Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения





Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

  УТВЕРЖДАЮ   Ректор ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России, профессор ___________________ Т.М.Гатагонова «2» _июля_ 2012г, протокол № 11

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

Образовательной программы высшего образования – программы ординатуры

По специальности 04.01.25 «ФТИЗИАТРИЯ»

 

 

г. Владикавказ, 2012 г.


Практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных врачей-специалистов. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение ординаторами умений и навыков практической работы по квалификации и избранной специальности.

В программе практики изложены цели, задачи, организация практики в качестве врача-специалиста ФТИЗИАТРА.

 

 

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

По разработке программы практики по ординатуре

Для специальности 31.08.51 Фтизиатрия

 

№ п/п Фамилия, имя, отчество Ученая степень, звание Занимаемая должность Место Работы
Рабочая группа:
1. Малиев Батарбек Мусаевич   докт. мед. наук, проф. зав. каф. фтизиатрии с лучевой диагностикой и лучевой терапией СОГМА
2. Хетагурова Светлана Борисовна   канд. мед. наук доц. кафедры фтизиатрии с лучевой диагностикой и лучевой терапией СОГМА

 

Рецензенты:

Профессор кафедры внутренних болезней №5 д.м.н. З.Г.Басиев

 

Зав. каф. инфекционных болезней доцент Б.И.Отараева

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели практики 4



2. Задачи практики 4

3. Компетенции ординатора, формируемые в результате прохождения практики 5

4. Содержание и объем практики врача ординатора фтизиатра 14

5. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы 22

6. Место и время проведения практики 22

7. Порядок прохождения практики 22

8. Учебно-исследовательская работа ординаторов во время практики 23

9. Санитарно-просветительная работа 24

10. Формы отчетности 24

11. Формы аттестации 25

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики 25

13. Материально-техническое обеспечение практики 26

14. Экзаменационные вопросы по практике 26

15. Приложение 1. Дневник работы врача-ординатора 28

16. Приложение 2. Сводный отчет о выполненных практических навыках и манипуляциях 40

17. Приложение 3. Отчет по санитарно-просветительной работе 43

18. Приложение 4. Критерии знаний ординаторов 44

 


Ординатор в процессе подготовки должен овладеть диагностикой, дифференциальной диагностикой, лечением, оказанием неотложной медицинской помощи и профилактикой распространенных заболеваний по выбранной специальности; при этом в процессе обучения врач-ординатор должен углубить или закрепить общие и специальные знания и умения в объеме требований квалификационной характеристики специалиста врача-специалиста фтизиатра.

I. Цели практики:

Общая цель – закрепить знания и практические умения, полученные в процессе изучения специальности на лекциях и практических занятиях на кафедре фтизиатрии с лучевой диагностикой и лучевой терапией. Углубить навыки самостоятельной работы в качестве врача-специалиста в различных отделениях фтизиатрического профиля лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), выполнения санитарно-гигиенического режима и соблюдения вопросов биоэтики и деонтологии.

Профессиональная цель – подготовить врачей-специалистов соответственно квалификационным характеристикам специальности, с учетом современных знаний и умений на этапе последипломного профессионального образования, ориентирующихся в условиях работы учреждений практического здравоохранения.

Воспитательная цель – сформировать у ординаторов личностную и гражданскую мотивацию необходимости владения определенным объемом знаний и навыков для выполнения своего профессионального долга.

В процессе производственной практики ординаторы должны закрепить:

· практические умения и навыки в освоении дополнительных методов обследования больных туберкулезом легких и других локализаций,

· практические умения и навыки в использовании медицинского оборудования и инструментария,

· ознакомиться с работой стационара и поликлиники путем непосредственного участия в деятельности стационара и поликлиники, а также развитие компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.

II. ЗАДАЧИ практики:

Освоить следующие виды деятельности и соответствующие им персональные задачи:

1. закрепление навыков физикального обследования больных;

2. закрепление умений обоснования, правильной формулировки и оформления предварительного и окончательного диагнозов на основе собранной информации о больном;

3. освоение методики проведения дифференциального диагноза по ведущему синдрому;

4. получение навыков самостоятельного оформления медицинской документации больного (медицинских карт больных, выписок из истории болезни, больничных листов и т.д.);

5. закрепление и продолжение освоения основных этапов лечебно-диагностической работы у постели больного в процессе самостоятельной врачебной деятельности при постоянном контроле и коррекции ее преподавателем;

6. закрепление навыков составления плана обследования больных и интерпретации его результатов;

7. закрепление умений и навыков лечения и профилактики наиболее частых заболеваний внутренних органов, оказания неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях;

8. организация и проведение противоэпидемической и санитарно-просветительной работы среди населения.

III. Компетенции ОРДИНАТОРА, формируемые в результате прохождения практики

Настоящие требования сформулированы с учетом действующих профессиональных стандартов и квалификационных характеристик врача-фтизиатра.

В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

Выпускник программы ординатуры должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):

- готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

- готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);

- готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).

Выпускник программы ординатуры должен обладать профессиональными компетенциями (ПК),соответствующими виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа ординатуры:

профилактическая деятельность:

- готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

- готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);

- готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);

- готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков (ПК-4);

диагностическая деятельность:

- готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-5);

лечебная деятельность:

- готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании фтизиатрической медицинской помощи (ПК-6);

- готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);

реабилитационная деятельность:

- готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);

психолого-педагогическая деятельность:

- готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);

организационно-управленческая деятельность:

- готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10),

- готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);

- готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).

Выпускник программы ординатуры должен обладать профессионально-специализированными компетенциями (ПСК),соответствующими специализации программы ординатуры.

Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста фтизиатра предполагает овладение врачом системой профессиональных умений, владений и навыков.

 

3.2. Перечень умений и владений ординатора-фтизиатра

Врач-специалист по фтизиатрии должен уметь:

 

- осуществлять диспансеризацию здоровых лиц и больных туберкулезом в соответствии с группами диспансерного наблюдения и учета, с учетом критериев перевода из одной группы в другую, критериями снятия с учета;

- анализировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу и социально-демографическую характеристику в районе обслуживания, заполнять действующие учетные и отчетные формы по туберкулезу, определять основные показатели по туберкулезу на участке обслуживания и оценить их, сравнив с данными других районов, города, области и т. д.;

- организовать проведение профилактических мероприятий на участке;

- организовать противоэпидемические мероприятия в районе обслуживания;

- составить комплексный перспективный и текущий план противотуберкулезных мероприятий на участке;

- организовать и провести осмотры населения декретированных контингентов, групп риска заболевания туберкулезом;

- получить информацию о заболевании, применить объективные методы исследования больного, оценить тяжесть состояния, оказать необходимую экстренную помощь;

- назначить в необходимой последовательности лабораторные анализы и оценить их результаты, интерпретировать данные прямой и боковой рентгенограмм грудной клетки, а также томографии легких и средостения;

- определить показания к бронхоскопии и другим эндоскопическим исследованиям, оценить их результаты;

- сформулировать диагноз туберкулеза органов дыхания в соответствии с клинической классификацией, определить его форму и фазу течения, установить осложнения, провести дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями органов дыхания и других локализаций туберкулеза;

- диагностировать в амбулаторных условиях туберкулез и провести на основании клинико-рентгенологических данных и лабораторных анализов дифференциальный диагноз с нетуберкулезными заболеваниями;

- назначить комплексную терапию, определить схему для лечения противотуберкулезными химиопрепаратами, дозировки, методы введения, а также продолжительность курса химиотерапии в соответствии с действующими стандартами;

- назначить и провести в амбулаторных условиях лечение больных активным туберкулезом, а также противорецидивные курсы химиотерапии угрожаемым контингентам из III группы учета;

- определить срок завершения стационарного лечения больного, лечения больного в санаторных и амбулаторных условиях и дать соответствующие врачебные рекомендации врачу санатория или диспансера, определить трудоспособность больного;

- определить характер остаточных изменений после клинического излечения, риск реактивации туберкулеза;

- организовать госпитализацию выявленных больных туберкулезом в противотуберкулезный стационар;

- организовать госпитализацию диагностических больных, требующих дообследования в стационарных условиях, в специализированное диагностическое отделение;

- определить показания к хирургическому вмешательству;

- выявить внелегочные локализации туберкулеза, решить вопрос об их лечении;

- выявить сопутствующие туберкулезу заболевания, определить тактику их лечения;

- решить вопрос трудоспособности больного, составить документы для МСЭ;

- проводить противотуберкулезную пропаганду и санитарное просвещение с населением и среди больных, их родственников и лиц, контактирующих с больными туберкулезом;

- проводить туберкулинодиагностику, вакцинацию и ревакцинацию;

- проводить оздоровительную работу по санации очагов туберкулезной инфекции, изоляцию бациллярных больных, детей, провести химиопрофилактику контактов;

- осуществлять методическое руководство и контролировать проведение противотуберкулезных профилактических мероприятий в учреждениях, производствах, на участке обслуживания.

Врач-специалист по фтизиатрии должен владеть:

- методиками клинического исследования системы органов дыхания (анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация);

- методикой постановки туберкулиновых проб и их оценки;

- методикой постановки пробы с аллергенами туберкулезными рекомбинантными

(Диаскинтест) и ее оценки;

- методикой забора мокроты и промывных вод бронхов для исследования на МБТ, другую неспецифическую флору – грибы, вирусы, бактерии;

- методиками профилактики и выявления туберкулеза;

- методикой эпидемиологического анализа ситуации по туберкулезу в районе обслуживания населения и составление плана по улучшению неблагоприятной эпидситуации;

- методами организации диспансерного наблюдения за больными активным туберкулезом и группами риска по этому заболеванию (контактные лица, больные определенными хроническими заболеваниями и другие группы населения в соответствии с перечнем);

- технологиями этиотропного, патогенетического лечения туберкулеза органов дыхания и сочетанных с ним заболеваний;

- методиками оказания экстренной помощи больному туберкулезом при развитии осложнений туберкулеза или нежелательных реакций на противотуберкулезные препараты;

- методикой проведения постурального и позиционного дренажа бронхов;

- методам реабилитации больных туберкулезом.

 

-

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРАКТИКИ ВРАЧА ОРДИНАТОРА ФТИЗИАТРА

СТРУКТУРА ПРАКТИКИ

 

ДИСЦИПЛИНЫ (модули) Объем программы ординатуры в зачетных единицах
Блок 2 ПРАКТИКА
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
Стационар
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Работа в поликлинике
Работа в качестве клинического фармаколога
Работа в блоке интенсивной терапии

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРАКТИКИ

Виды профессиональной деятельности ординатора Место работы Продолжительность циклов Формируемые профессиональные компетенции  
Первый год обучения
Стационар (П.О.01)
1. Курация: больных с впервые выявленным туберкулезом органов дыхания − взрослых, − детей от 0 до 3 лет, − младшего школьного возраста, − подростков   Отделения для лечения больных туберкуле зом органов дыхания: 1. ГБУЗ РПТД взрослых 2. ГБУЗ ДРКБ детей от 0 до 3-х лет, младшего школьн-ого возраста, подростков   Учебных часов 1080 недель 20   Способность и готовность к: · постановке диагноза; · выполнению основных принципов лечения больных туберкулезом в соответствии со стандартами и протоколами лечения; · оценке эффективности лечения и излечения больных туберкулезом; · использованию алгоритма постановки диагноза (основного, сопутствующего заболеваний и осложнений) с учетом МКБ-10; · выполнению основных диагностических и лечебных мероприятий по выявлению и устранению неотложных и угрожающих жизни состояний во фтизиатрии; · организации комплексного лечения в санатории, осуществлению медицинской и трудовой реабилитации больных туберкулезом.    
Поликлиника (П.О.02)
2. Курация и диспансерное наблюдение больных туберкулезом в соответствии с группами диспансерного учета, перевод из одной группы в другую, снятие с диспансерного учета в соответствии с общепринятыми стандартами для взрослых, детей и подростков. Организация профилактики и выявления туберкулеза у взрослых, детей и подростков совместно с врачами ЛПУ общей сети и проведение противоэпидемических мероприятий совместно с врачами санэпиднадзора.   Диспансер-ные отделения ГБУЗ РПТД для взрослых, детей и подростков учебных часов 540 недель 10   Способность и готовность в амбулаторных условиях к: · постановке диагноза; · выполнению основных принципов лечения больных туберкулезом в соответствии со стандартами и протоколами лечения; · оценке эффективности лечения и излечения больных туберкулезом; · использованию алгоритма постановки диагноза (основного, сопутствующего заболеваний и осложнений) с учетом МКБ-10; · выполнению основных диагностических и лечебных мероприятий по выявлению и устранению неотложных и угрожающих жизни состояний во фтизиатрии; · организации комплексного лечения в санатории, осуществлению медицинской и трудовой реабилитации больных туберкулезом; · организации госпитализации больных активным туберкулезом и проведению противоэпидемической работы в очагах туберкулезной инфекции; · организации мероприятий по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза и проведению диспансеризации среди населения; · составлению комплексного перспективного и текущего плана и организации противотуберкулезных мероприятий в соответствии с законодательно-нормативной базой; · анализу эпидситуации по туберкулезу и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий; · определению степени временной и стойкой утраты трудоспособности и подготовки документов для МСЭ; · проведению противотуберкулезной пропаганды и санитарного просвещения.    
Второй год обучения
Стационар (П.О.03)
1. Курация: больных впервые выявленными и хроническими формами туберкулеза с фоновой патологией и/или с сочетанными заболеваниями -взрослых -детей от 0 до 3-х лет -детей младшего школьного возраста - подростков   Отделения для лечения: -взрослых (отделения №1, №2,№3,№5, РПТД)   ДРКБ, отделение №5 -детей от 0 до 3-х лет, -детей младшего школьного возраста, - подростков   Отделения №6 РПТД для больных внелегочной локализа-цией туберкулеза.   Отделения №1, №2,№3,№5, РПТД для больных туберкулезом в сочетании с ВИЧ/СПИД.   Отделения (кабинеты) для больных туберкулезом с МЛУ. учебных часов 810 недель 15   Способность и готовность, у больных туберкулезом с фоновой патологией и/или с сочетанными заболеваниями, к: · постановке диагноза; · выполнению основных принципов лечения больных туберкулезом в соответствии со стандартами и протоколами лечения; · оценке эффективности лечения и излечения больных туберкулезом; · использованию алгоритма постановки диагноза (основного, сопутствующего заболеваний и осложнений) с учетом МКБ-10; · выполнению основных диагностических и лечебных мероприятий по выявлению и устранению неотложных и угрожающих жизни состояний во фтизиатрии; · организации комплексного лечения в санатории, осуществлению медицинской и трудовой реабилитации больных туберкулезом; · проведению противотуберкулезной пропаганды и санитарному просвещению среди больных и их родственников.    
Поликлиника (П.О.02)
2. Курация и диспансерное наблюдение взрослых, детей и подростков с впервые выявленными и хроническими формами туберкулеза органов дыхания, внелегочными локализациями, МЛУ, фоновыми состояниями и/или с сочетанными заболеваниями (в том числе с ВИЧ/СПИД инфекцией).   Диспансер-ные отделения РПТД для больных туберкулезом: -взрослых, -детей от 0 до 3-х лет, -детей младшего школьного возраста, - подростков     Ккабинет для больных внелегочной локализа-цией туберкулеза.   Кабинеты для больных туберкулезом в сочетании с ВИЧ/СПИД.   Отделения № 4 РПТД для больных туберкулезом с МЛУ. учебных часов 810 недель 15   Способность и готовность, в амбулаторных условиях у больных туберкулезом с фоновой патологией и/или с сочетанными заболеваниями, к: · постановке диагноза; · выполнению основных принципов лечения больных туберкулезом в соответствии со стандартами и протоколами лечения; · оценке эффективности лечения и излечения больных туберкулезом; · использованию алгоритма постановки диагноза (основного, сопутствующего заболеваний и осложнений) с учетом МКБ-10; · выполнению основных диагностических и лечебных мероприятий по выявлению и устранению неотложных и угрожающих жизни состояний во фтизиатрии; · организации комплексного лечения в санатории, осуществлению медицинской и трудовой реабилитации больных туберкулезом; · проведению противотуберкулезной пропаганды и санитарному просвещению среди больных и их родственников;   · организации работы отделений (кабинетов) для больных туберкулезом в сочетании с ВИЧ/СПИД- инфекцией и больных туберкулезом с МЛУ, больных с внелегочными локализациями туберкулеза.    

 


V. Место


Во время практики

Учебно-исследовательская работа (УИР) ординатора (подготовка сообщения на любую или предложенную тему)- один из обязательных элементов производственной практики.

Лучшие работы УИР выносятся на клинико-теоретические конференции, проводимые на кафедре.

Примерная тематика УИР:

1. Дифференциальная диагностика диссеминированных болезней легких

2. Анализ эффективности применения новых методов лечения при лечении различных туберкулеза легких.

3. Современные методы иммунологической диагностики во фтизиатрии.

4. Роль «Фтизиошколы» в популяризации знаний о возбудителе туберкулеза и профилактики этого заболевания среди населения

5. Перспективы применения рекомбинантных препаратов туберкулина для диагностки туберкулеза в регионе РСО-Алания

 

XI. Формы отчетности

Ежедневно ординаторами ведутся дневники учета выполненной работы по образцу (приложение 1), утвержденному на заседании кафедры. В дневнике регистрируется весь объем работы проделанный за день, описываются методики врачебных манипуляций, в выполнении которых ординаторы принимали участие. Обязательно отмечается дата и время работы. Добросовестность и правильность ведения дневника систематически контролируется куратором с внесением в дневник соответствующей записи, содержащей замечания, предложения и рекомендации. Дневниковые записи в конце работы должны заверяться подписью ассистента. По окончании практики ординаторы в дневнике составляют сводный отчет о проделанной работе

По каждому практическому навыку и умению, в том числе по диагностике и оказанию помощи при неотложных состояниях согласно «Перечня практических умений по фтизиатрии...» ординатор сдает зачет куратору-ассистенту, что отражается в зачетной книжке ординатор составляет сводный отчет о выполненных практических навыках и манипуляциях (приложение 2) и отчет по санитарно-просветительной работе (приложение 3).

 

XII. формы аттестации

Аттестация практической подготовки ординаторов проводится согласно графику проведения II этапа ИГА – сдача практических навыков.

На экзамен обучающиеся представляют следующие документы:

· «Дневник производственной практики» (приложение 1);

· Сводный отчет о выполненных практических навыках и манипуляциях (приложение 2);

· Отчет по санитарно-просветительной работе (приложение 3).

Экзамен по практике проводится в один этап:

1) демонстрация практических навыков на фантомах, муляжах, имитаторах клинического обследования пациента с интерпретацией практических умений, лабораторных и инструментальных методов исследования больного;

2) работа у постели больного (контроль ассистента);

3) решение ситуационных задач;

4) собеседование по билетам по вопросам программы практики с использованием при ответе межпредметных связей.

Для экзаменационного контроля разработаны 30 билетов, которые утверждены на цикловой методической комиссии СОГМА. В каждом билете 2 вопроса. Первые вопросы всех билетов составлены с учетом контроля навыков умения обоснования предварительного и окончательного клинического диагноза по предложенной ситуационной задаче. Вторые вопросы билетов контролируют умение самостоятельного анализа наборов лабораторно-инструментальных методов исследования при различной фтизиатрической патологии. Третий раздел билета содержит вопросы по навыкам оказания неотложной помощи.

Оценка знаний на экзамене по производственной практике проводится согласно критериям по пятибалльной системе (приложение 4).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксёнова В.А. Туберкулёз у детей и подростков: Учебное пособие.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2007.-272с.

2. Аксёнова В.А., Клевно Н.И., Барышникова Л.А.,Кудлай Д.А., Николенко Н.Ю., Курила А.А. Выявление туберкулёза и тактика диспансерного наблюдения за лицами из групп риска с использованием рекомбинантного туберкулёзного аллергена - Диаскинтест®.Методические рекомендации.-М.: НИИФП, 2011.-19с.

3. Александрова А.В. Рентгенологическая диагностика туберкулеза органов дыхания.-М.:, 1983.-192 с.

4. Афанасьева Н.И., Юдин А.Л., Абович Ю.А., Кулагин А.Л.,Фёдорова Г.О., Проскурина М.Ф. Классическая рентгендиагностика новообразований средостения. Учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей.- М.: Издательский дом «Русский врач», 2009.-84 с.

5. Баранов А.А. и др. Стандарты ведения больных. Клинические рекомендации. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. —1376 с.

6. Бастиан И., Порталс Ф. Туберкулёз с множественной лекарственной устойчивостью.-М.: Изд. «Медицина и жизнь»,2003.-368с.

7. Белевский А.С. Организация и проведение обучения больных хронической обструктивной болезнью легких: Методические рекомендации. — М.: Издательство «Атмосфера», 2003. — 56 с., ил.

8. Блажис А. К., Дюк В.А. Телемедицина, -СПб.: СпецЛит, 2001.-143с

9. Борисов С.Е., Белиловский Е.М., Дорожкова И.Р. Противотуберкулёзная помощь населению. Глоссарий.- ВОЗ, 2003.- 152 с.

10. Борисов С.Е. Диагностика и лечение саркоидоза органов дыхания. Пособие для врачей.-М.: НИИФП, 2006.-55с.

  1. Брюсов П.Г., Полянский В.К. Туберкулёзная эмпиема плевры: Монография /Гос. Институт усовершенствования врачей МО РФ, 2007.-238с.
  2. Буравков С.В., Григорьев А.И. Основы телемедицины. - М.: Фирма "Слово". - 2001. - 109 с
  3. Василькова Т.А. Основы андрагогики : учебное пособие / Т.А. Василькова. – М.: КНОРУС, 2009.- 256 с.
  4. Визель А.А., Гурылёва М.Э. Туберкулёз – М., 1999. – 208 с.
  5. Виницкая Е.М., Котовская Е.Б. Первая медицинская помощь при хирургических заболеваниях и травмах.-М.: Изд. Феникс, 2009.-378 с.

16. ВИЧ-инфекция и СПИД. Клинические рекомендации / под ред. В.В. Покровского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 192 с.

17. Внелёгочный туберкулёз. Руководство для врачей.Под редакцией проф. А.В. Васильева.- СПб.: ИКФ «Фолиант»,2000.-561с.: ил.

18. Генетика бронхолегочных заболеваний /под ред. Пузырева В.П., Огородовой Л.М. (Серия монографий Российского респираторного общества; Гл. ред. серии Чучалин А.Г.). - М.: Издательский дом «Атмосфера», 2010. - 160 с., ил.

19. Глобальная стратегия диагностики, лечения и профилактики хронической обструктивной болезни легких (GOLD Пересмотр 2008 г.) / Пер. с англ. под ред. Белевского А.С. – М.;. Издательский дом «Атмосфера». 2009. - 100с. (веб-сайт GOLD Глобальная инициатива по хронической обструктивной болезни легких: http://www.goldcopd.org)

20. Григорьев А.И.,Орлов О.И.,.Логинов В.А,Дроздов Д.В.,А.В.Исаев,Ревякин Ю.Г.,.Суханов А.А Клиническая телемедицина. - М., 2001

21. Дворецкий Л.И. Ведение пожилого больного ХОБЛ. - М.: Изд. ООО "Литтерра", 2005.-130с.

22. Демихова О.В, Бабаева И.Ю., Кравченко А.В. Диссеминированный туберкулез у больных ВИЧ-инфекцией.- М.: Изд.дом «НЬЮтера» 2010-162с.

23. Диссеминированные заболевания легких / под ред. М.М. Ильковича. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 480 с.

  1. Ерохин В.В., Земскова З.С.Патологическая анатомия туберкулёза/ М.: ООО «Издательский дом « Русский врач»,1998.- 112с.

25. Ерохин В.В.,Мишин В.Ю.,Чуканов В.И., Гиллер Д.Б.. Казеозная пневмония.- М.: Медицина, 2008.-191с.

  1. Заболевания органов дыхания при беременности. / Под ред. А.Г. Чучалина и Р.С. Фассахова. - М.: Издательский дом «Атмосфера», 2010.-140с.

27. Интерстициальные болезни легких / Под ред. Н.А;Мухина. -М.: Литтерра, 2007 - 432 с.

28. Капранов Н.И. Муковисцидоз. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 г.-104 с

  1. Клинические рекомендации. Бронхиальная астма./Под ред. А.Г. Чучалина. - М.: Издательский дом «Атмосфера», 2007 -224 с.
  2. Кожная проба с препаратом "Диаскинтест" - новые возможности идентификации туберкулёзной инфекции / под ред. акад. РАН и РАМН М. А. Пальцева.Второе изд. перераб. и допол. - М.: Изд. «Шико», 2011. – 256с.:ил.

31. Королюк И.П., Косарев В.В. Лучевая диагностика пылевых заболеваний легких (радионуклидные и рентгенологические компьютерные технологии). - Самара, 2004.-146с.

32. Кошечкин В.А., Иванова З.А.Туберкулёз.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2007.-304с.

33. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М. Молчанов А.С. Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющимся мире: традиции и новации. – 2-е изд., испр. и доп.д редакцией академика РАМН, проф. Н.Д. Ющука – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. – 336 с.

34. Кукес В.Г. Клиническая фармакология. Учебник для ВУЗов.-4-е изд.,перераб. и доп.,-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009.-1056 с.

  1. Лабинская А.С., Костюкова Н.Н, Иванова С.М. Руководство по медицинской микробиологии. Частная медицинская микробиология и этиологическая диагностика инфекций. Книга II //Колл. авторов/ М.: Издательство БИНОМ ,2010.-1152 с.

36. Ланге С., Уолш Дж. Лучевая диагностика заболеваний органов грудной клетки /пер. с англ. под ред. С.К. Тернового, А.И. Шехтера. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 432 с.: ил.

37. Леванов В.М., Переведенцев О.В., Орлов О.И. Основы аппаратно-програмного обеспечения телемедицинских услуг.Учебно-методическое пособие.-М.: Слово,2006-196с.

38. Левашов Ю.Н., Репин Ю.М.. Руководство по лёгочному и внелёгочному туберкулёзу/ СПб.: ЭЛБИ-СПб.,2006.-514с.

  1. Литвинов В.И., Мороз А.М. Лабораторная диагностика туберкулёза /М.: МНПЦБТ, 2001.-175с.

40. Литвинов В.И., Макарова М.В., Краснова М.А. Нетуберкулезные микобактерии. – М.: МНПЦБТ.- 2008. – 256 с.: ил.

41. Литвинов В.И., Сельцовский П.П., Рыбка Л.Н.,Кочеткова Е.Я., Овсянкина Е.С., Горбунов А.В. Эпидемическая ситуация по туберкулёзу и противотуберкулёзная работа (Москва, 2010г.) Ежегодник..-М.: МНПЦБТ, 2011.-275 с.

42. Ловачева О.В., Слогоцкая Л.В. Лечение итраконазолом в суспензии патологической колонизации грибами дыхательных путей у больных туберкулезом. – М.2007

43. Малявин А.Г., Епифанов В.А., Глазкова И.И. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 352 с.

44. Медников Б.Л, Слогоцкая Л.В. Кожная проба с препаратом ДИАСКИНТЕСТ® (аллерген туберкулезный рекомбинантный 0,2 мкг в 0,1 мл раствор для внутрикожного введения) для идентификации туберкулезной инфекции Пособие для врачей.-М.:МГНПЦБТ,2009.-28с.

45. Митинская Л.А. Туберкулёз у детей. М.: ЗАО «Кудесники»,2004.- 196 с.

46. Митрофанов В.С. Аспергиллез легких. - СПб.: Издательство Фолиант, 2005.-180с.

  1. Мишин В.Ю, Стрелис АК., Чуканов В.И. и др. Лекции по фтизиопульмонологии.-М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006.-560 с.

48. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский дом «Атмосфера», 2008. — 108 с.

49. Наумов В.Б.,Савельев Д.А.. Правовые аспекты телемедицины. // - Под ред. д.т.н., проф. Полонникова Р.И., д.т.н., проф. Юсупова Р.М.- СПб.:СПИИ РАН, изд-во Анатолия, 2002 - 107 С.

  1. Овсянкина Е.С., Губкина М.Ф., Сон И.М. Профилактика и выявление туберкулёза у детей и подростков.-М.: РИО “ЦНИИОИЗ”,-2008.-216с.
  2. Овсянкина Е.С., Слогоцкая Л.В., Губкина М.Ф. Рекомендации по применению кожной пробы с препаратом аллерген туберкулезный рекомбинантный 0,2 мгк в 0,1 мл раствор для внутрикожного введения (ДИАСКИНТЕСТ®) для идентификации туберкулезной инфекции у детей и диспансерного наблюдения в противотуберкулезных учреждениях // Методические рекомендации.- М.: МНПЦБТ, 2010. – 29 с.
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000. – 512 с.
  4. Оттен Т.Ф., Васильев А.В. Микобактериоз.- СПб.: Медицинская пресса, 2005.- 224с.

54. Паша С.П., Терновой С.К. Радионуклидная диагностика: учебное пособие / под ред. С.К. Тернового. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 208 с.

55. Первая медицинская помощь при ДТП.Учебная литература.М.: Изд.третий Рим.-2012.-48с.

56. Перельман М.И. Фтизиатрия+СD. Национальное руководство. / М.: ГЭОТАР-МЕДИЦИНА , 2007.- 512 с.

57. Покровский В.И., Литвинов В.И., Ловачёва О.В., Лазарева О.Л. Туберкулёзный менингит.- М.: МНПЦБТ, 2005.- 244 с.

58. Психологические тесты. Т.1, 2, под ред. А.А.Карелина. – М., 2005

59. Рабухин А.Е.Эпидемиология и профилактика туберкулёза.-М.:МЕДГИЗ,1957.-266с.

  1. Рабухин А.Е. Химиотерапия больных туберкулёзом.-М.: «Издательство «Медицина», 1970.-400 с.: ил.

61. Рабухин А.Е. Туберкулез органов дыхания у взрослых.- М. 1976.-328с

62. Репин Ю.М. Лекарственно-устойчивый туберкулёз лёгких. Хирургическое лечение. - СПб.: Издательство Гиппократ, 2007.-168с.

63. Руководство по медицинской помощи.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2007-816 с.

64. Сельцовский П.П. Методология системного анализа эпидемиологического процесса туберкулеза (введение в проблему). Лекция. М.: МНПЦБТ.-2007г.

65. Сельцовский П.П., Сиресина Н.Н., Стрельцов В.В., Золотова Н.В., Баранова Г.В., Столбун Ю.В., Долгова Ю.В., Панкова Л.И., Стрельцова В.П., Литвинов В.И., Эгрешов А.Э. Психологическое и нейропсихологическое сопровождение туберкулеза легких. Методическое пособие, М: МНПЦБТ, 2007.-68с.

66. Сельцовский П.П., Литвинов В.И. Социальные аспекты эпидемиологической ситуации по туберкулезу. - М., 2004.- 222 с.

67. Свистунова А.С., Чернеховская Н.Е., Чуканов В.И.Туберкулёз и внутренние болезни./ -М.: АКАДЕМИЯ, 2005.-512 с.

68. Синопальников А.И., Козлов Р.С. Внебольничные инфекции дыхательных путей: диагностика и лечение. Руководство для врачей - М.: ООО "Издательский дом "М-Вести", 2008. - 272 с.

69. Ситаров В.А. Учебное пособие для студ. вы









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.