Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Специальные методы научных исследований





Таможенное дело

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

Трудоёмкость учебной дисциплины 2 зачётных единиц

 

Барнаул

2012 год

 

 


1. Цели освоения дисциплины

Цели:

- формирование у студентов системного видения роли и места науки в современном обществе, организации научно-исследовательской работы в России;

- освоение обучаемыми основных положений по методологии, методах и методиках научного исследования;

- привитие навыков у студентов в выполнении учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ;

- овладение навыками в работе с научной литературой и информационными ресурсами, необходимыми при проведении научных исследований.

Задачи:

- знакомство с основами организации и управления наукой, подготовка научно-педагогических кадров;

- изучение основ методологии, методов и методик научного исследования;

- рассмотрение основ математического моделирования и применения моделей при исследовании проблем таможенного дела;

- рассмотрение таможенного дела в виде сложно структурированной, многопараметрической, эволюционирующей таможенной системы, таможенного института, таможенной организации, процесса;

- овладение методиками направления научно-исследовательской работы, выбора тем научного исследования и их разработки;

- освоение методов работы с научной литературой и научно-информационными ресурсами;

- привитие навыков в выполнении учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ;

- овладение навыками в оформлении научных работ с учетом требований к языку и стилю их написания.

2.Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Основы научных исследований» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП ВПО.

Кореквизитами для дисциплины «Основы научных исследований» являются дисциплины «Современная социально – политическая система РФ», «Таможенная статистика», «Товароведение, экспертиза в таможенном деле ТН ВЭД», «Общий менеджмент», «Таможенный менеджмент».

Требования к входным знаниям студента, необходимым для изучения дисциплины:

знать:

классические философские теории, раскрывающие основы научного мировоззрения великих философов различных исторических эпох

уметь:

самостоятельно, критически, творчески, научно-обоснованно мыслить; формировать и отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;

владеть:

навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

обладать компетенциями:

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности(ОК-5), в части применения основных методов философии и использования ее положений и категорий.

Учебная дисциплина «Основы научных исследований» является предшествующей для дисциплин (модулей) профессионального цикла: модуля «Товароведение, экспертиза в таможенном деле и ТН ВЭД» (базовая часть), модуля «Общий и таможенный менеджмент» (базовая часть), модуля «Таможенные процедуры» (базовая часть), модуля «Таможенный контроль» (базовая часть), модуля «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности» (базовая часть), модуля «Управление таможенным делом» (базовая часть).

3 Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (элементов компетенций):

- способностью самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (ПК-1), в области основ научных исследований;

- способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (ПК-6);

- умением разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в области таможенного дела (ПК-45), в части теоретических основ и правил (принципов) научного анализа;

- умением проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности, критически оценивать полученные результаты и делать выводы (ПК-46), в части теоретических основ и правил (принципов) научного анализа;

- способностью представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах (отчетах, справках, докладах, научных публикациях), владеет навыками ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре (ПК-47), в части структуры, стиля, теоретических основ представления результатов научной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные этапы развития науки;

- главные положения методологии научного исследования;

- общенаучные методы проведения современного научного исследо­вания;

- специальные методы научных исследований;

- общие требования к структуре, содержанию, языку и оформлению студенческих научных работ;

- основные принципы организации научной работы;

- требования к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе;

- принципы организации и планирования научной работы студентов.

уметь:

- применять необходимые методы научного исследования при раз­работке научных работ;

- использовать специальные методы при выполнении научных исследова­ний;

- организовать и проводить научные исследования в процессе подготовки курсовых и дипломных работ;

- находить, обрабатывать и хранить информацию, полученную в результате изучения научной литературы;

- осуществлять апробацию и внедрение результатов исследования в практику;

владеть навыками:

- поиска самостоятельного решения научных задач;

- выбора темы научной работы;

-оформления студенческих научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ;

- подготовки и проведения защиты студенческой научной работы.

 

4. Структура и содержание дисциплины «Основы научных исследований»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

Форма промежуточной аттестации по дисциплине: зачет

4.1. Структура дисциплины

№ семе-стра Наименование раздела (модуля, темы) дисциплины Трудоемкость, час. Учебные занятия, час. Нали-чие КП, КР, РЗ* Форма текущего контроля успеваемости (зач., экз)
Аудиторные СРС
Всего Лек-ции Практи-ческие занятия
  Тема 1. Наука в современном обществе           Р Е Ф Е Р А Т Ы О Б С У Ж Д Е Н И Я
Тема 2. Методология и методы научного исследования          
Тема 3. Специальные методы научных исследований          
Тема 4. Методика научного исследования          
Тема 5. Работа студента с научной литературой          
Тема 6. Научно-исследовательская работа студента вуза          
Тема 7. Учебно-научные работы студента вуза          
Тема 8. Требования к языку и оформлению студенческих научных работ          
  Итого:              

4.2. Содержаниедисциплины

Теоретическая часть

Тема 1. Наука в современном обществе

Понятие «наука» и классификация наук. Многозначность понятия «наука». Научное исследование как форма существования и развития науки.

Наука и философия. Философия науки. Великие имена в истории науки.

Основные концепции современной науки.

Роль науки в развитии общества. Главные функции науки в обществе (познавательная, мировоззренческая, производственная, культурная, образовательная).

Тема 2. Методология и методы научного исследования

Научное исследование: его сущность и особенности. Классификация научных исследований.

Методология научного исследования. Методология и научное по­знание.

Метод научного исследования. Метод и теория научного исследова­ния. Теоретический и эмпирический уровни научного исследования.

Классификация методов (философские, общенаучные, частнонаучные). Методы междисциплинарного исследования.

Практическая часть

Планы семинарских занятий

Практическое занятие.

При проведении практического занятия решаются задачи:

- определение тематики исследования, проводимого в выпускной квалификационной работе;

- доказательство актуальности, необходимости, возможности, практической значимости проводимых научных исследований;

- определение плана выпускной квалификационной работы;

- написание проекта введения к выпускной квалификационной работе.

Результатом практического занятия является написанное каждым студентом введение к выпускной квалификационной работе следующей структуры:

1. Какая проблема решается (название проблемы)?2. Формулировка проблемы (в чем она состоит, ее практическая значимость).3. Что в настоящее время сделано по решению проблемы и задачи?4. Что не сделано, в чем недостатки существующих работ? В чем практическая значимость устранения указанных недостатков?5. Цель и задачи работы.6. Определение структуры работы.

Для подготовки к практическому занятию необходимо ознакомиться с рекомендуемой литературой.

Оценка степени усвоения студентами материала производится на основе проверки преподавателем введения и публичного обсуждения в группе студентов выполненного каждым из них введения.

Литература: [3, 11].

Тема 7. Составление плана обзора литературы по теме выпускной квалификационной работы. Оформление списка литературы и ссылок на литературные источники в соответствии с ГОСТом

Практическое занятие.

При проведении практического занятия решаются задачи:

- подбор литературных источников по проблеме, к которой относится тема выпускной квалификационной работы;

- составление плана обзора литературы, связанного с планом выпускной квалификационной работы;

- подготовка рефератов литературных источников;

- написание проекта обзора литературы (обязательные части для проекта: вступление к обзору, выводы из обзора литературы);

- оформление списка литературы и ссылок на литературные источники в соответствии с ГОСТом.

Результатом практического занятия является составленный каждым студентом план обзора литературы, проект обзора литературы, оформленный по правилам ГОСТа список литературы.

Для подготовки к практическому занятию необходимо ознакомиться с рекомендуемой литературой, самостоятельно подготовить проект обзора литературы и списка литературы по теме исследований выпускной квалификационной работы.

Оценка степени усвоения студентами материала производится на основе проверки преподавателем, публичного обсуждения в группе выполненных каждым из студентов плана обзора литературы, рефератов литературных источников, проекта обзора литературы, списка литературы.

Литература: [3, 9, 10, 11].

 

Практическое занятие.

При проведении практического занятия решаются задачи:

- устное представление результатов научной работы (на примере представления результатов одной из курсовых работ студентов, выполняемых на четвертом курсе) - подготовка доклада и выступление с докладом;- подготовка презентационного материала;- участие в дискуссии по обсуждению доклада и презентации как метод развития навыка критического суждения и обдумывания.

Результатом практического занятия является составленный каждым студентом доклад и компьютерная презентация результатов научного исследования.

Для подготовки к практическому занятию необходимо ознакомиться с рекомендуемой литературой, самостоятельно подготовить проект доклада и компьютерной презентации по теме исследований курсовой работы.

Оценка степени усвоения студентами материала производится на основе публичного обсуждения в группе доклада и компьютерной презентации по теме исследований курсовой работы каждого из студентов.

Литература: [3, 11].

Список литературы для подготовки к практическим занятиям

1. Основы научных знаний: курс лекций / А.Я. Черныш [и др.].— М.: РИО РТА, 2008.— 252 с. — ISBN 978-5-9590-0093-6.

2. Основы научных исследований: курс лекций для аспирантов. Ч. 1 / А.Я. Черныш [и др.].— М.: РИО РТА, 2008.— 268 с. — ISBN 978-5-9590-0096-7.

3. Основы научных исследований: курс лекций для аспирантов. Ч. 2 / А.Я. Черныш [и др.].— М.: РИО РТА, 2008.— 312 с. — ISBN 978-5-9590-0097-4.

 

Дополнительный

4. Основы научных исследований: учеб.-метод. материалы для аспирантов / А.Я. Черныш [и др.].— М.: РИО РТА, 2008.— 47 с.

5. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие. – М.: Издательство: "Издательский дом Дашков и К", 2008. -243 с.

6. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учеб. Пособие.-М.: Военно-техн. ун-т, 2003

7. Лудченко, А.А., Лудченко, Я.А., Примак, Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие/ Под ред. А.А. Лудченко. – 2-е изд., - К.: О-во "Знания", КОО, 2001. -113 с

8. Румшинский Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. - М.:Наука, 1973.-212с

9. ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления

10. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

11. Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 080115.65: методические рекомендации/ сост.: И.Н. Вольнов, Е.И. Антонова, Н.В. Берлова; под общ. Ред. В.П. Шевкуновой; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. – ВФ РТА, 2009. – 216 С.

 

Рекомендации

Самостоятельная работа студентов

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (проведение круглых столов, тренингов, научных дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30% из объема часов, отводимых на аудиторные занятия. Во время семинаров и самостоятельной подготовки студентам обеспечивается доступ к сети Интернет.

Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:

- работе студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме и выбранной теме ВКР,

- выполнении домашних заданий,

- переводе материалов из тематических информационных ресурсов с иностранных языков,

- изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

- изучении теоретического материала к практическим занятиям,

- подготовке к зачету.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

- совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по проблемным вопросам теории и практики;

- развитие творческих способностей при самостоятельном изучении научных проблем в процессе освоения современных методов научного исследования;

- поиск целесообразных вариантов решения научных задач;

- выявление научных проблем и направлений их решения;

- оформление студенческих научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ в соответствии с нормативными требованиями.

При решении этих задач студентам рекомендуются для изучения и анализа пособия, раскрывающие основные методические подходы, методы, методики, а также соответствующие публикации. Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинарских занятиях.

Навыки критического отношения к научной аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» в различных ситуациях.

Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной литературе и научным публикациям по основам научных исследований. Проверка выполнения заданий осуществляется на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются тематические дискуссии в рамках общей обсуждаемой или решаемой научной проблемы.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа осуществляется в рамках предлагаемой примерной сквозной тематики рефератов и посвящается какой-либо значимой классической, либо современной научной проблеме, либо фундаментальному научному открытию. Творческая работа нацелена на раскрытие творческих способностей студента.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) может применяться балльно-рейтинговая система успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-балльной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам контроля знаний в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) – 20 баллов.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются работа на семинарских занятиях, творческая работа (реферат), итоговое испытание. Итоговое испытание осуществляется в форме устного зачета. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.

Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

- Приобретение и формирование основ опыта, навыков и умения оперировать научными терминами и понятиями, а также собирать необходимые научные данные, показатели для совершенствования экономической и коммерческой деятельности предприятия, отрасли, региона, страны в целом;

- Выявление характеристик фундаментальных научных школ таможенного дела в России и за рубежом. Особенности научных исследований в таможенном деле;

- Знакомство с этапами научного исследования: знакомство с основными компонентами методики научного исследования, правилами и нормативами, основные правила формирования актуальности темы, объекта и предмета исследования, формулирование цели и задач исследования, осуществление выбора методологии исследования для решения поставленных задач, знакомство с абстрагированием как основным научным методом экономического исследования. Установление связи математических моделей и экономических гипотез;

- Использование библиографических указателей. Последовательность поиска документальных источников информации, основные процедуры работы с информационными источниками, техника чтения, методика ведения записей, составление плана книги, формирование навыков научного поиска основных источников информации для осуществления исследовательской работы, статистические данные, демографические показатели, ресурсные показатели научных исследований, показатели эффективности научных исследований;

- Составление композиции научного произведения, рубрикации текста научной работы, повествовательных и описательных текстов, знакомство с приемами изложения научных материалов, использование строго последовательного изложения материала или выборочного изложения научного материала, основные проблемы работы над черновой и беловой рукописью, особенности языка и стиля научной работы, специфическая фразеология научной прозы, основные требования и особенности процедур выполнения курсового и дипломного проектирования, подготовки, написания, оформления, рецензирования и защиты квалификационной курсовой и дипломной работ.

5.1. Задания для самостоятельной работы студентов

Тематика докладов:

  1. Актуальность изучения дисциплины и области практической деятельности «Основы научных исследований».
  2. Развитие науки в различных странах мира.
  3. Методические основы определения уровня развития науки в различных странах мира.
  4. Страны с высоким уровнем развития науки.
  5. Страны со средним уровнем развития науки.
  6. Страны с низким уровнем развития науки.
  7. Ресурсные показатели науки.
  8. Показатели эффективности науки.
  9. Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира.

10. Великие имена в истории экономической науки.

11. Великие имена в истории юридической науки.

12. Ученые степени и ученые звания в истории отечественной науки и высшего образования.

13. Ученые степени и ученые звания в истории зарубежной науки и высшего образования (Германия, Англия, Франция, США).

14. Академические звания в России и за рубежом.

15. Виды научно-исследовательских работ.

16. Виды диссертационных научно-исследовательских работ (в России, за рубежом). Основные требования, предъявляемые к ним.

17. Современное информационное обеспечение научной работы.

18. Электронная библиотека в вузе.

19. Особенности проведения научных исследований в условиях информатизации современного общества.

20. Основные современные источники научной информации.

21. Ресурсы сети Интернет в научных исследованиях: преимущества и недостатки.

22. Этика научно-исследовательской работы.

23. Значение системы «Антиплагиат» для обеспечения качества научно-исследовательской работы.

24. Результаты научных исследований как интеллектуальная собственность.

25. Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме.

26. Культура устной и письменной речи ученого и преподавателя вуза.

27. Особенности научного стиля современного русского литературного языка.

28. Комплексная языковая подготовка исследователя (родной и иностранный языки, культура речи, терминоведение и др.) как неотъемлемый компонент научной подготовки.

29. Виды научных публикаций (обзор).

30. Редактирование и рецензирование научных работ.

31. Переход вуза на международную систему подготовки «бакалавра» и «магистра»: благо или новые проблемы.

32. Существуют ли в вузе реальные условия для научно-исследовательской работы студентов? (Ваше видение проблемы).

33. Особенности современного научного ландшафта России.

34. Отечественные (советские, российские) лауреаты Нобелевских премий.

 

Вопросы для подготовки к зачету

1.Цели, предмет, метод и задачи дисциплины.

2. Значение науки, научных исследований в жизни общества

3. Методические основы определения уровня развития науки в различных странах мира.

4. Основной состав ресурсных показателей науки.

5. Основные показатели эффективности науки

6. Оценка уровня развития и основные направления научных исследований в различных странах мира.

7. Страны с высоким, средним и низким уровнем развития науки

8. Научное исследование, его сущность и особенности.

9. Содержание научного знания.

10. Сущность термина «наука».

11. Необходимые элементы логического порядка в замысле научного исследования.

12. Основные рабочие этапы замысла научного исследования.

13. Принципы формирования объекта и предмета исследования в научной работе.

14. Основные процедуры формирования цели и задач научного исследования.

15. Основные процедуры формулировки научной гипотезы.

16. Виды научных гипотез.

17. Требования к научной гипотезе

18. Сущность формальных признаков хорошей научной гипотезы

19. Содержание методики исследования

20. Структура программы научного исследования

21. Основные компоненты методики научного исследования

22. Общие правила оформления научных материалов

23. Основные процедуры обоснования актуальности темы исследования.

24. Основные этапы логической схемы научного исследования.

25. Сущность научной проблемы и порядок ее определения.

26. Порядок процедур установления объекта, предмета и выбора методов исследования.

27. Основные процедуры описания процесса исследования.

28. Основные научные методы и уровни познания в исследованиях.

29. Сущность функционально-стоимостного анализа (ФСА)

30. Методы исследования: формализация, гипотетический и аксиоматический

31. Метод создания научной теории

32. Сущность эксперимента и его виды

33. Конкретно-научные (частные) методы научного познания

34. Абстрагирование как метод научного экономического исследования

35. Аналитический этап научного экономического исследования

36. Сущность экономических фактов

37. Сущность и содержание эмпирических обобщений в экономике.

38. Сущность и содержание экономических прогнозов.

39. Сущность и содержание экономических гипотез и моделей.

40. Теоретическая и эмпирическая разработка экономических гипотез

41. Основная сущность эмпирических и теоретических гипотез.

42. Основная сущность экономических законов и теорий.

43. Принципы отрицательной и положительной обратной связи

44. Классификация экономических теорий.

45. Основные идеи классической теории экономики

46. Основные принципы марксисткой политической экономии

47. Экономическая теория Дж. М. Кейнса

48. Монетаристская теория экономики

49. Частные экономические теории

50. Основные компоненты подготовленности специалиста к поиску научной информации и к научной работе

51. Документальные источник информации

52. Достоинства и недостатки книг и журнальные статей как источников информации

53. Организация справочно-информационной деятельности

54. Межбиблиотечный абонемент (МБА)

55. Органы научно-технической информации

56. Формы информационных изданий

57. Основные методы работы с каталогами и картотеками и их видами

58. Универсальная десятичная классификация (УДК) и библиотечно-библиографическая классификация (ББК)

59. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ)?

60. Основные виды библиотечных каталогов и библиографических указателей

61. Последовательность поиска документальных источников информации для осуществления научной работы

62. Работа с источниками, техника чтения, методика ведения записей, составление плана книги

61. Композиция научно-литературного произведения и подходы к его чтению

64. Компоненты введения и заключения научной работы

65. Основная часть научной работы и приложение к нему

66. Рубрикация текста научной работы

67. Основные правила разбивки основной части работы на главы и параграфы

68. Основные приемы изложения научных материалов.

69. Основные приемы работы над черновой и беловой рукописью научного исследования.

70. Основная сущность и особенности языка и стиля научной работы

71. Особенности фразеологии научной прозы в рукописях

72. Грамматические особенности научной речи

73. Особенности синтаксиса научной речи

74. Основная сущность стилистических особенностей научного языка

75. Неписаные правила существуют для научной работы

76. Требования, предъявляемые к речи научных произведений

77. Точность, ясность, краткость изложения материалов научной работы

78. Библиографический аппарат научной работы

79. Библиографические ссылки, библиографический список и его виды

80. Основные формы связи библиографического описания с основным текстом

 

 

5.3.Тесты для самостоятельной работы

Научное исследование начинается:

1) с выбора темы;

2) с литературного обзора;

3) с определения методов исследования.

2. Как соотносятся объект и предмет исследования:

1) не связаны друг с другом;

2) объект содержит в себе предмет исследования;

3) объект входит в состав предмета исследования.

3. Выбор темы исследования определяется:

1) актуальностью;

2) отражением темы в литературе;

3) интересами исследователя.

4. Формулировка цели исследования отвечает на вопрос:

1) что исследуется?

2) для чего исследуется?

3) кем исследуется?

5. Задачи представляют собой этапы работы:

1) по достижению поставленной цели;

2) дополняющие цель;

3) для дальнейших изысканий.

6. Методы исследования бывают:

1) теоретические;

2) эмпирические;

3) конструктивные.

7. Какие из методов относятся к теоретическим:

1) анализ и синтез;

2) абстрагирование и конкретизация;

3) наблюдение.

Наиболее часто встречаются в экономических исследованиях

методы:

1) факторного анализа;

2) анкетирования;

3) графических изображений.

9. Государственная система научно - технической информации содер -

жит в своем составе:

1) всероссийские органы НТИ;

2) библиотеки;

3) архивы.

10. Основными функциями органов НТИ являются:

1) сбор и хранение информации;

2) образовательная деятельность;

3) переработка информации и выпуск изданий.

11. Основными органами НТИ гуманитарного профиля являются:

1) ИНИОН;

2) ВИНИТИ;

3) Книжная палата.

12. Отметьте правильные утверждения об ИНИОН:

1) монотематический орган НТИ;

2) всероссийский орган НТИ;

3) орган-депозитарий.

13. ИНИОН издает:

1) вторичные издания;

2) книги;

3) журналы.

14. В фонде ИНИОН имеются:

1) отечественные и зарубежные журналы, книги;

2) авторефераты диссертаций и депонированные рукописи;

3) алгоритмы и программы.

15. Фонд ИНИОН содержит:

1) только опубликованные источники;

2) только неопубликованные источники;

3) опубликованные и неопубликованные источники.

16. ВНТИ Центр:

1) политематический орган НТИ;

2) низовой орган НТИ;

3) хранилище неопубликованных источников НТИ.

17. ВНТИ Центр располагает фондом:

1) диссертаций и научных отчетов;

2) переводов иностранных статей;

3) опубликованных статей.

18. ВИНИТИ:

1) региональный орган НТИ;

2) орган НТИ с фондом информации по естественным, точным нау-

кам и технике;

3) орган-депозитарий.

19. ВИНИТИ издает:

1) реферативные журналы и обзоры «Итоги науки и техники»;

2) библиографический указатель «Депонированные научные работы»;

3) энциклопедии и справочники.

20. ВИНИТИ располагает фондом:

1) отечественных и зарубежных книг и журналов;

2) диссертаций и переводов иностранных статей;

3) депонированных рукописей.

21. К опубликованным источникам информации относятся:

1) книги и брошюры;

2) периодические издания (журналы и газеты);

3) диссертации.

22. К неопубликованным источникам информации относятся:

1) диссертации и научные отчеты;

2) переводы иностранных статей и депонированные рукописи;

3) брошюры.

23. Ко вторичным изданиям относятся:

1) реферативные журналы;

2) библиографические указатели;

3) справочники.

24. Депонированные рукописи:

1) приравниваются к публикациям, но нигде не опубликованы;

2) рассчитаны на узкий круг профессионалов;

3) запрещены для публикации.

25. Оперативному поиску научно - технической информации помогают:

1) каталоги и картотеки;

2) тематические списки литературы;

3) милиционеры.

26. На титульном листе необходимо указать:

1) название вида работы (реферат, курсовая, дипломная работа);

2) заголовок работы;

3) количество страниц в работе.

27. По середине титульного листа не печатаются:

1) гриф «Допустить к защите»;

2) исполнитель;

3) место написания (город) и год.

28. Номер страницы проставляется на листе:

1) арабскими цифрами сверху посередине;

2) арабскими цифрами сверху справа;

3) римскими цифрами снизу посередине.

29. В содержании работы указываются:

4) названия всех заголовков, имеющихся в работе, с указанием

страницы, с которой они начинаются;

5) названия всех заголовков, имеющихся в работе, с указанием ин-

тервала страниц от и до;

6) названия заголовков только разделов с указанием интервала стра-

ниц от и до.

30. Во введении необходимо отразить:

1) актуальность темы;

2) полученные результаты;

3) источники, по которым написана работа.

31. Для научного текста характерна:

1) эмоциональная окрашенность;

2) логичность, достоверность, объективность;

3) четкость формулировок.

32. Стиль научного текста предполагает только:

1) прямой порядок слов;

2) усиление информационной роли слова к концу предложения;

3) выражение личных чувств и использование средств образного

письма.

33. Особенности научного текста заключаются:

1) в использовании научно-технической терминологии;

2) в изложении текста от первого лица единственного числа;

3) в использовании простых предложений.

34. Научный текст необходимо:

1) представить в виде разделов, подразделов, пунктов;

2) привести без деления одним сплошным текстом;

3) составить таким образом, чтобы каждая новая мысль начиналась

с абзаца.

35. Составные части научного текста обозначаются:

1) арабскими цифрами с точкой;

2) без слов «глава», «часть»;

3) римскими цифрами.

36. Формулы в тексте:

1) выделяются в отдельную строку;

2) приводятся в сплошном тексте;

3) нумеруются.

37. Выводы содержат:

1) только конечные результаты без доказательств;

2) результаты с обоснованием и аргументацией;

3) кратко повторяют весь ход работы.

38. Список использованной литературы:

1) оформляется с новой страницы;

2) имеет самостоятельную нумерацию страниц;

3) составляется таким образом, что отечественные источники раз-

мещаются в начале списка, а иностранные – в конце.

39. В приложениях:

1) нумерация страниц сквозная;

2) на листе справа сверху напечатано «Приложение»;

3) на листе справа напечатано «ПРИЛОЖЕНИЕ».

40. Таблица:

1) может иметь заголовок и номер;

2) помещается в тексте сразу после первого упоминания о ней;

3) приводится только в приложении.

41. Числительные в научных текстах приводятся:

1) только цифрами;

2) только словами;

3) в некоторых случаях словами, в некоторых цифрами

42. Однозначные количественные числительные в научных текстах

приводятся:

1) словами;

2) цифрами;

3) и цифрами и словами.

43. Многозначные коли







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.