Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕНЫХ НАУК





РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕНЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

Н.В.Маслова

Т.М.Клименкова

БИОАДЕКВАТНЫЕ УЧЕБНИКИ

Методическое пособие для учителей

 

 

Москва, 2012

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

 

Н.В.Маслова, Т.М.Клименкова

 

БИОАДЕКВАТНЫЕ УЧЕБНИКИ // Методическое пособие для учителей. – Москва, 2012 г. – с.80

 

Второе дополненное издание книги Н.В.Масловой «Биоадекватные учебники». – Москва, 2001 г.

Иллюстрации – картины Дональда Золана.

 

В книге изложены основные принципы создания и работы учебных пособий биологически адекватных природе человека. В ней обосновывается природосообразная методика преподавания учебных дисциплин по ныне действующим учебным программам. Эффективность биоадекватных учебников и пособий научно обоснована, доказана и подтверждена практикой. В книге изложены основные положения REAL методики, которая демонстрирует, как выстроить урок сообразно естественным Законам познания/постижения. А также приводится методика проведения экспертизы учебных пособий на основе Периодической системы Общих Законов познания/постижения. В приложении приводятся примеры образонов из разных учебников и пособий, в которых реализованы принципы природосообразности.

Книга предназначена для широкого круга читателей и, возможно, вдохновит многих на создание собственных образонов как информационных сверток, которые обладают свойством интеграции огромных объемов информации и свойством включения долговременной памяти человека.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Биоадекватные учебники……………………………………....6

Психофизиологический код восприятия и усвоения



человеком новой информации…………………………..…7

Архетипический код творчества…………………………..13

Структура биоадекватных учебников……………………..16

Принципиальные характеристики……………………..….17

Назначение учебников……………………………………..20

Образон…………………………………………………………...21

Образ и образон………………………………………….…21

Символ и образон……………………………………….….23

Поиск символа……………………………………………...25

Образная память……………………………………………26

Метафора……………………………………………………26

В чем же проявляется воздействие метафор? …………....28

Естественная безопасность………………………………...29

Образон с точки зрения физиологии человека………..…..31

Образон с точки зрения психологии…………………..…..34

Методологические основы образона…………………..…..35

Эргономика учебника…………………………………………..36

О программе биоадекватных учебников для школ……….38

Вариативность биоадекватных учебников……………..…41

REAL методика………………………………………………….42

Методика оценивания образовательных средств «СОСНА»

……………………………………………………………………...48

Библиография……………………………………………………...61

Приложение 1. Награда проекта «Биоадекватные учебники»….62

Приложение 2. Образоны…………………………………………63

 

Подлинный грех в том, чтобы ограничивать Сущее. Не надо. Р.Бах «Иллюзии»

Невиданные путы запретов на мышление тяжко оплели преподавателей… Однажды после семидневного семинара по биоадекватной методике преподавания русского и английского языков мы услышали ключевую фразу: «Спасибо. Вы показали, что так МОЖНО мыслить». В этом контексте «МОЖНО» звучало как «РАЗРЕШЕНО». По сути дела, педагоги словно ждали позволения на мышление образами, позволения на природосообразное преподавание. Их представление о преподавании и мышлении было разграничено почти непреодолимым барьером. Они полагали, что должны «учить знаниям», не предполагая, что надо учить мышлению. Для многих оказалось откровением, что мышление является процессом природосообразным и не должно нарушать экологию самого человека и Вселенной. Многие впервые задумались о природосообразности преподавания и о том, что подлинный грех ограничения сущего начинается с первых школьных учебников…

БИОАДЕКВАТНЫЕ УЧЕБНИКИ

Люди Солнце разлюбили, надо к Солнцу их вернуть, Свет Луны они забыли, потеряли Млечный Путь. Развенчав Царицу-Воду, отрекаясь от Огня, Изменили всю Природу, замок Ночи, праздник Дня. В тюрьмах дум своих, в сцепленье зданий-склепов, слов-могил Позабыли о теченье Чисел, Вечности, Светил. Но качнулось коромысло золотое в Небесах, Мысли Неба, Звезды-Числа, брызнув, светят здесь в словах. Здесь мои избрали строки, пали в мой журчащий стих, Чтоб звенели в нем намеки всех колодцев неземных. Чтоб к Стихиям людям бледным показал я светлый путь, Чтобы вновь стихом победным в царство Солнца всех вернуть. Константин Бальмонт

 

В современном мире задачей науки и образования является простое, экономичное представление информации. Важная роль принадлежит учебным пособиям. В океане бытующих ныне учебников – классических и инновационных – необходимо грамотно ориентироваться. Учебники, разработанные и апробированные учеными и специалистами Российской Академии Естественных Наук, названы биологически адекватными.

Эти учебники являются учебниками нового поколения. Они организуют материал по определенной дисциплине как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Задача биоадекватного учебникаорганизовать личный опыт учащегося в соответствии с физиологически необходимыми этапами восприятия и переработки информации. Отчетливое понимание этой инновационной постановки задачи учебника требует пояснений.

Согласно операционной концепции интеллекта Жана Пиаже[1], любая информация воспринимается человеком, проходя 4 естественных этапа:

      IV
    III лингвистический
  II логический  
I символьный    
сенсорно-моторный      
чувственное восприятие образное “свертывание” чувственно-логической информации дискурсивно- логическое осмысление информации аккомодация информации в сознании через слово-образ, проработанный на 1-3 этапах

Этот естественный путь прохождения информации приводит к формированию и аккомодации мыслеобразов – голографических единиц мышления[2].

В учебниках классической педагогической науки информация представлялась лишь на лексическом и логическом уровнях (с некоторым обращением к символьному этапу). Физиологически необходимый сенсорно-моторный этап восприятия информации в них практически отсутствовал. В этом кроется одна из причин трудностей в понимании (а точнее, в восприятии) информации учащимися. На самом же деле, чтобы есть, мы должны сначала положить пищу в рот, чтобы спать, мы должны сначала расслабиться, чтобы бежать, мы должны сначала напрячь мускулы. Без необходимого первого этапа действие не может быть полноценным: бег будет вялым, мысли приведут к бессоннице, а мы окажемся в роли лисицы, лишь мечтающей попробовать виноград. Соблюдение естественного порядка восприятия и обработки информации ведет к экономии необходимого и достаточного времени и энергии в учебном процессе. Это первое, что должно соответствовать природному ходу восприятия. Уточним последовательность этапов:

1. репрезентация (предоставление) образа изучаемого явления,

2. предоставление информации (объяснение образа в свете изучаемого явления),

3. закрепление мыслеобраза изучаемого явления,

4. творческое использование мыслеобраза (тренировка навыков использования мыслеобраза).

 

НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНИКОВ

Биоадекватный учебник многофункционален. Он может использоваться учителем как наглядное пособие, служить для создания раздаточного материала, учебник может использоваться для групповой работы, быть самоучителем, так как содержит необходимый материал и методические рекомендации о способах работы с учебником. Практика показала еще одну функцию учебников: быть семейной энциклопедией. Учебники стартовой ступени предназначены для учащихся от 7 до 70 лет.

Вместе с новыми учебниками в практику преподавания входит методика, которая названабиологически адекватной, то есть естественной для восприятия и запоминания нового материала. В учебный процесс вовлекаются, как правило, все каналы чувственного восприятия; новая информация накладывается на личный опыт учащегося; подключается интуиция и активизируются творческие способности ученика.

Все перечисленные характеристики учебников нового типа: экономичность, инструментальность, эстетичность, многофункциональность - можно было бы в их совокупности назвать одним термином – природосообразность. Говоря современным языком – экологичность.

При создании биоадекватных учебников специалисты опираются на весь предшествующий опыт и традиционные программы. Они синтезируют бытующие ныне наработки отечественных и зарубежных педагогических школ и новейшие представления учёных о природе информации, восприятия, нейрофизиологических волновых процессах, гигиене, эстетике.

ОБРАЗОН

Каждое утро, душа, ты найдешь у двери своего дома весь мир. Диего де Эстелья

ОБРАЗ И ОБРАЗОН

Биоадекватные учебники имеют, независимо от предмета, несколько общих признаков, указанных в начале главы. Здесь же нам необходимо остановиться на значении образонаопорногообраза,наполненного исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Образон имеет важную роль в биоадекватном учебнике: он начинает учебную тему (урок), является первой частью урока (первой свёрткой информации), с образоном связаны и другие части урока.

 

I. Отличия образона от образа очевидны:

- голографический образ создается мозгом и является индивидуальной единицей мышления[7];

- двумерный (не голографический) образон создается художником, учеником или учителем в качестве визуальной помощи мысли;

- образон, благодаря своей доступности, делает визуально доступным логическое и структурное поле учебной информации, опосредованное им;

- образон играет роль знака. В знаке “схвачена” сущность иного. “Знак есть правило перехода от онтологии (бытия) к гносеологии (познания)”[8].

Сама же аналогия образона–знака указывает на то, что бытие продолжается в познании. Знак отсылает к сознательному освоению аналогии. Образон, одновременно с этим, является и Символом, который отсылает познающего к его бессознательному. Сама структура символа направлена на то, чтобы через личное восприятие перейти к общекультурным архетипам, дать через каждое частное явление целостный образ мира.

II. Образон и образ имеют много общего:

- запечатлевается понимание одновременности образа и смысла учебной информации;

- это своеобразный полет мысли: поиск истины через подбор аналогии для новой информации. В этом смысле, это метафорический полет[9] (поиск) с целью овеществления мысли.

Весьма поэтично на этот счет высказался современный писатель Ричард Бах: “Овеществление – это выражение мысли и выбора. Оглянись: все, что ты видишь и чего касаешься, когда-то было невидимой мыслью, пока кто-нибудь не выбрал ее для воплощения в реальность”.[10]

Рисунок 1. Образон «Бабочка» для изучения темы «4 формы правильных глаголов» в курсе англ. Языка

 

СИМВОЛ И ОБРАЗОН

 

Понимание роли символанеобходимо. Как известно, любое цельное явление в наиболее насущной форме является в названии. Слово символ происходит от греческого symbolon и обозначает забрасывание сетей при ловле рыбы. Теперь понятно, что мы делаем в поисках символа: мы ловим золотую рыбку смысла! Ах, как же нужно потрудиться, забрасывая сети, чтобы “поймать” именно то, что нужно.

Символ в науке – это знак. Символ в искусстве – универсальная эстетическая категория, раскрывающая через сопоставление художественного образа его смысл. Символ в философском аспекте – это знак, наделенный ограниченностью и неисчерпаемой многозначностью образа. В этой связи всякий образ является символом.

Возьмем, к примеру, образоны из биоадекватных учебников: яблоко, бабочка, ромашка... Эти природные образы могут быть рассмотрены как биологические модели взаимосвязанных элементов. Причем, воспринимая эти биологические модели, например, подсолнух, нам уже не приходится осмысливать ситуацию и думать о связях и взаимосвязях, Так как нам отчетливо видно, что сердцевина содержит нечто общее для всех лепестков, а одинаковость лепестков делает их равными в отношении и сердцевины, и стебля, и листьев цветка. Эта модель соответствует ситуации в грамматике английского (и др. иностранных языков), а именно, любое существительное имеет общие род, число, падеж – т.е. обязательные характеристики. Количество групп в мире существительного соответствует лепесткам (разнятся некоторые признаки словообразования: суффиксы, префиксы и др.). Ситуация с растущим или удаленным стеблем одинаково допустима и в аналогии с наличием или отсутствием артикля. Конечно, умение сразу охватить всю ситуацию взаимосвязей, все явление адекватно его природе – это своеобразное прямое видение (вeдение, знание) без расчленения операций лево-правополушарных (логических и образно-интуитивных). Ясно, что символ нельзя расшифровать только рассудком. Смысловая структура символа рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего.

По меткому выражению Ж. Пиаже, ассоциативные корни мышления глубже логических[11]. В ассоциации мы обнаруживаем синтез логического и эмоционального, т.е. целостность мышления. К примеру, образон ”Бабочка”. Наша эмоциональная сфера вступает в работу, “напоминая” из нашего жизненного опыта ситуации, когда мы встречали полет – движение бабочки. Грациозное движение! По сути, крылья, видимые в полете – ассоциация движения. Вот здесь нас не подведет логика: каждое из крылышек может быть проассоциировано с какими-либо отличиями в характере движения. Вот как появились в мире движения – в мире английского глагола – 4 формы правильных глаголов. Так рождался образон “Бабочка”. Более поэтично о рождении образона можно было бы сказать словами Р. Баха:

“Мы воспринимаем в одном мире,

Мы мыслим – в другом,

Мы называем – в третьем,

Мы можем установить соответствия между этими мирами...

именование и есть наложение этого соответствия”.

Поиск образона нацелен не только на поиск аналогии по форме, цвету, движению, функции. Часто гораздо большее значение имеет запах, вкус, цвет. Например, для темы “Прилагательное в русском языке” используется образон “Яблоко”. Выбрано красное, сочное крымское яблоко. Этот образон в первую очередь вызывает обонятельные и вкусовые ощущения, поскольку в этой теме важно ощутить обязательность вопросов: КАКОЙ? КАКАЯ ? КАКОЕ? – ВКУСНОЕ, СПЕЛОЕ, ДУШИСТОЕ.

Важность такого подхода в образовании подчеркивал Дейл Карнеги: “Идеальным было бы не только видеть и слышать то, что надо запомнить, но также ощупать это, обнюхать и попробовать на вкус”.

Одна из важных задач образона – ”включать” все каналы восприятия, опираясь на личный опыт учащегося или архетипы (устойчивые фигуры бессознательного).

ПОИСК СИМВОЛА

 

Рассмотрим в самом общем виде механизм поиска символа при решении какой–либо задачи или в процессе восприятия информации.

Схема 2. Поиск символа при решении задачи

 

Запись поиска ассоциации можно было бы упростить:

 

 

 


Шаги 2, 3 и 4 демонстрируют тактику упрощения задачи. Шаг 5 демонстрирует стратегию завышения целей.

Итак, тактика упрощения задачи, стратегия завышения целей предоставляют нам образ (через учебный образон). Так мы достигаем умения понимать явления и предметы в 2-х смыслах: реальном и символическом. Это и называется адекватностью мышления.

Мы употребляем термин “чувствование”, “проживание”, “наложение соответствия” образа или символа. Это единственный способ проверки соответствия. На этом свойстве нашего мышления основывается эйдетическая память.

ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ

 

“Эйдос” – по-гречески “образ”, а эйдетизм – разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Человек, обладающий эйдетической памятью, может запоминать целые страницы текста, вспоминать любой день своей жизни и забывать ненужное, может быстро изучать иностранные языки, обходиться без записной книжки. Среди теоретиков этого направления Ф.Р.Лурье. Он выделил 2 направления в этом психолого-педагогическом направлении (эйдетическая методика): мнемотехника (основана на вербально-логическом мышлении) и эйдотехника (конкретно образное мышление). Внутри эйдетической методики имеет место разделение на 26 методо-условий использования комбинированных методов.

Развивается зрительная, фотографическая, обонятельная, осязательная (тактильная) память. При этом используются методы развития памяти, накопленные человечеством в течение веков, и новые оригинальные методы, на которые руководитель Центра “Эйдос”[12] Игорь Юрьевич Матюгин имеет авторский приоритет. В результате учёбы в этом Центре память улучшается как минимум вдвое, занятия помогают каждому открыть у себя такие способности, о существовании которых человек даже и не подозревает.

Положительные результаты, наблюдавшиеся при использовании этой системы для коррекции трудностей школьников, хорошо согласуются с выводом современных психологов о том, что оптимальные способы познания и преподавания нередко превосходят по значению роль природных особенностей.

МЕТАФОРА

Каковы же свойства знаков-символов, образов, знаковых систем в человеческом обществе, природе и в самом человеке? Это предмет семиотики[13].

Нас интересует главным образом вопрос, как символ воздействует на сознание?

Обратимся к теории метафор. По сути дела, подбирая образон–символ, мы осуществляем метафорический полет мысли; в этом полете мы ведем поиск подобия, сравнения. Иногда мы находим прямое сравнение: запах, цвет, вкус яблока - которое нам знакомо. Иногда нам не удается прямо сформулировать, что именно подобно нашему образу–символу. Например, колос (сложноподчиненное предложение), двойные часы (вводные слова), сфинкс (отсутствие рода у сущ. в иностранных языках). Сравнение, в котором признак подобия или не сформулирован, или не поддается формулировке – метафора[14].

Иначе говоря, метафора - образное неспецифицированное сравнение или скрытое сравнение.

Метафора принимается, когда образ соответствует личному опыту субъекта и “размытость” признаков дает возможность через ассоциацию перенести все признаки сравниваемого объекта на необходимый объект. Метафора может и не приниматься, если сравниваемые объекты далеки друг от друга и связь между ними не ощущается. Иногда человек противится возможным последствиям принятия метафоры. Это личное решение может быть неосознанным или осознанным. Здесь кроется важнейшая причина нашего обращения к природным моделям, используемым для образонов. Здесь и причина обязательных творческих заданий: учениквсегда может найти свой образон, если его не устраивает образон, предлагаемый в учебнике или учителем. Этим умением от природы владеет около 8% учащихся. Как правило, эти учащиеся хорошо учатся. Для них учеба – это процесс поиска, творчества. 92% учащихся, к сожалению, нуждаются в том, чтобы их научили так мыслить. До того, как они научатся мыслить, опираясь на известные им модели – образоны, учащиеся напряженно заучивают учебный материал, испытывая утомление. Они превозмогают свою же природу, не догадываясь о простом пути естественного мышления образами.

ЕСТЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Принцип Потенциальной Интеллектуальной Безопасностине просто новый принцип педагогики. Это впервые предлагаемый принцип, происходящий из недр целостного, здорового человече

ского сознания (мы уже употребляли в связи с целостным сознанием термин экологичное сознание).

Потенциальная Интеллектуальная Безопасностьоснована на общесистемных принципах, важнейшие из которых в данном случае:

- природосообразность,

- самоорганизация информации,

- инвариантность.

 

 

Работа с природными символами и образонами также потенциально безопасна. Вспомним, что учился человек слушать природу и свое окружение, именно выбирая для себя природные образцы. Первые экологические представления человека выражены в явлении тотема. В качестве тотема выбирали вид, стоящий на вершине экологической пирамиды экосистемы региона. Связь, охрана, подражание тотему человеком давали чувство подключённости и единения со Вселенной, с окружающим человека миром. Все органы чувств подключал человек. Он учился у тотема.

Понимая культуру как вторую природу или символическую вселенную (Ю.М.Лотман), мы вводим в образование ее базовое понятие – символ – на осознанном (в отличие от неосознанного) уровне именно как символ, а не как пример (иллюстрация сказанного учителем). Мы предлагаем перемену мест слагаемых. От этого акта многое меняется, ибо восприятие информации не математика, где от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Восприятие – сложный психофизический процесс.

Предлагая символу занять лидирующее место в образовательном процессе, мы тем самым выдвигаем в символе идеал как образец образцового. Мы предлагаем культурные образцы и природосообразные символы для воплощения индивидуальной ментальности.

При этом учащимся предлагается трактовать символ первыми, а не после учителя, и тем самым на первое место выходит формирование “участного мышления” как индивидуального переживания знания (М.М.Бахтин). Провоцируя генезис переживания знания, мы культивируем мысль на основе природных и культурных (“вторая природа”) образцов. В этом сущность принципа Потенциальной Интеллектуальной Безопасности.

Безопасность от перегрузок, чужеродной и ненужной индивиду информации, от давления педагогов и авторитетов, безопасность от неправильных ходов и путей, от попадания в крайности болезненных увлечений и сектантства гарантирует высший потенциал человека. Последнее мы понимаем как сумму высших физиологических, интеллектуальных, духовных возможностей человека. Скорректированное “биоритмическое” образование может быть организовано через REAL-методику[16] – релаксационно–активную методику. Аббревиатура REAL указывает и на реальность её организации.

В этом случае образование приближается к тому, что Ю.М.Лотман в культуре называл пространством собственных имён.

 

ЭРГОНОМИКА УЧЕБНИКА

В день, когда человечество придёт к выводу о том, что мысль есть нечто, приобретаемое в процессе обучения, оно совершит в интеллектуальном плане самый значительный шаг в истории. В этот день совершится самая значительная из революций. Л.А.Мачадо "Революция в мышлении"

 

Закон работы учебника – природосообразность / биоадекватность. Этот закон организации учебника транслируется нам Природой. Мы имеем в виду:

1) природу Человека – возможность использовать каналы восприятия человека к осмыслению информации,

2) природу мозга – возможности формировать голографические мыслеобразы путём кодировки и перекодировки сигналов,

3) природу информации – разнообразие её носителей, способов и механизмов приёма – передачи, условий репрезентации, осмысления информации.

 

Рисунок 2. Биоадеватные учебники

Цель биоадекватного учебника согласно закону природосообразности состоит в:

- формировании мыслеобразов учебной информации,

- отработке навыков работы с мыслеобразами,

- научение целостному (природосообразному) мышлению.

Осмысление цели учебника в свете законов природосообразности и системности даёт некоторые базовые представления об эргономике биоадекватных учебников.

 

Таблица 1.

  Источники, принципы, требования, средства эргономики учебников
  Информация Тело человека Мозг человека
Принципы биадекватности Следование по 4 этапам приёма информации: I сенсорно-моторный II символьный III логический IV лингвистический   1. Вовлечение всех сенсорных каналов тела. 2. Следование биоритму: активность - релаксация. 3. Использование ассоциативных природных моделей. 1. Самоорганизация. 2. Свобода выбора ассоциации. 3. Кодировка и перекодировка в процессе решения задач. 4. Аккомодация мыслеобразов с участием эмоций.
Требования и учебники Необходимы 4 обязательные части в учебнике, соответствующие 4 этапам прохождения информации для каждого изучаемого явления.   1. Учебник обеспечивает включённость 5-6 сенсорных каналов (звук, форма, вкус, обоняние, тактильность). 2. Учебный материал разбит на блоки для работы в состоянии активности и релаксации. 3. Информация фиксируется на природных образах. 1. Образ предлагается рекомендательно. 2. Образ должен вызывать ассоциации. 3. В заданиях опора на личный опыт учащихся. 4. Символы, образы, информация должны быть просты и понятны учащимся и вызывать отклик.
Средства воплощения принципов и требований биоадекватности в учебниках 1. Образон как ассоциативный природный образ с нанесённой структурированной информацией в алгоритмическом порядке. 1. Текстовые пояснения к образону. 2. Упражнения на тренировку навыка работы с мыслеобразом. 3. Творческие задания. 1. Включение сенсорных каналов через образон посредством симультанной функции зрения и мозга. 2. Передача информации посредством образона в долговременную память. Подключение посредством симультанной функции эмоциональной сферы ребёнка для аккомодации мыслеобраза. 3. Подключение посредством сукцессивной функции левого полушария мозга для логической и лингвистической обработки информации. 4. Перекодировка мыслеобразов на основе личного опыта и выбора.

 

О ПРОГРАММЕ

REAL МЕТОДИКА

На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий, это знание метода, которым они были сделаны. Г. Лейбниц

Биологически адекватная релаксационно-активная (REAL) методика[24] представляет собой интеграцию скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация целостных динамичных мыслеобразов по учебной дисциплине и формирование навыков инструментальной работы с ними на основе специальных законов психики человека и законов образования. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся, активизации творческих способностей и экономия мышления.

REAL (релаксационно-активная) методика впервые ставит двухуровневую цель преподавательской деятельности:

1) научение учащихся методике мышления мыслеобразами,

2) формирование системы мыслеобразов по конкретной учебной дисциплине. REAL-методика - это кратчайший путь учёбы.

REAL-методика объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на формирование метода мышления мыслеобразами. Осознанное, систематическое применение ассоциативных образов во всех дисциплинах школьного цикла создаёт системное ассоциативное природосообразное мышление. Мотивировать биоадекватный метод мышления у человека – самая важная задача REAL-методики, ибо правильный метод мышления даёт ученику инструмент для решения не только учебных, но и жизненных задач. Правильный метод мышления важнее гигантских объёмов информации, ибо правильный метод приведёт человека к ценнейшим открытиям и психофизиологическому здоровью.

По форме данная методика релаксационно-активная (Relaxation action learning = REAL), в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ информации). REAL-метод состоит в разумном расчленении учебного материала и видов работ на указанные этапы ради эффективного изучения материала и создания целостной системы знаний по дисциплине. Так создаются естественные для человека условия, при которых обе половины мозга активизируются и ни одна из них не остаётся без нагрузки. Кроме того, взаимодействие левого и правого полушарий мозга приводит к тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии. В результате метод обеспечивает идеальную работу структур мозга и как следствие – идеальное физическое самочувствие учащихся. В обучение вовлечены душа, тело, мозг посредством снятия стресса[25] и подключения разнообразных центров удовольствия.

Почему же мы говорим о здоровье в связи с биоадекватной методикой? Да просто потому, что здоровье лежит в основе жизнедеятельности и генетики человека. Отрицательное влияние на здоровье школьников и студентов оказывает учебная перегрузка с опорой на левополушарное мышление при совершенно недостаточной нагрузке правого полушария головного мозга. Так снижается управляющее воздействие доминирующего правого полушария головного мозга на разнообразные функции организма человека. И возникают разнообразные болезни. По официальным данным, в столицах и крупных городах стран СНГ на 100 выпускников приходится 197 хронических болезней. Только 3,7% учителей имеют первую группу здоровья. Одно заболевание имеют 39% учителей, а два и более – почти 49%. Эти заболевания учителя приобрели в школе. Уровень невротизации обнаружен более чем у 80% преподавателей.

Как влияет на здоровье детей биоадекватная методика преподавания? Множеством исследований в Украине, Якутии, Бурятии, России, Казахстане (2000 -2011гг) доказано благотворное влияниие биоадекватного метода на здоровье детей. Проведённые в Украине исследования учёными Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина под руководством проф. М.С. Гончаренко опубликованы в ряде изданий («Ноосферное образование: ключ к здоровью», 2011 и др.). Ярким примером такого оздоровительного влияния биоадекватной методики могут служить результаты её применения в средней школе № 3 пос. Агинское Бурятского автономного округа. Работа проводилась в 2001 – 2002 гг. 110 детей из 5-х и 6-х классов учились по трём предметам (история, русский язык, английский язык) на основе ноосферной методики. За здоровьем детей и учителей наблюдали врач, психолог школы, а также независимый специалист − врач из г.Чита. В контрольной группе также было 110 учеников, обучавшихся по традиционной методике. Все дети были обследованы в начале учебного года (в сентябре) и в конце (в мае). В результате установлено, что за первый год все 110 учащихся первой группы улучшили медико-физиологические показатели по всем 12 системам жизнеобеспечения при резком их снижении у детей из контрольных классов. Суть такого влияния биоадекватной методики на здоровье детей раскрыла выдающийся невропатолог, кандидат психологических наук Н.А. Давыдовская (г. Алматы).

Биоадекватная методика включает в учёбу генетически присущий природе человека способ передачи и восприятия учебной информации. Этот путь прохождения информации без прóпусков физиологически естественных этапов. При традиционном методе преподавания практически не задействуется образное мышление. Это ведёт к раскоординации деятельности головного мозга и структур, которые определяют функционирование гормональной, иммунной, сердечно-сосудистой и др. систем организма.

Основная функция лимбической системы связана с процессами саморегуляции поведения и психической активности, связанных с удовлетворением врождённых, органических потребностей (самосохранение, добывание пищи, удовольствие). Перекос в сторону резкой перегрузки левого полушария головного мозга чрезвычайно вреден для организма детей и подростков, чем и объясняется их высокая заболеваемость при традиционном преподавании. Кроме того, она ориентирована на социальную доминацию (обязательство): «Надо выучить!» В биоадекватной методике мотивируется биологическая детерминанта: «Хочу узнать!» Именно этот «золотой ключик» открывает вход в генетически детерминированный способ познания, путь к творчеству, здоровью. Спокойная атмосфера учёбы приводит к улучшению самочувствия, так как учащиеся испытывают удовольствие от работы. Они ожидают уроков, и это усиливает ощущение быстроты продвижения вперёд и успеха.

Методические приёмы работы соответствуют этапам восприятия информации. Первым и обязательным этапом является презентация информации. Вторым этапом − восприятие информации. Третьим – переработка (осмысление) информации. Четвёртым – представление в слове, пятым этапом – двигательное закрепление новой информации. Шестым - архивирование информации. Эти этапы соотносятся с известной системой этапов познания Ж.Пиаже.

 

Таблица 2.

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩИХ

(Автор –









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.