|
По теме: «Определение молярной массы эквивалента металла»Стр 1 из 3Следующая ⇒ Кафедра «Химия»
Лабораторный практикум По курсу «Химия»
Методические указания к лабораторным работам
Ростов-на-Дону 2015
Составители канд. техн. наук, доц., Е. Г. Задошенко, канд. хим. наук, доц. А. А. Новикова, д-р техн. наук, проф., В. Э. Бурлакова
УДК 546 (075.8)
Лабораторный практикум по курсу «Химия»: Метод. указания к лабораторным работам. Ростов-на-Дону: Издательский центр. 2015. - 24 с.
Методические указания содержат описание лабораторных работ по курсу «Химия», вопросы и литературу для самостоятельной подготовки. Предназначено для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения направлений 20.03.01 Техносферная безопасность, 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура, 22.03.01 Материаловедение и технологии материалов, 20.03.02 Наноинженерия и специальности 280705 Пожарная безопасность.
Печатается по решению методической комиссии факультета "Машиностроительные технологии и оборудование".
Научный редактор, д.т.н., проф., Е.Н. Евстифеев Рецензент, к.х.н., доц., А. В. Хохлов
Ó Е.Г. Задошенко, А.А. Новикова, В.Э. Бурлакова, 2015 Ó Издательский центр ДГТУ, 2015
Лабораторная работа № 1 по теме: «Свойства основных классов неорганических соединений»
Цель работы: изучение химических свойств основных классов химических неорганических соединений.
Опыт 1. Взаимодействие основных оксидов с водой В пробирку насыпьте немного оксида кальция и добавьте 1 мл воды. Содержимое пробирки хорошо перемешайте и прибавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Как изменится цвет индикатора и почему? Сделайте вывод о свойствах основных оксидов. Опыт 2. Взаимодействие основных оксидов с кислотами В пробирку насыпьте немного оксида кальция (около 0,1 г) и добавьте 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о свойствах основных оксидов. Опыт 3. Взаимодействие амфотерных оксидов со щелочами и кислотами В три пробирки насыпьте небольшое количество (около 0,01 г) оксида цинка. В первую прилейте 2-3 мл раствора соляной кислоты, во вторую - 2-3 мл раствора гидроксида натрия, в третью – дистиллированной воды. Что происходит? Проверьте растворимость оксида цинка в воде. Составьте уравнения всех процессов. Сделайте вывод о свойствах амфотерных оксидов. Опыт 4. Взаимодействие оснований с кислотами (реакция нейтрализации) В пробирку налейте 1-2 мл раствора гидроксида натри, добавьте 1-2 капли раствора фенолфталеина и медленно, по каплям, прибавьте 1-2 мл соляной кислоты до изменения окраски индикатора. Что происходит? Напишите уравнения реакций в молекулярном виде. Сделайте вывод о свойствах оснований. Опыт 5. Исследование амфотерности гидроксидов цинка и хрома (III) Для получения амфотерных оснований возьмите 2 пробирки, в одну пробирку налейте 1 мл раствора сульфата цинка, во вторую – 1 мл раствора сульфата хрома (III). В каждую пробирку прибавьте по каплям раствор гидроксида натрия до образования осадков. Какого цвета осадки? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Каждый осадок разделите на 2 пробирки. К одной части осадков добавьте раствор соляной кислоты, а к другой - раствор гидроксида натрия (в избытке). Что наблюдаете? Напишите уравнения всех реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о свойствах амфотерных оснований. Опыт 6. Получение нерастворимых оснований Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорида железа (III). Добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия. Что образуется? Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о способах получения нерастворимых оснований. Опыт 7. Взаимодействие кислот с солями К 1-2 мл раствора нитрата свинца (II) прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что происходит? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о свойствах кислот. Опыт 8. Взаимодействия кислот с металлами Налейте в две пробирки по 1-2 мл разбавленной серной кислоты. В первую пробирку добавьте гранулу металлического цинка, а во вторую - кусочек металлической меди. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций. Сделайте вывод о свойствах кислот.
Вопросы 1. Назовите важнейшие классы неорганических соединений. Приведите примеры. 2. На какие типы делятся солеобразующие оксиды? 3. На какие типы делятся соли? 4. Какие химические свойства имеют: основные оксиды; кислотные оксиды; амфотерные оксиды? 5. Какие реакции необходимо провести, чтобы определить амфотерные свойства оснований? 6. В какие химические реакции вступают кислоты? 7. Какие химические реакции характерны для солей? Лабораторная работа № 2 Лабораторная работа № 5 А) Термическая диссоциация хлорида аммония. Несколько кристаллов хлорида аммония поместите в цилиндрическую пробирку и укрепите её в штативе почти горизонтально. Слабым пламенем горелки нагрейте дно пробирки только в том месте, где лежит соль. Объясните образование белого налёта в верней части пробирки. Напишите уравнение обратимой реакции разложения соли. б) Разложение нитрата аммония. В цилиндрическую пробирку внесите ~1 г нитрата аммония и укрепите её вертикально в штативе. Осторожно нагрейте пробирку. Как только начнётся энергичное разложение соли, прекратите нагревание и внесите в пробирку тлеющую лучину. Объясните наблюдаемое явление. Составьте уравнение реакции разложения нитрата аммония, учитывая, что в результате образуется оксид азота (I). К 4-6 каплям насыщенного раствора нитрита калия добавьте 1-3 капли раствора серной кислоты. Отметьте появление в растворе голубой окраски азотистого ангидрида и объясните образование бурого газа над раствором. Напишите уравнения реакций: а) взаимодействия нитрита калия с серной кислотой, б) разложения азотистой кислоты, в) распада азотистого ангидрида.
Вопросы 1. Составьте уравнения реакций, в которых водород является: а) окислителем; б) восстановителем. 2. Какой из галогенов является самым активным, и какой - наименее активным окислителем? Почему? 3. Какими свойствами обладают сульфиды металлов? Какова их растворимость в воде и в кислотах? 4. Какие свойства проявляет концентрированная серная кислота? 5. Какие химические свойства характерны для аммиака и каковы способы его получения? 6. Сколько оксидов образует азот? Приведите примеры. Какие химические свойства для них характерных? 7. Какая из кислот азотная или азотистая является более сильным окислителем?
Лабораторная работа № 8 по теме: «Свойства металлов и их соединений»
Цель работы: изучить свойства металлов и их соединений
Опыт 1. Свойства металлического магния В две пробирки поместите по несколько кусочков ленты магния и добавьте в одну из них 3-5 капель раствора соляной кислоты, в другую серной. Опишите свои наблюдения, составьте уравнения протекающих реакций. Опыт 2. Взаимодействие алюминия с кислотами В три пробирки положите по кусочку металлического алюминия и добавьте по 5-10 капель последовательно 2 н раствора соляной кислоты, 2 н раствора серной кислоты, концентрированной серной кислоты. Сравните активность взаимодействия алюминия с соляной и серной кислотой на холоду. Подогрейте пробирки с разбавленными кислотами. Объясните, какой газ выделяется в обоих случаях на холоду и при нагревании? Напишите соответствующие уравнения реакций. По запаху установите выделение SO2 при взаимодействии алюминия с концентрированной серной кислотой на холоду. Осторожно нагрейте пробирку. Объясните происходящие изменения. Напишите уравнения соответствующих реакций. Опыт 3. Взаимодействие металлического алюминия со щелочью Маленький кусочек алюминия поместите в пробирку и добавьте 5-10 капель 2 н раствора щелочи. Легко ли алюминий растворяется в щелочи? Напишите суммарное уравнение реакции и подберите коэффициенты. Опыт 4. Взаимодействие олова с кислотами В пять пробирок положите по маленькому кусочку металлического олова. В каждую пробирку добавьте последовательно по 5-10 капель растворов кислоты: соляной, серной, концентрированной серной, разбавленной азотной и концентрированной азотной кислот. Отметьте, что наблюдается в каждом случае. Напишите соответствующие уравнения реакций, подберите коэффициенты методом электронно-ионного баланса. Опыт 5. Восстановительные свойства иона Sn2+ а) В две пробирки внесите по 1-3 капли растворов хлорида железа (III), одну пробирку сохраните для сравнения в качестве контрольной, в другую добавьте 2-4 капли раствора хлорида олова (II). В обе пробирке добавьте гексациано(III)феррата калия K3[Fe(CN)6] и по 5-10 капель воды. Отметьте окраску полученного раствора. Как изменилась окраска по сравнению с первоначальной? Напишите уравнение реакции восстановления FeCl3 хлоридом олова и взаимодействия получившегося хлорида железа (II) с K3[Fe(CN)6]. б) Внесите в пробирку 5-10 капель раствора соли хлорида олова (II) и 4-5 капель соляной кислоты. К полученному раствору постепенно по 1 капле добавьте бихромат калия. Как изменилась окраска раствора? Напишите уравнение реакций. Коэффициенты подберите методом электронно-ионного баланса. Опыт № 6. Получение и изучение свойств гидроксидов марганца (II) а) К раствору сернокислого марганца MnSO4 прибавьте раствор гидроксида натрия NaOH. Напишите уравнение реакции. Отметьте изменения, происходящие с осадком при стоянии на воздухе. Опишите это изменение уравнением реакции. б) Полученный осадок разделите на две пробирки. В одну из них добавьте разбавленную серную кислоту, в другую – избыток щелочи NaOH. В обоих ли случаях произойдет растворение осадка? Какой вывод можно сделать о свойствах гидроксида марганца (II)? Составьте уравнения реакций. Опыт № 7. Свойства солей хромовой и двухромовой кислот Налейте в одну пробирку раствор хромата калия K2CrO4, а в другую – раствор бихромата калия K2Cr2O7. Заметьте, каковы окраски растворов. В пробирку с раствором хромата калия прилейте раствор серной кислоты, в пробирку с раствором бихромата калия – раствор щелочи KOH. Как изменились окраски растворов. Составьте уравнения проделанных реакций. Опыт №8. Окислительно-восстановительные свойства соединений d-элементов а) К 2-3 мл раствора Cr2(SO4)3 прибавьте избыток раствора NaOH до получения хромита натрия NaCrO2, а затем прибавьте несколько мл пероксида водорода H2O2. Смесь нагрейте. Отметьте изменение цвета раствора из зеленого, характерного для иона CrO2‾, в желтый, характерный для иона CrO42‾. Составьте уравнения реакций и уравняйте их методом электронно-ионного баланса. б)Возьмите в пробирку немного двуокиси свинца PbO2, прибавьте 2-3 мл концентрированной азотной кислоты и 2-3 капли раствора сернокислого марганца MnSO4. Смесь нагрейте до кипения. После отстаивания отметьте изменение окраски раствора вследствие образования HМnO4. Напишите уравнения реакции и уравняйте методом ионно-электронного баланса. Вопросы 1. Какими свойствами обладают гидрооксиды s-металлов? 2. Какие химические свойства характерны для р-металлов? 3. В какие свойства характерны для солей р-металлов? Приведите примеры реакций. 4. Какими свойствами обладают гидрооксиды d-металлов в низшей и высшей степенях окисления? 5. Какой из гидрооксидов d-металлов обладает амфотерными свойствами? 6. В какие свойства характерны для солей d -металлов? Примеры реакций.
Литература 1. Ахметов Н. С.. Общая и неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 2003. 2. Павлов Н. Н.. Общая и неорганическая химия. - М.: Дрофа, 2002. 3. Угай Я.А.. Общая и неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1997. 4. Глинка Н.Л. Общая химия. Учебник для вузов. М.: Интеграл-Пресс. 2010 5. Н. В. Коровин. Общая химия. М.: Высшая школа, 1998. 6. Н. В. Коровин, Э. И. Мингулина, Н. Г. Рыжова. Лабораторные работы по общей химии. М.: Высшая школа, 1998.
Составители канд. техн. наук, доц., Е. Г. Задошенко, канд. хим. наук, доц. А. А. Новикова, д-р техн. наук, проф., В. Э. Бурлакова.
Лабораторный практикум по курсу «Химия» Кафедра «Химия»
Лабораторный практикум По курсу «Химия»
Методические указания к лабораторным работам
Ростов-на-Дону 2015
Составители канд. техн. наук, доц., Е. Г. Задошенко, канд. хим. наук, доц. А. А. Новикова, д-р техн. наук, проф., В. Э. Бурлакова
УДК 546 (075.8)
Лабораторный практикум по курсу «Химия»: Метод. указания к лабораторным работам. Ростов-на-Дону: Издательский центр. 2015. - 24 с.
Методические указания содержат описание лабораторных работ по курсу «Химия», вопросы и литературу для самостоятельной подготовки. Предназначено для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения направлений 20.03.01 Техносферная безопасность, 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура, 22.03.01 Материаловедение и технологии материалов, 20.03.02 Наноинженерия и специальности 280705 Пожарная безопасность.
Печатается по решению методической комиссии факультета "Машиностроительные технологии и оборудование".
Научный редактор, д.т.н., проф., Е.Н. Евстифеев Рецензент, к.х.н., доц., А. В. Хохлов
Ó Е.Г. Задошенко, А.А. Новикова, В.Э. Бурлакова, 2015 Ó Издательский центр ДГТУ, 2015
Лабораторная работа № 1 по теме: «Свойства основных классов неорганических соединений»
Цель работы: изучение химических свойств основных классов химических неорганических соединений.
Опыт 1. Взаимодействие основных оксидов с водой В пробирку насыпьте немного оксида кальция и добавьте 1 мл воды. Содержимое пробирки хорошо перемешайте и прибавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Как изменится цвет индикатора и почему? Сделайте вывод о свойствах основных оксидов. Опыт 2. Взаимодействие основных оксидов с кислотами В пробирку насыпьте немного оксида кальция (около 0,1 г) и добавьте 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о свойствах основных оксидов. Опыт 3. Взаимодействие амфотерных оксидов со щелочами и кислотами В три пробирки насыпьте небольшое количество (около 0,01 г) оксида цинка. В первую прилейте 2-3 мл раствора соляной кислоты, во вторую - 2-3 мл раствора гидроксида натрия, в третью – дистиллированной воды. Что происходит? Проверьте растворимость оксида цинка в воде. Составьте уравнения всех процессов. Сделайте вывод о свойствах амфотерных оксидов. Опыт 4. Взаимодействие оснований с кислотами (реакция нейтрализации) В пробирку налейте 1-2 мл раствора гидроксида натри, добавьте 1-2 капли раствора фенолфталеина и медленно, по каплям, прибавьте 1-2 мл соляной кислоты до изменения окраски индикатора. Что происходит? Напишите уравнения реакций в молекулярном виде. Сделайте вывод о свойствах оснований. Опыт 5. Исследование амфотерности гидроксидов цинка и хрома (III) Для получения амфотерных оснований возьмите 2 пробирки, в одну пробирку налейте 1 мл раствора сульфата цинка, во вторую – 1 мл раствора сульфата хрома (III). В каждую пробирку прибавьте по каплям раствор гидроксида натрия до образования осадков. Какого цвета осадки? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Каждый осадок разделите на 2 пробирки. К одной части осадков добавьте раствор соляной кислоты, а к другой - раствор гидроксида натрия (в избытке). Что наблюдаете? Напишите уравнения всех реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о свойствах амфотерных оснований. Опыт 6. Получение нерастворимых оснований Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорида железа (III). Добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия. Что образуется? Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о способах получения нерастворимых оснований. Опыт 7. Взаимодействие кислот с солями К 1-2 мл раствора нитрата свинца (II) прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что происходит? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о свойствах кислот. Опыт 8. Взаимодействия кислот с металлами Налейте в две пробирки по 1-2 мл разбавленной серной кислоты. В первую пробирку добавьте гранулу металлического цинка, а во вторую - кусочек металлической меди. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций. Сделайте вывод о свойствах кислот.
Вопросы 1. Назовите важнейшие классы неорганических соединений. Приведите примеры. 2. На какие типы делятся солеобразующие оксиды? 3. На какие типы делятся соли? 4. Какие химические свойства имеют: основные оксиды; кислотные оксиды; амфотерные оксиды? 5. Какие реакции необходимо провести, чтобы определить амфотерные свойства оснований? 6. В какие химические реакции вступают кислоты? 7. Какие химические реакции характерны для солей? Лабораторная работа № 2 по теме: «Определение молярной массы эквивалента металла»
Цель работы: ознакомиться с понятиями эквивалент, молярная масса эквивалента, закон эквивалентов. Экспериментально установить молярную массу эквивалента металла.
Для экспериментального определения молярной массы эквивалента металла используют прибор, состоящий из бюретки, соединенной с воронкой резиновой трубкой (рис.1). Через систему пробок и трубок к бюретке присоединяют пробирку. Система укрепляется на штативе и заливается подкрашенной водой. Следует помнить, что водород - очень летучий газ. Поэтому необходимо проверить герметичность установки, для чего при закрытых пробках и присоединенной пробирке надо опустить кольцо с воронкой. Если прибор герметичен, то уровень воды в бюретке, немного понизившись, останется постоянным. Если уровни жидкости в бюретке и воронке, как в сообщающихся сосудах, выравниваются, то герметичность нарушена, и следует обратиться к преподавателю. В пробирку налейте 3-4 мл раствора серной кислоты (разбавление 1:4). Полоской фильтровальной бумаги снимите со стенок пробирки капли кислоты. Удерживая пробирку наклонно (следить, чтобы не выливалась кислота), поместите на сухую стенку пробирки кусочек металла, взвешенный с точностью до 0,0001 г. (Необходимо следить, чтобы металл не соприкасался с кислотой). Присоедините пробирку к прибору, удерживая ее в наклонном положении. Отметьте уровень воды в бюретке до опыта V1 с точностью до 0,1 мл. Придерживая пробирку, стряхните металл в раствор кислоты. Выделяющийся водород будет собираться в бюретке. При этом вода из бюретки будет собираться в воронке. По окончании реакции дайте системе остыть и опустите кольцо с воронкой до нового уровня жидкости. Отметьте новый уровень жидкости V2. Разность уровней жидкости в бюретке после опыта и до опыта равна объему выделившегося водорода: VH2 = V2 - V1. Отметьте условия проведения опыта: давление (р) и температуру (Т). По таблице 1 определите давление насыщенного водяного пара (h) при температуре проведения опыта.
Таблица 1. Давление насыщенного пара, h, мм. рт. ст.
Экспериментальные данные внесите в таблицу 2. Таблица 2. Экспериментальные наблюдения
Проведите обработку экспериментальных данных. Используя уравнение объединенного газового закона: полученный объем водорода VH2 приведите к нормальным условиям VH2°: На основе закона эквивалентов , определите молярную массу эквивалента металла: Вычислите атомную массу металла, если валентность его равна 2: . Определите по таблице Д. И. Менделеева металл, который близок по атомной массе из элементов второй группы. Вычислите теоретическое значение молярной массы эквивалента металла. Рассчитайте относительную погрешность экспериментальных результатов по формуле:
На основании проведенной лабораторной работы сделайте вывод, указав значения рассчитанной молярной массы эквивалента металла и теоретическое, относительную погрешность опыта.
Вопросы 1. Что называется эквивалентом? 2. Приведите формулы для теоретического расчета эквивалентов простых веществ, оксидов, оснований, кислот и солей. 3. Какие известны способы определения молярной массы эквивалентов веществ? 4. Дайте определения закона эквивалентов. 5. Приведите теоретические формулы расчетов молярной массы эквивалентов сложных веществ: оксидов; оснований; кислот; солей. 6. Как можно рассчитать молярный объем эквивалента газообразных веществ?
Лабораторная работа №3 по тема: «Химическая кинетика и равновесие» Цель работы: изучить влияние внешних факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
Опыт 1. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ Данная зависимость изучается на примере реакции: Na2S2O3 + H2SO4 = SO2↑+ S↓ + H2O + Na2SO4, в результате которой образуется нерастворимая в воде сера, вызывающая помутнение раствора (явление опалесценции). О скорости химической реакции можно судить визуально по времени появления опалесценции. Для проведения опыта возьмите четыре стакана. В первый стакан налейте 5 мл Na2S2O3 и 15 мл дистиллированной воды, во второй – 10 мл Na2S2O3 и 10 мл дистиллированной воды, в третий – 15 мл Na2S2O3 и 5 мл дистиллированной воды, в четвертый – только 20 мл Na2S2O3. Объем веществ отмерьте с помощью цилиндра или мерного стакана. Затем отмерьте цилиндром 5 мл разбавленной серной кислоты и добавьте в первый стакан, при этом зафиксируйте временной интервал (t) от момента добавления серной кислоты до появления помутнения раствора. Визуально зафиксируйте интенсивность помутнения раствора. В оставшиеся стаканы аналогичным образом добавьте серную кислоту и также замерьте временной интервал (t), причем интенсивность помутнения раствора в этих стаканах должна соответствовать той, которую зафиксировали в первом случае. Установленные временные интервалы будут определять скорость реакции в этих стаканах v = 1/t. Полученные данные оформите в виде таблицы 3. Таблица. 3. Экспериментальные результаты.
На основании полученных данных постройте график зависимости скорости данной реакции от концентрации тиосульфата натрия Na2S2O3, где по оси абсцисс отложите значение концентрации вещества Na2S2O3, численно равные его объему (V, мл), а по оси ординат – величину скорости (1/t, с-1). Составьте для данной реакции кинетическое уравнение, используя закон действующих масс. На основании графика и кинетического уравнения сделайте вывод о влиянии концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции. Определите, согласуются ли ваши экспериментальные наблюдения с теоретическим законом. Опыт 2. Зависимость скорости реакции от температуры В пробирку налейте 5 мл тиосульфата натрия, поместите в нее термометр и отметьте температуру раствора (t1), затем термометр выньте. К содержимому в пробирке прилейте 5 мл раствора серной кислоты и зафиксируйте временной интервал от момента добавления серной кислоты до помутнения раствора (t1). Возьмите две пробирке, в одну поместите 5 мл серной кислоты, в другую – 5 мл тиосульфата натрия и термометр. Обе пробирки одновременно поместите в химический стакан с горячей водой и нагрейте до температуры (t2), которая будет выше на 100, чем в предыдущем случае. Из пробирки выньте термометр и слейте содержимое пробирок в одну, отметьте время помутнения раствора (t2). Вычислите температурный коэффициент данной реакции по формуле: . Сделайте вывод о соответствии ваших наблюдений с правилом Вант-Гоффа. Опыт 3. Влияние изменения концентрации веществ на смещение химического равновесия Налейте в пробирку 5 мл с концентрацией 0,1 н раствора хлорида железа (III), добавьте такое же количество 0,1 н раствора роданида калия. Разделите полученный раствор на 4 пробирки. Одну пробирку оставьте как контрольный образец. В три оставшиеся пробирки добавьте: в первую – 3-5 капель концентрированного раствора хлорида железа (III), во вторую – 3-5 капель концентрированного раствора роданида калия, в третью – одну лопатку твердой соли хлорида калия. Сравните интенсивность окраски в трех пробирках с окраской в контрольной пробирке. Напишите уравнение реакции и выражение для константы равновесия этой реакции. В каком направлении смещается равновесие в случае добавления: а) хлорида железа (III), б) роданида калия, в) хлорида калия. Сделайте вывод о смещении равновесия в данной химической системе на основе своих наблюдений и общего выражения константы равновесия. Вопросы 1. Что понимают по скоростью химической реакции? 2. Какие факторы влияют на скорость химической реакции? 3. На основе какого закона скорость реакции связана с концентрацией? 4. Как влияет температура на скорость химической реакции? 5. Дайте определение константы равновесия. Что характеризует данная величина? 6. Какие факторы влияют на смещения химического равновесия?
Лабораторная работа №4 по теме: «Ионные реакции в растворах электролитов» Цель работы: изучить закономерности протекания ионных реакций, диссоциации кислот и оснований, процесс гидролиза солей. Опыт 1. Сравнение степени диссоциации растворов кислот и оснований а) В три пробирки налейте по 1-2 мл 0,1 н растворов серной, уксусной и борной кислот. В каждую пробирку добавьте по 2-3 капли раствора метилоранжа (м-о). Составьте уравнения диссоциаций кислот. Отметьте изменение окраски растворов кислот в каждой из пробирок. Почему окраска растворов кислот неодинакова? Для объяснения используйте константы диссоциации кислот. Затем в каждую пробирку бросьте по небольшому кусочку магния. Что при этом наблюдается? Какой газ выделяется? Изменяется ли окраска индикатора к концу реакции? Почему? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. От концентрации каких ионов в растворе зависит скорость реакции между кислотой и магнием? б) В две пробирки налейте 1-2 мл хлорида кальция. В одну пробирку добавьте 0,2 н раствор гидроксида натрия, а в другую – 0,2 н раствор гидроксида аммония. В какой из пробирок образовалось осадка больше? Почему? Между какими ионами идут реакции в данных растворах? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. Опыт 2. Качественная реакция на ион хлора CI- Возьмите три пробирки, в первую налейте раствор соляной кислоты, во вторую – раствор соли хлорид натрия, в третью – раствор соли хлорид кальция. Во все три пробирки по каплям добавьте раствор соли нитрата серебра. Что наблюдается? Между какими ионами идёт реакция? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. Какой ион является аналитическим (определяющим) на ион хлора? Опыт 3. Качественная реакция на сульфат-ион (SO4)-2 Возьмите три пробирки, в первую налейте раствор разбавленной серной кислоты, во вторую – раствор соли сульфата магния, в третью – раствор соли сульфата натрия. Во все три пробирки по каплям добавьте раствор соли хлорида бария. Что наблюдается? Между какими ионами идёт реакция? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. Какой ион является аналитическим на ион SO4-2? Опыт 4. Смещение ионного равновесия слабого электролита Налейте в одну пробирку 3 мл 0,1 н раствора уксусной кислоты, а в другую 3 мл чистой воды. Прибавьте в обе части по 2-3 капли метилоранжа. Какую окраску имеет индикатор в каждой пробирке? Почему? Оставьте пробирку с водой для сравнения. В пробирку с раствором уксусной кислоты насыпьте немного сухого уксуснокислого натрия. Слегка взболтайте содержимое пробирки. Как изменяется окраска раствора? Почему? Составьте уравнение диссоциации уксусной кислоты и ацетата натрия. Концентрация каких ионов увеличилась в растворе после добавления уксуснокислого натрия в раствор уксусной кислоты? Объясните свои наблюдения, используя принцип Ле-Шателье. Как влияет концентрация одноименных ионов на диссоциацию слабого электролита? Опыт 5. Гидролиз солей В 4 отдельные пробирки налейте по 2-3 мл разбавленных растворов следующих солей: в первую – карбоната натрия, во вторую – сульфата алюминия, в третью – углекислого аммония, в четвёртую хлорида натрия. В каждую пробирку опустите универсальную индикаторную бумагу. Как изменяется окраска индикаторной бумаги в каждой из пробирок? Почему? Напишите в молекулярном и ионном видах уравнения реакций гидролиза солей. Укажите механизм гидролиза солей и значения рН. В какой пробирке гидролиз не происходит? Почему?
Вопросы 1. Что называется процессом диссоциации? 2. Какие факторы влияют на процесс диссоциации? 3. Какие реакции называются ионными? В каких случаях ионные реакции протекают до конца? 4. Дайте определение процессу гидролиза солей. От чего зависит характер процесса гидролиза солей? 5. Какие соли гидролизу не подвергаются и почему? 6. Что такое значения рН? Что характеризует данный показатель?
Лабораторная работа № 5 Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|