Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет, метод и цели исторической науки.





Лекция 1.

Предмет, метод и цели исторической науки.

Общая история человечества носит название всеобщей или всемирной истории.

На научном языке слово история (от греч. Historia – рассказ о прошедшем) понимается двояко:

1) как процесс развития природы и общества, движения во времени

2) как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников. (пергамент, бумага, рисунки наскальные и т.п)

В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, но нить исторического развития не прерывалась. Этот сложный процесс является главным содержанием всемирной истории.

Всемирная история это комплексная наука, которая включает в себя:

а) историю отдельных стран и народов

б) историю различных сфер общественной жизни (экономическая, военная, политическая и др.)

в) историю наук (например, историю философии, математики, физики и др.)

г) историю отдельных периодов жизни человечества. (первобытное общество, древний мир, средние века, новое и новейшее время)

Функции исторической науки.

1) Познавательная, интеллектуально-развивающая функция.

2) Воспитательная, мировоззренческая функция.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа, всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм, долг перед обществом, позволяет понять моральные и нравственные ценности человека, а также видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Мировоззрение может быть научным, если опирается на объективную реальность.

Историческая неграмотность может привести к ложным представлениям об историческом процессе, а человек может стать игрушкой в руках политических авантюристов.



3) Прогностическая функция

Сущность её состоит в том, что история помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений.

 

Методы исследования истории.

Метод (от греч. method – путь к чему-либо) – это способ построения и обоснования какой-либо системы знаний.

I. Теологический метод (от греч. тeoс - Бог) – он рассматривает историю как проявление божественной воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение.

II. Субъективно-идеалистический метод

Он основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По мнению субъективных идеалистов исторический процесс совершается по воле выдающихся личностей, (монархов, полководцев, мыслителей) дающих животворное начало.

III. Диалектико-материалистический метод

- в его основе лежит учение о материальной природе мира, а в основе человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектически взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе.

Подлинно научная история должна рассматривать все факторы – материальные и духовные.

Лекция 2.

Восточные славяне в древности:

Расселение, общественный строй, хозяйство, религия.

Первое упоминание о славянах относится к I-II веку н.э. . Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что они населяли бассейн реки Вислы. Начиная с VI века славянские племена уже играют важную роль в истории, и сведения о них становятся более подробными. Прокопий Кесарийский и Иордан пишут, что славяне занимали огромную территорию и делились на три группы:

1) Склавины – между Вислой и Днепром;

2) Анты – в междуречье Днестра и Днепра;

3) Венеды – в бассейне реки Вислы.

В науке существует мнение, что именно Анты – предки восточных славян.

Общественное устройство.

В VI-VII веке славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Основу социальной организации составляла патриархальная семейная община. Государства еще нет, управление обществом осуществляется на принципах военной демократии: все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, они все более выделяются из основной массы общинников имущественным положением. Процесс неравенства ускоряется с началом военных походов славян главным образом против богатой Византии.

Захват военной добычи усугублял экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности. Славяне шли к формированию частной собственности и государственности.

 

География расселения восточных славян.

Восточные славяне делились на племенные союзы, включавшие в себя 120-150 отдельных племен. К IX веку насчитывалось 15 племенных союзов.

Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи «Повесть временных лет», созданной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в конце XI-начале XII века (Летописца Нестора считают отцом русской истории).

Согласно летописи восточные славяне расселились:

1) Поляне – по берегам Днепра

2) Древляне - к северу и западу от полян

3) Дреговичи - на побережье реки Припяти

Причины образования восточнославянского государства.

К образованию государства привел длительный процесс социально-политического развития восточнославянского общества.

1. Экономические предпосылки: развитие пашенного земледелия, совершенствование орудий труда, развитие ремесла, становление городов, возникновение имущественного неравенства и частной собственности.

2. Социальные предпосылки: смена родовой общины соседской, объединение славянских племен в союзы. Во главе союзов племен – наследственный князь, выполняющий функции вождя, администратора и верховного судьи. Князь частично делит власть с дружиной. Старшие дружинники (бояре) составляют княжеский Совет – Думу.

3. Внешнеполитические причины. Тенденция к объединению усиливалась воздействием внешнеполитических факторов: борьбой с кочевниками, защитой торговых путей, совместными походами союзов племен против Византии. Все это привело к возникновению государства, которое у восточных славян стало раннефеодальной монархией.

Славянское государство - Киевская Русь - сложилась из двух крупнейших племенных союзов-объединений: в среднем Поднепровье («Русская земля» во главе с полянами и центром в Киеве) и северо-западе Восточной Европы – в Новгороде, а затем расширилось за счет насильственного присоединения других племен.

В 862 году князь Рюрик, призванный на Русь новгородцами, положил начало русской великокняжеской и царской династии, которая правила до 1598 года.

Преемник Рюрика князь Олег в 882 году захватил Киев, ставший центром древнерусского государства, именуемого в исторической литературе Киевской Русью. Этот год считается исходной датой начала существования Русского государства. Соединив Север и Юг (Новгород и Киев), Олег покорил племена древлян, северян и радимичей.

Занятия восточных славян:

1) Основным занятием славян было земледелие.

2) Славяне занимались скотоводством, рыболовством, бортничеством

Города:

У восточных славян в V-VI веке возникли города, что было связано с давним развитием торговых путей. В IX веке у восточных славян достаточное число крупных городов. Древнейшие русские города: Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром и др.

 

Лекция 3.

Верования восточных славян

В дохристианскую эпоху восточные славяне были язычниками. Истоки язычества лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. На ранней ступени своего развития славяне верили в злых и добрых духов. Впоследствии сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы.

Высшие восточнославянские божества

  Имя божества     Функции
  Сварог - Род-Святовит - Стрибог       «Небесный», бог неба и небесного огня, творец Вселен­ной, бог-отец; назван отцом Даждьбога, Аналог Урана или Гефеста.  
  Даждьбог - сын Сварогов   Божество солнца и света, податель благ, "Солнце -царь". Священные животные - конь и петух. Аналог Аполлона.
  Перун   Глава княжеского пантеона, покровитель воинов, войны, оружия; грома, молний и грозы; после христианизации был уподоблен пророку Илье. Священное животное - тур. Аналог Зевса.
  Велес (Волос)   Бог богатства, "скотий бог", покровитель подземных сил. В христианские времена Велеса сменил (по созвучию) покровитель скота св. Власий.
  Макошь («Мать уро­жая », Мокошь)   Богиня земли и плодородия, покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства. Аналог Деметры.
  Съмаргл (Симаргл)   Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зелени.
  Хорс («Вели­кий Хорс»)   Божество солнечного светила, солнечного диска, но не света. Аналог Гелиоса.
  Стрибог   Божество воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.).

У восточных славян имелись капища – места, где происходили моления и приносились жертвы идолам. У славян заметную роль в их жизни играли кудесники-волхвы. Существовал культ предков, останки умерших сжигали и над ними насыпали курганы.

 

Принятие христианства.

Лекция 4.

Ярослав Мудрый и его время.

После тяжелой братоубийственной войны, последовавшей вскоре за смертью князя Владимира, великим киевским князем стал Ярослав. Время княжения Ярослава (1019-1054), получившего в народе прозвище «Мудрого» - время подъема Киевской Руси и Киева. Ярослав продолжает укреплять рубежи Руси от кочевников.

При Ярославе Мудром Киев соперничал с Константинополем. В 1037 году на месте, где Ярослав разбил кочевников, был возведен Софийский собор. При нем же были сооружены «Золотые ворота» - парадный въезд в столицу.

Одной из важнейших забот Ярослава были церковные дела. С его именем связан церковный устав (Устав Ярослава), в котором права и привилегии церкви были значительно расширены. Началось основание монастырей. Крупнейшим из них был Киево-Печерский, который стал средоточием древнерусского аскетизма, святости и древнерусской культуры. С этим монастырем (Киево-Печерской лаврой) был связан выдающийся церковный деятель времен Ярослава – Иларион, один из образованнейших людей того времени, автор знаменитого «Слова о законе и благодати». Именно его, русского, а не грека, Ярослав, проводя собственную политическую линию и стремясь к независимости от Византии, утвердил митрополитом – главой русской церкви.

При Ярославе Мудром больших успехов достигли культура и просвещение. В Киеве и других городах Древней Руси основывались школы и библиотеки. Складывается правовая система. Сборником письменных законов Древнерусского государства является «Русская правда» (конец XI – начало XII века), принятое при Ярославе Мудром и дополненное при его потомках. «Правда Ярослава» составляла первую часть краткой редакции «Русской правды».

Международные связи Киевской Руси во времена правления Ярослава были достаточно широкими. Его внешняя политика была направлена на обеспечение безопасности границ и укрепление престижа государства. Русские князья заключали династические браки с представителями крупнейших европейских монархий. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, сын Ярослава Всеволод женился на византийской принцессе, дочь Ярослава Анна была отдана замуж за французского короля.

Положение древнерусского государства как буфера между Востоком и Западом определило два основных направления внешней политики:

1) взаимодействие со степными народами

2) отношения со странами Европы

Первое представляло собой военное противостояние кочевым народам, второе – дипломатические и торговые контакты с европейскими государствами.

Лекция 5.

Феодальная раздробленность Руси.

Период феодальной раздробленности начался с 30-х годов XII века, и продолжался до конца XV столетия.

Феодальная раздробленность явилась новой формой государственно-политической организации, сменившей раннефеодальную монархию.

Она была неизбежным этапом в период феодализма.

Причины раздробления

а) междоусобица князей;

б) рост экономической независимости крупных хозяйств, рост городов;

в) бурное развитие производственных сил и торговли между отдельными русским землями;

г) усложнение социальной структуры, зарождение дворянства;

д) потеря Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей.

Крупные княжества:

Киевское, черниговское, Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское.

Наиболее известные князья:

Юрий Долгорукий (1125-1157), Андрей Боголюбский (1157-1174), Всеволод Большое Гнездо (1176-1212).

 

I. Основные черты

1. Разделение общества на два противоположных класса: феодалов (помещиков) и зависимых крестьян.

2. Господство частной собственности на основные средства производства: землю, скот. Изменение форм эксплуатации. Появление полуэкономической зависимости с сохранением принуждения. Дальнейшее развитие общественных институтов. Формирование основных монотеистических религий: христианство, ислам, буддизм.

Лекция 6.

Новгородская республика

Новгородская земля была одним из крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности.

Она занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховьев Волги, от Белого моря до Урала.

Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение:

Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих Русь с Западной Европой, а также с Востоком и с Византией.

Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала бедствий от их набегов.

Новгород раньше других земель вел борьбу за свою независимость от Киева. Используя народное восстание 1136 года, новгородское боярство сумело победить князя в борьбе за власть.

Власть в Новгороде установилась в форме феодальной боярской республики. Высшим её органом было вече, на котором избиралось Новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Хозяевами на вече были 300 крупнейших бояр Новгорода.

Высшим должностным лицом был посадник – он был главой правительства, в его руках были управление и суд.

Тысяцкий управлял городским ополчением и судом по торговым делам. Вече выбирало главу церкви – епископа, распоряжавшегося казной и контролировавшего внешние сношения Новгорода.

Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов.

Лекция 7.

Владимиро-Суздальская земля

Занимала территорию в междуречье Оки и Волги.

Этот район был богат плодородными почвами, хорошо защищен от врагов.

Здесь проходили выгодные торговые пути, соединяющие северо-восточную Русь со странами востока и Западной Европы. В Суздальской земле княжил сын Владимира Мономаха Юрий(1125-1157).

За постоянное стремление расширить территорию княжества его прозвали «Долгоруким».

В 1147 году в летописи впервые встречается упоминание о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким.

Сын Юрия Долгорукова Андрей бежал из Киева в Ростово-Суздальскую землю, куда был приглашен местным боярством. Так он стал князем северо-восточной Руси. Он перенес столицу из Ростова во Владимир, который застроил с необычайной пышностью. Белокаменные «Золотые ворота», величественный Успенский собор.

В 6 километрах от столицы князь Андрей основал свою загородную резиденцию «Боголюбово», за что был прозван «Боголюбским».

В 1174 году он был убит в результате заговора бояр.

Политику Андрея Боголюбского продолжил его брат Всеволод «Большое гнездо».

Всеволод жестоко расправился с боярами-заговорщиками, убившими его брата.

Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии.

Владимиро-Суздальская земля сохраняла первенство среди русских земель и после смерти Всеволода.

Однако в 1238 году княжество было завоевано монголо-татарами и распалось на ряд более мелких земель.

Лекция 8.

Галицко-Волынское княжество

Занимало северо-восточные склоны Карпат, и к югу от них территорию между реками Днестр и Прут. Здесь были благодатные земли, обширные леса и большие запасы сои, которые вывозили за все соседние страны. Удобное географическое положение позволяло вести активную внешнюю торговлю.

Как и во Владимиро-Суздальском княжестве, здесь наблюдался значительный экономический подъем. В первые годы отделения от Киева Галицкое и Волынское княжества существовали отдельно. Объединение произошло при Волынском князе Романе Мстиславовиче, который в 1199 году получил титул Великого князя.

Образовалось одно из крупнейших государств Европы. Старшему сыну Роману Мстиславичу Даниилу было 4 года когда умер отец. Ему пришлось выдержать длительную борьбу за престол с венгерскими, польскими и русскими князьями. Только в 1238 году ему удалось утвердить свою власть в княжестве. В 1240 году Даниил захватил Киев и объединил Юго-Западную и Киевскую Русь.

Однако в этом же году Галицко-Волынское княжество было захвачено монголо-татарами.

 

 

Лекция 9.

Походы Батыя на Русь

Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь ( 1-ый поход Батыя)

В 1236 г. Монголы предприняли грандиозный поход на запад. Во главе войска встал внук Чингисхана – хан Батый. Разгромив Волжскую Булгарию, монгольское войско подошло к границам Северо-Восточной Руси. Осенью 1237 г. Завоеватели вторглись в пределы Рязанского княжества.

Русские князья не пожелали объединиться перед лицом нового и грозного врага. Рязанцы, оставшись один на один, были разбиты в пограничном сражении, а после пятидневной осады монголы взяли приступом и сам город.

Затем монгольское войско вторглось во Владимирское княжество, где было встречено великокняжеской дружиной под руководством сына Великого князя. В битве под Коломной русское войско потерпело поражение. Используя растерянность русских князей перед лицом нависшей опасности, монголы последовательно овладели Москвой, Суздалем, Ростовом, Тверью, Владимиром и другими городами.

В марте 1238 г. на реке Сить состоялось сражение между монголами и русским войском, собранным по всей Северо-Восточной Руси. Монголы одержали решительную победу, убив в бою Великого князя владимирского Юрия.

Далее завоеватели направились в сторону Новгорода, но, боясь завязнуть в весенней распутице, повернули назад. На обратном пути монголы взяли Курск и Козельск. Особенно ожесточенное сопротивление оказал Козельск, названный монголами «Злым городом».

Поход Батыя на Южную Русь (2-ой поход Батыя)

В течение 1238 -1239 гг. монголы воевали с половцами, после покорения которых они двинулись во второй поход на Русь. Основные силы здесь были брошены на Южную Русь; в Северо-Восточной Руси монголы захватили только город Муром.

Политическая раздробленность русских княжеств помогла монголам быстро захватить южные земли. За взятием Переяславля и Чернигова последовало падение 6 декабря 1240 г. после ожесточенных боев древней русской столицы – Киева. Затем завоеватели двинулись на Галицко-Волынскую землю.

После разгрома Южной Руси монголы вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию и дошли до Хорватии. Несмотря на свои победы, Батый вынужден был остановиться, так как не получал подкреплений, а в 1242 г. и вовсе отозвать свои войска из этих стран.

В Западной Европе, ждавшей неминуемого разорения, это было воспринято как чудо. Главной причиной чуда стало упорное сопротивление русских земель и урон, понесенный Батыевым войском во время похода.

 

Установление татаро-монгольского ига

После возвращения из западного похода хан Батый основывает в низовьях Волги новую столицу. Государство Батыя и его преемников, охватывающее земли от Западной Сибири до Восточной Европы, получило название Золотая Орда. Сюда в 1243 г. были вызваны все уцелевшие русские князья, стоявшие во главе разоренных земель. Из рук Батыя они получили ярлыки - грамоты на право управления тем или иным княжеством. Так Русь попала под иго Золотой Орды.

Монголы установили ежегодную дань – «выход». Первоначально дань не была фиксированной. За ее поступлением следили откупщики, которые часто просто грабили население. Такая практика вызывала недовольство и волнения на Руси, поэтому в целях фиксации точного размера дани монголами была проведена перепись населения.

За сбором дани следили баскаки, опирающиеся на карательные отряды.

Большие опустошения, произведенные Батыем, последующие карательные экспедиции, тяжелая дань привели к затяжному экономическому кризису и упадку русской земли. На протяжении первых 50 лет ига в княжествах Северо-Восточной Руси не было ни одного города, в других местах исчез ряд ремесел, произошли серьезные демографические изменения, сократилась территория расселения древнерусского народа, пришли в упадок сильные древнерусские княжества.

 

Лекция 10.

Борьба народов Северо-Западной Руси против агрессии шведских и немецких феодалов.

Одновременно с татаро-монгольским нашествием русскому народу в XIII в. пришлось вести ожесточенную борьбу с немецкими и шведскими захватчиками. Земли Северной Руси и, в частности, Новгорода привлекали захватчиков. Они не были разорены Батыем, а Новгород славился богатством, поскольку через него проходил важнейший торговый путь, связывающий Северную Европу со странами Востока.

Невская битва

Первыми агрессию развязали шведы, от которых исходила прямая военная угроза русским землям. Целый ряд шведских походов венчается экспедицией 1240 г., когда в русские земли вторгся флот шведского короля под командованием Биргера. В Новгороде, получив известие о продвижении шведов, решили, что их целью является Ладога. 18-летний новгородский князь Александр Ярославич быстро собрал войска и двинулся к Ладоге, но шведов там не оказалось. У шведов были другие цели, о которых вскоре князю сообщил старейшина подчиненного Новгороду племени ижора – Пелгусий. Шведы хотели обосноваться в устье Невы – чрезвычайно важном в стратегическом отношении месте Прибалтики. Планировалось строительство опорной крепости.

Александр Ярославич с малой дружиной пошел к месту расположения шведов. Неприметно, лесом он подвел свое войско к месту сражения. Неожиданная и яростная атака решила судьбу битвы. Успех был полным. Летописи сохранили сведения о героизме новгородцев: Гавриле Олексиче, Савве, который подрубил шатер предводителя шведов Биргера, и о князе Александре, от которого «лично досталось» тому же Биргеру. Победа была блестящей. Александр получил почетное прозвище Невского.

«Ледовое побоище»

В том же 1240 г. предприняли поход на Русь и немецкие рыцари. Сначала они захватили псковскую крепость Изборск, а затем овладели самим Псковом. Непосредственная угроза нависла над Новгородом. Отпор врагу возглавил Александр Невский. На этот раз его тактика изменилась. Он тщательно готовится, собирает новгородское ополчение, дожидается подкреплений из других русских земель. Методом небольших, но победоносных сражений он достигает перехода стратегической инициативы в свои руки и весной 1242 г. освобождает от немцев Псков. После этого Александр стал искать большого сражения, чтобы разбить главные силы немецких рыцарей.

Знаменитая битва «Ледовое побоище» состоялась 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Немецкое войско было построено в форме клина (носившего в русских летописях название «свиньи»), острием обращенного к противнику. Тактика рыцарей заключалась в том, чтобы расчленить русское войско и затем уничтожить его по частям. Предвидя это, Александр построил свое войско таким образом, чтобы самые мощные силы находились на флангах, а не в центре. Как и ожидалось, рыцарский клин пробил центр русских, но зато был охвачен, как клещами, флангами русских дружин. Начался жестокий рукопашный бой. После того как рыцари не выдержали и отступили, под тяжестью их доспехов треснул лед, они стали тонуть. Остатки рыцарского войска бежали.

Историческое значение этой битвы было огромным – немецкое агрессивное продвижение на восток оказалось остановленным, Северная Русь сохранила свою независимость.

Лекция 11.

Лекция 12

Возвышение Москвы

Во главе объединяющегося государства стало Московское княжество. Экономическому росту и политическому возвышению Москвы способствовал ряд причин:

1) Выгодное географическое положение;

2) Москва находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов извне;

3) В Москву со всех сторон, ища убежища, стекались люди, и это увеличивало её население

4) Москва стояла на перекрестке важнейших торговых путей:

водных - Москва-река связывала верхнюю Волгу со средней Окой

и сухопутных - связывающих Юго-Западную Русь с Северо-Восточной Русью, а также Новгород с Окско-Волжским краем.

5) Умелая дальновидная политика Московских князей.

 

Лекция 13

Иван Данилович Калита (1325-1340)

К началу XIV века Московское княжество увеличилось почти вдвое. Москва выступила претендентом на великое княжение и вступила в борьбу с основным противником Тверью. В кровавой драме, разыгравшейся в последующие два десятилетия, пали и тверской князь Михаил, и его враг, московский князь Юрий, и сын тверского князя. На чьей стороне окажется победа, наверное, в ту пору не мог бы сказать никакой прорицатель и ясновидец.

Но московский княжеский стол достался талантливому и энергичному князю Ивану Даниловичу по прозвищу Калита (внуку Александра Невского). Из пяти братьев в живых остался только он один, а остальные умерли бездетными. Эта, казалось бы, историческая случайность привела к важным последствиям. Московское княжество не делилось и не дробилось между наследниками. Целиком она попала в руки Ивана Даниловича. И руки эти были надежными.

Прекрасный дипломат, искусный политик, Иван Данилович сумел оградить Московское княжество от набегов татар. Летописец отмечал, что после вокняжения Ивана «была оттоле тишина великая на 40 лет, и перестали татары воевать Русскую землю и убивать христиан…». Дело в том, что Иван Данилович очень успешно проводил ставшую уже традиционной для московских князей политику задаривания. И хан, и его жены знали, что каждый приезд Ивана – это гора подарков, это огромная дань, собранная в русских землях. Мир и дружбу с Ордой Иван Данилович использовал для укрепления позиций Московского княжества.

Он нанес страшный удар по Твери – главному сопернику Москвы. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против татар. Иван возглавил карательную экспедицию. Тверская земля была опустошена, а ярлык на великое княжение ордынский хан Узбек передал Ивану Калите, как и право сбора татарской дани.

Используя отношения с татарами и право сбора дани, Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. За скопидомство он получил прозвище Калиты («кошель»), но вошел в историю как «собиратель земли русской».

Важное значение имело перемещение главы Русской православной церкви в Москву. Со времени киевского князя Владимира Русская земля имела одного митрополита. Место его пребывания было для князей очень важным делом. Город, в котором жил глава русской церкви, считался столицей Русской земли. Дальновидный Иван Данилович построил в Москве первую каменную церковь Успенский собор и предложил митрополиту Петру, подолгу жившему в Москве, совсем покинуть Владимир. Пётр согласился. Его преемник Феогност окончательно сделал Москву центром русской митрополии.

Иван Калита укрепил позиции Московского княжества, заложил основы его могущества. Калиту называют первым собирателем земли русской, положившим начало возвышению Москвы. Он уделял много времени и внимания строительству новой столицы Русской земли - Москвы. После Успенского собора вскоре были выстроены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на Бору.

Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество. История помнит его как мудрого политика, заложившего первые камни фундамента русского централизованного государства. Мощным союзником его политики была православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно трудиться, находила поддержку в народе. Со второй половины XIV в. Северо-Восточные земли с центром в Москве получили название "Великая Русь". Отсюда и происходит наименование "великорусский народ".

 

Лекция 14

Куликовская битва

Выдающимся политическим успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича Донского (1359 – 1389). Отличительной чертой московского князя была воинская доблесть. Утвердив свою власть над русскими князьями, подчинив Москве Тверь и Рязань, Дмитрий Иванович решился вступить в борьбу с главным врагом Руси – Золотой Ордой.

В 60-е годы XIV в. в Золотой Орде власть захватил темник Мамай. Мамай готовит решающий поход на Русь: собирает огромное войско, заключает союз с литовским князем Ягайлом и тайный союз с рязанским князем Олегом, недовольным усилением Москвы.

Великий князь Дмитрий Иванович заблаговременно готовился к отражению Мамаевых полчищ, укрепляя единство страны, собирая общерусское войско. На его зов ко всем русским князьям собраться у Коломны с войсками и воеводами откликнулись, по свидетельству летописца, 23 князя. Огромное моральное, духовное воздействие на боевой дух русских войск сыграло благословение преподобного Сергия Радонежского – игумена Троице-Сергиева монастыря, самого влиятельного церковного деятеля общерусского масштаба. Дмитрию Ивановичу удалось собрать небывалую для Руси армию численностью 100 -150 тыс. человек. По сути это было всенародное ополчение.

Чтобы помешать Мамаю соединиться с Ягайлом, Дмитрий Иванович спешил дать татарам генеральное сражение. Исход борьбы решила битва 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле – на правом берегу Дона при впадении в него реки Непрядвы. Переправившись сюда, русское войско сознательно отрезало себе путь к отступлению. Стратегически положение его было выгодным – оба фланга прикрывались рекой и оврагом, татарской коннице негде было развернуться. К тому же Дмитрий Иванович применил удар засадного полка, который был замаскирован, и в критический момент боя его появление, неожиданное для татар, сыграло решающую роль. Сначала татарской коннице удалось потеснить центр и левый фланг русских, но в тыл ей ударил засадный полк. Разгром был полным. Потеряв две трети своей армии, Мамай бежал. Сражение на Куликовом поле было едва ли не самой кровавой битвой в русской истории. Однако победа не привела к немедленному возрождению независимости Русского государства. Дмитрий Иванович получил почетное прозвище «Донской».

Историческое значение Куликовской битвы в том, что ее результат привел к краху татаро-литовских планов раздела Руси. Миф о непобедимости Орды был развеян. Кроме того, победа общерусского войска под руководством Московского князя, благословленная православной церковью, стала сильнейшим фактором духовного единения всех русских. Крупнейший историк XIX века В.О.Ключевский с полным основанием считал, что Московское государство родилось на поле Куликовом.

 

 

Лекция 15

Московская Русь при Иване III

Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внес Иван III (1462-1505). Ивану Васильевичу (правнуку Донского) шел 23-й год, когда власть над Северо-Восточной Русью перешла в его руки. Современники свидетельствуют, что он был худощав, высок ростом, с правильными, даже красивыми чертами мужественного лица. К концу жизни Иван III сосредоточил в руках необъятную власть, которой не обладал ни один европейский государь. Этому послужило не только его честолюбие, но и поддержка всех сословий.

Иван III смог заложить основу империи и довести до конца борьбу против чужеземного ига. Московские наместники правили в бывших княжеских столицах – Нижнем Новгороде, Суздале. Ярославе, Ростове, Белоозере. В 1478 году – Иван III завоевал Новгородскую феодальную республику. Вслед за Новгородом было завоевано Тверское великое княжество. В 1480 – произошло свержение татаро-монгольского ига.

Иван III провел военную реформу: вместо феодальных дружин, поставляемых боярами, армия комплектовалась дворянскими ополчениями, дворянской конницей, пешими полками с огнестрельным оружием (пищалями).

Был сформирован аппарат централизованного управления с участием дворянства – Боярской Думы, Большого Дворца и Казны.

Наиболее значительной была судебная реформа Ивана III, обнародованная в 1497 году в виде специального сборника законов – «Судебника».

Иван III провел реформу календаря. С 1472 года (с семитысячного года от сотворения мира) Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября.

По мнению большинства историков Иван III был достойным потомком московских князей – собирателей русских земель. Если в 1462 году Иван III наследовал княжество в 430 тыс. кв.км, то уже при вступлении на престол его внука Ивана IV в 1533 году государственная территория Руси увеличилась в 6 раз, достигая 2 800 тыс. кв. км с населением в несколько миллионов человек. С могущественным русским государством отныне должны были считаться крупнейшие европейские и ближневосточные страны.

В соответствии с новым политическим положением в качестве государя над объединенной русской землей Иван III официально называл себя: «Государь Всея Руси».

В целях повышения престижа своей власти Иван III после смерти первой жены сочетался браком с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI. Внешним выражением преемственности с Византийской империей были бармы (оплечья) и «шапка Мономаха», якобы подаренная византийским императором еще Владимиру Мономаху.

При Иване III был принят новый герб Российского государства. Старый московский герб, изображавший всадника, поражающего копьем змея, был объединен с византийским двуглавым орлом.

 

Лекция 16

Присоединение Новгорода к Московскому княжеству

В годы образования централизованного государства существование могучей независимой земли – Новгородской феодальной республики – становилось препятствием на пути политического объединения.

В 1462 году московский престол занял Иван III, сын Василия II Темного. Первое десятилетие своего княжения он был занят подготовкой активного выступления против Новгорода.

Новгородские правители осознавали, что сохранить независимость от усиливающейся с каждым годом Москвы будет делом нелегким. Внутреннее положение Новгорода осложнялось еще и тем, что среди самих новгородцев не было единства: часть населения считала, что следует подчиниться Великому князю московскому Ивану III. Но несмотря на все эти проблемы, новгородское правительство, фактически возглавлявшееся Марфой Борецкой (вдовой посадника), приняло решение отстаивать свою независимость. Новгородцы заключили союз с Великим княжество









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.