|
Управление в области внутренних дел: правовое регулирование, задачи, система органов и их компетенция.
1. Содержание управления в области внутренних дел. СМОТРЕТЬ ЗАКОН О ПОЛИЦИИ Характеристика объекта деятельности органов внутренних дел, т.е., тех видов общественных отношений, которые охраняются органами полиции. Общественный порядок – определенная система отношений, формирование и развитие которых способствует поддержанию общественного и личного спокойствия граждан, согласованности и ритмичности общественной жизни по обеспечению во взаимном общении людей им личной и имущественной неприкосновенности, чести и достоинства, благоприятных условий для осуществления гражданами их прав и обязанностей, для общественно-полезной деятельности и отдыха. Общественная безопасность – система общественных отношений, связанных с предотвращением и устранением явлений и опасных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью людей, имуществу организаций и граждан. Виды безопасности: а) безопасность дорожного движения (ФЗ от 15 ноября 1995 г. «О безопасности дорожного движения»); б) пожарная безопасность (ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»); в) информационная безопасность, экологическая безопасность и т.п. регулируются специальными законами; г) обеспечению безопасности использования источников повышенной опасности служит разрешительная система, обеспечивающая предварительный и последующий контроль органов внутренних дел за использованием средств повышенной опасности, как это определено ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (во взаимодействии с МЧС и ГО), ФЗ «Об оружии» и др. Специальный вид безопасности – государственная безопасность является предметом специального регулирования, охраняется специальной системой органов государственной безопасности – ФСБ. В целом, наряду с другими органами ОВД осуществляют охрану правопорядка, который и складывается, в том числе, из охраняемых указанных общественных отношений. Правопорядок – наиболее широкая категория, предполагающая охрану правовых норм от нарушения, поддержание порядка в правовых отношениях. Эти категории отражены в названии структурных подразделений органов внутренних дел – Департамент обеспечения правопорядка в ЗАТО, Департамент обеспечения правопорядка на транспорте, Департамент охраны общественного порядка. Таким образом, можно выделить три главных блока охраняемых ОВД отношений – правопорядок, общественный порядок, общественная безопасность. Общественный порядок понимается в широком и узком смысле, в широком – порядок в обществе, во всех общественных отношениях, в узком, специальном – порядок в общественных местах. С общественным порядком тесно связаны общественное благоустройство, охрана экономических отношений и порядок в организациях (например, на крупных заводах). Особенности управления внутренними делами как отрасли государственного управления: 1) четко выраженная правоохранительная направленность; 2) обусловленная спецификой этой среды возможность и необходимость использования государственно-властных полномочий (издание юридически обязательных актов управления, установление административного надзора за соблюдением установленных правил, запрещение и приостановление определенных действий и др.); 3) исполнительно-распорядительный характер деятельности, с одной стороны, это исполнение законов, с другой – распорядительная деятельность, осуществляемая путем издания актов правоприменительного характера; 4) это организационная деятельность, а не просто правоохранительная или юрисдикционная, ее особенности: состоит в том, что она осуществляется в целях предупреждения правонарушений, поэтому большое место занимает профилактическая работа; 5) особенности внутриорганизационной деятельности – более высокая степень централизации управления и дисциплины, управленческие решения носят форму приказов, действия исполнителей строго регламентированы, предъявляются высокие и особенные требования при подборе кадров – по физическим, деловым, моральным качествам, специальной подготовке и т.д.; 6) особый вид государственно службы – правоохранительная служба. Организационно-правовые формы деятельности ОВД: 1. Административная деятельность, в том числе, паспортно-визовая и лицензионно-разрешительная; 2. Оперативно-розыскная; 3. Уголовно-процессуальная. Ранее к ведению ОВД относились уголовно-исполнительная деятельность и госпожнадзор (переданы соответственно в ведение Министерства юстиции и МЧС и ГО). 2. Система органов внутренних дел. Современная система МВД. Возглавляет отраслевую систему Министерство внутренних дел РФ. Положение о МВД России утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации. МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России). Основными задачами МВД России являются: 1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; 2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; 3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений; 5) обеспечение охраны общественного порядка; 6) обеспечение безопасности дорожного движения; 7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; 8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций; 9) управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД, организация их деятельности. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, иные организации и подразделения. Министр возглавляет министерство, решает в установленном законодательством порядке вопросы о назначении на должность и освобождении от должности министров внутренних дел, начальников главных управлений, управлений по субъектам Федерации, отменяет противоречащие законодательству РФ приказы и распоряжения этих начальников. Перечень основных подразделений МВД РФ: Департамент обеспечения правопорядка на транспорте; Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах; Департамент безопасности дорожного движения; Департамент государственной защиты имущества; Департамент экономической безопасности; Департамент охраны общественного порядка; Департамент собственной безопасности; Главное командование внутренних войск. Кроме этих подразделений существуют департаменты, организующие деятельность по борьбе с преступлениями, например, Департамент уголовного розыска, Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом. Это подразделения, осуществляющие основные функции. Есть и подразделения, осуществляющие обеспечивающие функции: оперативное, техническое, организационное, информационное, аналитическое, кадровое, финансовое, материально-техническое, медицинское обслуживание. В составе МВД образуется коллегия, члены коллегии, кроме входящих по должности, утверждаются Президентом РФ. Главное управление МВД по федеральному округу в качестве основных задач выполняет координацию, контроль и анализ деятельности ОВД в округах, организацию деятельности по борьбе с преступностью (РУБОПы в субъектах РФ реорганизованы и подчиняются подразделениям в округах, как и криминальная милиция в целом). УВД по краю, области подчиняются Главному управлению по федеральному округу и, соответственно, далее – МВД РФ. Возглавляет начальник, назначаемый Президентом РФ. Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на УВД задач и функций, а также за работу нижестоящих органов внутренних дел. Приказы – акты начальника. Создается коллегия УВД. Штабные функции осуществляет штаб УВД. Как и вышестоящие штабы, он обеспечивает последовательность решений и действий, их скоординированность, анализ, прогнозирование, информационное обеспечение. Специальные подразделения – подразделения криминальной милиции (не ниже краевого, областного уровня). Городские, районные управления внутренних дел – основное звено милиции общественной безопасности. Эти управления (отделы) осуществляют охрану общественного порядка, общественной безопасности и т.д. на соответствующей территории. К ведению органов местного самоуправления также отнесены вопросы осуществления охраны общественного порядка, которые обеспечиваются милицией общественной безопасности (местной милицией). Местная милиция входит в систему МВД, подчиняется соответствующему органу внутренних дел и органу местного самоуправления. В компетенцию местного самоуправления входит организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и контроль за их деятельностью. Был проведен эксперимент по созданию муниципальной милиции (2000 г.). В соответствии с основными направлениями деятельности в системе МВД выделяются: - милиция, которая делится на криминальную и общественной безопасности; - внутренние войска; - подведомственная МВД Федеральная миграционная служба (ФМС). ![]() Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|