Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности познавательной сферы и личности





1. Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание).

2. Особенности внимания (постоянство, активность, ширина, сосредоточенность, распределе­ние, сдвиги).

3. Особенности памяти (запечатление, постоянство, точность, готовность; механическая — логическая; к чему особенно).

4. Особенности воображения (живость, активность, творческий характер).

5. Особенности мышления (быстрота, объективность, понятливость, ширина, критичность; особенности сравнения, анализа, синтеза, конкретности, антиципирования и т. п.).

6. Особенности речи (ясность, яркость, выразительность; различие в устной и письменной речи; объективность; зрелость запасов и т. п.).

7. Структурные свойства личности (уравновешенность, стойкость, единство, постоянство, ширина и глубина, масштаб, ценность, зрелость).

Психолого-педагогические выводы

Предпосылки и условия дальнейшего развития (коррекции) с приведением возможных изменений при тех или иных условиях.

Приложение №3

 

Методы психолого-педагогического изучения личности учащегося

 

Задание 1. Сгруппируйте приведенные ниже признаки поведения школьников по их принадлежности к четырем известным темпераментам: сангвиническому, холерическому, флегматическому, меланхолическому.

  1. Подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, остроумен в общении со сверстниками, легко устанавливает дружеские отношения, поэтому пластичен в поведении.
  2. Нередко вспыльчив, несдержан, поэтому бывает недостаточно пластичен во взаимоотношениях с товарищами.
  3. Трудно переключается с одной работы на другую и приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. В установлении отношений с новыми людьми затрудняется . Спокоен.
  4. Может просидеть над трудной задачей долго, раздражаясь при попытках его отвлечь.
  5. Легко теряется при изменении обстоятельств, подвержен стрессовым состояниям, Так, спрошенный на уроке истории в присутствии завуча, начал говорить слабым голосом, но осекся и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
  6. Экспрессивен, по внешнему виду легко угадать отношение к событию и настроение, которое, кстати сказать, чаще бывает приподнятым. Расстраивается редко и ненадолго.
  7. Очень чувствителен. Это касается малейших неприятностей. Долго переживает замечания учителя, неудачи легко вызывают слезы. Настроение чаще пасмурное.
  8. Экспрессивность низкая, по внешнему виду трудно судить о настроении и отношении может показаться, что на уроке он равнодушен к изучаемому материалу. Его трудно рассмешить или вывести из себя.
  9. Высокая работоспособность, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, терпелив, на уроках внимателен.
  10. Активен на уроках в тех случаях, когда работа представляется интересной. Если это не так, то легко отвлекается.
  11. Задумчив. Мечтателен, к подвижным и шумным играм не тяготеет, в себе не уверен в коллективе класса пассивен, от выступлений перед товарищами уклоняется.
  12. Нетерпелив, плохо переносит кропотливую работу и ожидания, в отношениях с товарищами слишком прямолинеен.

Задание 2.Изучите тип темперамента учащегося вашего класса посредством метода наблюдения. При этом помните, что наблюдение необходимо организовывать не только на уроках, но и на переменах, во внеурочной деятельности. Данные наблюдений пополняйте результатами анализа продуктов деятельности учащихся (дневник, тетрадь, рисунки, поделки и др.)



Задание 3. На основе наблюдения зафиксируйте, какие из перечисленных проявлений мотивации учения демонстрирует учащийся вашего класса. Результаты своего наблюдения представьте в таблице.

  1. Склонен задавать учителю вопросы, стремясь уточнить сведения по изучаемому материалу.
  2. Часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию.
  3. Проявляет интерес к анализу собственных ошибок.
  4. Решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других.
  5. Учится по причине хорошего понимания общественной значимости учения.
  6. Испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении заданий.
  7. Справившись с задачей, ищет другие способы ее решения
  8. С удовольствием берется за новые задачи и задачи повышенной трудности.
  9. Учится ради одобрения родителей.
  10. Выполняет задание, чтобы избежать неприятностей.

 

Мотивы учения
познавательные социальные
Широкие познавательные Учебно-познавательные Широкие социальные узкосоциальные
       

 

Задание 4. Используя метод беседы, сделайте вывод о мотивах учебной деятельности школьника по предмету (приложение, раздел педагогика).

Задание 5. Расклассифицируйте представленные Вам проявления самооценки учащегося по двум основаниям: 1) проявления адекватной самооценки; 2) проявления неадекватной заниженной или завышенной самооценки. Результаты своей работы представьте в таблице.

  1. Замкнут, держится обособленно, избегает контакта со сверстниками.
  2. Испытывает пренебрежительное отношение со стороны одноклассников.
  3. Высокомерен, пренебрежительно относится к товарищам.
  4. Робок, повышенно раним.
  5. Бодр, активен, почти всегда пребывает в хорошем настроении.
  6. Переживает по поводу своей устойчиво слабой успеваемости.
  7. Тревожен, легко теряется в изменяющихся условиях.
  8. По причине больших учебных успехов постоянно становится в пример одноклассникам.
  9. Испытывает большое удовольствие от лести в свой адрес.
  10. Внешне красив.
  11. Играет роль классного шута.
  12. Уравновешен, быстро приспосабливается к новым условиям.
  13. Выступление перед товарищами – пытка для него.

 

Самооценка школьника
адекватная неадекватная
    заниженная     завышенная

Задание 6.На основе систематического наблюдения сделайте вывод о характере самооценки учащегося вашего класса, результаты своих наблюдений фиксируйте в таблице.

 

Проявления самооценки учащегося ______________________________________

(укажите Ф., И. учащегося, класс, ОУ).

 

дата Данные наблюдения комментарии
     
     
     
     

 

Задание 7. Сформулируйте рекомендации по воспитанию, обучению, развитию личности учащегося за которым вы вели психолого-педагогическое наблюдение.

Задание 8. Проведите рефлексию.

  1. Какие впечатления остались у вас от проделанной работы?
  2. Какие трудности и чувства возникали в процессе работы над заданиями?
  3. Что вам дала подобная работа?
  4. Можно ли сказать, что задания вам понравились? Почему?
  5. Если задания чем-то не понравились, постарайтесь точнее сформулировать почему.
  6. Может быть, у вас появились предложения по их изменению?

 

 

Приложение №4

 

Задание 1.Самостоятельно спроектируйте урок. При проектировании ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие особенности возраста необходимо учитывать при проектировании урока для учащихся вашего класса?
  2. Кто из учащихся проявляет увлеченность, заинтересованность, активность, сосредоточенность, а кто рассеянность, равнодушие на вашем учебном предмете?
  3. Какие взаимоотношения сложились в учебном коллективе детей? Определите возможности взаимодействия в парах, в парах сменного состава, в группах.
  4. Что является психологической целью урока?
  5. Какие способы активизации деятельности учащихся, усиления познавательной мотивации необходимо использовать на данном уроке?
  6. Что будет являться результатом развития учащегося на данном уроке? Проанализируйте возможности Вашего урока в развитии компетенций учащихся (назовите, каких), развитии его личности.

 

Проект урока и ответы на предложенные вопросы запишите в дневник.

 

Задание 2.Проведите урок и по его результатам – самоанализ ведения урока. Письменно ответьте на вопросы:

  1. Что отличает позицию учителя от позиции ученика?
  2. За счет каких действий Вам удавалось удерживать позицию учителя, и что вызывало затруднения?
  3. Какие действия (в направлениях развития, обучения, тренировки и т.д.) необходимо совершить после окончания практики? Напишите план действий.
  4. Напишите, насколько и каким образом практика помогла Вам определить свою позицию в отношении профессии педагога

Раздел «Валеология»

Приложение №1.

 

Заполните санитарно-гигиенический паспорт своего класса. Укажите, какие методы улучшения микроклимата учебных помещений можно предпринять в вашем классе.

 

 

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ –го класса

 

Количество учеников на начало 200 /200 учебного года____________

 

Классная комната:

Длина:_____________м Ширина___________м Высота________м

 

Общая площадь:_______________м2 Общий объем______________м3

 

Удельная площадь_________м2/уч Удельный объем___________м3/уч

 

ВЫВОД:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воздушно-тепловой режим

 

Температура воздуха в помещении_____________________________________________

 

Продолжительность сквозного проветривания в течение дня________________________

 

Коэффициент аэрации________________________________________________________

ВЫВОД: ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Приложение №2.

 

1. Проведите физиолого-гигиеническую экспертизу урока по предлагаемой схеме:

 

Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока
рациональный недостаточно рациональный нерациональный
1. Плотность урока не менее 60% и не более 75–80% 85–90% более 90%
2. Количество видов учебной деятельности 4–7 2–3 1–2
3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 мин 11—15 мин более 15 мин
4. Частота чередования различных видов учебной деятельности смена не позже чем через 7—10 мин смена через 11–15 мин смена через 15–20 мин
5. Количество видов преподавания не менее 3
6. Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 мин через 15–20 мин не чередуются
7. Наличие эмоциональных разрядок (количество) 2–3 нет
8. Место и длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами с частичным соблюдением гигиенических норм в произвольной форме
9. Чередование позы поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся частые не соответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем
10. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток на 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3 легких упражнений с 3–4 повторениями каждого 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью отсутствуют

 

2. Представьте валеологический анализ урока по предлагаемой схеме:

 

1. Соблюдает ли учитель санитарно-гигиенические требования и нормы при организации урока, если да, то какими способами и приемами (перед началом урока проветривает класс, следит за освещенностью, позой школьников и т.д.)?

2. Учитывает ли учитель при организации учебно-познавательной деятельности индивидуально-возрастные особенности и учебные возможности школьников, если да, то какими приемами?

3. Соответствует ли избранная структура урока динамике работоспособности школьников, т.е. периодам: «врабатывания», «стабильной работоспособности» и «развития утомления»?

4. Мобилизует ли учитель в начале урока учащихся на урок, создает ли положительный эмоциональный настрой и рабочую обстановку, если да, то каким образом?

5. Поддерживает ли мотивацию учебной деятельности большинства учащихся и как учитель в течение урока, оказывает дозированную помощь, создает ситуацию успеха?

6. Соответствует ли содержание учебного материала учебным возможностям учащихся с учетом их психофизиологических особенностей?

7. Адекватны ли методы и формы обучения, используемые учителем, учебному материалу, учебным возможностям класса, учитываются ли индивидуальные особенности восприятия, памяти и мышления учащихся?

8. Использует ли учитель «здоровьесохраняющие» подходы, методы, технологии в организации и проведении урока (предварительный анализ индивидуальных особенностей школьников, ориентация на индивидуальный и дифференциальный подходы, разнообразие учебных методов, смена видов деятельности на уроке и т.д.)?

9. Способствуют ли методы контроля и оценки знаний учащихся, применяемые учителем, сохранению психического здоровья школьников?

10. Включены ли в структуру урока приемы для снятия утомления, повышения работоспособности?

11. Какой стиль педагогического общения доминирует на уроках в вашем классе?

12. Использует ли учитель приемы психоэмоциональной разрядки?

13. Способствует ли содержание учебного материала и структура урока формированию валеологической культуры?

14. Соответствует ли характер и объем домашних заданий возрастным и учебным возможностям школьников?

 

 

Приложение №3.

 

Составьте схему правильного размещения учащихся в вашем классе, в зависимости от роста, состояния здоровья и зрения. Проанализируйте режим школьников вашего класса по опросным листам и сравните с режимом, установленным для детей и подростков соответствующего возраста. Представьте гигиеническую оценку недельного расписания школьников вашего класса по предлагаемой схеме.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.