Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система педагогических наук.





Система педагогических наук.

О той или иной науке судят по дифферицтированности

 

Это общая педагогика – она исследует общие закономерности

История педагогики – изучает истоки

Возрастная педагогика

Андрогогика – педагогика возрослых

Методика преподавания

Лечебная педагогика

Этно-педагогика

Коррекционная п-ка

 

Связи педагогики с другими науками.

 

Психология, Физиология, Социология, Философия, Философия образования – занимается вопросами целями образования (эти цели разные), Этнология, Этнография, Этнопсихология, Информатика, Экология, История …

 

Методология

Методология – учение или теория о методе. Она занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса.

Методология в широком смысле – это исходная философская позиция научного познание общая для всех научных дисциплин.

В узком смысле методология означает теорию научного познания конкретных научных дисциплин. Это система знание об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получений знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность. Это также система теоретических знаний, которые исполняют роль неких руководящих принципов или орудий исследования. (то как человек смотрит на мир, это будет отражаться на его педагогических приемах, т.е. методы)

Методология педагогики - это учение о педагогическом знание и о процессе его обретения, т.е. о познание. Т.о. Методология – это философия образования, его идеология.

 

Парадигмы образования



 

 

Парадигма (лат.) – образ или пример, алгоритм, модель.

 

Парадигма образования – концептуальная модель образования. Колесникова ввела это понятие.

 

Формирование парадигм образования происходило по мере освоения человечеством различных способов взаимодействия с миром. Каждая из парадигм отвечает тому или иному восприятию мира, педагогических объектов, понимания существа этих педагогических объектов. Существует три подхода к культуре и три концептуальные модели образования.

 

Подхода к культуре

Аксиологический – культура рассматривается как ценность

Деятельностный – некакая деятельность по созданию материальных или духовных ценностей

Личностный – культура воплощается в определенном типе личности, ее свойствах.

 

Парадигмы или 3 концептуальные модели образования

(соответствующие подходам к культуре)

Традиционалистко – консервативная (соотв-т аксиологическому подходу) сохранение культуры с помощью образования, имеет позитивный смысл.

Рационалистическая(деятельностный подход) – в центре внимания не знания, а способы действия

Феноменологическая /гуманистическая относится к человеку, как к главному феномену культуры, субъектом образование (соотв-т личностному подходу)

 

Парадигмы различаются:

  1. по целям, которые ставятся перед образованием
  2. по пониманию функций школы
  3. по способам достижения целей
  4. по характеру педагогического взаимодействия
  5. по позиции ученика в образовании.

 

Выбор базовых ценностей определяет выбор образовательной парадигмы.

 

 

Традиционалистско-консервативная (Знаниевая парадигма)

 

В основе 3 постулата:

 

1. В основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие им умения, способы и навыки.

2. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Внимание школы должно быть направлено на то, что выдержало проверку временем и является основой образования.

3. Большое место уделяется этическим ценностям.

 

Эта парадигма имеет в своей основе сберегательную функцию.

Цель школы заключается в сохранение и передаче молодому поколению культурного наследия, идеалов и ценностей, способствующих сохранению социального порядка.

Характерна академическая направленность не связывающая школу с жизнью.

Традиционалистско-консервативная парадигма существовала до 50-х годов 20 века в СССР.

 

Технократическая парадигма

Сформировалась как производная от наблюдательных фактов и явлений научно-технической революции и ее последствий.

В основе парадигмы лежит представление об истине, доказанной научно и проверенной опытом.

Девиз для учителей данной технократической парадигмы: «Знание – сила!».

Критерием истинности служит практика. В условиях данной парадигмы результат может быть оценен в системе «да - нет», «знает – не знает», «владеет – не владеет» и др. Всегда существует некий эталон, идеал, норматив, по которому сверяется уровень знаний. Понимание качеств человека сопряжено с оценкой его готовности или неготовности выполнять определенную социальную функцию. Представление о должном знании, поведении формируется на государственном уровне. На уровне философско-педагогического сознания фигурирует «любовь» к науке и знаниям, а любовь к ребенку оказывается лишней, ее заменяют уважение и требовательность.

Официально введена в 1958 г. в СССР. Из учебных планов было изъято:

1. Конституция СССР

2. Психология

3. Логика

 

Вместо них:

 

  1. Технически-обслуживающий труд
  2. Военная подготовка

 

Сейчас трудовая практика – отголосок этой парадигмы. В годы господства этой парадигмы «освоили» космос, высок. Результат.

 

 

Педагогические технологии

Сами технологии имеют 2 источника:

1. Производственные процессы и конструкторские дисциплины

2. Сама педагогика

 

Педагогическая технология (=ПТ или технология обучения) является составной частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения.

ПТ – продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Она предполагает реализацию идеи полной управляемости учебного процесса.

ПТ-ии содержат 4 основные идеи:

 

1. Укрупнение дидактический единиц

 
 

 


Единицы учебного материала

2. Планирование учебной деятельности, результатов обучения, дифференциация (взаимопроникновение) образования.

3. Психологизация образовательного процесса

4. Компьютеризация

 

Виды технологий

1. технологии дифференцированного обучения

2. развивающего обучения

3. альтернативные технологии

4. технологии авторских школ

 

Метод проектов = МП (или проектный метод)

Джон Дьюи, педагогика прагматизма (1859-1952) – один из основоположников инструментализма, утверждал что всякая теория, полезная человеку должна рассматриваться как инструмент действия. Эта теория о значение специально организованного детского опыта, основанного на самостоятельном делании, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся и заранее спланированных заданий. Идея: воспитание должно опираться на наследственность и исходить из интересов и практического опыта ребенка. Учитель: организатор и консультант.

Проект – совокупность определенных действий, док-в, предварительных текстов замысел для создания реального объекта или предмета, создание разного рода теоретического продукта . Всегда творческая деятельность.

В основе МП лежит развитие познавательных и творческих навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Этот метод получил широкое применение в 20-х годах, потом отказались, т.к. не было результатов.

МП всегда ориентирован на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

МП всегда предполагает решение какой-то проблемы (использование разных методов решения + интегрирование знаний изи различных областей науки)

Работа по МП предполагает не только наличие проблемы, но и процесс ее развития и решения, что включает четкое планирование действий, наличие гипотезы решений, четкое распределение ролей.

Результаты должны быть осязаемы, материальны, предметны, ориентированы на практический результат.

 

Выбор тематики проектов

  • Специалисты органов образования могут формулировать тематику
  • Может выдвигаться учителями
  • Сами учащиеся могут предлагать тематику

 

 

 

Case Метод

 

Функции преподавателя в этом методе.

Роль преподавателя сводится к режиссерской функции, он как режиссер урока, занятия.

Основных функций

1. гносеологическая (теория о познание)

2. проектировочную. Связана с проектированием целей, планов, программ данного курса.

3. конструирующая. Она включает действия по отбору и построения курса, форм и метод занятия

4. организационная функция.

5. коммуникативная ф-я. Коммуникация играет исключительно важную роль в процессе образования

6. воспитательная ф-я направлена на формирование личности учащегося его общую и профессиональную социализацию

повышение деятельности преподавателя связана с реализацией нескольких специальных принципами:

- принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала. (должен хорошо знать дидактику, ступени обучения)

- принцип партнерства, сотрудничества с учащимся

- принцип смещения роли преподавателя и тьютора (помощник в процессе образования, репетитор, фактически он помогает во время этого кейс метода)

- принцип творчества, который предполагает превращение кейса в индивидуальный неповторимый творческий продукт.

- принцип, т.е. цели должны быть максимально приближены к жизни

 

Метод портфолио.

 

 

Портфолио с итальянского – портфель. Суть собирания этой папки – это технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результат учебной деятельности (для старшеклассников, с 6 класса). Этот метод возник на Западе из проблемного обучения Для учащегося это своеобразный организатор учебной деятельности, а для учителя это средство обратной связи и инструмент оценки учащегося. Это метод модернизации образования, при этом главным является не сам портфель, а процесс сбора информации. Т.е. портфолио – это совокупность собирания информации.

Цели сбора портфеля:

1. научить учащегося оценивать свой прогресс

2. сбор документации отражающих этот процесс.

3. для отчета достижений учащихся

4. для оценки

 

Портфолио не дублирует курс. Этот метод помогает активизировать действия учащегося.

 

Рекомендации для отбора материалов для портфолио:

1. лучшие работы из всего года

2. задания

3. сертификаты

4. тесты

5. грамоты

6. биография автора

портфолио содержит титульный лист, в котором есть название, цели пртфолио.

 

Языковое портфолио, где представлены достижения ученика по слушанию, речи, письму…

Термин портфолио был заимствован педагогикой из бизнеса и политики в 70-х годах.

Этот термин активно используют и некоторые называют 21 –й век веком пртофолия. Портфолио – это

1. антология работ учащегося, предполагающее его непосредственное участие в выборе и их анализ и самооценка.

2. выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за определенный срок

3. способ фиксирования и накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося за определенный период обучения.

 

Педагогическая идея учебного порфолио предполагает:

1. смещение акцента с того что учащийся не знает и не умеет на то что он знает и умеет по данному предмету

2. интеграцию количественной и качественных оценок

3. перенос педагогического ударения на самооценку

 

классический портфолио состоит из 4-х разделов:

1. портрет (информация об учащегося)

2. коллектор – он содержит материалы авторство, которых не принадлежат ученику

3. рабочие материалы, все материалы созданные и систематизированные учеником

4. достижения – все материалы, которые по мнению учащегося самые лучшие

 

Цели портфолио – организация рефлексии образовательной деятельности через демонстрацию ее результатов и продуктов, анализы и оценки проведенные автором. Оценка портфолио учителем:

1. нужно определить диапазон оценивания

2. различные элементы портфолио трудно сопоставимы и поэтому будут оценены по отдельности

3. в методе портфолио существует противоречие между 5-ти бальной системой и качественно-количественной оценки портфолио .

 

Модульное обучение

Модуль – мера (от латинского модулус) - единица меры, величину или коэффициент

В педагогике и методике модуль рассматривается, как важная часть всей системы. Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержание обучения, и организацию работы учащихся с полными логически завершенными учебными блоками. Модуль – это учебный блок. Модуль часто совпадает с темой учебного предмета, однако, в отличии от темы в модуле все измеряется и все оценивается (задания, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни учащегося) В модуле четко определены цели обучения, задачи, и уровни изучения материала, а также названы навыки и умения, которыми должен овладеть учащийся. В модульном обучении все заранее запрограммировано, не только последовательность обучения, но и контроль качества. Это четко выстроенная технология обучения, которая базируется на научно обоснованных данных и не допускающая никаких экспромтов.

Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков, умений по каждому модулю. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи. Форма контроля – как правило, используется тест. Модульное обучение очень близко программированному обучению, часто используется в дистанционном обучении. Учебный курс, как правило, включает в себя не менее 3 модулей. Отдельными модулями могут выступать теоретический блок, практические работы и итоговые проекты. При разработке модуля учитывается, что каждый модуль должен дать самостоятельную порцию знаний. Модуль оценивается по бальной системе, которая дается к каждому модулю отдельно. Устанавливается определенный минимум баллов, который ученик должен набрать по окончанию каждого модуля.

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка заданий: каждое задание оценивается в баллах, устанавливается рейтинг этого задания и сроки выполнения этого задания. Основной принцип рейтингового контроля – это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы учащихся. После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка. Учащиеся могут повысить модульные оценки только в процессе обучения, а не на экзамене.

 

Болонский процесс

Болонским принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 году в городе Болоньи, Италия, Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели ведущие к достижению сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвесником Болонской декларации считаются следующие документы: Великая Хартия Университетов (1988) и Сорбонская декларация (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 году. В Болонский процесс входят более 50 стран Европы.

 

Основные задачи Болонского процесса:

  1. Введение общепонятных сравнимых квалификаций в области высшего образования.
  2. Переход на двухступенчатую структуру: бакалавриат и магистратура.
  3. Введение оценки трудоемкости курсов в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение кредитов в дипломе.
  4. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала – каждый студент должен провести не менее 1 семестра в ВУЗе другой страны.
  5. Обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования.
  6. Введение аспирантуры в общую систему высшего образования в качестве третьей ступени.
  7. Придание «европейского» измерения высшему образованию. Повышение конкурентно способности образования в мире.
  8. Развитие дополнительного образование – «образование в течении всей жизни».

 

 

Болонский процесс.

Европа нуждается в едином образовательном стандарте. Прозрачность границ настолько велика, что мобильность людей очень велика.

1-я причина Европа предполагает свободное передвижение труда, товаров и капитала. Отсюда возникает необходимость в сравнимости квалификации в области высшего образования, без чего

Это свободное передвижение кадров невозможно.

2-я причина – это конкуренция с США. Европа поняла, что она как целое может быть конкурентной. Для России это важно:

 

1. Историческая причина (рос-я образовательная система имеет европейские корни, связано это с Петром)

2. На Евросоюз приходиться более 50% торговых и иных внешнеэкономических связей, а эти связи реализуются людьми.

3. Наша самодостаточная образовательная система не может находится в изоляции.

 

Предпосылки для реализации Болонского процесса:

1. Предполагается 2-х, а то и 3- ступенчатое образование

2. Каковы преимущества

-1- знание устаревает очень быстро. Желательно выпускнику дать такую подготовку, которую он сможет обновлять - на это рассчитана первая ступень, т.е. бакалвриат (от 3-х до 4-х лет)

-2- магистратура предполагает более узкую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-иследовательскую или преподавательскую. Магистрант пишет магисторскую диссертацию.

 

Болонский процесс не требует перехода всех специальностей на 2-х или 3-х ступенчатую систему. Например, в большинстве стран медицинское образование предполагает одну ступень (пока нет единообразия образовательных систем).

 

Не приведет ли переход к болонскому процессу к снижению качества образования. Качество образования – может измерено в системе кредитов. Высокое достаточное качество образования – это максимальное соответствие той задачи, которая должна быть решена в ходе подготовки специалиста данного уровня.

 

Экономическая подоплека.

Должны быть разные уровни. На ряду с массовым образованием должно быть и элитарное. (* качество образования снижается, цена повышается – у нас)

Массовое образование не должно быть низкокачественным, оно должно решать массовые проблемы.

 

Аспирантура.

Лекции направлены на сдачу определенного кандидатского минимума – это сейчас. Болонский процесс насыщает аспирантуру определенными курсами, при этом введение новых курсов в аспирантуре потребует увеличения срока в аспирантуре.

Судьба докторантуры.

2-я докторская степень на западе. Нет оснований спешить с отменой с докторской в России, нет эквивалентов в западной системе, и ее роль очень высока. Это фактически первая собственно научная степень. Ее обладатель основал новое направление. Доктора основные эксперты аспирантов. Именно докторская степень открывает путь к получению ученого звания профессора и получения кафедры.

 

Система педагогических наук.

О той или иной науке судят по дифферицтированности

 

Это общая педагогика – она исследует общие закономерности

История педагогики – изучает истоки

Возрастная педагогика

Андрогогика – педагогика возрослых

Методика преподавания

Лечебная педагогика

Этно-педагогика

Коррекционная п-ка

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.