Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания





су цель образования;

«= уровень развития в культуре философии, искусства, науки, морали, права, по­литики, отношения к религии;

су учет международного опыта;

ф= уровень возможностей учеников и воспитанников;

«* уровень экономического и технического развития страны;

<зр традиции государства в области стратегии образования;

сзр уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреж­дений соответствующего уровня;

«г соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени.

Принципы формирования содержания общего среднего образования

Общеметодологические принципы

♦ общеобразовательный характер учебного материала, т. е. включение основ всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира и имеющих значение для многих сфер деятельности;

♦ гражданская и гуманистическая направленность;

♦ гуманитарно-этическая направленность;

♦ наличие методологических знаний, знаний о процессах и истории позна­ния, развития идей;

♦ связь учебного материала с жизнью и преобразованиями общества;

♦ интегративность изучаемых курсов;

♦ развивающий характер материала;

♦ фундаментализация и наличие межпредметных связей;

♦ практическая направленность теоретического знания.

Специальные принципы

♦ соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки;

♦ политехнизм;

♦ единство и противоположность логики науки и учебного предмета.


Содержание образования и воспитания

Научные основы определения содержания

Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания

or цель образования;



cw уровень развития в культуре философии, искусства, науки, морали, права, по­литики, отношения к религии;

<&- учет международного опыта;

от уровень возможностей учеников и воспитанников;

«г уровень экономического и технического развития страны;

<s- традиции государства в области стратегии образования;

су уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреж­дений соответствующего уровня;

су соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени.

Принципы формирования содержания общего среднего образования

Общеметодологические принципы

♦ общеобразовательный характер учебного материала, т. е. включение основ всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира и имеющих значение для многих сфер деятельности;

♦ гражданская и гуманистическая направленность;

♦ гуманитарно-этическая направленность;

♦ наличие методологических знаний, знаний о процессах и истории позна­ния, развития идей;

♦ связь учебного материала с жизнью и преобразованиями общества;

♦ интегративность изучаемых курсов;

♦ развивающий характер материала;

♦ фундаментализация и наличие межпредметных связей;

♦ практическая направленность теоретического знания.

Специальные принципы

♦ соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки;

♦ политехнизм;

♦ единство и противоположность логики науки и учебного предмета.



 


Подходы к определению содержания образования


Теория материального образования

Главная цель обучения — передача учащимся как можно большего объе­ма знаний из различных областей. Выпускник школы должен быть эн­циклопедически образованным

Я. Коменский и др.


Теория формального образования

Главная цель обучения — развитие способностей и познавательных инте­ресов учащихся, их внимания, памяти, мышления.

Д. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер и др.



Носители содержания образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Федеральный нормативный документ, определяющий: минимум содер­жания основных образовательных программ; максимальный объем учеб­ной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки учеников.

• Федеральный компонент — определяет базовый стандарт образования, обес­печивающий единство школьного образовательного пространства в стране.

• Национально-региональный компонент — обеспечивает потребности и инте­ресы в области образования всех народов страны.

• Школьный компонент — обеспечивает реализацию интересов конкретного образовательного учреждения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучае­мых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

• Образовательные области: русский язык, как государственный, языки и ли­тература, искусство, общественные дисциплины, естественные дисциплины, математика, информатика, физкультура, технология.

• Принципы построения: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиени­ческих норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой об­разовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учеб­ных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий: обязательная инвариативная аудиторная на­грузка, обязательная вариативная, вариативнная свободно избираемая.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Нормативный документ, очерчивающий круг основных ЗУНов, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.

• Структура изложения: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.

• Функции: обогащение учащихся ЗУНами; содержательная и воспитательная, направленная на формирование духовности и научного мировоззрения; орга­низационно-методическая.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные посо­бия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методи­ческие комплекты, рабочие тетради и др.

Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, транс­формационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, ко­ординирующая, развивающе-воспитательная, обучающая.


Учебник

Учебник— книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установ­ленными программой данного учебного предмета и требованиями дидак­тики.

Функции школьного учебника

•> Мотивационная — обоснование значимости изучаемого материала, ориги­нальные иллюстрации и др.

■^ Информационная — обеспечение необходимой информацией в рамках учеб­ного предмета.

•» Трансформационная — преобразование материала науки в соответствии с воз­растными особенностями учащихся.

•* Систематизирующая — системное и последовательное изложение материа­ла в логике учебного предмета.

•» Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля — предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усво­енного материала.

•> Координирующая — привлечение других средств обучения.

•о- Обучающая — развитие умений и навыков самообразования, конспектирова­ния, обобщения, выделения главного и т. п.

•» Развивающе-воспитательная — направленность на формирование определен­ных морально-ценностных установок.


Требования к учебнику

е> Отражает содержание учебного предмета.

ш> Организует самостоятельную деятельность учащегося.

т> Отражает логику науки и логику учебного предмета.

е> Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

©> Краток, лаконичен, конкретен.

©> Доступен, ориентирован на особенности учащихся.

е> Ясен и четок язык текста и формулировок.

©> Увлекателен, с^элементами проблемности.

©> Красочен, по необходимости имеет картины, карты, схемы, диаграммы, фото­графии и другой иллюстративный материал.

<ш> Оформлен в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологически­ми и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним в соответствии с возрастными особенностями учащегося.

©> Продумана методическая организация текстового и внетекстового мате­риала.

е> Удобный формат.


Содержание компонентов базовой культуры личности

Культура личности— уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: ин­формационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравствен­ных, поведенческих и т. д.

Культура жизненного самоопределения

Культура жизненного самоопределения— осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести от­ветственность за свои действия и поступки.

Готовность к жизненному самоопределению складывается прежде всего из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззре­ния.

Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Суть сформированного миро­воззрения — понимание смысла жизни.

Смысл личностный— понимание человеком содержания и направленно­сти жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества.

Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить (Л. Н. Тол­стой).


Критерии оценки уровня сформированности мировоззрения

с& глубина усвоения научных понятий, законов, теорий, имеющих определяю­щее значение для понимания сущности процессов развития природы, обще­ства, мышления;

«s» устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию;

с©- стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения;

с» проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении;

с& сформированные интеллектуальные чувства.



 


Каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округлен­ное миросозерцпние, доступное возрасту учеников ... С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться, пополняться. (К. Д. Ушинский) •

Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способ­на к самопознанию — пониманию себя как целостной личности.

Н. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.

Культура жизненного самоопределения формируется в процессе духовно­го воспитания — формирования ценностного отношения к жизни, обеспе­чивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.

Содержание духовного воспитания: чувство долга; справедливость; искренность; ответственность и другие качества, способные придать высший смысл делам и мыслям человека.

Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутра-ты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть (В. Франкл).


Интеллектуальная культура личности

Интеллектуальная культура— комплекс знаний и умений в области куль­туры умственного труда, умение определять цели познавательной деятель­ности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационны­ми технологиями, заниматься самообразованием.

О

Интеллектуальная культура формируется в процессе умственного воспита­ния, осуществляемого в процессе обучения и во внеклассной работе.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.