Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психолого-педагогический анализ и самоанализ урока





(схема 3)

Общие сведения:

· школа, класс, дата проведения урока;

· тема урока, задачи урока.

Оборудование урока:

· какие средства обучения использовал учитель;

· подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4

· как подготовлена классная доска к уроку;

Содержание урока:

· соответствует ли содержание программе, задачам урока;

· формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

· с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;

· как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

· какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

· как осуществлялись межпредметные связи;

· соблюдались ли внутрипредметные связи;

· способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

· какой тип урока избран, его целесообразность;

· как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

· каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

· соответствие структуры урока данному типу;

· как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

· в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

· с какой целью использовался каждый вид наглядности;

· как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;

· в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

· какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

· как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;



· как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

· в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

· какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

· какие методы способствовали активизации учения школьников;

· как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.

· какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке:

· как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

· как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

· осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

· как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

· правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

· как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);

· какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

· как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

· умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

· показ учащимся рациональных способов учебной работы;

· определение объема учебного материала на урок;

· поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность;

· роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

· организованность и активность на разных этапах урока;

· адекватность эмоционального отклика;

· методы и приемы работы, уровень их сформированности;

· отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

· уровень усвоения основных знаний и умений;

· наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

· выполнение плана урока;

· мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

· уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое;

· общая оценка результатов и эффективности урока;

· рекомендации по улучшению качества урока.

 

 

Приложение №2

 

Психологическая характеристика учащегося

 

Для составления психологической характеристики учащегося можно опираться на следующий план:

1. Цель изучения личности учащегося.

На этом этапе нужно описать, почему именно личность этого ученика стала предметом Вашего анализа. Что заставило Вас обратить внимание на этого ребёнка/подростка. Какие трудности Вы испытывали во взаимоотношениях с ним.

2. История развития ребенка/подростка.

В этой части характеристики важно описать историю школьной жизни ученика. Какие события в прошлом могли повлиять на формирование характера школьника, его отношения с окружающими. Здесь же опишите, что Вам известно о семье и близких людях ребёнка/подростка.

3. Методы изучения личности.

Для более глубокого анализа Вам потребуется выбрать специальный метод психологического исследования. Выбор метода будет зависеть от необходимости изучения какой-либо из сторон личности учащегося. Для изучения личности мы предлагаем Вам различные направления: изучение эмоциональной сферы учащегося (тревожность, эмоциональность, агрессивность), структуры самосознания (самооценка, цели и ценности, направленность личности и т.д.), структуры мотивации учебной деятельности, особенностей взаимоотношений с окружающими.

Для исследования можно использовать один или несколько методов. При диагностике важно соблюдать инструкцию и всю процедуру исследования, указанную в методике. Многое зависит от того, находитесь ли вы в контакте с учеником. Результаты тестов (бланк ответов) прилагаются к характеристике. После основных выводов нужно проанализировать результаты и описать, насколько они совпадают с Вашими наблюдениями за учеником. Далее нужно выделить рекомендации по индивидуальной воспитательной работе с этим ребёнком/подростком.

 

План психолого-педагогического характеристики школьника

 

Анкетные данные.

  1. Имя и фамилия, дата и место рождения, возраст во время исследования.
  2. Дата исследования.
  3. Место жительства ребенка.
  4. Имена и фамилии родителей, профессия родителей.
  5. Школа, класс и год обучения, адрес школы и классный руководитель.

Семейное влияние. Социальное положение.

1. Экономическое положение семьи.

2. Образование.

3. Культурный уровень семьи.

4. Состав семьи (полная/неполная, родители родные/не родные, наличие прародителей).

5. Подготовка ребенка к школы и условия учения дома; отношение семьи к школе.

Внесемейные и внешкольные влияния.

  1. Организованные: протекание воспитания ребенка/подростка вне семьи (ясли, родственники, воспитательные дома); членство и активность в организациях; культурные влияния (чтение, искусство); лагерь отдыха, субботники, воскресники и др.
  2. Неорганизованные: товарищи, которых себе ребенок/подросток выбирает, способ проведения свободного времени: неформальные компании и детские общества.

Внешняя картина личности.

1. Проявления:

· Физическая внешность (внешний вид, чистота, одежда, прическа, кожа, форма головы и черты лица, бросающиеся в глаза признаки).

· Пантомимика (особенности физических движений; быстрота, напряжение, гармонич­ность, координация, осанка, особенности походки, жестикуляция).

· Голос и речь (громкость, скорость, высота, окраска, тон, ритм, интонация и мелодия, артикуляционные особенности).

· Речевое поведение (многоречивость/молчаливость, речевая готовность, грамматические и стилистические особенности, содержание и культура речи).

· Письмо (индивидуальные особенности почерка, зрелость и организованность письма).

2. Способ поведения (приводится с точки зрения возрастных изменений):

· Основные черты поведения (активность/пассивность, общение/уклонение от общения, организованность/хаотичность, дезинтегрированность) и его нарушения, как, например, активности, контакта, организованности.

· Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, внешности, к собственной личности: к недостаткам, преимуществам, возможностям; к личным вещам, к будущему: перспективы). Поведение по отношению к остальным (положение в коллективе: популярность, внушение опасений, самостоятельность/доминантность; поведение по отношения к отдельным лицам: к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, руководящим и подчиненным, старшим и младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта).

· Действия при психологически значимых ситуациях (общественно и этически важных, при получении задания, в конфликте: спокойствие, рассудочность/хаос, сопротивление).

· Поведение по отношению к воспитательным средствам, реакция на поведение коллектива (послушание, самокритичность, равнодушие, сопротивление, негативизм; улучшается/ухудшается и т. п.).

3. Обзор успеваемости, особенно по основным предметам (по возможности с 1 класса).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.