Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нормативно-правовое регулирование религиозного туризма в России.





Религиозный туризм является разновидностью познавательного туризма, поэтому при организации таких поездок следует руководствоваться законодательными актами, действующими на территории России и определяющими порядок организации таких поездок. К основным правовым актам, имеющим отношение к религиозному туризму, относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «О свободе совести и религиозных организациях» и «Об основах туристской деятельности».

Конституция Российской Федерации четко устанавливает отделение всех религиозных объединений от государства и их равенство перед законом. Граждане имеют равные права и свободы, убеждений, запрещены любые ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, действовать в соответствии с ними.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ) определяет, что в соответствии с конституционным принципом, религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.



В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Этот момент следует учитывать представителям туристского бизнеса, организующим поездки с религиозными целями. Сотрудничество с такими организациями должно осуществляться на договорных условиях с учетом положений Гражданского кодекса РФ и федерального закона «О некоммерческих организациях».

Кроме того, представители туристского бизнеса, использующего объекты культурного наследия как туристские ресурсы, должны не допускать возникновения коллизий с участниками религиозных общин, в ведении которых эти объекты находятся. Они должны информировать туристов о необходимости, при посещении местных святынь, храмов, монастырей, соблюдать установленные религиозными общинами нормы поведения, быть одетыми надлежащим образом, проявлять уважение и не мешать отправлению религиозных обрядов и богослужений.

Деятельность по организации религиозного туризма в России регулируется всеми положениями федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также правовых актов субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. В Законе приводится определение «туризм» как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания». Там же понятие «турист» определяется, как «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания». Таким образом, цели религиозного характера законодательно признаны, поддерживаются и регулируются государством. Закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление единых правовых основ туристского рынка в Российской Федерации. Регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации, права и обязанности туристских компаний и туристов. Правила оказания услуг по реализации туристского продукта. В Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденых Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452 исполнителю туристских услуг предписывается в обязательном порядке «своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.

Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать сведения:

о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;

об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта;

о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги, входящие в туристский продукт, если это имеет значение, исходя из характера туристского продукта;

о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

об опасностях, с которыми потребитель может встретиться при совершении путешествия, о необходимости проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями, если потребитель предполагает совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой он может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний;

о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя в случае, если потребитель предполагает совершить путешествие, связанное с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и другие);

о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые потребитель может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу потребителя;

об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних граждан в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних граждан без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

об иных особенностях путешествия». Как видим, на федеральном уровне вопросы взаимоотношений турорганизаторов и особенностей использования в туризме религиозных объектов находят своё отражение.

В субъектах Российской Федерации также принимаются нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере религиозного туризма.

Религиозный туризм определяется приоритетным и поддерживаемым Правительством Москвы направлением туристской деятельности, указано в распоряжении мэра Москвы Ю.М.Лужкова от 16 января 1997 г. «О развитии религиозного туризма». Распоряжение предусматривало разработку и согласование с религиозными организациями, авиаперевозчиками, туристскими предприятиями программ религиозного туризма, в т.ч. маршруты въездного и выездного религиозного туризма. Было признано целесообразным предоставление малообеспеченным москвичам муниципальных ссуд на частичную оплату поездок по линии религиозного туризма с обеспечением возвратности через механизм накопительного страхования.

Данным распоряжением была утверждена «Концепция развития религиозного туризма», которая определяла трехэтапную реализацию данного проекта. На начальном (организационном) этапе велась разработка ряда религиозных туристских продуктов, рассчитанных как на православное направление в Израиль, Иорданию, Египет, Грецию и Италию, так и на развитие въездного религиозного туризма, а также организация специальной подготовки гидов. Важнейшим элементом первого этапа являлось его рекламно-информационное сопровождение: пропаганда через прессу, радио и телевидение, выпуск путеводителей для туристов, книг о храмах Москвы, духовных памятниках России, видеофильмов, проведение ряда бесплатных рекламно-информационных поездок с участием в них деятелей различных конфессий, журналистов, представителей турагентств, ряда известных и авторитетных лиц.На втором этапе проекта, длительностью 1-3 года, предусматривалась непосредственная реализация массового религиозного туризма, включая аккумулирование средств населения с использованием модели накопительного страхования.Третий этап проекта был направлен на увеличение ежегодных объемов религиозного туризма и его качественное расширение.

Принятый 31 января 2008 года Законодательным Собранием закон «О туристской деятельности на территории Нижегородской области» констатирует, что среди основных направлений, с учетом особенностей социально-экономического развития и наличия туристских ресурсов на территории области, развивается и религиозный туризм: «туризм, связанный с посещением культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных для богослужения, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества)».

Концепция развития туризма в Ленинградской области на 2009-2012 гг., утвержденная приказом комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области (от 01 сентября 2008г. №769) к приоритетным видам развития туризма в Ленинградской области относит религиозный туризм – поездки к святым местам.

Стратегической задачей областной целевой программы «Развитие туризма в Тамбовской области на 2008-2010 годы» являются пути создания новых востребованных туристских продуктов, обеспечения условий для появления новых туристских направлений и возможностей для развития туризма в области. Одно из таких направлений - широко распространенный в мировой туристской практике - религиозный и паломнический туризм, способствующий возрождению в области монастырей, церквей и храмов и других исторических ценностей. Развитию религиозного туризма способствует не только наличие большого количества православных святынь на территории области (икона Владимирской Божьей Матери, рака с мощами святителя Питирима Тамбовского, церкви с уникальными фарфоровым и керамическим иконостасами, святые источники), но и святыни православия, находящиеся на территории соседних областей.

С точки развития религиозного туризма представляет интерес Концепция решения комплексной задачи "формирование условий для развития духовности, высокой культуры и нравственного здоровья населения Новосибирской области", утвержденная распоряжением губернатора Новосибирской области (от 10.06.2009 N 150-р). Стратегической целью концепции является обеспечение широкого общественного участия в формировании и проведении государственной культурной политики. Деятельность органов государственной власти по реализации принципов этой политики основана на приоритетности ценностных подходов при разработке программ социального развития. Она связана, в первую очередь, с формированием у населения устойчивых духовно-нравственных ориентиров, важнейшими из которых являются процессы эстетического, нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения, а также создание условий для плодотворных диалогов между светской и религиозной культурой.

Вот как формулируется одна из задач: «Распространение в обществе ценностей семьи как основы общества, продуктивного труда как смысла жизни человека, общественного служения, достоинства личности, здорового образа жизни, патриотизма.

Пути решения:

а) разработка и реализация целевой программы духовно-нравственного просвещения населения;

б) распространение высоконравственных образцов поведения;

в) распространение в поселениях Новосибирской области традиций следования культурным хартиям (кодексам);

г) стимулирование и мотивирование к созданию систем государственной, корпоративной и профессиональной этики;

д) поощрение и общественное признание высоконравственного поведения;

е) создание современной системы культурного досуга, физической культуры и массового спорта с развитой инфраструктурой, ориентированной на семейное участие;

ж) создание условий для реализации религиозных потребностей».

Несмотря на то, что в концепции нет прямого упоминания о религиозном туризме, реализация этой концепции, вне всякого сомнения, будет положительно влиять на развитие этого вида туризма.

Вопрос практики принятия нормативно-правовых актов на территории Российской Федерации, касающихся религиозного туризма, требует дальнейшего изучения. Бесспорным остается, как это видно из приведенных документов, необходимость четкого разделения понятий «паломничество» и «религиозный туризм» и закреплении их в федеральном законе «Об основах туристской деятельности». Это позволит, при подготовке различных нормативных актов, сохранить единообразное содержание понятия «религиозный туризм».

Юридической и социальной проблемой является правовое обеспечение сохранности священных мест, так как само понятие «священные места» не принято в российском законодательстве. Священные места коренных народов прямо не называются в перечне памятников истории и культуры, но по смыслу часть из них подпадает под памятники археологии и сооружения культовой архитектуры. Декларация о правах коренных народов мира, принятая ООН в 2007 году является исходным основанием для разработки правового обеспечения защиты священных мест, объектов культурного наследия. Право, связанное со священными местами, направленное на укрепление уважения и привязанности народов к культурному, культурно-природному и историко-культурному наследию предков, требует законодательного урегулирования. Это даст возможность дальнейшего развития религиозного туризма.

 

Выводы

Проведенный анализ исторического развития, состояния международного и российского рынка и перспектив развития религиозного туризма позволяет сделать следующие выводы.

1.Сегодня многие путешествия можно отнести к поездкам с религиозными целями - религиозному туризму. В настоящее время около 90 % объектов в мире, представляющих туристский интерес, связаны с религией. Ежегодное количество туристов и паломников в мире составляет 300-330 миллионов, ими с паломническими или религиозными целями совершаются около 3—3,5 млрд поездок.

Религиозный туризм следует определить как

поездки с познавательными целями, вид познавательного туризма, а также деятельность по организации посещения туристами, расположенных вне обычной среды проживания (обитания), религиозных и достопримечательных мест, связанных с культурным и природным наследием, относящимся к существующим и ушедшим в историческое прошлое верованиям и религиям.

2. Идеологической составляющей религиозного туризма является смягчение общей социальной напряженности, а не разделение общества на враждебные стороны; установление диалога и мира между конфессиями: религиозный туризм не должен вызывать столкновений или обид на религиозной и социальной почве.

3. Религиозный туризм есть одно из направлений работы по духовно-патриотическому воспитанию населения, в первую очередь молодежи, приобщению людей к нравственным ценностям, духовному и культурно-историческому наследию русского народа. Это комплексная задача, в решении которой должны принять участие государственные, частные, общественные и религиозные институты. Формирование условий для реализации религиозного туризма предполагает тесную координацию деятельности органов власти, учреждений культуры, охраны здоровья граждан, физической культуры и спорта, туристских компаний, образовательных учреждений, общественных объединений и религиозных организаций.

4. Религиозный туризм приносит не только экономическую выгоду местному населению, государственным структурам и частным предприятиям (не только туристским), религиозным организациям - главным результатом является создание климата взаимопонимания между участниками поездок и местным населением по совместному преодолению имеющихся проблем и напряженностей в обществе.

5. Развитие религиозного туризма диктует необходимость регулирования туристских потоков с учетом пропускного потенциала территории, поскольку хаотичное и бесконтрольное посещение достопримечательных мест и памятников не позволяет обеспечить их сохранность и приводит к недовольству верующих и возникновению социально-экономических проблем у местного населения.

6. Положительную роль в развитии религиозного туризма могли бы сыграть благотворительные организации, частный бизнес путем поддержки и организации поездок с религиозно-просветительскими целями для некоторых социальных групп населения (прежде всего школьников и молодежи).

7. В современном мире с его многочисленными проблемами становится особенно очевидным, что вопросы подбора и подготовки кадров для организации религиозного туризма, с учетом понимания характера объектов показа и этики общения организаторов с представителями конфессий, а также разработка соответствующих методик, образуют комплекс важнейших задач, которые требуют неотложного, серьёзного и взвешенного решения.

8. Организация религиозного туризма требует серьезных схем подготовки, как программ пребывания, так и самих участников поездок, для положительного восприятия атмосферы посещаемых достопримечательных мест. В практической деятельности следует также учитывать новые явления (например, поездки религиозных людей не с религиозными целями, но с соблюдением религиозных обрядов; введение в школах занятий по предмету "Основы религиозной культуры и этики") и новые информационные возможности, которые появляются с развитием новейших технических достижений.

9. Религиозный туризм будет способствовать снижению социальной напряженности, положительную роль в диалоге между культурами, религиями и цивилизациями, если он будет базироваться на тесном сотрудничестве туристских, государственных, религиозных организаций с местным населением посещаемых туристами территорий.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.