Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Столыпинская аграрная реформа и Государственная Дума





 

 

Революция вызвала необходимость в проведении реформ по основным вопросам экономической и политической жизни.

С.Ю.Витте ещё в 1893-1899 г.г. выдвинул программу реорганизации сельского хозяйства на путях фермерства, которую затем в 1907-1911 г.г. начал осуществлять П.А.Столыпин. При С.Ю.Витте началось поощряемое правительством переселение безземельных крестьян Центральной России в

Сибирь и их расселение вокруг Турксиба (к 1899 г. переселилось около 1 млн.

человек).


 

Внутренняя политика Российского правительства в этот период связана, прежде всего, с именем П.А.Столыпина, ставшего в день роспуска первой Государственной Думы председателем Совета Министров. Столыпинский курс сочетал в себе жёсткую борьбу против революционного движения с постепенным реформированием старого строя.

П.А.Столыпин предлагал осуществить ряд реформ: аграрно-крестьянскую, местного самоуправления, судебную, просвещения, введение страхования рабочих. Цель столыпинского курса - укрепление государственности, модернизация общества, создание условий для новой социальной опоры существовавшей власти.

Двойственность политики Столыпина проявилась в стремлении обеспечить максимум полномочий правящей бюрократии и сохранения выборной Думы.

Ведущее место в столыпинской реформаторской деятельности занимала аграрная реформа, имевшая несколько целевых направлений: социально- политическое - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких

собственников, крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическое - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы



направить в город, где её поглотит растущая промышленность; экономическое - обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 г.г. являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова

пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года.

Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908

года, то есть спустя два года после того, как он вошёл в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками

поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царём стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был либеральный закон, способствовавший развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основные направления реформы заключались в следующем: а) разрушение общины и развитие частной собственности;

б) создание крестьянского банка; в) переселение крестьян; г) кооперативное движение; д) агрокультурные мероприятия.


 

 

А. Разрушение общины и развитие частной собственности

Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Это означало, что они получали и излишки сверх душевой нормы. При этом, если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным крестьянам.

Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции

землёй, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам.

Закон 5 июня 1912 года разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита

– ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного -

способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действия экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь

государственный аппарат приводится в движение путём издания самых категорических циркуляров и приказов, а также путём репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизни.

Крестьянство в своей массе было настроено против выхода из общины - по крайней мере, в большинстве местностей. Этот факт подтвердило обследование, проведённое Вольно-экономическим обществом: в центральных губерниях

большинство крестьян отрицательно относились к выходу из общины (89

отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных).

В сложившейся обстановке для правительства единственным путём проведения реформы был путь насилия над основной крестьянской массой.

Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными

землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения


 

полицейской силы для получения «согласия» сходов до высылки противников выдела.

В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев или

26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев или 35%

общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев. Именно это и определило

неудачу столыпинской реформы.

 

Б. Крестьянский банк

В 1906-1907 г.г. на основе царских указов часть государственных и удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита. Кроме того, Банком проводилась покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях (т.е. посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования). Банк увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причём банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счёт субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 г.г. 1457,5 млрд. рублей.

Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

 

В. Переселение крестьян

Основной задачей переселенческой политики было стремление правительства, с одной стороны, решить проблему крестьянского малоземелья, а, с другой, - разрядить атмосферу в России, переместив наиболее ожесточённую часть населения на окраины, преимущественно в Сибирь.

С этой целью проводились новые законы о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в

законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, «выселение из которых

признавалось особо желательным». Впервые закон по льготному переселению был применён в 1905 году: правительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.

По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В


 

1906-1913 г.г. за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек. Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев. Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлён громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 г.г. они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь обогнала европейскую часть России.

 

Г. Кооперативное движение

Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своём движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалификационные кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Кредитные отношения способствовали развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

 

Д. Агрокультурные мероприятия

Одним из главных препятствий на пути экономического прогресса в деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего числа производителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленные службы для крестьян, которые организовали учебные курсы по скотоводству и молочному производству, внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах


 

составило 2 тыс. человек, то в 1912 году- 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тыс. человек.

Итогом аграрной реформы стал быстрый рост аграрного производства, увеличение ёмкости внутреннего рынка, возрастание экспорта сельскохозяйственной продукции, причём торговый баланс в России приобретал

всё более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Валовой доход (ВД) всего сельского хозяйства составил в 1913 году

52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению

стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900

по 1913 годы на 33,8%.

Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного

индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформ на 46% .

Ещё больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 г.г., взрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортёром хлеба и льна, ряда продуктов животноводства.

Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения.

Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. В США, например, в среднем на одну ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США- 262 рубля.

Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то же время, как в России в 1913 году получали 55

пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции- 89, а в Бельгии-

168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счёт повышения интенсивности ручного крестьянского труда.

Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению

сельского хозяйства в капиталоёмкий технологически прогрессивный сектор экономики.

Результатом столыпинской аграрной реформы стало усиление социальной дифференциации в деревне, а как следствие этого процесса - обострение

противоречий между помещиками и крестьянством, между зажиточными и бедными крестьянами. Реформа не обеспечила экономических условий для


 

дальнейшего укрепления хозяйств новых земельных собственников, а поэтому оказалась незавершённой. (В июне 1917 года временное правительство отменило специальным указом столыпинскую аграрную реформу).

Государственная дума, учрежденная в период революции, стала первой попыткой создания в России основ государственного парламентаризма.

I Государственная Дума начала свою работу в апреле 1906г. Среди ее депутатов были: 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков. Социал-демократов в Думе представляли меньшевики(4%), т.к. большевики выборы бойкотировали.

Современники назвали I Государственную Думу "Думой народных

надежд". Однако ее законодательные права были урезаны уже до созыва. Совещательный Государственный совет был преобразован в верховную законодательную палату, за царем оставалось право издания указов без одобрения Думы, что противоречило обещаниям Манифеста 17 октября. Вместе с тем, было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, так как Государственная Дума получила право законодательной инициативы и могла утверждать государственный бюджет.

Дума предложила программу демократизации России. Она предусматривала: введение ответственности министров перед Думой; гарантию

всех гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни и полную политическую амнистию. Эту

программу правительство не приняло, что усилило его противостояние с Думой. Кульминационным пунктом деятельности Думы было обсуждение аграрного вопроса. Правительством были полностью отвергнуты проекты всех партий, посягнувших на помещичью землю. 8 июля Николай II распустил Думу, обвинив

её в посягательстве на право монарха и якобы незаконных действиях - обращение к населению.

При выборах новой Думы была запрещена агитация радикальных партий,

урезано право рабочих и крестьян участвовать в выборах.

II Государственная Дума (февраль-июнь 1907 года) оказалась более левой,

чем предыдущая. Кадеты получили в ней 19% депутатских мест, черносотенцы -

10%, октябристы - 15%. Трудовики, эсеры и социал-демократы образовали

«левый» блок, имевший 222 места (43%).

Деятельность новой Думы не была результативна. Консервативные партии объединились, чтобы не допустить принятия аграрного закона, направленного

против помещичьей собственности. Тактика кадетов определялась лозунгом "берегите Думу" и означала на деле поддержку правительства. В свою аграрную программу кадеты внесли ряд изменений и приблизили её к столыпинской.

Трудовики выступили за полную отмену столыпинского аграрного законодательства, за национализацию всей земли и передачу её крестьянам


 

фактически без выкупа. Как и в I Думе, трудовики требовали создания местных земельных комитетов на основе всеобщего избирательного права, обеспечивающих защиту интересов народа.

Социал-демократы выступили за полную конфискацию помещичьей земли.

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Предлогом для роспуска Думы стало обвинение депутатов социал-

демократической фракции в подготовке государственного переворота. 3 июня

1907 года одновременно с Манифестом о роспуске II Государственной Думы был опубликован новый избирательный закон. Издание закона правительством

явилось нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., в котором говорилось о том, что новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думы. 3 июня считается последним днём революции 1905-1907 г.г.

Характер первой русской революции можно определить так: буржуазный, поскольку целью её являлась ликвидация пережитков феодализма в политической и социально-экономической сферах; демократический, так как революция

представляла собой движение широких народных масс, боровшихся за установление демократических порядков; аграрный, в связи с тем, что все политические силы страны осознавали центральным вопросом революции –

аграрный.

Первая русская революция имела большое значение, так как оказала влияние на последующее развитие российского общества. Каковы же её итоги?

1. Государственная власть была вынуждена пойти на изменение социально- политической системы России. В стране появился прообраз парламента в виде Государственной Думы. Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, хотя у царя осталась возможность принятия законодательных решений и вся

полнота исполнительной власти.

2. Изменилось социально-политическое положение российских граждан:

введены демократические свободы, отменена цензура, разрешено организовывать профсоюзы и легальные политические партии. В национальных окраинах

разрешено в школах преподавать на русском языке.

3. Улучшить материально-правовое положение трудящихся. В ряде отраслей промышленности увеличилась заработная плата и уменьшилась

продолжительность рабочего дня. Крестьяне добились отмены выкупных платежей.

Окончание революции привело к установлению временной внутриполитической стабильности в России.

После революции в России возникла новая система политической организации государства, получившая название «третьеиюньская монархия». Во

внутренней политике России в этот период прослеживаются две линии: борьба против антиправительственных тенденций во всех областях общинной жизни и


 

лавирование между разными социальными силами. Эту возможность лавирования и заигрывания правительства с разными политическими силами обеспечивал избирательный закон 3 июня 1907 года, имевший порядок думских выборов. Рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне больше половины. Избирательных прав были лишены 8 млн. жителей Урала, Сибири и Средней Азии, втрое сократилось число депутатов от национальных районов страны.

III Государственная Дума работала 5 лет (с ноября 1907г. по июнь 1912г.). В её состав вошло: 32% правых депутатов; 33% октябристов; 12% кадетов; 3% трудовиков; 4,2% социал-демократов и 6% депутатов от национальных партий. В

Думе сложилось большинство двух блоков: 1) монархистов и черносотенцев;

2) октябристов и кадетов. Эти блоки сохранились на протяжении деятельности III

Думы - единственной Думы, просуществовавшей весь положенный ей срок.

Центром внимания Думы являлись вопросы: рабочий, национальный, аграрный, но её работа была малорезультативной (пять лет обсуждались 4 законопроекта о продолжительности рабочего дня, о страховании и пенсиях для рабочих). Принятый в 1912 году закон о государственном страховании от несчастных случаев по болезни распространялся только на 15% рабочих и создавал видимость заботы правительства о них.

Национальная политика носила русификаторскую направленность и проводилась под лозунгом "Россия для русских".

Осенью 1912г. состоялись выборы в IV Государственную Думу. Ее

партийный состав почти не изменился. Оформилась новая либеральная Прогрессивная партия. Ее возглавили представители крупной буржуазии - А.И.Коновалов, П.П.Рябушинский, С.Н.Третьяков и др. Они в своей программе выступали за конституционную монархию, расширение прав Думы и ответственность министров перед ней. Прогрессисты занимали промежуточное положение между октябристами и кадетами, пытались добиться консолидации либералов.

Итак, российский парламентаризм берет свое начало с 1906 г. (парламентские же традиции многих европейских стран складывались веками). Дважды Думу распускало правительство, она имела четыре созыва и просуществовала 12 лет, вплоть до падения самодержавия. За такой короткий срок Дума не могла реализоваться как традиционная парламентская структура, т.к. была далека от совершенства. Ее деятельности мешали недемократические нормы, регулировавшие порядок всей думской работы. Однако в Думе сложилась своя традиция: открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за государственными финансами и действиями властей. Дума стала центром легальной политической борьбы. Обличие и критика верховной власти развивала традиции демократического решения важных государственных вопросов. Следует подчеркнуть, что молодой российский


 

парламентаризм сыграл свою положительную роль в демократизации российского общества в начале ХХ века.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

 

1. Назовите ведущие тенденции мирового развития в XX веке.

2. Дайте определение понятия «глобализация».

3. Проанализируйте причины и основные этапы первой русской революции.

4. Охарактеризуйте результаты революции 1905-1907 г.г.

5. Сравните замысел и итоги столыпинских реформ.

6. Можно ли назвать Государственную Думу, учреждённую в период первой русской революции, парламентом?

7. Назовите основные типы сформировавшихся в России партий.

8. Какие аграрные программы были представлены в период революции?

9. Рассмотрите основные требования программ либеральных,

консервативных и радикальных партий.


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.