Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конституционное право, как отрасль права: понятие, предмет, методы и система





Конституционное право, как отрасль права: понятие, предмет, методы и система

Конституционное право— это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Значение конституционного права: эта отрасль права имеет ведущий характер в системе. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

устройства государства и государственной власти.

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и с административным, трудовым и др. Из конст. Права складываются правовой статус человека, его основные права и свободы.

Конституционное право не имеет своего специальногометодаправового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

императивного;

диспозитивного.

Так,императивный методобъединяет методыобязыванияи запрещения. Устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.



Конституционные нормы, их виды, структура, особенности. Конституционно-правовые институты

Конституционно-правовые нормы— это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные государственным принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Содержатся в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений; б) широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих; г) значительно больший, чем в других отраслях права, как нормы-декларации, нормы-принципы, и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования; е) высшая юридическая сила; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез; з) особый порядок и процедура принятия.

по характеру предписаний эти нормы могут быть императивными, и диспозитивными.

По назначению принято делить на материальные и процессуальные.

По методу правового регулирования разделить на: а)обязывающие б)запрещающие в)дозволяющие.

По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные и временные.

По территориальным масштабам разделяются на те, которые действуютпо всей стране, и те, которые действуют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий, муниципальных образований и др.

По уровню юридической силы разделить на те, который обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обычном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответствовать конституции.

Конституционно-правовые нормы — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъяснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др.

Институты конституционного права —это совокупность согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных отношений и целей такого регулирования. Такими институтами являются институт гражданства, институт личных прав и свобод человека и гражданина, и др.

Конституционно-правовые отношения: понятие и структура

Конституционно-правовые отношения— это такой вид правоотношений, который базируется на нормах конституционного права и обеспечивает их реализацию.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются их участники, наделенные определенными правами и обязанностями в области конституционного права.

В конституционном праве как отрасли публичного права субъектами конституционно-правовых отношений выступают: 1) люди, индивиды, личности (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным и более гражданством); 2) социальные общности (народ страны, народы субъектов федерации городов, районов и т.д.); 3) государство и его составные части (субъекты федерации, автономии); 4) основные органы государственной власти (глава государства, парламент, правительство, суды, органы местного управления; 5) органы местного самоуправления; 6) общественные объединения, организации и коллективы граждан публичного характера (партии, профсоюзы и др.); 7) депутаты представительных органов (парламентов, представительных учреждений местного самоуправления).

 

Понятие и структура Конституции РФ

Конституция– Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

СтруктураКонституции РФ состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

СодержаниеКонституции РФ включает в себя: 1) полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека; 2) характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства; 3) правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Многие из глав Конституции РФ посвящены структуре и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т. д.

Один из главных принципов демократического государства – принцип разделения властей, в соответствии действуют три ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

 

Защита Отечества.

защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Полномочия Президента РФ

Основные полномочияПрезидента РФ: 1) назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, других членов Правительства РФ, направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ; 2) представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; 3) представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности; 4) назначение судей федеральных судов; 5) формирование Совета Безопасности РФ и руководство им; 6) утверждение военной доктрины РФ; 7) формирование Администрации Президента РФ; 8) назначение на должность и освобождение от нее полномочных представителей Президента РФ; 9) назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ; 10) назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах; 11) назначение выборов в Государственную Думу; 12) роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; 13) назначение даты референдума; 15) подписание и обнародование федеральных законов; 16) обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; 17) решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища; 18) награждение государственными наградами РФ и присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий; 19) помилование; 20) руководство внешней политикой РФ; 21) ведение переговоров и подписание международных договоров РФ; 22) подписание ратификационных грамот; 23) принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

В сфере политических отношенийПрезидент РФ: 1)определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ; 2) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

В сфере взаимодействия с органами исполнительной властиПрезидент РФ: 1) может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти; 2) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия конституционным нормам и федеральным законам; 3) представлять на одобрение Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ, самостоятельно назначать на должность иных должностных лиц Правительства РФ и др.

 

Местное самоуправление и управление.Земли делятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, имеющие статус районов (в общей сложности их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). В мелких землях округов нет.

4 модели организации местного самоуправления и управления в общинах:

1)южногерманская модель(в Баварии). Представительный орган – совет общины и исполнительный орган – бургомистр. Ведущая роль принадлежит совету;

2)северогерманская модель(в земле Нижняя Саксония). Представительный орган (совет и др.), избранный населением, избирает директора общины и исполнительный комитет. Решающая роль также принадлежит совету;

3)модельсовет – бургомистр(земли Пфальц, Саар). Представительный орган избирается населением, бургомистр избирается представительным органом и является по должности его председателем. Бургомистр обладает значительными полномочиями;

Модельсовет – магистратура(земля Гессен, земля-город Гамбург). Представительный орган избирается населением, а исполнительным органом является коллективная магистратура, избираемая советом. Есть и судебный контроль, осуществляемый административными судами.

Конституционное право, как отрасль права: понятие, предмет, методы и система

Конституционное право— это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Значение конституционного права: эта отрасль права имеет ведущий характер в системе. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

устройства государства и государственной власти.

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и с административным, трудовым и др. Из конст. Права складываются правовой статус человека, его основные права и свободы.

Конституционное право не имеет своего специальногометодаправового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

императивного;

диспозитивного.

Так,императивный методобъединяет методыобязыванияи запрещения. Устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.