Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 77





функции. С принципом комплексности тесно связан второй принцип.

Принцип МНОГОПЛАНОВОСТИ обследованияпредпола­гает, что обследование данной категории детей должно быть всесторонним. Ребенка необходимо обследовать в разных аспектах: и с точки зрения исследования строения и функ­ции речевого аппарата, интеллекта, речи, систем, обслужи­вающих реализацию речевого акта, и с точки зрения всей психической деятельности.

Речевая деятельность формируется и реализуется в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи появляются не только при нормаль­ном, но и при аномальном развитии. Многоплановость обсле­дования предполагает не только изучение самой речевой патологии, но и раскрытие связей между речевыми наруше­ниями и другими сторонами психической деятельности, вы­яснение компенсаторных возможностей ребенка и т. д. В про­цессе психолого-педагогического обследования выясняется, как проходило раннее общее и речевое развитие ребенка, отно­шение к ребенку окружающих, отношение его самого к своему дефекту; обследуется состояние таких процессов, как память, внимание, мышление, уровень притязаний и т. д. Такой мно­гоплановый подход к изучению патологии дает возможность более точно выявить компенсаторные возможности ребенка и более эффективно дифференцировать методы логопедическо­го воздействия.

Принцип НАПРАВЛЕННОСТИ обследованияпредусмат­ривает, с одной стороны, анализ процесса возникновения дефекта, с другой — взаимосвязь первичных дефектов и вто­ричных наслоений. В процессе обследования логопед выяв­ляет причины появления нарушения речи, особенности его проявления, причем дает не просто перечисление и описа­ние проявлений нарушения, а объясняет, продуктом каких отклонений предшествующего развития они являются. Для реализации такого направленного причинно-следственного анализа необходимо представлять себе все многообразие ус­ловий, необходимых для формирования функций, в том чис­ле и речевой функции, на каждом этапе ее развития. При обследовании ребенка, страдающего ринолалией, нужно




78 Т. Н. Воронцова

в первую очередь выявить и проанализировать первичные дефекты, а именно: нарушение артикуляционной моторики, дыхания, голоса и т. д., проанализировать связь между на­рушением артикуляционной моторики, дыхания и наруше­ниями звукопроизношения, нарушением физического слу­ха и фонематическим восприятием и т. д., проанализировать многоступенчатость нарушения той или иной функции. При этом нужно учитывать, что затруднения произношения мо­гут вызвать, как вторичный дефект, ограничение словарно­го запаса, отклонения в формировании грамматического строя речи, задержку речевого развития и т. д. Недоразвитие фонематических процессов в период обучения грамоте может привести к возникновению нарушений письменной речи. Та­ким образом, при ринолалии в результате направленного обследования и анализа полученных данных выявляются первичные дефекты и вторичные наслоения, их взаимо­связь. Такой причинно-следственный анализ аномальных проявлений позволяет видеть в них не просто сумму раз­личных факторов, а закономерную связь, когда один дефект может быть следствием или причиной другого, а два раз­ных проявления дефекта могут иметь своей причиной тре­тье проявление. Принцип направленности обследования предполагает анализ первичных и вторичных дефектов, вы­явление их взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА и ДОЗИ­РОВКИ НАГРУЗКИ при обследованиипредполагает необ­ходимость выяснения в первую очередь компенсаторных возможностей данного ребенка, определение зоны его бли­жайшего развития. Касаясь вопроса компенсаторных воз­можностей, надо отметить, что их активизация в некоторых случаях помогает «нейтрализовать» последствия первичных дефектов, т. е. вторичные наслоения, помогает повысить эффективность логотерапии, сократить ее сроки. С другой стороны, отсутствие учета компенсаторных возможностей ребенка, неиспользование их часто усугубляет первичные нарушения, ухудшает результаты логопедической работы.

Нарушение речи тесно связано с личностью конкретного ребенка. Индивидуальный подход в обследовании, т. е. учет всех личностных особенностей ребенка, помогает раскрыть характер динамики нарушения, своеобразие формирования









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.