствие приложенных усилий, что соответствует схеме «управляющее воздействие – желаемый результат». Чем больше вкладываешь энергии и прилагаешь усилий, тем больше как будто бы и отдача, лучше результат. Однако эта позиция не только чрезмерно, но и искаженно понимает процесс управления, и потому может оказаться опасной по своим последствиям.

Сегодня мы хорошо видим, как многие усилия руководителей оказываются тщетными, «уходят в песок» или приносят вред, если они идут вразрез, противостоят собственным тенденциям саморазвития природных и социальных систем. Стремление к напористой, насильственной переделке всего и вся может привести к обратному – непредсказуемым, стихийно выливающимся последствиям, по сути дела, к нежелательному и труднопреодолимому кризисному состоянию. С такого рода эффектом бумеранга сталкивается руководитель, если он не принимает во внимание обратные воздействия социальных систем, неоднозначность и нелинейность обратных связей.

Знание принципов самоорганизации сложных систем, раскрываемое синергетикой, как и всякое новое научное знание вообще, дает нам надежды. Оно открывает новые способы повышения эффективности управления организациями.

7.2. Синергетическая методология.

Мы уже говорили о синергетической идее целого поля возможных путей развития систем в окружающей нас действительности, о спектре структур-аттракторов развития, потенциально содержащемся в той или иной социальной системе или организации, спектре, скрытом в них как «молчаливое знание» этих систем. Уже одна эта важная идея позволяет руководителю более оптимистично смотреть в будущее и понимать, в каком направлении прикладывать свои собственные усилия для эффективного управления своей организацией. Почему?

Во-первых, раз мы уяснили себе, что существует множество путей развития,что тот или иной путь не предопределен, не единственен, значит у руководителя всегда есть право выбора лучшего, оптимального, наиболее предпочтительного для этой организации пути.

Будущее неоднозначно определяется настоящим и начальными условиями нелинейной системы. Завтрашний день нельзя предсказать, опираясь только на предшествующий, накопленный нами опыт. Это грустно и плохо, но это одновременно и хорошо: открываются просторы для творчества, поиска новых направлений к успеху. Перед всяким руководителем стоит, таким образом, задача выбора оптимального путиразвития, оптимальной организации своих действий. Оптимальный путь развития нужно вычислять, им нужноуправлять!

Во-вторых, следует понимать, что, хотя путей развития может быть очень много, их количество все же – не бесконечно. То есть возможны и реализуемы в данной конкретной социальной системе или организации далеко не все те направления действия, которые представляются желательными лично руководителю. В менеджменте организаций социальной сферы необходимо отчетливо представлять это, чтобы «не наломать дров» в своих руководящих действиях.

Знание ограничений, то есть того, что в принципе нельзя осуществить в данной системе, знание своего рода принципов запрета – это само по себе очень ценное знание. Мы знаем, например, что нельзя изобрести вечный двигатель, черпать энергию из ничего и т.д. Многого в этом мире сделать нельзя, потому как это противоречит природе реальности и собственным ее законам. Зная набор жестких и вероятных ограничений, руководитель не будет тратить впустую свои материальные и духовные ресурсы, время, энтузиазм, энергию подчиненных ему людей.

«Не получится того, чего и не может получиться». Некоторые человеческие действия обречены на провал. Управление неэффективно, если осуществляются попытки построить те структуры, которые неадекватны внутренним тенденциям эволюционирующей системы, если они, фигурально выражаясь, «насилуют» реальность. Необходимо или попытаться видоизменить систему и ее собственные свойства, или вовсе прекратить всякие попытки «принуждать» систему развиваться по чуждому ей пути.

Руководителю, таким образом, нужно уметь правильно инициировать желательные тенденции саморазвития руководимой им организации.

В-третьих, всё это нужно понять еще и для того, чтобы уяснить теперь еще один синергетический принцип управления – принцип резонанса, илирезонансных воздействий. В чем его суть? Управляющее воздействие процессами развития нелинейной системы (какими являются все социальные организации) может быть эффективным только тогда, когда оно согласовано с внутренними свойствами данной системы, организации, то есть является резонансным. В реальных условиях слабое, но попадающие в «такт» воздействие оказывается эффективнее, нежели в тысячу раз более сильное, но не согласованное со свойствами управляемой системы.

Принцип резонанса можно сформулировать иначе:

«Действуй в нужном месте и в нужное время».

Конфуцианский мудрец увещевает властителя одного из царств: «Сейчас оно [Небо] наблюдает за вами, поэтому не торопитесь с разработкой планов. Необходимо дожидаться наступления благоприятного времени, ибо того, кто силой стремится к успеху, ждут несчастья… При благоприятном же моменте нельзя проявлять нерадивость, ибо благоприятный момент не приходит дважды. Если же благоприятное время приходит, но его не используют для достижения цели, Небо отворачивает свое лицо». В образе Неба, безличного божественного начала, предстает всеобщая активная среда. Она содержит в себе множество потенциальных состояний, актуализирующихся не без влияния действий людей в Поднебесной. Отклик среды на внешнее воздействие определяется соответствием или несоответствием воздействия потенциям среды. Следуй естественному пути (Дао) – и исход будет благоприятным, если же будешь противиться природе вещей – попадешь впросак.

Речь идет о мягком управлении– управлении посредством «умных» и надлежащих воздействий.Слабые, но соответствующие, резонансные воздействия чрезвычайно эффективны.Они должны соответствовать внутренним тенденциям развития сложной системы. Правильные резонансные воздействия, т.е. воздействия своевременные и уместные, воздействияздесь и сейчас, могут высвободить мощные внутренние силы и возможности отдельного человека или социальной организации. Так что управляйте мягко, но с умом, и вы добьетесь многого!

В «Дао Дэ Цзин» говорится: «То, что надо ужать, сперва растянем. То, что надо ослаблять, мы укрепим сперва. То, что пойдет в отходы, сначала вырастим. То, что отнять предстоит, сначала подарим. Таков и Тончайший Свет, побеждает, действуя Мягко, грубое и сильное одолевает. Рыбе лучше не выходить из воды. А орудья царскиережущие лучше никому не показывать».

«Малым вызовешь большое, но большим не всегда достигнешь и малого». В этом правиле наиболее ярко выражается принцип нелинейности. Большие затраты энергии в нелинейных системах не гарантируют получения пропорционального им результата. С другой же стороны, малое или даже порой случайно осуществленное правильное воздействие способно резонансно раскачать систему, пробудить дремлющие в среде потенции. Оно действенно, если в нужную точку «укалывает» среду.

Оптимизация управлениязаключается в том, чтобыуметь удерживать управляющие усилия по второстепенным функциям данной системы в пределах «золотой середины» и максимизировать их по главным функциям системы. В таком случае экстремистами управления следует называть тех людей, которые, встав у штурвала, максимизируют свои усилия беспорядочно и в результате, как правило, по второстепенным направлениям, тратя впустую собственные силы, а также силы и энергию персонала организации. Пословица, употребляемая обычно в ироническом смысле: «Сила есть – ума не надо!», говорит о том, что ум как раз в управлении и нужен больше всего на свете. Резонансное воздействие, по сути дела, означает, что важна не величина, не сила управляющего воздействия на систему, а его правильная пространственная организация (топология), «архитектура», его надлежащая симметрия.

В-четвертых, в соответствии с общими закономерностями самоорганизации менеджеру необходимо научиться ориентироваться на собственныеестественные тенденции развития самой природы этой организации, «вычислить» и понять ее суть. Тогда руководитель научится попадать в резонанс с действиями руководимой им организационной структуры. И тогда не возникнет необходимости в насилии над сутью и природой данной организации.

Искусство мягкого, нелинейного управления состоит в способах самоуправления и самоконтроля. «Позволь системе самой организовать себя!» - вот в чем суть.

 

20. Основные принципы психолого-педагогического исследования.

В методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности. Разница между принципом и требованием заключается в том, что принцип должен иметь более глубокое и развернутое научное обоснование (выражать способ достижения целей на основе учета объективных закономерностей) и носить более обобщенный характер (быть применимым к исследованию всех ситуаций в данной сфере). Принцип всегда обязателен для исполнения.

Основополагающим принципом любого научного исследования является методологический принцип объективности.Он выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объектах, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснования исходных посылок, логики исследования и его выводов.

Принцип сущностного анализа — соблюдение этого принципа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него — к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.

Педагогический процесс сложен, многофакторен и динамичен по своей природе. Поэтому важным требованием явления необходимость учета непрерывного измерения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом.

Функции многих элементов в процессе развития существенно меняются, а отдельные из них переходят в свою противоположность. Например творческие задания, повторенные на том же уровне сложности, превращаются в репродуктивные, детальные инструкции, из средства развития могут превращаться в препятствия, сковывающие развитие более высоких уровней самостоятельности и инициативы.

Многообразие влияний и воздействий различных факторов на психолого-педагогические процессы требует выделения основных факторов, которые определяют результаты процесса, установления иерархии, взаимосвязи основных и второстепенных факторов в изучаемом явлении (например установлено, что микросреда, сфера личностного общения и взаимовлияние сверстников в процессе неформального общения оказывают определяющее влияние на подростков, что приводит к изменению укоренившихся представлений о возможностях школы и целесообразных сочетаний прямых и косвенных воздействий на формирование личности школьника).

Для психолого-педагогических исследований важно соблюдение генетического принципа,сущностью которого является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным), например выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных и психологических особенностей человека в онтогенезе.

При организации психологического исследования следует учитывать то, что сами психические явления непрерывно изменяется. С генетическим подходом также связан принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта(генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития. Исторический анализ возможен только с позиций определенной научной концепции, на основе представлений о структуре и функциях тех или иных элементов и отношений, а теоретический анализ несостоятелен без изучения генезиса(происхождения, становления) объекта. Из этого принципа вытекает требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого.

Одним из общих научных принципов являются принцип концептуального единства исследования, ибо если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики. Этот принцип внутренне противоречив, принятые исходные положения проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются.

Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером взаимодействия между элементами. В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и воздействие результата на породившие его причины. Существует пять положений, помогающих устанавливать свойства системных объектов и совершенствования их.

Следует обратить внимание на необходимость целостного подхода к образовательным системам- то есть, соблюдения принципа целостностивисследовании и очень осторожного подхода к вычленению в целях специального изучения отдельных сторон, элементов, отношений психолого-педагогического процесса.

Структуру воспитания и обучения можно характеризовать как динамическую. Целостное изучение комплексного явления педагогического процесса, предполагает очень осторожный подход к формализации, введению строго выраженных показателей и зависимостей, математизации отдельных компонентов и всего процесса.

Психолого-педагогическое исследование всегда комплексно, многоаспектно предполагает привлечения большого количества специалистов-психологов, социологов, врачей, педагогов и т.д. Из целостного подхода к изучению педагогического процесса вытекает требование сочетания аспектного, под определённым углом зрения, анализа с многоаспектностью, многоплановой интерпретацией результатов.

Деятельностный подход является также конкретно-научным методологическим принципом. Он выражается в стремлении исследователей использовать положения теории деятельности в методике и интерпретации результатов.Исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определённых жизненно важных задач. Человек выступает как активное начало, как субъект взаимодействия, выполняющий определённую последовательность разного рода действий, в том числе психических. Все функциональные возможности психики включены и соподчинены решению задач осуществленной деятельн

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.