Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 85





тить внимание на сформированность слоговой структуры слов (нет ли перестановок слогов, звуков, их опускания, до­бавления лишних).

9. Состояние грамматического строя речи. 10. Обследование чтения и письма (на состояние чтения и письма необходимо обратить внимание особенно в тех слу­чаях, когда у ребенка наблюдается нарушение фонематичес­ких процессов).

VIII. Психологическое обследование

Психологическое обследование предполагает исследова­ние состояния внимания, памяти, мышления, уровня при­тязаний. При психологическом обследовании необходимо обратить внимание на возможные психогенные наслоения, связанные с тем, что ребенок, страдающий ринолалией на почве нёбной патологии, нередко бывает травмирован своей речью и дефектами внешности. ■

IX. Объективные методы исследования

Для дифференциальной диагностики, для знания структу­ры дефекта, эффективного планирования и успешной реали­зации всей логопедической работы необходимо всестороннее, комплексное обследование ребенка с нёбной патологией, что невозможно осуществить без использования объективных методов исследования. При изучении детей с данной патоло­гией применяются следующие методы исследования.

Рентгенография.Для изучения анатомо-физиологическо-го состояния аппарата речи, получения более объективных данных о структурных и функциональных особенностях нёба и глотки применяется метод рентгенографии. Как известно, анатомические особенности и функциональное состояние костно-мышечного аппарата речи как до, так и после опера­ции уранопластики многообразны, т. е. мягкое нёбо может быть длинным и подвижным, глоточная мускулатура раз­витой или, наоборот, нёбная занавеска короткой, далеко от­стающей от задней стенки глотки при фонации. В то же вре­мя для полной нормализации речи очень важно определить длину и подвижность мягкого нёба, состояние глоточной мускулатуры, возможность пассивного, активного или фун­кционального смыкания нёбной занавески с задней стенкой




86 Т. Н. Воронцова

глотки. При обследовании детей с нёбной патологией воз­можность пассивного смыкания нёбной занавески с задней стенкой глотки определяется с помощью инструмента; ак­тивного — визуально при фонации ребенком гласного зву­ка «а». Движение мягкого нёба и характер его смыкания с задней стенкой глотки при фонации других гласных зву­ков и согласных полностью скрыты от исследователя. При наблюдении за движениями мягкого нёба видна лишь его нижняя поверхность. Роль глоточной мускулатуры в ре-чеобразовании, место велофарингального контакта таким образом определить не удается. Поэтому для изучения под­вижности мягкого нёба, активности глоточной мускулату­ры, характера нёбно-глоточного смыкания используется метод рентгенографии. Применение этого метода позволя­ет более полно и объективно изучить структурные и функ­циональные особенности речевого аппарата и более целе­направленно организовать весь процесс коррекции речи, а также объективно оценить его результаты.

Метод спектрального анализа.Для исследования голосо­вой функции, нарушенной как в первые годы жизни ребен­ка (нарушение тембра голоса), так и в более старшем возрас­те (голос нарушен по всем параметрам: по тембру, высоте и силе), применяется метод спектрального анализа. Записан­ные на магнитофоне звуки, произносимые обследуемым, подвергаются спектральному анализу на спектрометре. При дальнейшем анализе акустического спектра из числовых данных составляются таблицы в виде графиков. Гиперназа­лизация, как правило, характеризуется ослаблением основ­ного тона и первых двух формант и появлением в спектре особых пиков в области низких частот или дополнительных «формант назализации» (300—500гц и выше 1000гц). Кро­ме того, отмечается сдвиг спектральной огибающей в сторо­ну низких частот, снижение высокой певческой форманты и нечеткость выражения всех формантных областей за счет увеличения ширины полосы формант.

Применение метода спектрального анализа помогает более объективно оценить степень назализации при обследовании, в процессе занятий, а также проверить эффективность при­менения тех или иных методов и приемов логопедической работы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.