Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие образования, науки и культуры во второй половине XIX века





Школы и направления, которые сформировались в литературе, искусстве в начале 19 века, получили свое дальнейшее развитие в пореформенный период. С другой стороны, реформы, проведённые в 1860-70-х гг., явились причиной кардинальных изменений в экономической, социальной и политической сферах общества, что не могло не отразиться на развитии культуры и самого быта русского народа. При этом связующим звеном дореформенной и послереформенной эпох стала деятельность многих видных представителей русской культуры, которые творили на протяжении всего 19 века. 19 столетие справедливо получило название «золотого века» русской культуры, которая внесла значительный вклад в общемировое культурное развитие.

Осуществление реформ в сфере управления, судопроизводства, в военном деле и т.д. было невозможно без увеличения числа грамотных подготовленных специалистови и общего уровня грамотности населения. К началу 60-х годов в стране умело читать всего 6 % населения, а к концу 90-х - 21 %. В результате проведения школьных реформ 1862-64 гг. численность начальных и средних школ возросла с 1856 по 1896 гг. с 8 тыс. до 79 тыс., а число учащихся в них – с 450 тыс. до 3,8 млн. Проходило обучение солдат грамоте в армии. Важно, что крестьяне постепенно сами осознавали необходимость приобретения грамотности. Выросло число церковно-приходских школ. Здесь за два года детей учили читать, писать и считать. Впоследствии их вытеснили го­сударственные и земские школы, лучше обеспеченные и организован­ные. Создавались воскресные школы для взрослых. Среднее образование давали классические гимназии и реальные училища. Обучение в них было платным.

В 70-е гг. среднее образова­ние подверглось переустройству. В классических гимназиях, выпуск­ники которых в основном поступали в университет, усилилось препо­давание латинского и древнегреческого языков. После окончания ре­альных училищ можно было продолжить образование только в инсти­туте. Во второй половине XIX в. были основаны новые университеты в Одессе, Варшаве, Гельсингфорсе и Томске. В крупных городах откры­лись 30 специальных высших учебных заведений: сельскохозяйствен­ные, инженерные, горные, лесные и т.д. В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию. Возникли женские курсы с университетской программой в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. К концу века в 63 высших учебных заведениях обучалось около 30 тыс. студентов.



Во второй половине 19 столетия особенно бурно развивались книгоиздательство и периодическая печать. Возросло число периодических изданий и выпускаемых книг; количество типографий увеличилось с 96 в 50-х гг. до 1300 в конце 90-х гг. Книгоиздательство превратилось в важную отрасль хозяйства с мощной и первоклассной полиграфической базой. Много сделали для просвещения народа книгоиздатели К.Т.Солдатенков, Ф.Ф.Павленков, А.С.Суворин, И.Д.Сытин, выпускавшие большими тиражами научные, художественные и дешевые популярные книги для народа. В конце века Россия стала третьей в мире страной после Германии и Франции по количеству названий выпускаемой литературы. Большой популярностью пользовались общественно-литературные журналы – «Вестник Европы», «Дело», «Отечественные записки», «Русская мысль», «Русская старниа», «Истоирческий вестник», «Древняя и новая Россия».

Вторя половина 19 века особенно богата крупными достижениями науки и техники, выдающимися открытиями и изобретениями. Наиболее значителен был прогресс в естественных науках – математике, физике, химии, билологии, медицине. Важным достижением в науке стал периодический закон хими­ческих элементов, открытый в 1869 г. Д.И.Менделеевым. Закон явился основой современного учения о веществе. В 60-е гт. А.М.Бутлеров создал теорию химического строения органических тел и открыл за­кон связей атомов, соединяющихся в молекулу. Великий химик стал одним из организаторов Петербургских высших женских курсов. В области математики выдвинулась Петербургская школа во главе с профессором П.Л.Чебышевым, исследовавшим теорию чисел и теорию вероятности, сконструировавшим и изготовившим несколько ори­гинальных механизмов. Большие заслуги в развитии математики при­надлежат С.В.Ковалевской - первой в мире женщины-профессора.

Мировую известность принесли русским учёным открытия в области техники. Физик А.Г.Столетов основные открытия сделал в области электричества и магнетизма. Исследования Столетова подго­товили условия для создания современной электронной техники. Электротехник, изобретатель и предприниматель П.Н.Яблочков в 1875 г. создал электрическую свечу - первую модель дуговой лампы. В 1874 г. А.Н.Лодыгин изобрёл ещё более совершенную электриче­скую лампу накаливания. Вскоре в России была построена первая электростанция. А.С.Попов в 1895 г. продемонстрировал первый в мире радиоприёмник. Исследователь и изобретатель А.Ф.Можайский в 1882 г. испытал первый в России самолёт.

Русский физиолог И.М.Сеченов написал труд «Рефлексы голов­ного мозга». Учёный показал, что в основе психических явлений ле­жат физиологические процессы. Биолог И.И.Мечников стал основате­лем русской микробиологии. Им была создана первая в России бакте­риологическая станция В.В.Докучаев много сделал в области почвоведения. В 1883 г. опубликовал труд «Русский чернозём». Организовал многочисленные экспедиции по изучению почв России.

Достижения географической науки связаны с именем П.П.Семёнова-Тянь-Шанского. В 1856 г. он совершил большое путе­шествие на Тянь-Шань. Впоследствии изучал Среднюю и Централь­ную Азию. Возглавил Русское императорское географическое обще­ство. Путешественник и географ Н.М.Пржевальский известен как ис­следователь Центральной Азии. Собрал ценный материал о неизвест­ных ранее районах. Этнограф Н.Н.Миклухо-Маклай при поддержке Географическо­го общества совершил многочисленные путешествия с научной целью на берега Новой Гвинеи. Описал хозяйство, материальную культуру и быт многих народов. Боролся с теорией деления человечества на низ­шие и высшие расы.

Историческая наука получила дальнейшее развитие. Главным делом жизни С.М.Соловьёва явились 29 томов «Истории России с древнейших времён». «История России» создавалась в противовес «Истории государства Российского» Н.П.Карамзина, считавшейся официальной. Труды Соловьёва оказали большое влияние на историка В.О.Ключевского. Он разработал общие вопросы истории крестьян­ства России. Изучал народную жизнь, быт, хозяйство. Ключевский был популярен как талантливый лектор.

Вторая половина XIX в. - плодотворнейший период в развитии русской литературы, живописи, музыки, театра, архитектуры и скульптуры. Ведущим направлением в литературе того времни был критический реализм, для которого хараткерны критическая направленность против социальной несправедливости, угнетения личности, умение показать «типичесике черты жизненных явлений». На вторую половину 19 столетия приходится расцвет творчества Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.н.Отсровского, Ф.М.Достоевского, поэтов Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. В 60-70-х годах в русскую литературу вошла плеяда молодых писателей-демократов – Ф.М.Решетников, Н.Г. Помяловский, В.М.Гаршин, Г.И.Успенсикй. Они изображали в своих произведениях жизнь и быт русской деревни, мелкого чиновничества, городского мещанства, духовенства, интеллигенции. В 80-90-е годы в русскую литературу пришли .П.Чехов, В.Г.Короленко, Н.Г. Гарин-Михайловский, Д.Н.Мамин-Сибиряк.

Академическое направление в живописи окончательно смени­лось реализмом. Видным теоретиком-пропагандистом критического направления в изобразительном искуссвте и музыке стал выдающийся критик, историк искусства В.В.Стасов. В живописи организатором творчества молодых художников явился И.Н.Крамской – один из создателей в 60-х годах группы художников-передвижников. Еще во время учебы в Академии художеств они от­вергли религиозные и мифологические сюжеты. В результате 14 мо­лодых художников были лишены диплома. Впоследствии они создали «Товарищество передвижных выста­вок», развернули широкую просветительскую деятельность. С 1871 г. было устроено 48 выставок в разных городах России. Художники об­ратились к изображению жизни и истории народа, родной страны её природы. Товарищество объединяло почти всех талантливых художни­ков-реалистов. Одним из инициаторов создания общества был И.Н.Крамской. В 70-80 гг. он создал свои лучшие произведения:-порт­реты скульптора М.М.Антокольского, живописца В.Г.Перова, пейза­жиста И.И.Шишкина. Большую известность приобрели картины «Христос в пустыне», «Незнакомка» и «Неутешное горе».

Наиболее яркой фигурой среди передвижников был И.Е.Репин. Уже в первой своей крупной картине «Бурлаки на Волге» он проявил себя как большой мастер. Ряд его полотен посвящён образам револю­ционеров. Это картины «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди». Художник часто обращался к историческим сюжетам:«Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецко­му султану». Репиным были созданы портреты выдающихся деятелей русской культуры: Н.И.Пирогова, М.П.Мусоргского, В.В.Стасова, Л.Н.Толстого.

В.И.Суриков получил известность как исторический живопи­сец. В 80-е гг. художник создал значительные произведения: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Живописец раскрыл в этих работах трагические противоречия исто­рии. В картинах 90-х гг. он изобразил героические подвиги во славу Родины: «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы». Основоположником русского лирического пейзажа стал А.К.Саврасов. В самом известном своём произведении «Грачи приле­тели» художник сумел показать глубокую задушевность родной при­роды. Лиричностью отличаются его картины «Просёлок», «Радуга», «Дворик». Саврасов оказал большое влияние на русских пейзажистов конца XIX - начала XX вв.

В тесном сотрудничестве с передвижниками работал пейзажист А.И.Куинджи. Его главные произведения раскрывают поэзию и кра­соту природы. Им были написаны полотна «Забытая деревня», «Украинская ночь», «Берёзовая роща», «Лунная ночь на Днепре». На этих картинах светлые рощи, солнечные пятна на поляне, прозрачные тени, крестьянские хаты, сиреневое небо. В 80-е гг. картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, осве­щённая солнцем» начал свое творчество В.А.Серов. Излюбленными моделями художника стали артисты, художники, писатели: К.А.Коровин, И.И.Левитан, Н.С.Лесков, Н.А.Римский-Корсаков. В поздний период творчества художник связан с обществом «Мир ис­кусства». На этом этапе он пишет портреты М.Горького, М.Н.Ермоловой, Ф.И.Шаляпина, И.Рубинштейн. Живописец М.А.Врубель в своём творчестве обращался к фи­лософским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. Им соз­даны картины «Демон», «Пан», «Царевна-лебедь», «Шестикрылый Се­рафим». Врубель бы известен как автор декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.

Музыкальное искусство было связано с творческим содружест­вом выдающихся русских композиторов. Это объединение критик В.В.Стасов назвал «Могучая кучка». В кружок входили:М.А.Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков. Композиторы «Могучей кучки» пропаганди­ровали отечественную народную музыку. Они обращались к сюжетам из истории, народного быта, русской и мировой литературы. Своими произведениями они внесли огромный вклад в развитие русской опе­ры.

Наиболее значительным произведением Бородина стала опера «Князь Игорь». Всемирную известность получила его 2-я (Богатырская) симфония. Композитор был автором более 40 научных работ по химии.Участник «Могучей кучки» Мусоргский создал оперу «Борис Годунов». Неоконченная опера «Хованщина» была завершена после его смерти Римским-Корсаковым. Профессор Петербургской консерватории, музыкальный писа­тель, композитор Римский-Корсаков много сделал для развития рус­ской музыки. В разные годы им были написаны оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед рождеством», «Псковитянка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». Творчество Римского-Корсакова самобытно и вместе с тем развивает классические традиции.

П.И.Чайковский по своим взглядам был близок к «Могучей кучке». Незабываемая музыка композитора отличается лиризмом и глубоким воздействием. В своих произведениях ему удалось рас­крыть внутренний мир человека. Чайковский написал семь симфоний, оперы «Чародейка», «Евгений Онегин», «Кузнец Вакула», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта». Классиче­ские балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» обрели мировую славу.

Большое общественное значение в пореформенную эпоху приобретает театр. Содерджание репертуара русских театров отражало насущные проблемы, волновавшие современников, а сила сценического искусства театральных коллективов формировала нравственные и эстетические принципы. В этом смысле театр становился важнейшей частью общественно-культурной жизни России. Ведущими театрами страны оставались Александринский театр в Петербурге и Малый в Москве. Получили дальнейшее развитие тра­диции лучших русских актёров. Образы купцов в пьесах Островского создавал П.М.Садовский («Тяжёлые дни», «Гроза», «Горячее серд­це»).

Традиции П.М.Садовского были продолжены его сыном М.П.Садовским и другими членами этой артистической се­мьи. Героини М.П.Ермоловой несли веру в победу добра над злом. После Катерины в пьесе Островского «Гроза» Ермолова исполнила много ролей в пьесах Островского (Юлия Тугина «Последняя жертва», Евлалия - «Невольницы», Кручигоша - «Без ви­ны виноватые»). Образы простых русских женщин создавала П.А.Стрепетова (Катерина - «Гроза» Островского, Лизавета - «Горькая судьбина» А.Ф.Писемского). Большим достижением стала роль Марьи Андре­евны («Бедная невеста» Островского). Актрисе были присущи искрен­ность и темперамент.

Для второй половины XIX в. характерно бурное развитие про­мышленной архитектуры. В городах стали строить цеха огромных за­водов. Доходный многоквартирный дом стал основным типом город­ской постройки. Появились и новые типы зданий - железнодорожные вокзалы, крытые рынки, универсальные магазины, конторы. Для по­строек этого периода характерно использование элементов различных стилей. Одновременно шёл поиск национального стиля, использова­лись элементы русского зодчества.

Продолжала развиваться скульптура. Крупным мастером был А.М.Опекушин. Наиболее известны его памятники А.С. Пушкину в Москве и Петербурге. Опекушин принимал участие в создании памят­ника «Тысячелетие России» в Новгороде и Екатерине II в столице. Значительные произведения на исторические темы были соз­даны скульптором М.М.Антокольским. Его героями стали Иван Гроз­ный, Пётр I, Нестор-летописец, Ермак.

В Москве были открыты в 1862 году Румянцевская библиотека (ныне Российская государственная), в 1872 – Политехнический музей, в 1883 – Исторический музей, в 1892 году было положено начало Третьяковской галерее. В Петербурге в 1895 году учрежден Русский музей (открыт в 1898г.). Музеи и картинные галереи появились в ряде губернских городов.

Вопросы для самоконтроля:

Кто является автором картины «Бурлаки на Волге»?

Как называлось творческое содружество русских композиторов, в которое входили Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков?

Какой композитор является автором балета «Щелкунчик»?

Назовите имя русского писателя XIX в., отлучённого от церкви за свои взгляды?

Россия в конце XIX века

В марте 1881 г. на престол вступил Александр III (1881-1894), сын Александра 2. Идеалом правителя Александр считал не отца своего, а деда – Николая 1. Правление Александра 3, напуганного убийством Александра 2 и развитием общественно-политического движения в России, стало временем реакции и отступления от реформ, проводимых его отцом. Значительную часть жизни Александр жил в Гатчине под Петербургом, так как боялся покушений народовольцев. За это он получил прозвище «Гатчинский пленник». Воспитателем и ближайшим советником Александра Александровича был профессор права Московского университетеа К.П.Победоносцев. Влияние Победоносцева на царя было огромным, его называли «русским папой». 29 апреля 1881 года царь подписал манифест «О незыблемости самодержавия». В мае 1881 г. министр внутренних дел Лорис-Меликов подал в отставку. Вместе с ним из правительства ушли сторонники реформ.

На первом этапе своего правления новое правительство попыталось найти сред­ний путь между реформами и реакцией. В 1881 г. были приняты за­коны о понижении выкупных платежей и отмене временнообязанного состояния крестьян. В 1882 г. открылся Крестьянский банк, помогав­ший крестьянам в покупке земли. С 1886 г. была отменена подушная подать. Однако к середине 1882 года курс правительства окончательно определился, и но­вая политика получила название контрреформ Александра III. Для борьбы с революционерами была создана добровольная «Священная дружина», ужесточено преследование национальных меньшинств, ограничена автономия Финляндии.

В августе 1881 г. было утверждено положение «О мерах к со­хранению государственной безопасности и общественного спокойст­вия». Теперь в любой местности могло быть объявлено военное по­ложение. В августе 1882 г. приняты Временные правила о печати. В ре­зультате был резко ограничен круг проблем, разрешённых для обсуж­дения в прессе. Совещание четырёх министров получило право за­крывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. Было закрыто несколько газет и жур­нал «Отечественные записки».

В 1884 г. утверждён новый университетский устав. Ликвидиро­вана автономия университетов. Для поступления в университет те­перь требовалась справка из полиции о благонадёжности. В 1887 г. министр народного просвещения И.Д.Делянов издал циркуляр о недопущении в гимназии «кухаркиных де­тей». Из гимназий отчислялись неугодные ученики, сокращался при­ём детей из низших сословий, повышалась плата за обучение.

В сельской местности с 1889 г. вводилась должность земских на­чальников. Они назначались министром внутренних дел из местных дворян. В руках новых чиновников соединилась судебная и админи­стративная власть. Они следили за соблюдением порядка, сбором по­датей, в случае необходимости сажали крестьян под арест, подвергали их телесным наказаниям. В 1890 г. вышло новое положение о земских учреждениях, по которому представительство дворян повысилось, а полномочия земств уменьшились. В 1892 г. было принято новое Городовое положение, по которому городское самоуправление ограничивалось, и в несколько раз уменьшалось число избирате­лей. Изменения вносились в судебную систему. Повышался имуще­ственный и образовательный ценз для присяжных заседателей. Огра­ничивалась публичность и гласность заседаний. Нараставшие в России напряжённость и противоречия были во многом результатом контрреформ Александра III. Страна оказалась на пороге великих потрясений.

Во внешней политике произошли большие изменения. В этот период Россия не вела войн. Александра III ещё при жизни стали на­зывать царём-миротворцем. Он считал, что любые территориальные присоединения для России вредны, а война может привести к револю­ции и ослаблению страны. Ухудшились политические и экономические отношения России и Германии. Между двумя государствами началась таможенная война. Главным союзником России вместо Германии стала Франция. Это сближение в 1891 г. завершилось заключением франко-русского сою­за. В 1893 г. вступила в силу секретная военная конвенция, в которой оговаривалось количество войск, выставляемых сторонами в случае войны с Германией. Александр III рассматривал союз с Францией как инструмент для поддержания мира в Европе.

В 1885 г. была окончательно присоединена Средняя Азия. Гра­ница России вплотную подошла к Афганистану. В области внешней политики, которой Александр III руководил лично, не было сделано крупных ошибок.

Вопросы для самоконтроля;

Кто правил в России в 1881-1894 гг.?

В каком году в России была проведена первая перепись населе­ния?

Какого императора называли Миротворец?

Назовите министра финансов, при содействии которого в конце XIX в. в России была проведена финансовая реформа?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.