Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственный строй Российской империи при императоре Николае II





Российская империя к началу ХХ в. являлась абсолютной монархией. Император (царь, самодержец) возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех сферах носили характер законов. Неограниченная власть монарха распространялась на целую систему государственных учреждений, которая на протяжении XVIII - XIX вв. постепенно создавалась, отлаживалась и упорядочивалась по европейским образцам.

В начале XX в. в Российской империи сохранялась архаичная система государственного управления с разветвленным бюрократическим аппаратом. Высшим государственным учреждением страны был Государственный совет, созданный еще в 1810 г . Члены Совета и ее председатель назначались царем. До реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение императорских законопроектов происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. После обсуждения законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета, после одобрения они представлялись царю на утверждение.

Продолжал существовать Комитет министров и Совет министров, где совместно обсуждались дела, требовавшие согласования между различными ведомствами. Также при необходимости согласования действий правительственных органов собирались особые совещания под председательством императора или его приближенного лица. Состав совещаний не был постоянным и созывался для обсуждения какого-либо одного вопроса. Одними из высших государственных учреждений были Сенат и Синод.

Сенат состоял из десяти департаментов. Первый департамент осуществлял административный надзор за деятельностью местных и центральных органов управления, рассматривал жалобы на действия должностных лиц, проводя ревизии. Остальные девять департаментов были высшими апелляционными инстанциями по гражданским и уголовным делам (каждый для своей группы губерний), в них подданные подавали жалобы на местные судебные инстанции. Таким образом, Сенат в целом являлся контрольным органом для административных и судебных распоряжений.



Синод являлся руководящим органом православной церкви.

Определяющую роль в управлении страной играли министерства - центральные органы исполнительной власти. Вся реальная власть в каждом министерстве находилась в руках его главы, министра. Как и члены Госсовета, министры назначались лично государем и несли перед ним всю полноту ответственности за порученную работу.

К началу ХХ в. в России существовало девять министерств, достаточно четко поделивших между собой основные сферы государственной деятельности: Министерство внутренних дел, Военное министерство, Морское министерство, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Министерство государственных имуществ, Министерство путей сообщения, Министерство юстиции и Министерство народного просвещения.

Постепенно в политической жизни на ведущие позиции выходит Министерство внутренних дел, которому была вверена охрана внутренней безопасности. Руководящим органом политического сыска был Департамент полиции, созданный в 1880 г. на базе III отделения полиции. В начале XX в. роль министра внутренних дел настолько выросла, что он стал своеобразным первым министром правительства. Министр внутренних дел имел право учреждать полицейский надзор, право административной ссылки, разрешения или запрещения периодических изданий, контроля за законностью и целесообразностью постановлений органов земского и городского самоуправления. Такая деятельность нередко приводила к покушениям на министров внутренних дел. Так, например, Д. Сипягин, сменивший на этом посту И. Горемыкина, стал инициатором карательных мер против рабочего и студенческого выступлений. 2 апреля 1902 г . он был убит эсерами. Вступивший в 1902 г . на пост министра внутренних дел В. Плеве одновременно стал шефом Отдельного корпуса жандармов. Плеве активно поддерживал политику «полицейского социализма» и способствовал росту антисемитских выступлений, пытаясь направить народное недовольство против «инородцев». 15 июля 1904 г . он был взорван террористом-эсером Е. Созоновым.

Важную роль играло Министерство финансов, которое долгое время возглавлял С.Ю. Витте. До 1905 г. в министерстве, помимо заведования различными источниками государственных доходов и распределения их между ведомствами, было сосредоточено управление всей внутренней и внешней торговлей и промышленностью.

В своей деятельности центральные органы управления опирались на местные губернские и уездные, составляя с ними единую систему. Администрация на местах состояла из генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников, земских начальников. Главным представителем власти на местах был губернатор, ему подчинялись чиновники губернского правления. Кроме того, губернатору подчинялись полицейские силы, которые в губернских городах возглавлялись полицмейстерами, а в уездных - городничими. Значительную роль в системе губернского и уездного управлений играли предводители дворянства, избиравшиеся на сословных дворянских выборах. Уездный предводитель дворянства был первым лицом в уезде, он председательствовал в важнейших коллегиальных административных органах.

В конце XIX - начале XX века общественный строй России определялся переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне.

Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II согласился на исключение термина “неограниченная”.

Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического стоя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движение, которое постепенно приобретает политический характер.

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет был преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты.

В период революций оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой - деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.

Таким образом, государство и право России развивалось под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Закладывались организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.