Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методические рекомендации по созданию воспитательной системы образовательного учреждения





Рекомендуемые цели:

§ воспитание личности, способной принимать решения в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, государством;

§ создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности;

§ формирование активного гражданина, патриота обладающего политической культурой, критическим мышлением.

 

Рекомендуемые направления и задачи:

§ ориентация детей на вечные ценности;

§ эстетическое образование - один из ведущих путей гуманизации воспитания. Важно, чтобы у всех детей была возможность выразить себя в художественной деятельности (театр, рисование, пение, танцы, фольклор и другие виды дополнительного образования.)

§ развитие клубной и досуговой деятельности - особая сфера жизни учащихся;

§ повышение роли игры в жизни образовательного учреждения;

§ развитие школьного самоуправления;

§ поддержка детских и общественных молодежных организаций, закрепленных договором;

§ реализация на практике лучших традиций народной педагогики и на этой основе приобщение детей к культуре предков, укрепление межнациональных отношений;

§ формирование малого пространства в малом социуме, освоение части социальной среды педагогическими средствами.

 

Требования к плану воспитательной работы в школе

§ Педагогическая целесообразность. Важно, чтобы составлению плана предшествовал анализ конкретных педагогических особенностей школьного и классного коллективов, анализ условий, возможностей и целесообразности работы, т.е. уровень воспитательной работы должен соответствовать силе устоявшихся традиций, степени подготовки к этому педагогического и ученического коллективов.



§ Конкретность. Важно не ограничиваться перечислением конкретных дел, но и предусмотреть определенные организационные и методические приемы их осуществления.

§ Разнообразие форм.

§ Насыщенность.

§ Вовлеченность. Привлечение каждого педагога к активному руководству каким-либо участком внеурочной деятельности.

§ Гласность и отчетность.

§ Опора на связь с семьей.

§ План должен быть всесторонним и полным, т.е. включать все направления воспитательной деятельности.

 

 

Основные этапы планирования

§ Предварительная работа: сбор необходимой информации, создание творческих групп.

§ Работа над проектом плана.

§ Обсуждение проекта в учительском, ученическом и родительском коллективах.

§ Работа над замечаниями.

§ Утверждение плана.

§ Организация работы по выполнению плана.

§ Внесение необходимых корректировок.

§ Анализ выполнения плана.

Структура годового школьного плана воспитательной работы

( примерная)

 

1.Вводный раздел. В нем анализируются причины успехов и недостатков в работе, например: наиболее значимые мероприятия, культурно-массовые, спортивные достижения школы, лучшие традиции в воспитательной работе школы за прошлые годы.

2. Работа с коллективом учащихся. Выделяются несколько разделов:

- нравственное воспитание;

- трудовое воспитание;

- правовое и экономическое;

- экологическое воспитание;

- эстетическое воспитание;

- физическое воспитание.

В нем же выделяют подраздел «Работа с органами ученического самоуправления».

3. Методическая работас учителями и классными руководителями по вопросам воспитания учащихся.

4. Совместная работа школы и семьи:

- повышение педагогической культуры родителей;

- организация деятельности родительских комитетов школы, классов.

5. Контроль за воспитательной работой и ее анализ.

Схема планирования воспитательной работы

§ Годовой план воспитательной работы с учащимися - перспективный (составная часть общешкольного годового плана). К нему прилагаются: планы работы детских и молодежных объединений и организаций, клубов, различных кружков, родительского комитета школы, родительского всеобуча, «Совета отцов», библиотеки, совместные планы с другими организациями, социального педагога и психолога, планы по дополнительному образованию, планы заседаний методических объединений классных руководителей, план работы с трудными и проблемными детьми, планы декад по учебным предметам.

§ План на учебную четверть составляется на основе годового плана.

§ План на каникулярное время составляется дополнительно к годовому плану.

§ Личный план-дневник, в нем заместитель директора по воспитательной работе отражает комплекс дел на очередной день, ближайшую неделю, фиксирует свои наблюдения, отражает все самое значительное, что должно быть учтено в дальнейшем.

Форма плана: графическая, сетевая или текстовая.

Пример: Перспективный план

Основные направления Задачи воспитания формы Виды деятельности Сроки, этапы Внутренние /внешние связи Педагогический анализ
             

 

Воспитательная система развивается успешно, если она целесообразна, своевременна, находится в центре внимания всего педагогического коллектива и постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что является ядром воспитательной системы?

2. Что мы понимаем под средовым подходом в воспитании?

3. Что может являться системообразующим компонентом воспитательной системы школы и классного коллектива?

Задание. Составьте проект авторской воспитательной системы школы.

Рефлексия:Каковы были ожидания от выполнения данного задания? Оправдались ли они? Что я узнал нового? В будущем я предпочел бы это делать … (каким образом?).

Литература для самостоятельной работы

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред.

В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. 3-е изд., стер. - М.: «Академия», 2007. – 336 с.

2.Григорьев, В.Д. Воспитательная система школы: от А до Я [Текст]: пособие для учителя / В.Д. Григорьев; под ред. Л.И. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006. – 207 с.

3. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие. / И.Н. Емельянова. - 2-е изд., переработанное и доп. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005. – 236 с.

4. Классному руководителю о воспитательной системе класса [Текст] / под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001. – 160 с.

 

 


Раздел 3

Технология прогнозирования и планирования воспитательного процесса

§ Технология диагностической деятельности классного руководителя.

§ Планирование как результат конструктивной деятельности педагога

 

Технология диагностической деятельности

Классного руководителя

Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Всестороннее знание личности, особенностей класса как коллектива и данные анализа конкретной педагогической ситуации, составляющие основу педагогического диагноза, являются необходимой предпосылкой прогнозирования. Прогнозирование по существу сводится к педагогическому целеполаганию.

Педагогическое прогнозирование определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения.

Методы прогнозирования разнообразны: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.

Принято различать поисковое, и нормативное прогнозирование. Поисковое прогнозирование направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий. Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния. Возможные пути достижения прогнозируемого результата это своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, переборку которых в актах мышления осуществляет педагог.

Прогнозирование в деятельности педагога позволяет предвосхищать результаты деятельности благодаря уникальной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложностей путей достижения - это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.

Педагогическое прогнозирование, будучи связанным с целеполаганием, своим конечным итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач. Педагог формулирует педагогическую задачу сначала для себя и лишь затем «озадачивает» воспитанников и включает их в решение. Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования воспитательного процесса.

Целеполагание и планирование два взаимосвязанных и в тоже время имеющие свои особенности процесса. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы работы педагога. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели. Классный руководитель ставит разнообразные цели: ближайшие, средние, дальние; Текущие и перспективные; реальные и идеальные, глобальные и частные; абстрактные и тактические. Он учитывает цели ребенка, родителей педагогов, работающих в классе, привлекает всех участников воспитательного процесса к выработке, определению общих целей. Важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается.

Цель становится движущей силой, если она значима для всех участников деятельности, присвоена ими.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:

- обоснование и выдвижение целей;

- определение путей их достижения;

- проектирование ожидаемого результата.

От того как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если учитываются следующие требования:

§ диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями;

§ реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями;

§ преемственность, которая означает осуществление связей между всеми целями и задачами, выдвижение и обоснование целей на каждом этапе;

§ согласованность, непротиворечивость целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности;

§ направленность на результат, возможность «замера» результатов достижения цели, что осуществимо, если четко, конкретно определены цели воспитания.

Исследования показывают, что если целеполагающая деятельность целесообразно организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполаганиии на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важные качества как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.

Согласно точке зрения О.Б. Лебедева выделяются типы целеполагания: свободное, жесткое, интегрированное. При свободном целеполагании учащиеся вырабатывают, конструируют собственные цели, составляют план действий в процессе совместного поиска; при жестком - цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, но способы их достижения, распределение действий осуществляется в процессе совместного поиска, с учетом интересов и потребностей детей.

 

Таблица 2

Характеристика типов целеполагания

свободное Интегрированное жесткое
Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения Определение целей классным руководителем Определение целей педагогом
Учет достигнутых результатов Учет планируемых результатов Учет планируемых результатов
Ориентация на личностные потребности Ориентация на мотивы долга и учет личностных интересов Ориентация на мотивы долга
Коллективная разработка программы действий по реализации цели Коллективная разработка действий по реализации цели Программа действий задается психологом

 

Типы целеполагания зависят от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности существования, способа возникновения, доступности содержания деятельности, а так же мастерства педагога. Наиболее эффективным является свободное целеполагание.

Например, пред классом ставится общественно значимая цель: организация дежурства по школе, но в данном случае так же возможен переход от жесткого к интегрированному, а затем к свободному целеполаганию. Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситуации (ситуации творческого процесса) педагогом при целеполагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый смог в общей цели открыть для себя личностный смысл деятельности, а это возможно на основе сотрудничества, партнерства старших и младших.

Этапы целеполагания классного руководителя:

§ диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

§ моделирование целей и задач, возможных результатов;

§ организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности учителей, учащихся, родителей;

§ уточнение целей и задач, внесение коррективов в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Целеполагание логично переходит в планирование работы по реализации намеченных целей и задач.

 

Планирование как результат конструктивной деятельности педагога

Планирование воспитательной работы представляет собой деятельность классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе.

Предназначение плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

План работы классного руководителя - конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.

Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год.

Технология перспективного планирования

Перспективное планирование - технологическая цепочка последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются :

§ определение классным руководителем порядка и срока действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе;

§ педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;

§ моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем;

§ коллективное планирование;

§ уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы

 

Требования, предъявляемые к плану воспитательной работы

§ Целенаправленность (целеполагание);

§ научность (анализ реальных проблем, объяснение изучаемых явлений);

§ конкретность (конкретные задачи, направления работы и мероприятия);

§ преемственность (анализ педагогической действительности и развитие уже достигнутого);

§ последовательность, систематичность;

§ реальность (определение ресурсов);

§ согласованность всех заинтересованных лиц и организаций.

 

Технология разработки перспективного плана

Воспитательной работы

 

1 шаг - определение порядка и сроков действий по составлению плана.

При определении порядка действий классный руководитель использует алгоритм составления плана воспитательной работы, формы и способы участия в данном процессе детей, их родителей и других субъектов образовательного процесса. Классный руководитель должен учитывать информацию общешкольного планирования.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.