Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Критерии нравственной воспитанности школьников





Гуманизация содержания целостного учебно-воспитательного процесса заключается в обеспечении понимания и эмоционального восприятия ценности человека, так же способствовании тому, чтобы субъекты этого процесса (учителя, школьники, коллектив учащихся, родители) овладели практическими навыками гуманистического процесса. М.И. Шилова выделяет три направления деятельности: формирование гуманистической направленности позиции всех участников педагогического процесса; гуманистическое воспитание через систему знаний о человеке и человеческих отношениях; оценка и самооценка воспитанности.

А.В. Мудрик считает: «Важнейший результат воспитания - готовность и способность к самовоспитанию». Но для этого надо приучить школьника к самоанализу, к познанию и оценке самого себя, оценке уровня воспитанности.

Уровень воспитанности – степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий.

Качества личности в обобщенной форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и определяют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к труду, к окружающим людям и самому себе.

Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность.

Воспитанность – интегративное свойство личности, представляющее собой совокупность достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека.

Для определения оценки эффективности процесса воспитания школьников необходимо наличие четких, однозначных критериев. Критерий (от греческого criterion) – средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки.



В философском словаре дается следующее определение: «Критерий – это мерило для оценки чего-либо, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, признак необходимый и достаточный». Критерии - это признаки, на основании которых производится оценка качества, состояния.

Показатели отражают отдельные свойства и признаки познаваемого объекта и служат средством накопления количественных или качественных данных для критериального обобщения. Критерий проявляется на основании системы показателей, поэтому он характеризует количественно-качественную определенность изучаемого явления в данный момент.

В педагогике И.С. Марьенко ввел понятие «критерий нравственной воспитанности». Под общим критерием нравственной воспитанности понимается признак, на основании которого устанавливается продвижение личности в своем нравственном развитии на относительно завершенном этапе школьного обучения и воспитания. В науке утвердился интегральный подход к изучению и характеристике воспитанности, суть которого в поисках стержневых критериев воспитанности.

В психолого-педагогической литературе можно встретить в качестве критериев и показателей воспитанности отношения школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В.А. Яковлев, А.С. Белкин и др.), активную жизненную позицию (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Родионова), направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский).

В ряде исследований предприняты попытки выделения уровней нравственной воспитанности, формирования убеждений. Следует отметить, что в большинстве случаев избранные критерии и их показатели носят эмпирический характер. Н.Е. Ефременко (1970) предполагает оценить воспитанность учащихся по трехбалльной системе (высокий, средний, низкий уровень), выделяя при этом 20 качеств личности (трудолюбие, прилежание, любознательность, отзывчивость, вежливость и др.). Выбор качеств основан на их социальной значимости. Аналогичным подходом пользуется Н.И. Монахов (1981), выделивший 23 ведущих показателя воспитанности в зависимости от возраста ребенка. О.С. Богданова (1972) предложила оценивать нравственное развитие по таким характеристикам, как способ внешнего проявления нравственного качества и характер проявления. Е.В. Бондаревская (1976) выделяет 3 уровня воспитанности (высокий, средний, низкий) по степени развития нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов, направленности личности и ее мировоззрения. Реальные проявления этих компонентов рассматриваются как критерии нравственной воспитанности. Современная позиция М.И. Шиловой (2002) заключается в признании того, что новые социальные ориентиры вызвали к жизни, и требуют поддержки и развития таких качеств, как деловитость, творческая самостоятельность, самодисциплинированность, успешность личности.

Автор рассматривает качества личности школьника как результат интериоризации внешних влияний во внутренние, выражение единства внешних и внутренних факторов воспитания и развития. Внешние факторы и условия представляет система воздействий, регулирующих извне деятельность, поведение и общение школьников. Внутренние условия – это индивидуальные и возрастные возможности, «зона актуального развития», принятые цели и требования, которые становятся регулятором поведения, обеспечивают саморегуляцию, активную позицию как гармонию внешних и внутренних факторов.

Л.И. Рувинский (1981) характеризует нравственную воспитанность через уровень развития ответственности в социальных отношениях.

Л.М. Фридман (1988) выделяет четыре уровня воспитанности на основе представлений о нравственных нормах, знаний о нравственных нормах, которые еще не стали мотивами поведения, отношений к моральным нормам и поведения на основе хорошо осознаваемого нравственного качества. Первый уровень включает в себя неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах; второй уровень - знание нравственных норм, но эти нормы не стали мотивами поведения личности, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределенное (неустойчивое); третий уровень, предполагает четкое и правильное представление о нравственных нормах, определяющих структуру нравственного качества, активное положительное отношение к ним со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление нравственного качества в поведении; четвертый уровень – устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемого нравственного качества.

Г.М. Шакирова (1984) предложила использовать оценку нравственного знания как базового компонента формирования убеждения и выделила такие компоненты знания как: информация о нормах, принципах, правилах поведения, владение аргументацией, позитивная оценка нормы. Уровень развития указанных элементов определяется путем наблюдения и беседы с учащимися.

Американский психолог Л. Кольберг исследуя уровни нравственности, выделил следующие: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный. Преднравственный уровень – хорошие поступки совершаются людьми потому, что им это выгодно. Мотив поступка подкрепляется внешними факторами. И человек остается нравственным до тех пор, пока его устраивает ситуация и меры подкрепления или пока существует страх перед наказанием. Нравственность не является ценностью человека. Конвенциональный – для человека характерна ориентация на принципы других людей, он принимает существующие нормы и следует им. С изменением среды, норм и ценностей он тоже меняется в своем поведении, продолжая играть заданную роль. Этот уровень свидетельствует о добровольном согласии с существующими нравственными ориентирами, их принятии как своих. Постконвенциональный – человеком выработаны собственные ценностные ориентации, он имеет свое суждение и действует на основе осмысленных им критериев. Его поступки продиктованы его совестью. Изменение жизненных ситуаций, внешних факторов не может изменить его критерии. Его совесть – его этические оценки, его понимание ценностей жизни, ее целей и средств их достижения.

Коджаспирова Г.М. выделяет пять этапов нравственного формирования личности. Первый этап - невоспитанность для которого характерно смутное представление о нравственных нормах и навыках, частое проявление невоспитанности как действий, противоречащих нравственным нормам. Второй этап – плохая воспитанность, предполагает знание нравственных норм, но отсутствие умений их выполнять, возможно, проявление аморальных действий и поступков. Третий этап – ситуационная воспитанность полагает хорошее знание нравственных норм, наличие умений их выполнять, но только произвольное выполнение их в острых ситуациях, возможность совершения аморальных действий. Для четвертого этапа – внешней воспитанности характерно наличие высоко автоматизированных навыков, применение хорошо усвоенных знаний нравственных норм. Пятому этапу – внутренней воспитанности присуще наличие нравственных привычек и моральных чувств как потребности выполнять нравственные нормы и противодействовать их нарушению.

Ориентацию школьников на нравственные ценности Т.А. Строкова предлагает определять через отношение учащихся к тем или иным нравственным ценностям, уровень интериоризации этих ценностей, их перехода во внутренний план личности, и, следовательно, превращения во внутренний регулятор ее поведения. Автор выделяет пять уровней: восприятие объективных ценностей, активный отклик на объективные ценности, усвоение отдельных ценностей, становление собственной системы ценностей, ориентация на собственную систему ценностей. Первый уровень предполагаетзнание и осознание учащимися важности непреходящих духовных ценностей. Уважительное отношение к высказываниям других людей относительно важнейших объективных ценностей, восприимчивость к окружающему миру, внимание к наиболее ценным сторонам и элементам окружающей действительности. Второй уровень – полагает позитивную и эмоциональную реакцию на интересную информацию о важнейших духовных ценностях. Активное участие в обсуждении вопросов, связанных с объективными ценностями. Самостоятельное знакомство с информацией расширяющей и углубляющей представления учащихся об объективных ценностях. На третьем уровне происходит избирательное отношение к объективным ценностям, принятие отдельных из них. Заметное проявление субъективных предпочтений в отношении к объективным ценностям, знакомство с различными точками зрения, с тем чтобы утвердиться в правоте собственного выбора и оценках. Проявление стойкости в отстаивании своих идеалов. На четвертом уровне формируется собственная система ценностных ориентаций на основе личностно значимых и предпочитаемых объективных ценностях, проявляется собственное отношение к объектам и явлениям действительности и видам деятельности на основе усваиваемых ценностных ориентаций, осознание своих возможностей и недостатков, выстраивание жизненных перспектив в соответствии со складывающейся системой духовных ценностей. На пятом уровне происходит полное усвоение ценностных ориентиров, устойчиво определяющих поведение учащихся, отношение к окружающему миру, образ их действий и стиль деятельности, устойчивое проявление самостоятельности в оценках и суждениях, поступках и деятельности, четкое проявление их жизненного кредо.

З.И. Васильева обращает внимание на то, что нравственность при высоком уровне ее сформированности характеризуется социально значимым личностными образованиями – научным мировоззрением и идейностью, ценностными ориентациями.

А.В. Зосимовский универсальным критерием моральности считает единство общечеловеческих и государственно-патриотических ценностей, гармоничное сочетание интересов личности и отечества.

Прилагая данный критерий к современной российской действительности, автор выделяет следующие наиболее важные его компоненты: общечеловеческие моральные свойства (совестливость, гуманность, честность, порядочность, обязательность), действенный российский патриотизм, гражданственность, межнациональная терпимость и доброжелательность, стремление к добросовестному, социально направленному труду.

Для оценки нравственной воспитанности школьников можно использовать четыре основных группы диагностических критериев: 1) психологические особенности личности, уровень развития интеллекта, познавательных способностей, сформированность положительной самооценки; 2) характеристика отношений личности в окружающей социальной среде; 3) сформированность и характер ценностей, уровень потребностей, доминанта духовных или материальных ценностей; 4) сформированность учебной и трудовой мотивации и успешность ведущей деятельности.

На основе системно–деятельностного и системно–функционального методов исследования специалистами по этике разработаны структуры нравственных поступков (Г.И. Акуленко, С.Ф. Анисимов, Г.Н. Гумницкий, А.А. Гусейнов, М.С. Каган, Н.В. Рыбакова, А.И. Титаренко, Г.Л. Тульчинский). По устойчивым связям структуры нравственного поступка выделяется ряд вариантов, разновидностей, возможных комбинаций элементов. На основе их систематизации определена и описана М.Н. Аплетаевым этическая типология нравственных поступков, которая может быть использована в качестве критерия нравственного выбора. Автор выделяет следующие варианты нравственных поступков: целостный гармоничный, рациональный, аффективный, конформистский.

Целостный, гармоничный тип нравственного поступка включает в себя: оценку, ценностную ориентацию, установку, цель, выбор средств, побуждение, мотив, намерение, решение, действие, самооценку, результат.

Данный тип поступка может быть принят в качестве критерия нравственной устойчивости, высокой развитости нравственной сферы личности.

Во втором варианте структуры нравственного поступка существует несколько моделей взаимодействия элементов. Для моделей данного варианта характерно отсутствие либо осознанности (рациональной оценки), либо побуждения. При отсутствии оценки, ценностной ориентации, осознанной цели поступок совершается на чувственно–эмоциональном уровне по принципу желаемости. Аффективный тип включает в себя: установку, цель, выбор средств, побуждение, мотив, намерение, решение, действие, результат.

В данном типе поступка переживания чувств, эмоции берут верх над рассудком, выбор средств происходит по принципу желаемости.

Рациональный тип содержит: оценку, ценностную ориентацию, установку, цель, выбор средств, мотив, намерение, решение, действие, самооценку, результат.

В структуре рационального типа нравственного поступка отсутствует побуждение. В данном типе поступка всякое проявление эмоциональности подавляется, чувства отвергаются как мешающие делу.

Во всех моделях взаимосвязи элементов третьего варианта структуры поступка отсутствует как оценка, так и побуждение, то есть осознанное и неосознанное. Основанием совершения поступка является либо привычка, либо слепое подражание другим.

Конформистский тип. Структура данного поступка предельно обеднена. Она содержит всего три элемента: знание – мотив - действие. Мотивом действия в этом типе поступка обычно выступает ссылка на других: «все так поступают», «как все, так и я». Для удобства диагностики поступков мы предлагаем оценивать содержание поступков. Варианты поступков можно представить в виде следующей таблицы.

Варианты поступков

 

Тип поступка Содержание поступка
1.Целостный гармонический Доминанта мотива поступка фиксируется в таких выражениях как «активный, инициативный помощник», «поступок по секрету», «бескорыстный поступок», «поставил себя на его место», «ему одному плохо», «никто не хотел этого делать», «он мой товарищ».
2.Рациональный . Доминанта мотива поступка фиксируется в таких выражениях «поступаю так с учетом ситуации», «было необходимо», «должен был это сделать», «не мог отказать», «обещал, давно хотел, появился повод», «не хотел подвести товарищей, нельзя отрываться от коллектива», «болею за свою группу», «старость надо уважать».  
3.Аффективный В данном типе поступка переживания берут верх над рассудком, выбор средств осуществляется по принципу желаемости.Доминанта мотива поступка фиксируется в таких выражениях как «торопливый в решениях», «надоело, волновался, не сдержался».
4.Конформистский Мотивом действия в этом типе поступка обычно выступает ссылка на других: «делаю так, потому что все так делают», «поступаю как все».

 

Постепенно накапливая данные о конкретном школьнике – его предпочтениях, интересах, отношений к нравственной образованности отношений к свободе выбора поступков, педагог может диагностировать направленность личности школьника.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.