Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факторы распространения педагогических нововведений





* Преобладающие в обществе отношения к педагогическим идеям, государ­ственная политика в области народного образования вообще и в отношении конкретного новшества в частности: социальные условия широкого плана.

* Деятельность конкретных государственных и общественных институтов — средств массовой информации, учебных учреждений, органов образования, самодеятельных творческих педагогических объединений: частные социаль­ные условия.

* Личностные особенности создателей и пропагандистов педагогических нов­шеств, в том числе авторитетность этих людей в глазах творческих педаго­гов, массового учительства и деятелей образования: личностные факторы.

Этапы освоения новшества

 

Этап Результат
Ознакомление Знание о новшествах
Появление интереса Поиск дополнительной информации
Оценка и решение об апробации Поиск необходимой для апробации ин­формации
Апробация Решение использовать новшества или отказ от него
Принятие окончательного решения Активное и целенаправленное внедре­ние новшества

Типы учителей по отношению к нововведениям (по Э. М. Роджерсу)

у Новаторы (до 2,5% в выборке): отличаются авантюрным духом, поглощени­ем новшествами, открытостью к новому, извлекают новое из любого общения, ориентированы космополитически.

у Ранние реализаторы (до 13,5%) следуют за новаторами, информаторы и со­ветники.

су Предварительное большинство (до 34%) осваивают новшества после ранних реализаторов, свободно общаются с предыдущими группами, но редко бывают лидерами. Им требуется более значительное время для внедрения новше­ства.

су Позднее большинство (до 34%) проявляют скепсис; осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением




социальной среды, когда большое количество групп и общество не начнёт ясно высказываться в пользу определенного новшества. от Колеблющиеся (16%) ориентируются на традиционные ценности; осваивают новшества последними; решение принимают с учетом прошлого опыта; кон­тактируют в первую очередь с себе подобными; сомневаются и в новаторах, и в инициаторах нововведений; являются тормозом в распространении новше­ства.

О

Установлено, что информированные учителя положительно относятся к но­вовведениям.


Школа функционирования. Школа развития

Школа функционирования— школа, работающая в режиме традицион­ных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процес­са и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат. Инновации осуществляются, но носят эпизодический характер.

Факторы эффективного функционирования

> соответствие выбранной миссии школы образовательным потребностям уча­щихся и образовательным интересам других образовательных систем;

> наличие операционально определенных целей функционирования школы;

> знание этих целей педагогами и учащимися;

У принятие членами школьного коллектива общих целей совместной деятель­ности;

> наличие у членов коллектива адекватных частных целей и их соответствие общим целям;

> наличие условий, мотивирующих коллектив на достижение максимально воз­можных результатов;

> соответствие ценностей, норм, правил, традиций, школьной культуры приня­тым целям совместной деятельности;

> отсутствие перегрузки в учебной и профессиональной деятельности;

> информированность педагогов и учащихся о результатах совместной деятель­ности и их оценке.

Школа развития— школа, в которой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде и его упрочение, демонтаж старого и негодного, не­заслуженно забытое восстанавливается в новых формах, осуществляются инновации во всех направлениях деятельности.

Факторы эффективности развития школы

♦ осознание членами коллектива развития как важной ценности;

♦ согласованное понимание настоящих требований к школе и их изменений в будущем;

♦ знание и согласованное видение главных проблем школы;

♦ знание о перспективных новшествах, освоение которых может повысить эф­фективность деятельности школы;

♦ соответствие частных целей развития и самого развития общим целям раз­вития школы;

♦ владение технологией освоения новшеств;

♦ наличие условий, мотивирующих коллектив на достижение максимально вы­соких результатов развития школы;


♦ соответствие имеющейся школьной культуры новой философии школы, цен­ностям и целям ее развития;

♦ информированность участников процесса о результатах развития и их оценке.

И

Качество работы школы определяется по ее результатам. Школа, работаю­щая в любом из двух режимов, может обеспечивать хороший результат.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.