Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБРАЗОН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ





 

Процесс восприятия информации строится на психологической основе – так называемом личном опыте (памяти). Личность способна идентифицировать информацию, сравнив её с тем, что есть в опыте, и мгновенно (на уровне сознания или подсознания) принять или отвергнуть её. При этом, говоря о личном опыте, мы имеем в виду как практический, так и духовный опыт (мечты, фантазии, устремления личности). Дело в том, что, согласно теории метафор, принятие или непринятие информации происходит из какой-либо актуальной потребности индивида, которую он симультанно(интуитивно) оценивает. Эта оценка порой не может быть осознана индивидом. Индивид может ощущать прилив энергии, покраснение частей тела, изменение температуры, но никак не может объяснить причину принятия или неприятия той или иной метафоры, заключённой в образе, символе, образоне. Это связано с тем, что индивид осуществил симультанную оценку информации, в его организме происходит "изменение потенциалов Е и температуры Тинформации" при переходе от первичных данных к знанию[18]. Индивид принимает метафору, заключённую в образоне, если она есть в его позитивном опыте, в том числе и в опыте мечты, фантазии, и он не боится её принять. Если же он имел негативный опыт или не имел его вовсе, то индивид отвергает метафору, заключённую в образоне, либо оценивает возможность перспективы после её принятия. Иногда индивид боится последствий принятия тех или иных метафор и из-за этого отвергает их. Вот почему образоны в учебниках желательно строить на основе природосообразных растительных моделей, образах "второй природы" – общекультурных образцах.

По нашему мнению, обращение к опыту природы или великих художников мира принимается большинством людей и способно гармонизировать душу человека. Поиск образонов в мире природы этичен по отношению к большинству людей, т.к. "уравнивает" их в опыте и создаёт психологические основания для принятия образона.



МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОНА

 

В той или иной мере педагогам, методологам и авторам учебников известны указанные нами выше естественные и психологические основы восприятия. Как результат поиска продуктивного преподавания и практики явилась тенденция визуализации информации (от игровых методик в детском саду и школе до деятельностных методик в старших классах, вузе и т.п.). В производстве учебников возникла тенденция к богатейшему иллюстрированию. Не говорим уже о компьютерных вариантах учебников и учебных пособий с их богатейшими оптическими и интерактивными возможностями.

Однако метод иллюстрирования есть один из методов эргономичной[19] подачи информации.

Другой подход к организации информации в учебниках предлагает к.т.н. В.Паронджанов, возглавляющий лабораторию "Учебник XXI века". Сущность эргономизации[20] учебника определяется им как вычленение групп информации, их графическое и схематическое представление в диосцене[21] с целью обеспечения немедленного доступа информации в мозг и экономии умственных затрат в процессе познания.

Учебник же представляется как диоряд – последовательность связанных по смыслу диосцен (схемы, формулы, текст и т.п.). Интенсификация познания "без излишней траты умственных сил" (Р.Декарт) достигается за счёт таких улучшений эргонометрических качеств учебника. В.Паронджанов разработал программу "Молния", которая позволяет создать учебники c высокими эргонометрическими показателями.

Наш взгляд на методологию ноосферного образования, изложенный ранее, даёт нам возможность лишь кратко напомнить основополагающие принципы: Природосообразность и Системность во всём, что касается образования, в том числе и учебников.

 

ЭРГОНОМИКА УЧЕБНИКА

В день, когда человечество придёт к выводу о том, что мысль есть нечто, приобретаемое в процессе обучения, оно совершит в интеллектуальном плане самый значительный шаг в истории. В этот день совершится самая значительная из революций. Л.А.Мачадо "Революция в мышлении"

 

Закон работы учебника – природосообразность / биоадекватность. Этот закон организации учебника транслируется нам Природой. Мы имеем в виду:

1) природу Человека – возможность использовать каналы восприятия человека к осмыслению информации,

2) природу мозга – возможности формировать голографические мыслеобразы путём кодировки и перекодировки сигналов,

3) природу информации – разнообразие её носителей, способов и механизмов приёма – передачи, условий репрезентации, осмысления информации.

 

Рисунок 2. Биоадеватные учебники

Цель биоадекватного учебника согласно закону природосообразности состоит в:

- формировании мыслеобразов учебной информации,

- отработке навыков работы с мыслеобразами,

- научение целостному (природосообразному) мышлению.

Осмысление цели учебника в свете законов природосообразности и системности даёт некоторые базовые представления об эргономике биоадекватных учебников.

 

Таблица 1.

  Источники, принципы, требования, средства эргономики учебников
  Информация Тело человека Мозг человека
Принципы биадекватности Следование по 4 этапам приёма информации: I сенсорно-моторный II символьный III логический IV лингвистический   1. Вовлечение всех сенсорных каналов тела. 2. Следование биоритму: активность - релаксация. 3. Использование ассоциативных природных моделей. 1. Самоорганизация. 2. Свобода выбора ассоциации. 3. Кодировка и перекодировка в процессе решения задач. 4. Аккомодация мыслеобразов с участием эмоций.
Требования и учебники Необходимы 4 обязательные части в учебнике, соответствующие 4 этапам прохождения информации для каждого изучаемого явления.   1. Учебник обеспечивает включённость 5-6 сенсорных каналов (звук, форма, вкус, обоняние, тактильность). 2. Учебный материал разбит на блоки для работы в состоянии активности и релаксации. 3. Информация фиксируется на природных образах. 1. Образ предлагается рекомендательно. 2. Образ должен вызывать ассоциации. 3. В заданиях опора на личный опыт учащихся. 4. Символы, образы, информация должны быть просты и понятны учащимся и вызывать отклик.
Средства воплощения принципов и требований биоадекватности в учебниках 1. Образон как ассоциативный природный образ с нанесённой структурированной информацией в алгоритмическом порядке. 1. Текстовые пояснения к образону. 2. Упражнения на тренировку навыка работы с мыслеобразом. 3. Творческие задания. 1. Включение сенсорных каналов через образон посредством симультанной функции зрения и мозга. 2. Передача информации посредством образона в долговременную память. Подключение посредством симультанной функции эмоциональной сферы ребёнка для аккомодации мыслеобраза. 3. Подключение посредством сукцессивной функции левого полушария мозга для логической и лингвистической обработки информации. 4. Перекодировка мыслеобразов на основе личного опыта и выбора.

 

О ПРОГРАММЕ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.