Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Продолжительность практических занятий: 25-30 мин





Наполняемость группне менее 5 человек. Наполняемость учебных групп и продолжительность учебных занятий выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях».

 

Прогнозируемые результаты:

1. Рост показателей в индивидуальном развитии учащихся с ОВЗ.

2. Толерантное отношение всех участников образовательного процесса к детям с ОВЗ.

3. Устойчивость эмоционально-волевой сферы школьников.

4. Физиологическое и психологическое благополучие участников образовательного процесса.

5. Сформированность общей просветительской культуры родителей и учащихся по отношению к детям с ОВЗ.

6. Функционирование профилактической службы школы, способной оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддерживать стабильно высокие показатели проведенной работы.

 

Способы отслеживания результатов:

1. Показатели психодиагностических, педагогических, социологических и медицинских обследований.

2. Активность родителей в классных, школьных мероприятиях.

3. Участие детей в классных, школьных, районных конкурсах (творческих, спортивных).

4. Анализ занятости детей во внеурочное время, трудового воспитания.

5. Социальные опросы участников образовательного процесса на предмет изучения уровня удовлетворенности содержанием и организацией психологического сопровождения.

 

Форма подведения итогов реализации программы:

Педагогический совет с участием родителей детей с ОВЗ «Итоги реализации программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психологического развития в условия школы VII и VIII вида».



 

Перечень и содержание программных мероприятий

Тема Содержание Количество часов Сроки
  Теоретические Практические Всего  
I этап – подготовительный ( сентябрь 2012 – ноябрь 2012 )
Методический блок
Обновление нормативно-правовой базы 1. Правила поведения учащихся в школе 2. Положение о психолого-педагогической службе 3. Положение о социальной службе 4. Положение о работе ПМПК 5. Положение о логопедической службе. 6. Положение о школьной службе примирения       Сентябрь –октябрь
Обновление материально-технической базы 1. Оборудование кабинета социально-психологической поддержки и логопедического сопровождения 2. Компьютеризация рабочих мест педагогов 3. Обновление методической базы, пополнение фонда библиотеки новой литературой       Сентябрь - ноябрь
Методический час для педагогов 1. Рекомендации педагогам по составлению индивидуальных образовательных маршрутов 2. Индивидуальные карты развития учащихся, ИПР 3. Тетрадь учета и содержания индивидуальных встреч с родителями 4. Таблица внеурочной занятости учащихся 5. Документация работников школы по сопровождению детей с ОВЗ   Сентябрь - декабрь
Обновление положения о работе социально-психологической службы школы Корректировка целей и задач, форм и методов работы, усиление блока «Сопровождение детей с ОВЗ»       Сентябрь
Семинар «Психофизиология детей с ЗПР» «Психофизиология детей с УО» Октябрь
Круглый стол для социально-психологической службы «Сопровождение детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы»   Ноябрь
СД «Взаимодействие классного руководителя и учащихся в формировании толерантного отношения детей друг к другу» Ноябрь
Выпуск методического сборника 1. «Работа с детьми с СДВГ» (сборник для педагогов); 2. «Работа с гиперактивным ребенком в школе VIII вида», 3. «Работа с подростком в школе VIII вида». 4. Дисграфия. Дислексия – технологии коррекционной работы на современном этапе развития образования.           Октябрь
ПМПК Определение уровня актуального развития вновь прибывших детей   Октябрь - ноябрь
Психолого-педагогический блок
Индивидуальная диагностика учащихся с ОВЗ 1. Изучение познавательной сферы 2. Исследование типа личности 3. Исследование эмоционально-волевой сферы учащихся       Сентябрь - ноябрь
Диагностика родителей детей с ОВЗ 1. Анкета «Типы семейного воспитания»; 2. Анкета «характер взаимоотношений родителей и детей», 3. Проективная диагностика «Рисунок семьи», 4. Проективная диагностика «Несуществующее животное»       Сентябрь - ноябрь
Исследование уровня тревожности, агрессивности, мотивации учения учащихся 1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (Спилбергер), 2. Социологическая анкета «Особенности учебной деятельности».         Сентябрь - ноябрь
Изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками 1. Проективная методика «Социометрия» 2. Проективная методика «Мой друг» 3. Методика Лускановой       Сентябрь - ноябрь
Изучение позиции «Педагог-ученик» 1. Анкетирование 2. Опрос 3. Наблюдение 4. Социологическая анкета «Характер взаимоотношений с ученическим коллективом».       Сентябрь - ноябрь
Медико - социальный блок
Исследование социального паспорта школы 1. Изучение неблагополучных семей 2. Изучение неполных семей, семей с отчимом 3. Изучение многодетных семей 4. Изучение семей, имеющих других детей с ОВЗ       Сентябрь - ноябрь
Работа школьных служб 1. Совет профилактики 2. Служба примирения 3. Кабинет социально-психологической службы 4. Кабинет медицинского сопровождения       Ежедневно
Медико-социальное просвещение 1. Индивидуальные беседы с родителями 2. Индивидуальные беседы с детьми 3. Индивидуальные беседы с педагогами         Ежедневно
Медицинские обследования 1. Изучение медицинских карт 2. Оценка уровня физического развития 3. Медицинское обследование детей       Сентябрь - ноябрь
Логопедический блок
Индивидуальная диагностика учащихся с ОВЗ - Сбор информации о вновь прибывших учащихся. - Беседы с родителями учащихся, с учителями и воспитателями. -работа с личными делами, протоколами ПМПК, медицинской документацией. - Диагностика учащихся 1 классов, вновь прибывших. Заполнение речевых карт, ИПР. -Мониторинг индивидуальных достижений учащихся с 1-4 классов.           Сентябрь - ноябрь
Логопедическое просвещение -Составление рекомендаций по развитию и коррекции, а так же по разработке и реализации индивидуального маршрута учащегося для педагогов и родителей.          
Изучение особенностей речевого развития . Составление речевого профиля (методика Т.А Фотековой)       Сентябрь Апрель
II этап – практический (декабрь 2012 – декабрь 2014)
Методический блок
1. Совещания при директоре (СД) 1. Классный руководитель как информатор школьников в вопросе толерантности и эмпатии по отношению к окружающим 2. Внеурочная занятость школьников как регулятор мотивов и установок школьников 3. Особенности подбора видеофильмов для использования их на уроках как активного средства воспитания школьников В течение срока реализации
2. Круглый стол Взаимодействие школьных служб и приоритетные направления работы с семьей Январь 2013
3. Дискуссия с педагогами Общечеловеческие ценности и их влияние на подрастающее поколение детей с ОВЗ Февраль 2013
4. Мастер-класс Формирование культуры общения через школьную газету (пресс-центр)   Октябрь 2014
5. Выпуск сборников 1. Общение взрослого и ребенка – путь к здоровому обществу, 2. Методические рекомендации к проведению внеклассных занятий в школе VIII вида, 3. Школа и семья – пути и формы взаимодействия, 4. Психологические особенности ребенка с ЗПР и УО.       В течение срока реализации
6. Оформление пристендовых материалов 1. Права и обязанности школьников, 2. Мир глазами ребенка с УО, 3. Информационный уголок для родителей, 4. Это интересно (сменная информация).       В течение срока реализации
7. Оформление выставочных материалов Буклеты, сборники, газеты       В течение срока реализации
8. Работа метод. объединения классных руководителей 1. Смотр-конкурс методических копилок по теме «Сопровождение детей с ЗПР и УО», 2. Документация классного руководителя по сопровождению детей с ЗПР и УО.   В течение срока реализации
9. Работа с родителями 1. Заседание управляющего Совета школы, 2. Работа опекунского совета   В течение срока реализации
10. Консультирование Оказание консультативной помощи работниками школы и другим участникам образовательного процесса       В течение срока реализации
11. Работа школьной библиотеки 1. Выставка литературы: - Закон и порядок, - Воспитать человека, - Героические поступки, - Моя семья – мое богатство, - Нормативные документы РФ о коррекционном образовании, - Психологические новинки по самовоспитанию и самосовершенствованию личности, -Дополнительное образование: кружки и секции, - Фотовыставка «Я – гражданин страны», «Лучшие школьные достижения», - Человек и общество: нормы, идеи, принципы.       В течение срока реализации
12. ПМПК Корректировка дальнейшего образовательного маршрута       Январь
Психолого-педагогический блок
1. Психологический семинар 1. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР и УО, 2. Организация благоприятного психологического климата в классе, 3. Дифференцированный подход к детям с ОВЗ, 4. Конфликт в классе. Пути решения. 5. Стресс. Его психологические и физиологические проявления, способы совладения со стрессом, 6. Как помочь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию? 7. Решение конфликтных ситуаций, способы решения конфликтов. 8. Способы конструктивного взаимодействия педагога, родителя, ученика. 9. Школьные неврозы и как с ними бороться. 10. Скорая помощь при работе с гиперактивным ребенком. 11. Взаимодействие педагога, родителя и учащегося. 12. Не хочу учиться, хочу…..Повышение школьной мотивации ребенка с ОВЗ. 2012-2014
2. Диагностический срез 1. Определение уровня актуального развития вновь прибывших, 2.Корректировка дальнейшего образовательного маршрута, 3. Отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.       Декабрь - январь
3. Психологический тренинг с родителями детей с ОВЗ 1. «Любовь и уважение в семье», 2. Детско-родительский тренинг «Мы вместе».   2012-2013
4. Месячники 1. Месячник правовых знаний, 2. День инвалида.         Апрель, октябрь
5. Психологические игры с детьми 1. Взаимоотношения одноклассников 2. Если бы я был на месте моих родителей? 3. Совесть за проступки. Просто ли излечить душу? 4. Тренинг личностного развития 5. Тренинг, направленный на формирование собственного мнения 6. Тренинг развития положительных качеств личности 7. Тренинг на сплочение «Ковер мира» 8. Большая психологическая игра «Это моя школа!» 9. Тренинг толерантности 10. Тренинг развития мотивации к деятельности 11. Тренинг сплочения «Я и ты = МЫ»   В течение срока реализации
Коррекционная работа Психокоррекционные занятия с детьми, зачисленными на психокоррекцию по результатам диагностик        
Медико-социальный блок
1. Работа службы по социальным вопросам 1. Совет профилактики 2. Участие в родительских лекториях 3. Индивидуальные беседы с родителями, детьми и педагогами 4. Исследование социального паспорта школы 5. Работа службы примирения 6. работа Опекунского совета.         В течение срока реализации
2. Родительские собрания 1. Нервно-психические заболевания как следствие физиологических нарушений организма 2. Последствия телесных повреждения для человека 3. Режим дня школьника 4. Правильное питание – залог здорового будущего В течение срока реализации
Логопедический блок
Коррекционная работа - формирование групп для логопедических коррекционных занятий с учетом речевой типологии.-Составление индивидуальных программ и общей коррекционно-развивающей программы для индивидуальных и групповых занятий. -Проведение индивидуальных и групповых занятий, соответственно тематическому планированию        
III этап – заключительный (январь - декабрь 2015)
Методический блок
СД 1. Результативность реализации программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения 2. Дальнейшие пути в работе по сопровождению детей с ОВЗ в СКОШ       Август, Октябрь
Круглый стол «Сопровождение детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы»       Ноябрь
Сборник «Сопровождение детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы»       Ноябрь
Разработка памяток «Правила общения» «На пути к толерантному обществу»       Сентябрь-октябрь
Анализ занятости детей во внеурочное время 1. Беседы 2. Классные часы 3. Работа с родителями 4. Организация полезного досуга 5. Планирование работы с учащимися в каникулярное время       В течение срока реализации
Психолого-педагогический блок
Индивидуальная диагностика учащихся 1. Изучение познавательной сферы 2. Исследование типа личности 3. Исследование эмоционально-волевой сферы учащихся       Март - апрель
Диагностика родителей детей с ОВЗ 1. Анкета «Типы семейного воспитания» 2. Проективная диагностика «Рисунок семьи» 3. Проективная диагностика «Несуществующее животное»       Март - апрель
Исследование уровня тревожности, агрессивности, мотивации учения и познавательной активности учащихся 1.Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (Спилбергер), 2.Социологическая анкета «Особенности учебной мотивации», 3.Социологическя анкета «Особенности режима труда им отдыха».         Март - апрель
Изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками 1. Проективная методика «Социометрия» 2. Проективная методика «Мой друг» 3. Методика Лускановой 4. Социологическая анкета «Характер взаимоотношений с ученическим коллективом».       Март - апрель
Изучение позиции «Педагог-ученик» 1. Анкетирование 2. Опрос 3. Наблюдение         Март - апрель
Медико-социальный блок
Исследование социального паспорта школы 1. Изучение неблагополучных семей 2. Изучение неполных семей, семей с отчимом 3. Изучение многодетных семей       Август-ноябрь
Работа школьных служб 1. Совет профилактики 2. Служба примирения 3. Кабинет социально-психологической службы       Ежедневно
Медико-социальное просвещение 1. Индивидуальные беседы с родителями 2. Индивидуальные беседы с детьми 3. Индивидуальные беседы с педагогами         Ежедневно
Медицинские обследования 1. Изучение медицинских карт 2. Оценка уровня физического развития 3. Медицинское обследование детей       Август-ноябрь
Логопедический блок
Индивидуальная диагностика учащихся с ОВЗ - Сбор информации о вновь прибывших учащихся. - Беседы с родителями учащихся, с учителями и воспитателями. -работа с личными делами, протоколами ПМПК, медицинской документацией.   -Мониторинг индивидуальных достижений учащихся в развитии речи с 1-4 классов.            
                 

Функциональные обязанности участников эксперимента:

Администрация ОУ выполняет следующие функции в осуществлении данной программы:

1. информационно–аналитическая - сбор данных о состоянии коррекционно–развивающего процесса в школе, мониторинг СКРО, аналитическая деятельность;

2. мотивационно–целевая функция – выработка стратегии коррекционно – развивающего процесса в школе;

3. планово–прогностическая функция – планирование коррекционно–развивающего обучения на год, выбор способа организации КРО;

4. организационно– исполнительская - комплектование групп, расписания на занятиях со специалистами КРО, организация всех необходимых мероприятий, касающихся сопровождения развития ребенка;

5. контрольно–диагностическая функция - информация о совместной работе педагогов по вопросам коррекции на педагогических советах, совещаниях, родительских собраниях, ПМПк по выпуску детей в массовые школы, подведение итогов и отчет работы за учебный год, вносит коррективы в ИПР;

6. коррективно–регулятивная функция - корректировка хода коррекционно – развивающего процесса в СКОШ№10.

 

Учителя-логопеды:

1. осуществляют составление и разработку индивидуальных программ развития;

2. проводят обследование речевого развития учащихся;

3. составляют психолого–педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах речевого развития учащихся;

4. определяют факторы, препятствующие развитию личности и усвоению школьных программ;

5. проводят индивидуальную и подгрупповую коррекционно–развивающую работу и психолого-педагогическую коррекцию речи учащихся с ОВЗ.

 

Педагоги-психологи:

1. принимают участие в составлении индивидуальных программ развития;

2. проводят психологическое обследование;

3. составляют психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах личностного и социального развития учащихся;

4. определяют факторы, препятствующие развитию личности и усвоению школьных программ;

5. проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно –развивающую работу и психолого-педагогическую коррекцию учащихся с ОВЗ.

 

Социальный педагог:

1. участвует в изучении воспитанников и составлении ИПР;

2. осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся;

3. изучает психолого- медико –педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни;

4. организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

5. способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения предметных коррекционно –развивающих программ;

6. обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

7. проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и по восполнению пробелов в знаниях.

 

Дефектолог –тьютор:

1. осуществляют составление и разработку индивидуальных программ развития;

2. проводят обследование познавательной сферы развития учащихся, определяет уровень обученности;

3. составляют психолого–педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах успеваемости;

4. определяют факторы, препятствующие развитию личности и усвоению школьных программ;

5. осуществляет сопровождение учащихся в классах интегрированного обучения.

6. проводят индивидуальную и подгрупповую коррекционно–развивающую работу и психолого-педагогическую коррекцию по восполнению пробелов в знаниях.

 

Профилактическое, консультативное и медицинское сопровождение программы:

1. Ежегодное пролечивание учащихся, витаминизация.

2. Профилактика вторичных отклонений в развитии.

3. Организация пропедевтических занятий.

4. Организация систематического повторения.

5. Систематические консультации с родителями.

6. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению детей с ЗПР.

 

Методическое сопровождение программы:

· организует активное участие членов педагогического коллектива в планировании, разработке и анализе инновационных коррекционно-развивающих технологий в обучении детей с ЗПР;

· способствует повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала учителя – дефектолога, направленного на оптимальное развитие школьника с ЗПР;

· создает единое информационное пространство и регулирует единые информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрирует единый педагогический опыт в системе коррекционно-развивающего обучения;

· обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях организации и диагностики коррекционно-развивающего процесса;

· организует работу по созданию нормативно- правовой базы функционирования и развития СКРО;

· способствует созданию программно – методического и опытно – экспериментального обеспечения СКРО, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно- исследовательской и других видов творческой педагогической деятельности;

· обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов стимулирования педагогического творчества;

· осуществляет контроль за выполнением государственного стандарта, образовательных коррекционно-развивающих программ; индивидуальных программ развития с учетом типологии задержки;

· управляет процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов в области общей и коррекционной педагогики и психологии.

· оценка развития учащихся на основе сравнения с его результатами на предыдущем этапе развития.

Основные методы организации занятий:

- Индивидуальные – выбраны в связи с необходимостью выявления индивидуальных личностных особенностей участников программы, для реализации входного обследования, для соблюдения принципа конфиденциальности информации (беседа, консультация, диагностическое обследование);

- Групповые - являются главными методами коррекционно-развивающей и профилактической работы, так как ребенок развивается в процессе межличностного общения (деятельностный подход) игра, тренинг, экскурсия, конференция, лекторий, гостиная, диагностическое обследование);

- Практические – применяются в непосредственной работе с детьми, а так же при проведении детско-родительских мероприятий (диагностическое обследование, игра, тренинг, экскурсия)

- Теоретические – являются консультативными, просветительскими видами работ с родителями (беседа, консультация, конференция, лекторий, гостиная).

 

 

Инструментарий, средства осуществления программы:

Кадры

О.В. Девяткина – председатель школьного ПМПк.

Е.В. Шульгина - педагог-психолог; председатель службы Примирения в ОУ.

О.А. Подойницына – педагог – психолог.

М.И Баранова - социальный педагог, председатель Совета профилактики, Опекунского совета.

Н.И. Бандуркина - учитель –логопед.

С.А. Вишнякова - учитель –логопед.

В.А. Фирсова - учитель –логопед.

К.В. Косых - учитель –логопед.

М.А. Марьясова - учитель –логопед.

А.А. Шипелова –дефектолог –тьютор.

М.М. Шаронова – фельдшер.

- Л.И. Грицай - библиотекарь.

Непосредственное участие в реализации программы принимают администрация школы, классные руководители, учителя – предметники.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.