Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Логопедические занятия в классах «Особый ребенок»





носят комбинированный и игровой характер.

Занятие включает в себя работу над подвижностью ар­тикуляционного аппарата, звуками, развитием фонемати­ческого слуха и лексико-грамматического строя речи. Все занятия проходят в игровой форме. Используются речевые игры, яркие интересные игрушки, для старших детей — компьютер. Игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко пе­реключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения инте­реса.


 




Формирование подражательной деятельности.

Первый шаг коррекционной работы — развитие произ­вольного внимания. Важно, чтобы ребенок «увидел», «услы­шал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому логопед начинает работу с развития подражатель­ной способности ребенка, учит его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это — основа для перехода к подражанию артику­ляционным движениям, звукам, словам.

Организация контекста занятий.

Известно, что удержать произвольное внимание у таких детей чрезвычайно сложно.

Здесь важна каждая мелочь. Расположение оборудова­ния, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть особое от­ношение и специфический интерес, местоположение лого­педа.

Например, Валя Ж.— уже взрослый мальчик — отказы­вался делать артикуляционные упражнения, стеснялся, вел себя дурашливо. Все это время логопед сидел за столом на­против него. Специалист решил попробовать изменить свое местоположение и сел за парту рядом с Валей. Мальчика словно подменили. Он настроился на рабочий лад и проде­лал все, что его просили. Оказалось, что он привык так заниматься дома и в классе, и первоначальное дистанциро­ванное местоположение логопеда тревожило его.



Важно отметить, что «особые» дети очень ригидны. То, к чему они привыкают, влияет на успешность занятий. Поэ­тому важно знать их привычки, предпочтения и использовать это в организации контекста занятий.

Наблюдение за внутренним состоянием ребенка.

На занятиях важна динамика внимания ребенка. Нельзя доводить внимание до истощения. Важно вовремя заметить, когда и как переключить внимание. Когда ребенок начинает отвлекаться — уже поздно. Разрушается атмосфера занятия, эмоциональная связь нарушается.


Моделирование ситуаций достижения.

«Особый» ребенок привыкает к тому, что все взрослые — от родителей до педагогов — стремятся его понять как бы «с полуслова». С одной стороны, это прекрасно, но с другой — у него может утрачиваться мотив, желание научиться (на­сколько это возможно для его уровня развития) говорить правильно. Именно поэтому на занятиях нужно создавать такие условия, чтобы у ребенка возникала потребность гово­рить. Например, ребенок самостоятельно не может достать понравившуюся игрушку, и ему нужна помощь. В этом слу­чае нужно сделать вид, что педагоги не понимают, когда он использует невербальные сигналы (жесты, гримасы, звуки и пр.), а понимают лишь слова. Желание получить игрушку настолько сильно, что ребенок начинает произносить слова. Правда, для того чтобы вербальная коммуникация стала для него привычной и необходимой, потребуется очень много времени.

Медленный темп формирования новых навыков.

Может показаться, что работа логопеда ни к чему не при­водит, идет впустую. Это может повергнуть логопеда (осо­бенно начинающего) в отчаянье. От «особых» детей невоз­можно ожидать быстрого результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время «поглощают» инфор­мацию, как будто «записывая» ее на свой внутренний маг­нитофон. Иногда результат работы может проявиться через 2—3 года. Эта особенность восприятия детей не должна пу­гать педагогов.

Постоянная востребованность приобретенных навыков.

Вся логопедическая работа проходила бы впустую при отсутствии тесного контакта с родителями, воспитателем и дефектологом. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми идет работа на логопедических занятиях. Совместно проговариваются мельчайшие измене­ния в поведении ребенка, логопед просит родителей дома, а педагогов на занятиях провоцировать ребенка на применение отрабатываемых им навыков. От педагогов логопед получает


 




информацию о состоянии ребенка после занятий и с учетом этого планирует дальнейшую стратегию. Это особенно важно при работе с безречевыми детьми. Если же ребенок владеет речью, то сотрудничество с педагогами заключается в работе над автоматизацией звуков, развитием лексико-грамматичес-кого строя речи. У «особых» детей процесс автоматизации звуков очень труден и длителен. Если поставленный звук не закреплять ежедневно, если постоянно не следить за пра­вильностью его произношения при различных видах деятель­ности, в которые включен ребенок в школе и дома, результат логопедической работы обесценится. То, что не может от­следить логопед, могут контролировать педагоги и родители. И в этом тоже заключается их огромная помощь. Следует вести логопедические тетради, по которым родители могут заниматься с детьми дома, закрепляя материал в иной обста­новке. В этом смысл перенесения опыта, полученного на логопедическом занятии, домой — в реальную жизнь.

Например, Юля Л., страдающая тяжелой дизартрией, на логопедическом занятии поставленные звуки произносила правильно. Но как только она выходила из кабинета, тут же обо всем забывала и начинала говорить по-старому — непра­вильно. Родителям было рекомендовано закреплять произ­ношение не только по логопедической тетради, но и в раз­личных видах домашней деятельности. Только так удалось закрепить неустойчивые навыки.

Безусловно, все указанные особенности работы логопеда предполагают огромное терпение и творческий подход. В связи с этим на первый план выходит личность логопеда. Люди, работающие с «особыми» детьми, должны обладать «особыми» качествами. Конечно, это — колоссальное терпе­ние, способность сопереживать и понимать, выдумка, пси­хологическая гибкость — черты, которые способствуют ус­пеху в трудной, но очень важной работе, благодаря которой «особый» ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.


ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

И РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ

СФЕРЫ

РАБОТА С ТЕСТОМ

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им сложно доводить на­чатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача — сфор­мировать положительную мотивацию трудовой деятель­ности.

Процесс трудового воспитания тесно связан с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того чтобы он мог совер­шать элементарные трудовые операции, необходимо, чтобы он умел различать предметы по форме, величине, цвету и был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, песка, глины, ткани, дерева и пр.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным тер­пением и действовать в соответствии с принципом «пошаго­вого обучения», который включает в себя длительную отра­ботку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уве-



ренность в своих силах и способствовала развитию готовнос­ти заниматься трудовой деятельностью.

Однако мотив, желание ребенка что-либо делать своими руками остается серьезной проблемой. Как быть, если в группе собрались дети 11—15 лет, для которых единствен­ным существенным мотивом является желание вкусно по­есть?

Как объединить в занятии пищевую мотивацию, зада­чи развития сенсорно-перцептивной сферы и демонстрацию полного цикла трудового процесса? Мы рекомендуем с деть­ми, имеющими ограниченные умственные возможности, ис­пользовать метод «Работа с тестом».

В основе направления лежит идея о том, что «особые» дети, подростки должны не только сразу видеть результаты своего труда, но и выступать первыми потребителями про­дуктов собственного производства. Самым желанным про­дуктом потребления для детей этой группы являются про­дукты питания, особенно сласти к сдоба. В связи с этим разработан цикл занятий «Булочки, печенье — всем на удив­ленье!»

Цели:

— развитие сенсорно-перцептивной сферы: формиро­вание сенсорных эталонов формы и величины; развитие тактильной чувствительности рук, вкусовой чувствитель­ности;

— развитие мелкой моторики рук;

— развитие речи, умения грамматически правильно стро­ить предложения;

— развитие эстетического вкуса, воспитание аккуратнос­ти в работе;

— формирование привычки доводить начатое дело до конца;

— формирование образа «полного цикла» трудового про­цесса;

— совершенствование коммуникативных навыков.
Задачи.

Сформировать представление о тесте и о том, что можно из него приготовить.


Познакомить с кухонными приспособлениями, необходи­мыми для работы с тестом: доска, скалка, формочки для печенья, пельменница, противень и пр.

Научить организовывать пространство вокруг себя так, чтобы было удобно.

Научить приемам взаимодействия между собой в процес­се приготовления и потребления изделий из теста.

Научить верно, называть изделия, их компоненты, пра­вильно строить предложения, содержащие информацию о процессе приготовления изделий из теста.

Развивать мелкую моторику рук и координацию движе­ний (мять, раскатывать тесто, лепить из него фигурки, вы­резать формочкой печенье и пр.).

Научить детей тактильно узнавать тесто, закрепить знание оттенков вкуса, совершенствовать понятия формы и величи­ны (форма печенья, пельменей, пирожков, булочек, варени­ков; размеры пирожков, печенья, пельменей, булочек и пр.).

Оборудование:

— фартуки, косынки или колпаки;

— наборы открыток «Пироги», «Печенье», «Изделия из теста» и пр., постоянно обновляющиеся кондитерские и хле­бобулочные изделия или их муляжи;

— фланелеграф;

— деревянные доски, скалки, лопаточки;

— пельменница;

— формочки, миски;

— готовое крутое тесто (песочное или дрожжевое), не­много муки;

— разнообразная начинка (яблоки, варенье, рис и пр.);

— яйцо и перышко (для смазывания изделий перед вы­печкой), подсолнечное масло;

— противень, электрическая или газовая духовка;

— самовар, чайный сервиз, приборы.

На подготовительном этапе работы дети знакомятся с формой кулинаров: передниками, колпаками и косынками. Рассматривают картинки с изображением поваров, вспоми­нают, что делает дома мама, когда одевает передник (готовит еду). Педагог рассказывает детям различные истории о по-


 




варах, о том, как они готовят пищу, как это интересно и как приятно есть пищу в удобной и комфортной обстановке. Дети могут по ассоциации вспомнить истории из собствен­ной жизни о встрече с поварами или о том, что делает мама на кухне. Педагог ведет разговор о той еде, которую больше всего любят дети, что им нравится или не нравится. При этом педагог может либо прямо спрашивать у детей, что они любят есть, либо, если детям сложно ответить, может назы­вать разнообразные блюда (знакомые детям) и спрашивать у них, что им нравится, а что нет.

На подготовительном этапе работы педагоги могут попро­сить родителей провести дома «экскурсию» по кухне. Расска­зать детям о том, какие кухонные приспособления и для каких целей используются. Важно, чтобы родитель создал у ребенка положительный настрой для приготовления пищи, дал понять, что приготовление пищи — не просто повсе­дневный, а творческий процесс.

Следующий этап работы — это «привыкание» к тесту. На этом этапе дети тактильно «знакомятся», «привыкают» к те­сту, пытаются его делить на части (рвать или разрезать де­ревянной лопаточкой). С помощью педагога пробуют раска­тывать тесто деревянной скалкой. На этом этапе педагог уделяет особое внимание не только обучению приемам ра­боты с тестом, но и совершенствованию взаимодействия де­тей друг с другом: побуждает тех, у кого лучше и быстрее, получается, помогать тому, кто отстает. Иногда возникают ситуации, когда ребенок не может раскатать или что-то вы­лепить из теста, и сразу отказывается от дальнейших попы­ток. В этом случае необходимо поработать вместе, добиться хотя бы минимального успеха и обязательно похвалить, под­бодрить ребенка: «Вот видишь, у тебя все получается!» Впос­ледствии, если ребенок снова отказывается от работы из-за ощущения своей несостоятельности, важно напомнить ему о ситуации, когда у него что-то не получалось, но он все-таки справился и, если изделие сохранилось, показать его ребенку. Таким образом, важно терпеливо акцентировать внимание ребенка на его даже самых минимальных дости­жениях.


Следующий этап в работе это непосредственное знаком­ство детей с приспособлениями для приготовления изделий из теста: формочками и пельменницей. На этом этапе дети учатся из раскатанного теста выдавливать формочкой или пельменницей фигурки различной формы, лепят шарики, квадратики и треугольники. Для развития воображения пе­дагог предлагает детям пофантазировать и рассказать, на что похожи выдавленные ими фигурки.

Далее педагог знакомит детей с понятием «начинка», рас­сказывает о том, какие виды начинки бывают, спрашивает у детей, как, по их мнению, вкуснее: с начинкой или без. Дети пробуют самостоятельно сделать пирожок с начинкой.

На этом этапе педагог знакомит детей с разными видами изделий из теста с начинкой: пирогами, блинами, ватрушка­ми, пельменями, варениками. Дети рассматривают открытки с их изображением. Для демонстрации может быть также использован и фланелеграф. Дети видят многообразие форм выпечных изделий и пробуют что-либо сделать своими ру­ками.

Следующий этап — это знакомство детей с полным циклом приготовления изделий из теста от раскатывания до вы­печки. Педагог знакомит детей с противнем, показывает, как правильно выкладывать на него печенье или пирожки: на смазанный подсолнечным маслом противень изделия из те­ста выкладываются ровно и аккуратно. Педагог рассказывает детям о том, что пельмени и вареники не выпекаются в духовке, а варятся в кастрюле с водой. Потом педагог пока­зывает и учит детей смазывать с помощью перышка пирожки маслом или взбитым яйцом.

Родители дома, а педагоги в школьной столовой знакомят детей с духовкой, рассказывают, как внутри духовки выпе­каются пирожки и печенье (говорят, что в духовке очень-очень жарко, человеку там невозможно находиться), предо­стерегают детей от самостоятельного пользования духовкой.

На этом этапе педагог (можно и с помощью родителей) учит детей, как удобно организовывать пространство вокруг себя, чтобы было приятно пить чай с пирожками. Если дети уже умеют накрывать на стол, можно еще раз проиграть эту


 




ситуацию, для того чтоб»; включить ее в формируемый у детей целостный образ приготовления и потребления изде­лий из теста.

После обучения детей всем элементам процесса приготов­ления и потребления изделий из теста важно провести не­сколько занятий «полного цикла» — от приготовления до чаепития с только что приготовленным печеньем и пирож­ками. К комплексным занятиям можно привлекать родите­лей или других гостей (нетей из других групп). Это будет способствовать развитию позитивных взаимоотношений в системе ребенок — родитель педагог.

ЗАНЯТИЕ С ТЕСТОМ «БУЛОЧКИ, ПЕЧЕНЬЕ - ВСЕМ НА УДИВЛЕНЬЕ!»

Задачи.

Сформировать у детей образ «полного цикла» приготов­ления изделий из теста.

Закрепить знание сенсорных эталонов формы и величины.

Поработать над совершенствованием мелкой мотори­ки рук.

Продолжить работу над эстетическим развитием детей.

Продолжить работу нал совершенствованием навыков по­зитивного взаимодействия детей друг с другом, а также с родителями, педагогами и гостями (если они пришли на за­нятие).

Оборудование:

— открытки «Пироги». «Печенье», «Блины и оладьи»;

— фланелеграф;

— доски, скалки, деревянные лопатки, деревянные тол­кушки;

— пельменница, жестяные формочки;

— блюдца с начинкой, тесто, мука, подсолнечное масло, картофель;

— противень, яйцо и сливочное масло;

— чайный сервиз, приборы, самовар.


Ход занятия.

Педагог. Ребята, почему на вас фартучки, платочки, красивые колпаки?

Дети. Мы будем работать с тестом.

Педагог. А что можно приготовить из теста?

Дети. Пироги, булочки, печенье, блины, пирожки.

Педагог. Вы знаете, что в пироги кладут начинку. Ка­кая бывает начинка, что можно положить в пирожок?

Дети. Начинку из яблок, варенья, капусты, риса, мяса, грибов.

Педагог. Как можно назвать пирог с яблоком?

Дети. Яблочный пирог.

Педагог: А как называется по-другому пирог с творогом?

Дети. Ватрушка.

(Педагог раскладывает на фланелеграфе открытки с изо­бражением пирогов и печенья различной формы.)

Педагог. Ребята, посмотрите на открытки. Рассмотрите внимательно пирожки. Они разной формы или одинаковые?

Дети. Разной: прямоугольной, круглой, треугольной.

Педагог. А что еще, кроме пирогов, можно испечь из теста?

Дети. Печенье.

Педагог. Посмотрите внимательно на открытки. Види­те, и печенье бывает разной формы. Какой формы может быть печенье?

Дети. Как сердечки, треугольное, прямоугольное, квад­ратное, как цветочек, как заяц (или другое животное).

Педагог. Что можно еще испечь из теста, кроме пиро­гов и печенья?

Дети. Блины, оладьи.

Педагог. А в блины мы можем положить начинку?

Дети. Да.

Педагог. Какую начинку можно положить в блины?

Дети. Мясо, рис, творог, варенье, капусту.

Педагог. Молодцы! Вы все знаете!

(Педагог переходит к столу, на котором разложены инстру­менты для приготовления изделий из теста. Среди этих при­способлений может лежать толкушка для картофеля.)


 




Педагог. Ребята, посмотрите внимательно — на столе лежат знакомые вам предметы. Какие из них нам потребу­ются, чтобы раскатать тесто?

Дети. Досочки, скалки.

Педагог (берет пельменницу). А что это такое?

Дети. Пельменница.

Педагог. Ас ее помощью можно раскатать тесто?

Дети. Нет.

Педагог (берет толкушку). А что это такое?

Дети. Толкушка.

Педагог. А для чего она нужна? Для того, чтобы рас­катать тесто?

Дети. Нет, чтобы толочь картофель.

Педагог. Молодцы, значит, для того чтобы раскатать тесто, нам потребуются из этих предметов только доски и скалки.

(Дети с помощью педагогов или родителей кладут перед собой досочки, кусочек теста, скалку, блюдечко с мукой, блю­дечко с начинкой, формочки.)

Педагог. Скажите, пожалуйста, что нам нужно сделать для того, чтобы тесто не прилипало к доске, когда вы будете его раскатывать?

Дети. Посыпать доску мукой.

Педагог. Пожалуйста, насыпьте на свои доски немного муки и ладошкой распределите ее по всей поверхности.

(Дети выполняют задание сами или с помощью взрослых.)

Педагог. Молодцы, а теперь возьмите кусочек Теста и раскатайте его скалкой, как вы умеете.

(Дети раскатывают тесто. Тем, у кого движения плохо скоординированы, помогают педагоги, родители или другие ре­бята. Если дети сидят за столом по два человека, целесооб­разно посадить их так, чтобы они с удовольствием помогали друг другу.)

Педагог. Теперь, когда вы раскатали тесто, можно в наш пирожок положить начинку, которую вы приготовили: изюм, чернослив, яблоко, варенье, мед. А те из вас, кто ре­шил приготовить печенье, пусть возьмет формочки и выда­вит из теста печенюшки. (Дети выполняют задание.)


Защипывайте аккуратно края своих пирожков. Так, чтобы начинка не вытекла.

(Когда пирожки и печенье у всех детей готовы, педагог спрашивает у каждого ребенка, что он приготовил из теста. Дети немного рассказывают о своем изделии. После того как все дети рассказали о своей работе, педагог ставит на стол противень.)

Уважаемые повара, скажите, пожалуйста, что нам делать дальше?

Дети. Положить пирожки на противень.

Педагог. А как вы советуете поступить, чтобы наши славные пирожки и печенье не пригорали?

Дети. Надо смазать противень подсолнечным маслом.

(Педагог ставит на стол блюдечко с подсолнечным маслом и вилку, на которую надет кусочек картофеля с плоским сре­зом. Кто-нибудь из детей берет вилку с картошкой, макает ее в масло и смазывает противень. Затем дети аккуратно выкладывают пирожки и печенье на противень. Педагог ста­вит на стол мисочку со взбитым яйцом или растопленным сливочным маслом и перышко.)

Педагог. Чтобы наши пирожки и печенье были ру­мяными и аппетитными, мы их сверху смажем взбитым яйцом (или маслом), и поможет нам в этом волшебное пе­рышко.

(Если дети ни разу не делали этого, педагог смазывает изделия сам или поручает это кому-нибудь из родителей. Если дети умеют это делать, то пирожки смазывает кто-то из ребят.)

Какие молодцы наши повара! Теперь мы можем поставить противень в духовку, чтобы испечь пирожки и печенье.

(Педагог вместе с детьми отправляется на кухню. Там ста­вит противень в духовку, засекает время: через 40 минут все будет готово. Потом дети возвращаются в класс организовы­вать стол для чаепития. Накрывают на стол, аккуратно рас­стилают скатерть, расставляют приборы, сахарницу, чайник с заваркой, раскладывают салфетки, ставят стулья. (Когда все готово к чаепитию, педагог вносит блюдо с выпечкой.)

Дорогие повара, гости, все готово — просим к столу!


 



3-1637



Результаты занятий

Курс обучения работе с тестом может продолжаться в течение года. За это время дети приобретают навыки пози­тивного взаимодействия, совершенствуют знания сенсорных эталонов, приобретают внутренний образ «полного цикла» трудового процесса, становятся более социально адаптиро­ванными.

Если детям нравится работать с тестом, можно на осно­ве этого материала проводить и общеобразовательные за­нятия по обучению чтению и счету. В этом случае лепятся и выпекаются не традиционные пирожки и печенье, а бук­вы и цифры. Самостоятельно вылепленная и съеденная буква или цифра намного прочнее остается в памяти ре­бенка.

Таким образом, результатами систематической работы с тестом являются:

— повышение уровня социально-бытовой адаптации де­тей, приобретение навыка приготовления изделий из теста, совершенствование навыков самообслуживания, получе­ние знаний о кухне, приготовлении пищи, профессии по­вара;

— совершенствование коммуникативных навыков: дети учатся помогать друг другу, родителям, дружелюбно отно­ситься к гостям, усваивают основы гостеприимства;

— работа с тестом способствует развитию эстетического вкуса у детей: они начинают понимать, какое печенье кра­сивое, а какое — нет, и нуждается в переделке. Дети осозна­ют, что красивый пирожок приятнее есть, чем некрасивый, учатся аккуратно накрывать на стол, создавать вокруг себя уют и приятную атмосферу;

 

— совершенствование мелкой моторики рук, что благо­приятно сказывается на развитии навыков письма. Руки ста­новятся более сильными, пальцы — более гибкими;

— знание «полного цикла» трудового процесса способст­вует умению детей доводить начатое дело до конца;

— новые понятия обогащают словарный запас.


ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА

Творческий труд и изобразительная деятельность имеют важное значение в воспитании и социальной адаптации де­тей с проблемами в интеллектуальном развитии. Такие заня­тия способствуют развитию сенсорно-перцептивной сферы, особенно зрительного восприятия; развитию умения наблю­дать, анализировать, запоминать; воспитывают волевые ка­чества; раскрывают творческие возможности; развивают эс­тетический вкус (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетания); способствуют познанию окружающего мира.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятель­ности; во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, на­стойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятель­ности с использованием инструмента совершенствует мел­кую моторику рук.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.