Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 57





На мели мы налима ловили.

Наловил Валерий два ведра форели.

Нил поймал линей: один мал, два длинней.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

Дед Данила делил дыню. Дольку Диме, дольку Дине.

Дошкольники с нормальным голосовым аппаратом, со­хранными кинестезиями и развитым фонематическим слу­хом, при достаточно длинном и подвижном мягком нёбе к этому моменту коррекционно-воспитательной работы спон­танно переходят на правильное голосоведение в бытовой речи. Им можно приступать к вокальным упражнениям для расширения диапазона и увеличения силы голоса.

Если же ребенок произносит упражнения неправильно — сдавленным, тихим голосом, с носовым оттенком, следует установить причину этого. Ею могут быть снижение речевых кинестезии, расстройство фонематического слуха, тугоу­хость, ослабление направленной воздушной струи, ограни­ченное открывание рта, значительное укорочение нёбной за­навески или недостаточная ее подвижность. Крайне редко причиной плохого голоса детей младше 7 лет с врожденны­ми расщелинами нёба бывают заболевания голосового аппа­рата. В любом из этих случаев логопеду следует провести соответствующую коррегирующую работу, а затем вернуть­ся к начальным фонопедическим упражнениям.

Увеличения силы голоса и расширения его диапазона легче всего достигнуть вокальными упражнениями. Каждое занятие III и IV этапов начинают с распевания терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание». При этом меняют тональность, поют то тише, то громче, начинают петь пиано, переходя постепенно к форте, и наоборот. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок. Музыкальные фразы, пригодные для увеличения силы и расширения диапазона голоса при ринофонии и ринолалии, должны отвечать следующим требованиям: 1) быть простыми и легко запоминающимися; 2) обладать легким ритмическим рисунком, не требующим слишком длинного выдоха; 3) по диапазону не выходить за пределы отработанного трезвучия; 4) мелодия фразы обязательно должна быть построена на




58 И.И. Ермакова

интервалах не меньше терции; 5) петь можно только в речевом диапазоне, т. е. песню следует протранспонировать на основной тон голоса обучающегося, поскольку такое пение не вызывает перенапряжения голосовых складок.

Первое время, чтобы выучить мелодию и фразировку пес­ни, научиться брать дыхание в нужные моменты, ребенок вместе с логопедом поют только мелодию песни на гласные звуки и лишь потом переходят к пению со словами. При не­соблюдении указанного порядка работы появляются следу­ющие характерные ошибки: обучающиеся нечетко произно­сят слова, берут дыхание произвольно (иногда разбивая слово на слоги), вдыхают через рот, выдыхают через нос, пе­реходят на ключичное дыхание и т. д., т. е. возвращаются к патологическим навыкам, свойственным их дефектной речи. Это указывает на то, что переход к новому виду вокаль­ных упражнений вызывает у детей большие затруднения, ко­торые усиливаются изменениями слухового восприятия.

Переход к пению со словами требует внимания. Только после усвоения фразировки и мелодии песни на гласных обу­чающиеся могут спокойно сосредоточиться на правильном произнесении слов при пении. Поэтому подбирают песни со словами на пройденные звуки. Пение дает возможность от­ключить внимание от послогового утрированного произне­сения, задать необходимый темп. Начинают петь медленно, но вскоре приближаются к темпу разговорной речи; поют, плавно переключаясь от звука к звуку. Не стоит браться за изучение нескольких песен одновременно. Это рассеивает внимание ребенка.

Так как обучающиеся еще нагружены постановкой и ав­томатизацией звуков, то занимаются они пением ограни­ченно — в течение одного занятия не более 15 минут — по 3—5 минут в один прием.

Можно рекомендовать детям пение начальных двух фраз из песен «Машенька-Маша» (ел. и муз. С. Невелыптейна), «Гри­бок» (муз. М. Раухвергера, ел. О. Высотской), «Неваляшка» (муз. 3. Левиной, ел. О. Петровой), «Веселый музыкант» (муз. Филиппенко, ел. Т. Волгиной), «Как на тоненький ледок» (нар. в обработке М. Иорданского). Взрослым — «Как ходил-гулял Ванюша» (муз. и ел. народные), «Ты, соловушко, умолкни» (муз. М. Глинки), «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухмано-









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.