Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 11. Россия в начале XX в.Революции и реформы.





Вопросы для обсуждения

1. Царизм и модернизация России в начале XX в.:

- революционный кризис 1905-1907 гг. и его последствия;

- становление парламентаризма в России;

- столыпинская политика модернизации и ее итоги.

2. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика:

- характеристика ведущих политических партий и их классификация;

- думская тактика политических партий: борьба за выбор пути развития.

Темы рефератов и сообщений

1. Манифест 17 октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и его историческое значение.

2. Исторические портреты лидеров политических партий.

3. Политические партии в 1 - 4-м созывах Государственной думы.

4. Законодательная деятельность Думы 1 - 4-го созывов.

5. Государственная деятельность П. А. Столыпина.

6. Революционные партии: борьба за демократическую республику и социалистический выбор.

Рекомендуемая литература:

Дополнительная:

Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917гг.): механизм функционирования. - М., 1996г.

История России. ХХ век / А.Н. Боханов, М.М Горинов, В.П. Дмитренко и др.- М., 1998г.

Новейшая история Отечества. ХХ век: Учебник для студ. выс. учеб. заведений: В 2 т. / Отв. ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Шагина. - М., 1999г. - Т.1.

Становление российского парламентаризма начала ХХ века / Под ред. Н.Б. Селунской. - М.. 1996г.

Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. - М., 1991г.

Контрольные вопросы

1. В чем состояла сущность политической обстановки в России в начале XX в.?

2. Какие изменения в государственном строе России предполагалось провести по Манифесту 17 октября 1905г.?

3. В чем причины роспуска 1-й Думы?



4. Почему события 3 июня 1907г. вошли в историю как третьеиюньский государственный переворот?

5. Что являлось главным в реформах, проводимых правительством Столыпина?

6. Назовите основные этапы столыпинской аграрной реформы. Какие мероприятия играли главную роль на каждом из этих этапов?

7. Почему поместное дворянство отвернулось от Столыпина?

8. Как отразились настроения в стране на результатах выборов в состав 4-й Думы?

9. Дайте краткую характеристику ведущих партий России и их программных установок. Как партии предлагали решить вопросы о самодержавии, власти, политических свободах, земле, рабочем законодательстве?

10. Назовите принципиальные отличия политической программы октябристов от кадетской?

11. Охарактеризуйте положительные стороны и недостатки аграрных программ трудовиков, эсеров, большевиков, меньшевиков и кадетов.

12. Сравните партийный состав депутатов 1-4-х Государственных дум и принимавшиеся ими решения. Как вы думаете, есть ли здесь прямая зависимость или возможно другое объяснение?

 

Тема 12. Россия в начале мировой войны и общенационального кризиса.

Вопросы для обсуждения

1. Россия и Европа накануне войны

2. Причины и характер мировой войны

3. Характеристика хода и исхода боевых действий

4. Назревание революционный ситуаций в ходе войны. Завершение I мировой войны

Темы рефератов и сообщений

1. Истинные цели европейских стран в войне

2. Блоковая политика европейских стран

3. Балканский кризис и Россия

4. Реальный вклад России в ведение боевых действий на фронтах I моровой войны

5. Война и революция в России , их взаимосвязь

6. Роль классов и партий России в революционных событиях

Рекомендуемая литература

1. Первая мировая война пролог ХХ века. М.: 1998г.

2. Сидоров А.Л. Экономическое положение России в годы I мировой войны. М.: 1977г.

3. Яковлев Н.Н. Последняя война старой России. М.: 1994г.

Контрольные вопросы

1. Как втянули Россию в мировую войну?

2. Россия – поставщик «пушечного мяса» на европейскую войну

3. Роль США в развязывании и завершении войны

4. Основные сражения I мировой войны

5. Роль русского оружия в войне

6. Итоги и уроки войны

7. Влияние войны на развитие революционного процесса в России

Тема 13. Революция 1917г. гражданская война и интервенция в России.

Вопросы для обсуждения

1. Февральская революция 1917 года в России и ее последствия:

- объективные и субъективные предпосылки падения самодержавия в России;

- борьба вокруг проблемы исторического выбора - парламентская республика или республика Советов.

2. Октябрьская революция 1917 года в России: выбор социалистического пути развития:

- взятие власти большевиками и формирование органов Советской власти;

- первые шаги Советской власти - курс на строительство основ социализма.

Темы рефератов и сообщений

1. Николай II - последний русский император. Были ли реальные шансы у него сохранить престол и династию на троне в феврале - марте 1917г.?

2. Историческая оценка Февраля 1917г.

3. Политический портрет А. Керенского.

4. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.

5. Корниловский мятеж и его последствия.

6. Стратегия и тактика большевиков в 1917г.

7. Почему большевики пришли к власти?

Рекомендуемая литература:

Дополнительная:

История России. ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. - М., 1998г.

Катков Г.М. Февральская революция / Пер. с англ. - М., 1997г.

Керенский А.Ф. Воспоминания. - М., 1996г.

Новейшая история Отечества. ХХ век: Учебник для студ. выс. учеб. заведений: В 2 т. / Отв. ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Шагина. - М., 1999г. - Т.1.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины социального взрыва в Петрограде в феврале 1917г.?

2. Какие проблемы должна была, по вашему мнению, разрешить Февральская Революция? Была ли она неизбежна?

3. Каковы характер и движущие силы Февральской революции? Можно ли считать ее завершенной?

4. Почему Николай II не нашел поддержки в стране, в армии, даже среди высшего генералитета?

5. Какие новые органы власти и общественные организации появились после Февральской революции?

6. Что такое двоевластие? Как и почему оно возникло?

7. Какова программа партии большевиков в российских революциях?

8. Как изменялись лозунги партии большевиков от февраля к октябрю 1917г.? Почему?

9. Дайте свою оценку внутренней и внешней политики Временного правительства. С чем связан кризис Временного правительства?

10. Охарактеризуйте «корниловщину» как общественно-политическое явление революционной эпохи. В чем причины конфликта между А. Керенским и Л. Корниловым? Какие силы поддерживали каждого из них?

11. Дайте оценку ленинской характеристики экономического состояния предреволюционной России, изложенной в его работах 1917г.

12. Почему партии большевиков удалось взять власть в октябре 1917г.?

13. В чем разница между Октябрем в Петрограде и Москве и чем это было обусловлено?

14. Какие были альтернативы большевистскому Октябрю и какая из них имела, на ваш взгляд, больше всего шансов на то, чтобы быть реализованной?

15. Какие оценки первых декретов Советской власти имеют место в современной отечественной и зарубежной литературе? С какими из них вы согласны или не согласны, и почему?

Тема 14. Социально-экономическое развитие страны в 20-30гг. Усиление режима личной власти Сталина.

Вопросы для обсуждения

1. Поиск путей развития страны после окончания гражданской войны:

- новая экономическая политика: сущность, содержание, итоги;

- характерные черты социально-экономического развития страны в 20-е годы

2. Политическая система СССР, ужесточение режима личной власти Сталина:

- образование СССР. Национально-государственное устройство и особенности политической системы;

- формирование однопартийного политического режима;

- внутрипартийная борьба и усиление режима личной власти Сталина.

3. Форсирование экономических и социальных процессов:

- курс на строительство социализма в одной стране и его последствия;

- социально-экономические преобразования в 30-е годы;

- последствия культа личности Сталина.

Темы рефератов и сообщений

1. Противоречивость экономического и социального развития СССР в 20-30-е годы.

2. Последние письма и статьи В.И. Ленина: осмысление нового курса развития страны.

3. Судьба оппозиционных партий.

4. Модернизация промышленности страны в 20-е годы.

5. СССР в годы первых пятилеток.

6. Проблема путей развития крестьянского хозяйства в научной и общественно-политической мысли 20-х гг.

7. Коллективизация сельского хозяйства, ее итоги и последствия.

8. Сопротивление сталинизму. Искоренение Сталиным организованной оппозиции.

9. Конституция СССР 1936 г.: основные положения, оценки, суждения.

10. Массовый террор 30-х годов и его последствия.

Рекомендуемая литература:

Дополнительная:

Байбаков С.А. История образования СССР: итоги и перспективы изучения. - М., 1997г.

Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. - М., 1996г.

Иваницкий И.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). - М., 1996г.

История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. - М., 1998г.

Кабанов В.В. Кооперация, революция, социализм. - М., 1996г.

Новейшая история Отечества. ХХ век: Учебник для студ. выс. учеб. заведений: В 2 т. / Отв. ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Шагина. - М., 1999г. - Т.1,2.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы стояли перед страной после окончания гражданской войны? Почему «военный коммунизм» не смог их разрешить?

2. В чем сущность новой экономической политики?

3. В чем причины кризисов нэпа?

4. Каких изменений в управлении государством потребовало бы продолжение новой экономической политики?

5. Охарактеризуйте особенности рынка в условиях нэпа и роль товарно-денежных отношений в плановой и регулирующей деятельности государства в 20-е годы.

6. Какие этапы индустриализации вы можете выделить? Охарактеризуйте каждый из них.

7. Выделите основные этапы коллективизации. Какие последствия она имела для страны?

8. В чем сходство и различие между бухаринской и чаяновской альтернативами коллективизации по-сталински? Почему ни та, ни другая не были реализованы?

9. В чем сущность противоречий между Лениным и Сталиным по национальному вопросу?

10. Почему в России 1920-1930-х гг. не было создано массовых оппозиционных организаций сталинскому режиму? Можно ли согласиться с утверждением о том, что «народ молчал»?

11. Были ли выполнены задачи культурной революции? Каких успехов достигла страна в этом отношении в довоенный период?

12. Объясните, почему курс на унификацию и жестокую регламентацию духовной жизни советского общества стал в 30-е годы определяющим.

Тема 15. СССР накануне и в начальный период II мировой войны.

Великая Отечественная война.

Вопросы для обсуждения

1. Основные этапы Великой Отечественной войны

2. Советско-германский фронт – главный фронт второй мировой войны

3. Крах фашистской агрессии и источники победы объединенных наций

4. Итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войн

Темы рефератов и сообщений:

1. СССР в условиях начавшейся II мировой войны

2. Неизбежность войны Германии против СССР

3. Борьба личностей: Сталина и Гитлера

4. Причины неудач I этапа Великой Отечественной войны

5. Героическая оборона города Москвы

6. Героизм советских людей на фронте и в тылу

7. Полководцы Отечественной войны

8. Всемирно-историческое значение нашей Победы

Дополнительная литература

1. Вторая мировая война: итоги и уроки М.: 1996

2. Великая Отечественная война Советского союза. М.:1984

3. История Отечества. М.: 2000

4. Верт Н. История Советского государства М.: 1999

Контрольные вопросы:

1. Причины и участники второй мировой войны

2. Подготовка Советского Союза к отражению фашистской агрессии

3. Характеристика периодов Великой Отечественной войны и их значение

4. Основные сражения Великой Отечественной войны и их значение

5. Великая Отечественная война – составная часть второй мировой войны

6. Решающий вклад Советского народа в победу над фашизмом

7. Цена нашей победы

8. Массовый героизм советских людей на фронте и в тылу

Тема 16. Советское общество в 1945-1991 годах:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.