Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По теме: «Определение молярной массы эквивалента металла»





Кафедра «Химия»

 

 

Лабораторный практикум

По курсу «Химия»

 

Методические указания к лабораторным работам

 

 

Ростов-на-Дону 2015

 

Составители канд. техн. наук, доц., Е. Г. Задошенко, канд. хим. наук, доц. А. А. Новикова, д-р техн. наук, проф., В. Э. Бурлакова

 

УДК 546 (075.8)

 

 

Лабораторный практикум по курсу «Химия»: Метод. указания к лабораторным работам. Ростов-на-Дону: Издательский центр. 2015. - 24 с.

 

 

Методические указания содержат описание лабораторных работ по курсу «Химия», вопросы и литературу для самостоятельной подготовки. Предназначено для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения направлений 20.03.01 Техносферная безопасность, 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура, 22.03.01 Материаловедение и технологии материалов, 20.03.02 Наноинженерия и специальности 280705 Пожарная безопасность.

 

 

Печатается по решению методической комиссии факультета "Машиностроительные технологии и оборудование".

 

 

Научный редактор, д.т.н., проф., Е.Н. Евстифеев

Рецензент, к.х.н., доц., А. В. Хохлов

 

Ó Е.Г. Задошенко, А.А. Новикова, В.Э. Бурлакова, 2015

Ó Издательский центр ДГТУ, 2015

 

Лабораторная работа № 1

по теме: «Свойства основных классов неорганических соединений»

 

Цель работы: изучение химических свойств основных классов химических неорганических соединений.

 

Опыт 1. Взаимодействие основных оксидов с водой

В пробирку насыпьте немного оксида кальция и добавьте 1 мл воды. Содержимое пробирки хорошо перемешайте и прибавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Как изменится цвет индикатора и почему? Сделайте вывод о свойствах основных оксидов.

Опыт 2. Взаимодействие основных оксидов с кислотами

В пробирку насыпьте немного оксида кальция (около 0,1 г) и добавьте 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о свойствах основных оксидов.

Опыт 3. Взаимодействие амфотерных оксидов со щелочами и кислотами

В три пробирки насыпьте небольшое количество (около 0,01 г) оксида цинка. В первую прилейте 2-3 мл раствора соляной кислоты, во вторую - 2-3 мл раствора гидроксида натрия, в третью – дистиллированной воды. Что происходит? Проверьте растворимость оксида цинка в воде. Составьте уравнения всех процессов. Сделайте вывод о свойствах амфотерных оксидов.

Опыт 4. Взаимодействие оснований с кислотами (реакция нейтрализации)

В пробирку налейте 1-2 мл раствора гидроксида натри, добавьте 1-2 капли раствора фенолфталеина и медленно, по каплям, прибавьте 1-2 мл соляной кислоты до изменения окраски индикатора. Что происходит? Напишите уравнения реакций в молекулярном виде. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Опыт 5. Исследование амфотерности гидроксидов цинка и хрома (III)

Для получения амфотерных оснований возьмите 2 пробирки, в одну пробирку налейте 1 мл раствора сульфата цинка, во вторую – 1 мл раствора сульфата хрома (III). В каждую пробирку прибавьте по каплям раствор гидроксида натрия до образования осадков. Какого цвета осадки? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Каждый осадок разделите на 2 пробирки. К одной части осадков добавьте раствор соляной кислоты, а к другой - раствор гидроксида натрия (в избытке). Что наблюдаете? Напишите уравнения всех реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о свойствах амфотерных оснований.

Опыт 6. Получение нерастворимых оснований

Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорида железа (III). Добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия. Что образуется? Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о способах получения нерастворимых оснований.

Опыт 7. Взаимодействие кислот с солями

К 1-2 мл раствора нитрата свинца (II) прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что происходит? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о свойствах кислот.

Опыт 8. Взаимодействия кислот с металлами

Налейте в две пробирки по 1-2 мл разбавленной серной кислоты. В первую пробирку добавьте гранулу металлического цинка, а во вторую - кусочек металлической меди. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций. Сделайте вывод о свойствах кислот.

 

Вопросы

1. Назовите важнейшие классы неорганических соединений. Приведите примеры.

2. На какие типы делятся солеобразующие оксиды?

3. На какие типы делятся соли?

4. Какие химические свойства имеют: основные оксиды; кислотные оксиды; амфотерные оксиды?

5. Какие реакции необходимо провести, чтобы определить амфотерные свойства оснований?

6. В какие химические реакции вступают кислоты?

7. Какие химические реакции характерны для солей?

Лабораторная работа № 2

Лабораторная работа № 5

А) Термическая диссоциация хлорида аммония. Несколько кристаллов хлорида аммония поместите в цилиндрическую пробирку и укрепите её в штативе почти горизонтально. Слабым пламенем горелки нагрейте дно пробирки только в том месте, где лежит соль. Объясните образование белого налёта в верней части пробирки. Напишите уравнение обратимой реакции разложения соли.

б) Разложение нитрата аммония. В цилиндрическую пробирку внесите ~1 г нитрата аммония и укрепите её вертикально в штативе. Осторожно нагрейте пробирку. Как только начнётся энергичное разложение соли, прекратите нагревание и внесите в пробирку тлеющую лучину. Объясните наблюдаемое явление. Составьте уравнение реакции разложения нитрата аммония, учитывая, что в результате образуется оксид азота (I).

К 4-6 каплям насыщенного раствора нитрита калия добавьте 1-3 капли раствора серной кислоты. Отметьте появление в растворе голубой окраски азотистого ангидрида и объясните образование бурого газа над раствором. Напишите уравнения реакций: а) взаимодействия нитрита калия с серной кислотой, б) разложения азотистой кислоты, в) распада азотистого ангидрида.

 

Вопросы

1. Составьте уравнения реакций, в которых водород является: а) окислителем; б) восстановителем.

2. Какой из галогенов является самым активным, и какой - наименее активным окислителем? Почему?

3. Какими свойствами обладают сульфиды металлов? Какова их растворимость в воде и в кислотах?

4. Какие свойства проявляет концентрированная серная кислота?

5. Какие химические свойства характерны для аммиака и каковы способы его получения?

6. Сколько оксидов образует азот? Приведите примеры. Какие химические свойства для них характерных?

7. Какая из кислот азотная или азотистая является более сильным окислителем?

 

Лабораторная работа № 8

по теме: «Свойства металлов и их соединений»

 

Цель работы: изучить свойства металлов и их соединений

 

Опыт 1. Свойства металлического магния

В две пробирки поместите по несколько кусочков ленты магния и добавьте в одну из них 3-5 капель раствора соляной кислоты, в другую серной. Опишите свои наблюдения, составьте уравнения протекающих реакций.

Опыт 2. Взаимодействие алюминия с кислотами

В три пробирки положите по кусочку металлического алюминия и добавьте по 5-10 капель последовательно 2 н раствора соляной кислоты, 2 н раствора серной кислоты, концентрированной серной кислоты.

Сравните активность взаимодействия алюминия с соляной и серной кислотой на холоду. Подогрейте пробирки с разбавленными кислотами. Объясните, какой газ выделяется в обоих случаях на холоду и при нагревании? Напишите соответствующие уравнения реакций. По запаху установите выделение SO2 при взаимодействии алюминия с концентрированной серной кислотой на холоду. Осторожно нагрейте пробирку. Объясните происходящие изменения. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Опыт 3. Взаимодействие металлического алюминия со щелочью

Маленький кусочек алюминия поместите в пробирку и добавьте 5-10 капель 2 н раствора щелочи. Легко ли алюминий растворяется в щелочи? Напишите суммарное уравнение реакции и подберите коэффициенты.

Опыт 4. Взаимодействие олова с кислотами

В пять пробирок положите по маленькому кусочку металлического олова. В каждую пробирку добавьте последовательно по 5-10 капель растворов кислоты: соляной, серной, концентрированной серной, разбавленной азотной и концентрированной азотной кислот. Отметьте, что наблюдается в каждом случае. Напишите соответствующие уравнения реакций, подберите коэффициенты методом электронно-ионного баланса.

Опыт 5. Восстановительные свойства иона Sn2+

а) В две пробирки внесите по 1-3 капли растворов хлорида железа (III), одну пробирку сохраните для сравнения в качестве контрольной, в другую добавьте 2-4 капли раствора хлорида олова (II). В обе пробирке добавьте гексациано(III)феррата калия K3[Fe(CN)6] и по 5-10 капель воды. Отметьте окраску полученного раствора. Как изменилась окраска по сравнению с первоначальной? Напишите уравнение реакции восстановления FeCl3 хлоридом олова и взаимодействия получившегося хлорида железа (II) с K3[Fe(CN)6].

б) Внесите в пробирку 5-10 капель раствора соли хлорида олова (II) и 4-5 капель соляной кислоты. К полученному раствору постепенно по 1 капле добавьте бихромат калия. Как изменилась окраска раствора? Напишите уравнение реакций. Коэффициенты подберите методом электронно-ионного баланса.

Опыт № 6. Получение и изучение свойств гидроксидов марганца (II)

а) К раствору сернокислого марганца MnSO4 прибавьте раствор гидроксида натрия NaOH. Напишите уравнение реакции. Отметьте изменения, происходящие с осадком при стоянии на воздухе. Опишите это изменение уравнением реакции.

б) Полученный осадок разделите на две пробирки. В одну из них добавьте разбавленную серную кислоту, в другую – избыток щелочи NaOH. В обоих ли случаях произойдет растворение осадка? Какой вывод можно сделать о свойствах гидроксида марганца (II)? Составьте уравнения реакций.

Опыт № 7. Свойства солей хромовой и двухромовой кислот

Налейте в одну пробирку раствор хромата калия K2CrO4, а в другую – раствор бихромата калия K2Cr2O7. Заметьте, каковы окраски растворов. В пробирку с раствором хромата калия прилейте раствор серной кислоты, в пробирку с раствором бихромата калия – раствор щелочи KOH. Как изменились окраски растворов. Составьте уравнения проделанных реакций.

Опыт №8. Окислительно-восстановительные свойства соединений d-элементов

а) К 2-3 мл раствора Cr2(SO4)3 прибавьте избыток раствора NaOH до получения хромита натрия NaCrO2, а затем прибавьте несколько мл пероксида водорода H2O2. Смесь нагрейте. Отметьте изменение цвета раствора из зеленого, характерного для иона CrO2, в желтый, характерный для иона CrO42‾. Составьте уравнения реакций и уравняйте их методом электронно-ионного баланса.

б)Возьмите в пробирку немного двуокиси свинца PbO2, прибавьте 2-3 мл концентрированной азотной кислоты и 2-3 капли раствора сернокислого марганца MnSO4. Смесь нагрейте до кипения. После отстаивания отметьте изменение окраски раствора вследствие образования HМnO4. Напишите уравнения реакции и уравняйте методом ионно-электронного баланса.

Вопросы

1. Какими свойствами обладают гидрооксиды s-металлов?

2. Какие химические свойства характерны для р-металлов?

3. В какие свойства характерны для солей р-металлов? Приведите примеры реакций.

4. Какими свойствами обладают гидрооксиды d-металлов в низшей и высшей степенях окисления?

5. Какой из гидрооксидов d-металлов обладает амфотерными свойствами?

6. В какие свойства характерны для солей d -металлов? Примеры реакций.

 

Литература

1. Ахметов Н. С.. Общая и неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 2003.

2. Павлов Н. Н.. Общая и неорганическая химия. - М.: Дрофа, 2002.

3. Угай Я.А.. Общая и неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1997.

4. Глинка Н.Л. Общая химия. Учебник для вузов. М.: Интеграл-Пресс. 2010

5. Н. В. Коровин. Общая химия. М.: Высшая школа, 1998.

6. Н. В. Коровин, Э. И. Мингулина, Н. Г. Рыжова. Лабораторные работы по общей химии. М.: Высшая школа, 1998.

 

 

Составители канд. техн. наук, доц., Е. Г. Задошенко, канд. хим. наук, доц. А. А. Новикова, д-р техн. наук, проф., В. Э. Бурлакова.

 

Лабораторный практикум по курсу «Химия»

Кафедра «Химия»

 

 

Лабораторный практикум

По курсу «Химия»

 

Методические указания к лабораторным работам

 

 

Ростов-на-Дону 2015

 

Составители канд. техн. наук, доц., Е. Г. Задошенко, канд. хим. наук, доц. А. А. Новикова, д-р техн. наук, проф., В. Э. Бурлакова

 

УДК 546 (075.8)

 

 

Лабораторный практикум по курсу «Химия»: Метод. указания к лабораторным работам. Ростов-на-Дону: Издательский центр. 2015. - 24 с.

 

 

Методические указания содержат описание лабораторных работ по курсу «Химия», вопросы и литературу для самостоятельной подготовки. Предназначено для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения направлений 20.03.01 Техносферная безопасность, 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура, 22.03.01 Материаловедение и технологии материалов, 20.03.02 Наноинженерия и специальности 280705 Пожарная безопасность.

 

 

Печатается по решению методической комиссии факультета "Машиностроительные технологии и оборудование".

 

 

Научный редактор, д.т.н., проф., Е.Н. Евстифеев

Рецензент, к.х.н., доц., А. В. Хохлов

 

Ó Е.Г. Задошенко, А.А. Новикова, В.Э. Бурлакова, 2015

Ó Издательский центр ДГТУ, 2015

 

Лабораторная работа № 1

по теме: «Свойства основных классов неорганических соединений»

 

Цель работы: изучение химических свойств основных классов химических неорганических соединений.

 

Опыт 1. Взаимодействие основных оксидов с водой

В пробирку насыпьте немного оксида кальция и добавьте 1 мл воды. Содержимое пробирки хорошо перемешайте и прибавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Как изменится цвет индикатора и почему? Сделайте вывод о свойствах основных оксидов.

Опыт 2. Взаимодействие основных оксидов с кислотами

В пробирку насыпьте немного оксида кальция (около 0,1 г) и добавьте 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о свойствах основных оксидов.

Опыт 3. Взаимодействие амфотерных оксидов со щелочами и кислотами

В три пробирки насыпьте небольшое количество (около 0,01 г) оксида цинка. В первую прилейте 2-3 мл раствора соляной кислоты, во вторую - 2-3 мл раствора гидроксида натрия, в третью – дистиллированной воды. Что происходит? Проверьте растворимость оксида цинка в воде. Составьте уравнения всех процессов. Сделайте вывод о свойствах амфотерных оксидов.

Опыт 4. Взаимодействие оснований с кислотами (реакция нейтрализации)

В пробирку налейте 1-2 мл раствора гидроксида натри, добавьте 1-2 капли раствора фенолфталеина и медленно, по каплям, прибавьте 1-2 мл соляной кислоты до изменения окраски индикатора. Что происходит? Напишите уравнения реакций в молекулярном виде. Сделайте вывод о свойствах оснований.

Опыт 5. Исследование амфотерности гидроксидов цинка и хрома (III)

Для получения амфотерных оснований возьмите 2 пробирки, в одну пробирку налейте 1 мл раствора сульфата цинка, во вторую – 1 мл раствора сульфата хрома (III). В каждую пробирку прибавьте по каплям раствор гидроксида натрия до образования осадков. Какого цвета осадки? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Каждый осадок разделите на 2 пробирки. К одной части осадков добавьте раствор соляной кислоты, а к другой - раствор гидроксида натрия (в избытке). Что наблюдаете? Напишите уравнения всех реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о свойствах амфотерных оснований.

Опыт 6. Получение нерастворимых оснований

Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорида железа (III). Добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия. Что образуется? Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о способах получения нерастворимых оснований.

Опыт 7. Взаимодействие кислот с солями

К 1-2 мл раствора нитрата свинца (II) прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что происходит? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Сделайте вывод о свойствах кислот.

Опыт 8. Взаимодействия кислот с металлами

Налейте в две пробирки по 1-2 мл разбавленной серной кислоты. В первую пробирку добавьте гранулу металлического цинка, а во вторую - кусочек металлической меди. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций. Сделайте вывод о свойствах кислот.

 

Вопросы

1. Назовите важнейшие классы неорганических соединений. Приведите примеры.

2. На какие типы делятся солеобразующие оксиды?

3. На какие типы делятся соли?

4. Какие химические свойства имеют: основные оксиды; кислотные оксиды; амфотерные оксиды?

5. Какие реакции необходимо провести, чтобы определить амфотерные свойства оснований?

6. В какие химические реакции вступают кислоты?

7. Какие химические реакции характерны для солей?

Лабораторная работа № 2

по теме: «Определение молярной массы эквивалента металла»

 

Цель работы: ознакомиться с понятиями эквивалент, молярная масса эквивалента, закон эквивалентов. Экспериментально установить молярную массу эквивалента металла.

 

Для экспериментального определения молярной массы эквивалента металла используют прибор, состоящий из бюретки, соединенной с воронкой резиновой трубкой (рис.1). Через систему пробок и трубок к бюретке присоединяют пробирку. Система укрепляется на штативе и заливается подкрашенной водой. Следует помнить, что водород - очень летучий газ. Поэтому необходимо проверить герметичность установки, для чего при закрытых пробках и присоединенной пробирке надо опустить кольцо с воронкой. Если прибор герметичен, то уровень воды в бюретке, немного понизившись, останется постоянным. Если уровни жидкости в бюретке и воронке, как в сообщающихся сосудах, выравниваются, то герметичность нарушена, и следует обратиться к преподавателю. В пробирку налейте 3-4 мл раствора серной кислоты (разбавление 1:4). Полоской фильтровальной бумаги снимите со стенок пробирки капли кислоты. Удерживая пробирку наклонно (следить, чтобы не выливалась кислота), поместите на сухую стенку пробирки кусочек металла, взвешенный с точностью до 0,0001 г. (Необходимо следить, чтобы металл не соприкасался с кислотой). Присоедините пробирку к прибору, удерживая ее в наклонном положении. Отметьте уровень воды в бюретке до опыта V1 с точностью до 0,1 мл. Придерживая пробирку, стряхните металл в раствор кислоты.

Выделяющийся водород будет собираться в бюретке. При этом вода из бюретки будет собираться в воронке. По окончании реакции дайте системе остыть и опустите кольцо с воронкой до нового уровня жидкости. Отметьте новый уровень жидкости V2. Разность уровней жидкости в бюретке после опыта и до опыта равна объему выделившегося водорода:

VH2 = V2 - V1.

Отметьте условия проведения опыта: давление (р) и температуру (Т). По таблице 1 определите давление насыщенного водяного пара (h) при температуре проведения опыта.

 

Таблица 1. Давление насыщенного пара, h, мм. рт. ст.

T°С h, мм рт.ст. T°С h, мм рт.ст. T°С h, мм рт.ст.
  14,43   17,54   21,07
  15,48   18,65   22,38
  16,48   19,83   23,76

Экспериментальные данные внесите в таблицу 2. Таблица 2. Экспериментальные наблюдения

Масса металла   Давление   Температура Влажность, Уровень жидкости до опыта Уровень жидкости после опыта Объем выделившегося водорода
m, г р, мм рт.ст. t, °C h, мм рт.ст. V1, мл V2, мл VH2, мл
             

Проведите обработку экспериментальных данных. Используя уравнение объединенного газового закона:

полученный объем водорода VH2 приведите к нормальным условиям VH2°:

На основе закона эквивалентов , определите молярную массу эквивалента металла:

Вычислите атомную массу металла, если валентность его равна 2:

.

Определите по таблице Д. И. Менделеева металл, который близок по атомной массе из элементов второй группы.

Вычислите теоретическое значение молярной массы эквивалента металла.

Рассчитайте относительную погрешность экспериментальных результатов по формуле:

 

На основании проведенной лабораторной работы сделайте вывод, указав значения рассчитанной молярной массы эквивалента металла и теоретическое, относительную погрешность опыта.

 

Вопросы

1. Что называется эквивалентом?

2. Приведите формулы для теоретического расчета эквивалентов простых веществ, оксидов, оснований, кислот и солей.

3. Какие известны способы определения молярной массы эквивалентов веществ?

4. Дайте определения закона эквивалентов.

5. Приведите теоретические формулы расчетов молярной массы эквивалентов сложных веществ: оксидов; оснований; кислот; солей.

6. Как можно рассчитать молярный объем эквивалента газообразных веществ?

 

Лабораторная работа №3

по тема: «Химическая кинетика и равновесие»

Цель работы: изучить влияние внешних факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.

 

Опыт 1. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ

Данная зависимость изучается на примере реакции:

Na2S2O3 + H2SO4 = SO2↑+ S↓ + H2O + Na2SO4,

в результате которой образуется нерастворимая в воде сера, вызывающая помутнение раствора (явление опалесценции). О скорости химической реакции можно судить визуально по времени появления опалесценции.

Для проведения опыта возьмите четыре стакана. В первый стакан налейте 5 мл Na2S2O3 и 15 мл дистиллированной воды, во второй – 10 мл Na2S2O3 и 10 мл дистиллированной воды, в третий – 15 мл Na2S2O3 и 5 мл дистиллированной воды, в четвертый – только 20 мл Na2S2O3. Объем веществ отмерьте с помощью цилиндра или мерного стакана. Затем отмерьте цилиндром 5 мл разбавленной серной кислоты и добавьте в первый стакан, при этом зафиксируйте временной интервал (t) от момента добавления серной кислоты до появления помутнения раствора. Визуально зафиксируйте интенсивность помутнения раствора. В оставшиеся стаканы аналогичным образом добавьте серную кислоту и также замерьте временной интервал (t), причем интенсивность помутнения раствора в этих стаканах должна соответствовать той, которую зафиксировали в первом случае. Установленные временные интервалы будут определять скорость реакции в этих стаканах v = 1/t. Полученные данные оформите в виде таблицы 3.

Таблица. 3. Экспериментальные результаты.

Номер стакана Объем Na2S2O3, мл Объем H2O, мл Объем H2SO4, мл Интервал времени t, с Скорость реакции 1/t, с-1
           
           
           
    -      

На основании полученных данных постройте график зависимости скорости данной реакции от концентрации тиосульфата натрия Na2S2O3, где по оси абсцисс отложите значение концентрации вещества Na2S2O3, численно равные его объему (V, мл), а по оси ординат – величину скорости (1/t, с-1). Составьте для данной реакции кинетическое уравнение, используя закон действующих масс.

На основании графика и кинетического уравнения сделайте вывод о влиянии концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции. Определите, согласуются ли ваши экспериментальные наблюдения с теоретическим законом.

Опыт 2. Зависимость скорости реакции от температуры

В пробирку налейте 5 мл тиосульфата натрия, поместите в нее термометр и отметьте температуру раствора (t1), затем термометр выньте. К содержимому в пробирке прилейте 5 мл раствора серной кислоты и зафиксируйте временной интервал от момента добавления серной кислоты до помутнения раствора (t1). Возьмите две пробирке, в одну поместите 5 мл серной кислоты, в другую – 5 мл тиосульфата натрия и термометр. Обе пробирки одновременно поместите в химический стакан с горячей водой и нагрейте до температуры (t2), которая будет выше на 100, чем в предыдущем случае. Из пробирки выньте термометр и слейте содержимое пробирок в одну, отметьте время помутнения раствора (t2). Вычислите температурный коэффициент данной реакции по формуле:

.

Сделайте вывод о соответствии ваших наблюдений с правилом Вант-Гоффа.

Опыт 3. Влияние изменения концентрации веществ на смещение химического равновесия

Налейте в пробирку 5 мл с концентрацией 0,1 н раствора хлорида железа (III), добавьте такое же количество 0,1 н раствора роданида калия. Разделите полученный раствор на 4 пробирки. Одну пробирку оставьте как контрольный образец. В три оставшиеся пробирки добавьте: в первую – 3-5 капель концентрированного раствора хлорида железа (III), во вторую – 3-5 капель концентрированного раствора роданида калия, в третью – одну лопатку твердой соли хлорида калия. Сравните интенсивность окраски в трех пробирках с окраской в контрольной пробирке.

Напишите уравнение реакции и выражение для константы равновесия этой реакции. В каком направлении смещается равновесие в случае добавления: а) хлорида железа (III), б) роданида калия, в) хлорида калия. Сделайте вывод о смещении равновесия в данной химической системе на основе своих наблюдений и общего выражения константы равновесия.

Вопросы

1. Что понимают по скоростью химической реакции?

2. Какие факторы влияют на скорость химической реакции?

3. На основе какого закона скорость реакции связана с концентрацией?

4. Как влияет температура на скорость химической реакции?

5. Дайте определение константы равновесия. Что характеризует данная величина?

6. Какие факторы влияют на смещения химического равновесия?

 

Лабораторная работа №4

по теме: «Ионные реакции в растворах электролитов»

Цель работы: изучить закономерности протекания ионных реакций, диссоциации кислот и оснований, процесс гидролиза солей.

Опыт 1. Сравнение степени диссоциации растворов кислот и оснований

а) В три пробирки налейте по 1-2 мл 0,1 н растворов серной, уксусной и борной кислот. В каждую пробирку добавьте по 2-3 капли раствора метилоранжа (м-о). Составьте уравнения диссоциаций кислот. Отметьте изменение окраски растворов кислот в каждой из пробирок. Почему окраска растворов кислот неодинакова? Для объяснения используйте константы диссоциации кислот.

Затем в каждую пробирку бросьте по небольшому кусочку магния. Что при этом наблюдается? Какой газ выделяется? Изменяется ли окраска индикатора к концу реакции? Почему? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. От концентрации каких ионов в растворе зависит скорость реакции между кислотой и магнием?

б) В две пробирки налейте 1-2 мл хлорида кальция. В одну пробирку добавьте 0,2 н раствор гидроксида натрия, а в другую – 0,2 н раствор гидроксида аммония. В какой из пробирок образовалось осадка больше? Почему? Между какими ионами идут реакции в данных растворах? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Опыт 2. Качественная реакция на ион хлора CI-

Возьмите три пробирки, в первую налейте раствор соляной кислоты, во вторую – раствор соли хлорид натрия, в третью – раствор соли хлорид кальция. Во все три пробирки по каплям добавьте раствор соли нитрата серебра. Что наблюдается? Между какими ионами идёт реакция? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. Какой ион является аналитическим (определяющим) на ион хлора?

Опыт 3. Качественная реакция на сульфат-ион (SO4)-2

Возьмите три пробирки, в первую налейте раствор разбавленной серной кислоты, во вторую – раствор соли сульфата магния, в третью – раствор соли сульфата натрия. Во все три пробирки по каплям добавьте раствор соли хлорида бария. Что наблюдается? Между какими ионами идёт реакция? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. Какой ион является аналитическим на ион SO4-2?

Опыт 4. Смещение ионного равновесия слабого электролита

Налейте в одну пробирку 3 мл 0,1 н раствора уксусной кислоты, а в другую 3 мл чистой воды. Прибавьте в обе части по 2-3 капли метилоранжа. Какую окраску имеет индикатор в каждой пробирке? Почему? Оставьте пробирку с водой для сравнения. В пробирку с раствором уксусной кислоты насыпьте немного сухого уксуснокислого натрия. Слегка взболтайте содержимое пробирки.

Как изменяется окраска раствора? Почему? Составьте уравнение диссоциации уксусной кислоты и ацетата натрия. Концентрация каких ионов увеличилась в растворе после добавления уксуснокислого натрия в раствор уксусной кислоты? Объясните свои наблюдения, используя принцип Ле-Шателье. Как влияет концентрация одноименных ионов на диссоциацию слабого электролита?

Опыт 5. Гидролиз солей

В 4 отдельные пробирки налейте по 2-3 мл разбавленных растворов следующих солей: в первую – карбоната натрия, во вторую – сульфата алюминия, в третью – углекислого аммония, в четвёртую хлорида натрия. В каждую пробирку опустите универсальную индикаторную бумагу. Как изменяется окраска индикаторной бумаги в каждой из пробирок? Почему? Напишите в молекулярном и ионном видах уравнения реакций гидролиза солей. Укажите механизм гидролиза солей и значения рН. В какой пробирке гидролиз не происходит? Почему?

 

Вопросы

1. Что называется процессом диссоциации?

2. Какие факторы влияют на процесс диссоциации?

3. Какие реакции называются ионными? В каких случаях ионные реакции протекают до конца?

4. Дайте определение процессу гидролиза солей. От чего зависит характер процесса гидролиза солей?

5. Какие соли гидролизу не подвергаются и почему?

6. Что такое значения рН? Что характеризует данный показатель?

 

Лабораторная работа № 5







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.