Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Учебная и внеучебная деятельность школьников. Виды интересов младших школьников. Роль общения.





В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена
в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его
деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей
деятельностью вместо игры становится учение, изменяется уклад
жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отно-
шения ребенка с окружающими.
В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная сис-
тема, интенсивно развиваются функции больших полушарий го-
лозного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функ-
ции коры. Быстро развивается и психика ребенка. Повышается
точность работы органов чувств.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и
неорганизованностью, но и в то же время остротой и свежестью.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно
устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения
и воспитания ребенка-начальной школы подчинен воспитанию
культуры внимания.
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоцио-
нально-образного к абстрактно-логическому. В школе интеллект
развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь осо-
бенно велика роль учителя.
Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Сло-
варный запас нынешнего четвероклассника насчитывает примерно
3500-4000 слов.
Большое значение в познавательной деятельности школьника
имеет память. Естественные возможности школьника первой сту-
пени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, кото-
рая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запо-
минания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный
характер. Однако ученики начальной школы не умеют распорядить-
ся своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.



Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности

складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

· качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

· рефлексия, анализ, внутренний план действий;

· развитие нового познавательного отношения к действительности;

· ориентация на группу сверстников.

Важнейшим условием развития произвольного поведения ребенка является участие взрослого, который направляет усилия ребенка и обеспечивает средствами овладения.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.

1.
32.Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты (структура) педагогического процесса.

Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.

§ Структура педагогического процесса.

Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.

Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:

§ Стимульно-мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент характеризуется:

§ эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);

§ мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);

§ формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.

§ Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.

§ Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

Связан с разработкой и отбором содержания образования.
Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся;
Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

§ Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса.
Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

§ Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

 

§ Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.