Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

Кафедра гуманитарных и социально-политических наук

Л.И. Карпова

 

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

Россия в ХХ веке

 

 

Утверждено Редакционно-издательским советом МГТУ ГА

в качестве учебного пособия

 

Москва - 2002


 

 

ББК 9 (с)

К 26


 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета


Московского государственного технического университета ГА

 

Рецензенты: д-р филос. наук, проф. Г.Г. Лукава;

канд. ист. наук, доц. Г.И. Ускова

 

Карпова Л.И.

К 26 Отечественная история. Россия в ХХ веке: Учебное пособие. -М.: МГТУ ГА, 2002. – 148 с.

ISBN 5-86311-358-8

В данном учебном пособии, написанном с учетом достижений современной отечественной историографии, кратко освещаются основные направления политического и социально-экономического развития России в ХХ веке. Пособие предназначено для студентов высших технических учебных заведений, для всех интересующихся историей Отечества. Оно поможет сформировать целостное представление о характере и особенностях исторического пути России в ХХ веке.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры 06.06.02 г.

 

 

К
0503020000-013 ББК 9 (с)

Ц33(03)-02 Св. план 2002 г.

поз. 13

 

 


 

Редактор И.В. Вилкова


КАРПОВА Любовь Ильинична ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Россия в ХХ веке

Учебное пособие

 

 

Подписано в печать 23.01.03 г.


Печать офсетная Формат 60х84/16 9,25 уч.-изд. л.

8,60 усл.печ. л. Заказ № 882/ Тираж 600 экз.



 

Московский государственный технический университет ГА

125993 Москва, Кронштадтский бульвар, д. 20

Редакционно-издательский отдел

125493 Москва, ул. Пулковская, д. 6а

ISBN 5-86311-338-3 © Московский государственный технический университет ГА, 2002


 

ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

 

1. Назовите ведущие тенденции мирового развития в XX веке.

2. Дайте определение понятия «глобализация».

3. Проанализируйте причины и основные этапы первой русской революции.

4. Охарактеризуйте результаты революции 1905-1907 г.г.

5. Сравните замысел и итоги столыпинских реформ.

6. Можно ли назвать Государственную Думу, учреждённую в период первой русской революции, парламентом?

7. Назовите основные типы сформировавшихся в России партий.

8. Какие аграрные программы были представлены в период революции?

9. Рассмотрите основные требования программ либеральных,

консервативных и радикальных партий.


 

ГЛАВА 2. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА

(1914-1920 г.г.)

 

 

Февральская революция

 

 

В феврале 1917 г. в России началась революция, основным содержанием которой стало стремление российского общества к демократии, социальному прогрессу. Историки называют целый комплекс причин и предпосылок этой революции.

1. Экономические. К 1917 г. в России не были решены задачи модернизации страны. Сохранялась многоукладная экономика, зависимость ее от импорта производственного оборудования и машин.

Столыпинская аграрная реформа не была завершена. В ходе ее продолжался рост цен на землю: с 1885 г. по 1913 г. цены возросли в 4 раза. Возросла стоимость аренды земли, и в Европейской России она составляла 29,9% доходности урожая.

2. Социально- политические. К 1917 г. в стране сохранялась абсолютная монархия и фактически отсутствовали политические свободы. Деятельность государственной думы была неэффективной. Все основные законы принимались

императором. В стране не сформировалась развернутая социальная структура, характерная для индустриально развитых государств, не сложился средний класс как основа развития рыночной экономики. В силу этого сохранялась незрелость

политического движения, партий и общественных организаций. Дворянство оставалось привилегированным сословием и той социальной элитой, на которую опиралось правительство Николая II. Буржуазия не имела полноты политических прав и практически не допускалась к правлению государством. Самодержавие

было препятствием на пути серьезных преобразований государственного и общественного строя.

3. Первая мировая война привела к ухудшению социально- экономического

положения в стране. Военные расходы привели к росту общего государственного долга в 4 раза, который в 1917 г. составлял 34 млрд. руб.

За годы войны общие посевные площади сократились на 12%, валовые

сборы зерна в 1916- 1917 г.г. составили 80% от предвоенных. Это было вызвано мобилизацией в армию 47% трудоспособного мужского населения, а также реквизициями для нужд фронта более трети крестьянских лошадей.

Расстройство железнодорожного транспорта обострило проблему обеспечения городов сырьем, топливом, продовольствием, а фронта – оружием и боеприпасами.

4. Летом 1915г. начался кризис власти. Одно из проявлений этого кризиса –

конфликт правительства с либералами, с Государственной Думой. Власть дискредитировала себя связями с Г.Распутиным. На этом фоне в августе 1915 г.


 

произошла консолидация оппозиционно настроенного большинства в Госдуме вокруг Прогрессивного блока, который образовался по инициативе кадетской фракции во главе с П.Н.Милюковым и В.В.Шульгиным. Это была новая политическая организация буржуазии, созданная с целью формирования правительства не царем, а Думой. «Прогрессивный блок» стремился проводить самостоятельную политику, дистанцируясь от правительства.

Блок выставлял следующие требования: формирование нового правительства, так называемого «министерства доверия», восстановление свободы печати, политическую амнистию, частичное уравнение крестьянства в правах с

другими сословиями и др. Все эти меры были направлены на предотвращение назревавшей революции.

Для выхода из кризиса правительство пыталось применить стандартные

методы. Ужесточилась борьба с революционными движениями и партиями, особенно с социал-демократами, эсерами, энессами и их прессой. Несколько раз приостанавливалась деятельность государственной думы, часто менялся состав правительства. За время войны царь сменил 4 председателя Совета Министров (Горемыкин, Штюрмер, Трепов, Голицын), 6 министров внутренних дел, 4 военных министра, 3 министра иностранных дел, 4 – земледелия, 3 – юстиции, 4 оберпрокурора Синода. Все это не укрепляло, а ослабляло царскую власть, показывало ее неспособность решать дела страны, дискредитировало династию. Предупреждением царю стало убийство в декабре 1916г. царского фаворита Г.Распутина.

Кроме легальной оппозиции в Государственной Думе существенное влияние на политическую жизнь страны оказывали созданные в 1906-1910 г.г. масонские организации, членами которых были многие видные политические деятели.

Масоны готовили планы переворота "сверху", устранения монархии без народной революции. Они имели свои организации в 16 крупнейших центрах страны. Особенно влиятельной была думская ложа масонов.

В этот период заметно повысились оппозиционные настроения среди интеллигенции, общественных и профсоюзных организаций, студенчества. Все это предопределило изоляцию российского императора, лишило самодержавие

социально- политической опоры.

Революция началась с подъема стачечного движения в Петрограде. Из-за перебоев в поставках продовольствия, нехватки хлеба, спекуляции и роста цен к

середине февраля бастовало 90 тысяч рабочих Петрограда.

23 февраля на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами

«Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Их политическая демонстрация положила начало революции. 25 февраля забастовка в Петрограде

стала всеобщей.


 

Вечером 25 февраля Николай II из ставки, находившейся в Могилеве, направил командующему Петроградским военным округом С.С.Хабалову телеграмму с категорическим требованием прекратить беспорядки. Попытка властей использовать войска против бастовавших привела к гибели людей, что вызвало перелом в настроениях солдат и казаков. С 26 февраля они стали переходить на сторону рабочих, разоружать полицейских, офицеров. 27 февраля многотысячный гарнизон столицы перешел на сторону восставших. Солдаты разгромили арсенал, вооружили рабочие отряды, освободили политических заключенных. На сторону революции перешли гарнизон Петропавловской крепости, экипажи кораблей. Были заняты почта, телеграф, телефон.

24 и 25 февраля на ряде заводов по опыту революции 1905 г. рабочие начали избирать своих представителей в городской Совет рабочих депутатов. 27 февраля

в Таврическом дворце, где заседала Государственная Дума, был создан Исполком Петроградского Совета рабочих депутатов. Возглавили Исполком лидеры социал- демократической фракции Государственной Думы меньшевик Н.С.Чхеидзе и эсер

А.Ф.Керенский. Большинство в Советах получили меньшевики и эсеры.

Исполком взял на себя функцию поддержания общественного порядка и снабжения населения продовольствием.

Николай II, находившийся в ставке под Могилевом, для подавления восстания направил в столицу армейский корпус, но тот был остановлен под Петроградом и разоружен.

27 февраля царским указом была распущена IV Государственная Дума, но депутаты решили не расходиться и образовали переходный административный орган – Временный комитет Государственной Думы. Октябрист Родзянко (председатель), А.Керенский и Н.Чхеидзе вошли в состав Временного комитета

Думы. 28 февраля Временный комитет возвестил народу, что берет в свои руки управление страной.

1 марта 1917г. образовался Совет солдатских депутатов, который

объединился с рабочим Советом столицы. В этот день был издан приказ №1

Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, который объявил, что в политических выступлениях воинские части подчиняются не офицерам, а

Советам; в армии отменяются сословные титулы офицеров; вводится выборность командиров; солдатам предоставляются гражданские политические права; в ротах, полках создаются солдатские комитеты. Приказы о передвижении войск, выдаче и

применении оружия исполняются после их одобрения солдатским комитетом. Этот приказ распространился по всей стране, по всем фронтам. Тем самым армия была выведена из подчинения старой власти, подчинена Советам. Это повлияло на дальнейший ход революции.

28 февраля Временный комитет и командующие фронтами попытались склонить царя к созданию правительства, «ответственного перед Думой», но царь


 

отказался. Временный комитет потребовал его отречения от престола с передачей власти 13- летнему наследнику при регентстве брата князя Михаила.

2 марта Николай подписал Манифест об отречении от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Однако, когда депутаты Думы А.И.Гучков и В.В.Шульгин привезли текст

манифеста в Петроград, стало ясно, что народ не желает монархии. 3 марта Михаил отрекся от престола, заявив, что дальнейшую судьбу политического строя в России должно решить Учредительное Собрание. Закончилось 300- летнее правление дома Романовых. Самодержавие в России окончательно пало. Это был

главный итог революции.

2 марта после переговоров представителей Временного комитета

Государственной Думы и Исполкома Петросовета было сформировано Временное правительство из 12 министров (7 кадетов, октябристы, трудовики).

Председателем и министром внутренних дел стал князь Г.В.Львов,

министром внутренних дел – кадет П.Н.Милюков, военным и морским министром

– октябрист А.И.Гучков, министром торговли и промышленности – прогрессист А.И.Коновалов. От «левых» партий в правительство вошел эсер А.Ф.Керенский, получивший портфель министра юстиции. Эсеро-меньшевистское руководство Петроградского Совета считало совершившуюся революцию буржуазной. Поэтому оно не стремилось взять всю полноту государственной власти и заняло позицию поддержки Временного правительства. В России образовалось двоевластие, которое просуществовало 4 месяца, до 4 июля.

Февральская революция носила буржуазно-демократический характер, так как она решала задачу свержения самодержавия, введения конституционного строя, обеспечения политических свобод граждан, ликвидации национального

гнета.

Своеобразие этой революции проявилось в феномене "двоевластия". Пал институт монархии и к власти в стране пришли новые социально-политические силы:

1. Временное правительство с его органами на местах стало выражением буржуазно-демократической власти.

2. Советы рабочих и солдатских депутатов представляли собой революционно- демократическую власть. Советы, по сути, не являлись органами государственной власти, однако, обладая поддержкой народных масс, они

осуществляли контроль за деятельностью правительства. В июне 1917г. был избран Всероссийский Совет и его ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

Двоевластие не могло быть долговечным и должно было закончиться

победой одной из политических сил.


 

Октябрьская революция

 

 

Большевистская партия, даже по мнению западных политологов, была более сплоченной, чем любая другая партия, боровшаяся в тот период за власть. До возвращения в Петроград ее лидера В.И.Ленина (апрель 1917г.) большевики придерживались "умеренной" политической линии, которую наиболее полно выражал А.Б.Каменов. Он считал, что буржуазно-демократическая революция не закончилась и необходимо вести борьбу за осуществление программы этой революции: аграрного, национального, рабочего вопросов.

Возвратившись в Россию, В.И.Ленин резко сменил тактику партии, сделав вывод о том, что буржуазно-демократическая революция в России завершилась,

так как "власть из рук царизма перешла в руки буржуазии". Он считал возможным переход к социалистической революции. Эти идеи Ленин обосновал в своих Апрельских тезисах, которые были приняты большевиками на VII (апрельской)

конфедерации как программа тактической деятельности.

10 октября ЦК РСФРП (б) принял резолюции о взятии власти путем вооруженного восстания. Против нее выступил Л.Б.Каменев и Г.Е.Зиновьев. Они

полагали, что взятие власти большевиками преждевременно, и поэтому предлагали действовать легальными методами через Советы и будущее Учредительное собрание. Победила точка зрения В.И.Ленина, который настаивал на немедленном взятии власти путем вооруженного восстания.

12 октября при Петроградском Совете был сформирован Военно-

революционный комитет (ВРК). Председателем стал левый эсер П.Е.Лазимир, а


 

фактическим руководителем - Л.Д.Троцкий (председатель Петросовета с сентября

1917г.).

За 8 месяцев правления Временного правительства военное положение страны ухудшилось, ослабли ее международные позиции. Россия оказалась в состоянии общенационального (экономического, политического, социального) кризиса, обостренного продолжавшейся войной.

Воспользовавшись приказами властей о выводе части Петроградского гарнизона на фронт и закрытии большевистской типографии, Л.Ф.Троцкий объявил о начале выступления контрреволюционных сил. Утром 24 октября было

подготовлено "Предписание № 1" для комиссаров ВРК о приведении частей в боевую готовность.

В ночь на 25 октября под предлогом обороны и защиты революции силами

красногвардейцев, частей гарнизона и кронштадтских отрядов (общей численностью около 6 тыс. человек) были заняты мосты, вокзалы, телеграф, электростанция, Главная контора Госбанка. Временное правительство было блокировано в Зимнем дворце. А.Ф.Керенский покинул Петроград и отправился за подкреплением на Северный фронт. Утром 25 октября было опубликовано воззвание "К гражданам России". В нем объявлялось о низложении Временного правительства и переходе власти к Петроградскому ВРК. В ночь с 25 на 26 октября был взят Зимний дворец и арестованы старые министры.

Вечером 25 октября открылся II Всероссийский съезд Советов. Более половины его депутатов составляли большевики, 100 кандидатов было у левых

эсеров. Съезд провозгласил установление советской власти. Меньшевики и правые эсеры осудили действия большевиков и в знак протеста покинули съезд. Поэтому все декреты II съезда, выражали идеи и взгляды большевиков и левых эсеров.

26 октября съезд единогласно принял Декрет о мире, содержащий призыв к воюющим странам заключить демократический мир без аннексий и контрибуций. В нем провозглашался отказ от тайной дипломатии и от договоров, подписанных

царским и Временным правительствами.

Декрет о земле учитывал крестьянские требования и основывался на эсеровской программе решения аграрного вопроса. Он провозглашал отмену

частной собственности на землю, национализацию всей земли и ее недр. Конфисковывались земли помещиков и крупных собственников. Земля передавалась в распоряжение местных крестьянских комитетов и уездных Советов

крестьянских депутатов. Запрещались применение наемного труда и аренда земли.

Вводилось уравнительное землепользование.

Съездом были приняты постановления об отмене смертной казни на фронте,

об аресте А.Ф.Керенского, о возможности пополнения ВЦИК представителями партий и групп, покинувших съезд, а также крестьян.


 

Высшим законодательным органом провозглашался Всероссийский съезд Советов. Законодательные, распорядительные и контролирующие функции получал избранный съездом ВЦИК, в состав которого вошли 102 человека, большевики и левые эсеры. Председателем ВЦИКа был избран Л.Б.Каменев. Он находился на этом посту до 8 ноября, когда его сменил Я.М.Свердлов. Вскоре во ВЦИК было введено еще 200 человек.

На съезде было создано однопартийное большевистское правительство - Совет народных комиссаров, так как левые эсеры отказались в нем участвовать. В Совнарком вошли крупные деятели большевистской партии: А.И.Рыков - нарком

внутренних дел, Л.Д.Троцкий - нарком иностранных дел, А.В.Луначарский - нарком просвещения, И.В.Сталин - нарком по делам национальностей. Председателем стал В.И.Ленин.

Западные государства не признали это новое правительство России.

 

 

Военный коммунизм

 

 

Историография военного коммунизма многообразна и противоречива. Советские историки рассматривали политику военного коммунизма, совершенно не затрагивая его идеологический и социокультурный аспекты. В историографии представлены различные мнения по вопросу о сути и направленности политики военного коммунизма. Одни историки рассматривают его как систему вынужденных, чрезвычайных мер, применявшихся в военных условиях, другие видят в военном коммунизме серию акций, направленных против крестьянства с целью его пролетаризации.

В историографии отсутствует общая точка зрения по вопросу о хронологических рамках военного коммунизма, причем дискутируется только исходная дата - его начало. Это обусловлено тем, что исследователи берут за основу различные признаки военно-коммунистической системы. Некоторые ведут отсчет от принятия 11 января 1919г. декрета Совнаркома о разверстке зерновых хлебов и фуража. Другие датируют начало этой политики с октября 1917 г., с момента прихода большевиков к власти. Наиболее популярная дата у большинства отечественных историков - май 1918 г., время провозглашения продовольственной диктатуры. Эта дата нашла свое отражение практически во всех учебниках по отечественной истории для высших учебных заведений. Учитывая данный факт, хронологические рамки военного коммунизма мы определяем с мая 1918г. по начало 1921г.


 

Внутренняя политика, проводившаяся Советским государством в этот период, и «получила название военного коммунизма».

Термин «военный коммунизм» был введен в оборот не Лениным (как

трактовалось в советской историографии), а другим марксистским теоретиком- А.А.Богдановым еще до октября 1917 г. Это понятие он связывал не с социализмом, а с армией: А.А.Богданов называл военный коммунизм

«авторитарно-регулируемой организацией массового паразитизма и истребления», считал, что социализм и военно-коммунистическая система не совместимы. По его мнению, «военный коммунизм» был отрицанием социализма,

базировавшегося на демократии.

Система жестких, чрезвычайных мер, которые составляли основу политики военного коммунизма, впервые применялась на практике не большевиками, а правительствами стран-участниц первой мировой войны. Наиболее широко эти меры осуществлялись Германией. Они заключались в следующем: государственная монополия на важнейшие продукты питания и товары широкого

потребления, их нормированное (по карточкам) распределение, трудовая повинность, твердые цены, разверсточный метод отчуждения сельскохозяйственного продукта от сельского населения. Ю.Ларин, марксист- экономист, современник рассматриваемого периода, прямо признавал, что германский опыт был «поставлен большевиками на голову», и они превратили

«организованные формы буржуазного хозяйства» в орудие утверждения

диктатуры пролетариата. Таким образом, государство, объявившее своей целью построение социализма, заимствовало формы управления у капиталистических стран, находившихся в экстремальной ситуации.

Осуществляя политику военного коммунизма, большевики использовали опыт государственного регулирования экономики, применявшийся в 1914-1917 г.г. странами-участницами Первой мировой войны, в том числе и Россией. В России

это регулирование в первую очередь коснулось сельского хозяйства. 17 февраля

1915г. вышел указ, предоставлявший право командующим военных округов запрещать вывоз продовольственных продуктов из производящих местностей, утверждать

обязательные цены на эти продукты и применять реквизицию. Осенью 1916 г.

была введена обязательная поставка хлеба в казну согласно погубернской,

поуездной и волостной разверстке. Временное правительство 25 марта 1917 г. издало постановление о государственной торговой монополии на хлеб, согласно которому все количество хлеба за вычетом запаса, необходимого для продовольствия и хозяйственных нужд владельца, поступало в распоряжение государства. Однако политика государственного регулирования в Германии и в дореволюционной России отличалась от военного коммунизма по своим целям, политическим силам, осуществлявшим ее.


 

В Германии государственная диктатура проводилась в рамках компромисса правительства с буржуазией, юнкерством, другими собственниками и рабочими на основе полного понимания вынужденности и временности применяемых мер. В России она осуществлялась более масштабно, жестоко. Сущность военного коммунизма большевики видели в военно-политическом союзе рабочих и крестьян, целью которого являлся разгром сил контрреволюции и создание благоприятных условий для ускоренного перехода к социализму.

Остановимся на причинах, обусловивших политику военного коммунизма.

Военный коммунизм был следствием утопических представлений большевиков о путях утверждения мировой революции. Совершая переворот, они были убеждены, что начинается этап всемирной пролетарской революции, которая в скором времени произойдет и свергнет господство капитализма.

Надежды на мировую революцию и помощь мирового пролетариата в строительстве социализма привели к тому, что большевики с легкостью пошли на применение жестких чрезвычайных мер.

Политика «военного коммунизма» была вызвана представлениями части руководства РСДРП(б) о возможности быстрого построения

безрыночного социализма. Эта политика определялась необходимостью мобилизации всех ресурсов для победы в гражданской войне в условиях разрухи в стране, нарушения традиционных связей между городом и деревней. Впоследствии многие большевики признали ошибочность военно- коммунистической системы, пытались оправдать ее тяжелыми условиями военного времени, экстремальной ситуацией, в которой находилось тогда

Советского государство.

На ее формирование самое серьезное влияние оказали идеологические догмы и революционное нетерпение большевистских лидеров покончить с капитализмом и форсированно перейти к социалистическому производству и распределению. Политика военного коммунизма включала комплекс мероприятий в экономической и социально-политической сферах, основными из которых были:

национализация всех средств производства, сверхцентрализация управления экономикой, свертывание товарно-денежных отношений; внедрение уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии. Как шло становление и развитие военного коммунизма?

Стремясь окончательно ликвидировать условия для существования в стране

частной собственности на средства производства (которую большевики считали основой эксплуатации трудящихся), советское правительство приступило к интенсивной национализации промышленности, банков, торговых предприятий и т.д.


 

Декретом от 28 июня 1918 г. началась ускоренная национализация крупных и средних предприятий. В последующем она была распространена и на мелкие предприятия (ноябрь 1918 г.), что привело к ликвидации частной собственности в промышленности.

Чрезвычайные меры в области экономики начались с установления продовольственной диктатуры, которая была обусловлена продовольственным кризисом. ВЦИК и СНК 13 мая 1918 г. принимают декрет о чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию. Декрет дублировал постановление Временного правительства о государственной хлебной монополии, но был более суров, так как допускал репрессивные меры вплоть до «применения вооруженной силы в случае оказания противодействия отбиранию хлеба и иных продовольственных продуктов». В помощь аппарату Наркомпрода были сформированы рабочие продовольственные отряды, которые с оружием в руках реквизировали хлеб в деревне, а также созданы комитеты бедноты (декрет от

11 июня 1918 г.). Комбеды должны были выполнять в деревне роль «второй власти» (после Советов) и помогать изымать излишки продукции у зажиточных крестьян. Часть изымаемых продуктов поступала членам этих комитетов. Введение продовольственной диктатуры, создание комбедов предопределили раскол крестьянства, расширили социальную базу противников Советской власти.

В деревне разворачивается сопротивление богатого и среднего крестьянства деятельности комбедов и продовольственной политике советского правительства. Это сопротивление заставило правительство внести коррективы в политику. Рядом постановлений, принятых осенью 1918 г., облегчалось налогообложение крестьян, были упразднены комбеды (17 августа 1918 г.). Принимается решение о введении централизованной, плановой системы продразверстки. 11 января 1919 г. был опубликован декрет о разверстке зерновых хлебов и фуража. Государство заранее определяло свои потребности в сельскохозяйственной продукции. Развертываемое количество хлеба и фуража исходило из "госпотребности", а не из возможностей крестьянского хозяйства, и крестьянину нередко приходилось отдавать часть хлеба, необходимого для содержания семьи. К 1920 г. разверстка распространилась на всю сельхозпродукцию: картофель, овощи и т.д. За изъятые продукты крестьянам выдавали квитанции и деньги, терявшие из-за инфляции свою стоимость. Установленные государством твердые цены на продукты были в

40 раз ниже рыночных. Крестьянство отчаянно сопротивлялось, и поэтому продразверстка реализовывалась насильственными методами с помощью вооруженных продотрядов.

Продразверстка вводилась не только под влиянием продовольственного кризиса, но и в связи с курсом советского правительства на свертывание товарно- денежных отношений. Одной из важных основ создаваемого социалистического общества большевиками считалась безрыночная система хозяйства, достигаемая путем ликвидации товарно-денежных отношений. Они даже готовили к VII съезду


 

Советов (декабрь 1919 г.) проект резолюции об отмене денег (В.И.Ленин приостановил вынесение этого проекта).

К выводам об отмене денег подталкивала не только марксистская теория, но и конкретные условия хозяйственной жизни, в частности, развал финансовой системы, инфляция. Денежная эмиссия, начавшаяся задолго до Октября, постоянно росла. За три года Советской власти было выпущено 1150 млрд. буржуазных денег. За 1919г. курс рубля упал в 3136 раз. Только в Центральной России имел хождение 21 местный денежный знак.

В таких условиях была введена натурализация оплаты труда (продуктами, товарами первой необходимости). Натурализация оплаты труда привела к бесплатному представлению населению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг. Рынок, носивший в условиях военного коммунизма нелегальный характер, нуждался в эквиваленте обмена, поэтому денежное обращение оставалось, но в крайне урезанном виде. Развитие спекуляции и образование "черного рынка" были ярким свидетельством несостоятельности стремления к ликвидации товарно-денежных отношений.

Характерной чертой военного коммунизма являлась крайняя централизация управления народным хозяйством, промышленностью в первую очередь. Своеобразным апофеозом централизации стал "главкизм". К лету 1920г. было создано 50 главков (внутри их находились управляемые ВСНХ тресты), осуществлявших управление крупными национализированными предприятиями, регулировавших отношения ненационализированной мелкой, кустарной и кооперативной промышленностью, координировавших смежные отрасли и занимавшихся распределением готовой продукции. Названия главков говорили сами за себя: Главруда, Главкрахмал, Главкожа, Главтовар, Центрохладобойня и др. Главки представляли собой ряд хозяйственно изолированных друг от друга вертикальных объединений, взаимосвязь между которыми зависела исключительно от Президиума ВСНХ. Такая система централизации привела к складыванию приказного стиля руководства, опиравшегося на приказ и его беспрекословное выполнение. (В государстве закладывалась база для командно- административной системы).

В основе организованной военно-коммунистической системы народного хозяйства лежал распределительный принцип. Эта система была лишена стимулов

к саморазвитию, так как парализовывала местную инициативу. Она могла до определенной степени координировать количественное приращение продукции, но не ее качество и разнообразие. Такая система была слаба и бесперспективна,

так как не содержала элементов саморегуляции, внутренних стимулов роста производительности труда. Она могла основываться лишь на внеэкономическом принуждении и на эксплуатации трудового энтузиазма народа, что нашло свое

выражение в широком применении принудительного труда на основе принципа

«Кто не работает, тот не ест». В 1918 г. была введена трудовая повинность для


 

представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. - всеобщая трудовая повинность, которая нашла свое выражение в принудительной мобилизации населения на бесплатное выполнение различных работ (восстановление транспорта, перевозка военных грузов, строительство оборонительных сооружений в прифронтовой зоне и т.д.).

В период военного коммунизма в политической системе советского государства установилась безраздельная диктатура РКП(б). Начался процесс постепенного срастания аппарата большевистской партии с государственными структурами. Партия определяла функционирование всех сфер общества: политическую, идеологическую, экономическую, социальную и культурную.

В стране была запрещена деятельность всех боровшихся против диктатуры большевиков организаций: кадетов, меньшевиков, анархистов, эсеров. Некоторые деятели небольшевистских партий из-за репрессий эмигрировали, других заключили в тюрьму. В Советах и профсоюзах всех уровней большевики добились единовластия путем их перевыборов или разгона. Деятельность Советов приобретала формальный характер, так как они потеряли самостоятельность в принятии решений и выполняли лишь предписания большевистских партийных органов. Профсоюзы потеряли свою независимость и были поставлены под партийный и государственный контроль. Запрещалась организация забастовок под предлогом того, что рабочие не должны выступать против своего государства, которое защищает их интересы. Провозглашенные большевиками в момент их прихода к власти демократические свободы не соблюдались. Все небольшевистские печатные органы были закрыты. Издательская деятельность контролировалась большевистской партией и жестко регламентировалась. Политика военного коммунизма обострила классовую ненависть. Противников Советской власти, организовывавших вооруженные выступления, большевики заключали в тюрьмы и концлагеря. В феврале 1918 г. была восстановлена смертная казнь. После покушения на В.И.Ленина и убийства председателя Петроградской ЧК М.С.Урицкого правительство объявило о введении красного террора (сентябрь 1918 г.), придав ВЧК неограниченные полномочия. Введение террора обосновывалось необходимостью защиты завоеваний революции. Пытаясь предотвратить антисоветские мятежи, покушения на своих вождей, большевики стали брать заложников из представителей буржуазии и интеллигенции. От террора пострадали многие невинные люди. Разгул террора был порожден рядом факторов: обострением противостояния различных социальных групп, ухудшением криминальной обстановки в стране, бескомпромиссной позицией большевистского руководства, считавшего необходимым удержать власть любой ценой.

Политика военного коммунизма не только не вывела страну из экономической разрухи, но и усугубила ее. Произошло резкое падение жизненного уровня. Рабочие, измученные безработицей и нехваткой продуктов


 

питания, недовольные ущемлением прав профсоюзов, введением принудительного труда и его уравнительной оплатой, начали бастовать. На Украине, Дону, Кубани, Тамбовщине, в Поволжье, Сибири развернулось вооруженное повстанческое движение крестьян, недовольных продразверсткой и действиями продотрядов. Крестьянство нашло себе мощного союзника в лице Красной Армии, которая более чем на 90 процентов состояла из крестьян. Одновременно с этим происходила демобилизация. Демобилизованные красноармейцы, возвращаясь домой, находили свои деревни в полной нищете и нередко направлялись в отряды восставших. Ленин на X съезде (март 1921 г.) признавал, что демобилизация Красной Армии дала повстанческий элемент в невероятном количестве.

В марте 1921 г. началось восстание гарнизона морской крепости Кронштадт и экипажей некоторых кораблей Балтийского флота. Требования восставших в основном были политическими: «Вся власть Советам, а не партиям!», «Советы вне партии, без большевиков!». Восставшие требовали также обеспечить свободную торговлю, разрешить крестьянам распоряжаться продуктами своего хозяйства, отменить продразверстку и т.д.

Таким образом, политика военного коммунизма, на которую большевики возлагали большие надежды, привела страну к глубокому политическому, экономическому и социальному кризису, в результате чего они были вынуждены полностью пересмотреть свой внутриполитический курс, признав его ошибочным.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.