Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методологические и теоретические основы педагогики





 

Общая методология

(диалектико-материалистический подход к объективной действительности и процессу обучения и воспитания людей в ее условиях.)

 
 
Общая методология (диалектико-материалистический подход к объективной действительности и процессу обучения и воспитания людей в ее условиях.)  

 


Специальная методология (устойчивые представления о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него)  

 

       
   
 
 
частная методология (принципы и методы изучений педагогических явлений и процессов)  

 

 


I. Общая методология предполагает:

1. Основные принципы материалистической диалектики.

2. Законы единства и борьбы противоположностей.

3. Закон перехода количественных изменений в качественные.

4. Закон отрицания отрицания (в ходе формирования положительных качеств затрудняется формирование отрицательных качеств).

 

Мораль – свод общественных правил (внешние законы). Нравственность – внутренние утверждения.

 

Этика – наука о морали

Теономная этика, основана на религиозных постулатах

Автономная этика, основана на взглядах отдельных философов (например, этика Канта)

Этика, основанная на данных определенных наук.

 

5. Учет основных категорий материалистической диалектики, т.е. те категории, которыми обладает атеистическая наука.

 

II. Специальная методология ориентирована на учет:

1. Устойчивых представлений о сознание и психике человека.

2. Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе).

3. Учет единства воспитания и самовоспитание личности



 

III. Частная методология предполагает учет закономерностей, принципов, методов обучения и воспитания.

 

Основные методологические подходы:

 

1. Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются, как совокупность взаимосвязанных компонентов:

1) цели образования;

2) субъекты педагогического процесса; субъекты – все участники педагогического процесса (учащиеся и учителя);

3) содержание образования, методы, формы;

4) и т.п.

 

2. Личностный подход – признает личность, как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, не допускает сведения личности к натуре (витальные или физиологические потребности). Личность выступает как цель, как результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Ценится уникальность личности, нравственная, интеллектуальная свобода. Задача воспитателя с точки зрения этого подхода – создание условий для саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала.

 

3. Деятельностный подход. Деятельность – это основа, средство и условие развитие личности. Целесообразное преобразование мира. Человек развивается в деятельности (интеллектуальной, физической, нравственной и др.). Задача воспитателя – целеполагание (постановка целей) деятельности, ее планирование, организация.

 

4. Полисубъектный или диалогический подход. Сущность человека богаче, чем его деятельность, личность – это продукт или результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. с точки зрения этого подхода важен не только предметный результат деятельности, но и отношенческий (межличностный). Задача воспитателя – воспитание гуманных отношений, создание положительного психологического климата в группе или коллективе.

 

5. Культурологический подход, основанием этого подхода является аксиология – учение о ценностях и ценностной структуре мира. Этот подход обусловлен объективной связью человека с культурой, как системой ценностей. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека. Задача воспитателя – приобщение к культурному потоку.

 

6. Аксиологический подход – учение о ценностях. Мы смотрим на какое-то педагогическое явление, как на ценность. Нельзя отождествлять этот подход с культурологическим подходом.

 

7. Этнопедагогический подход (граничит с культурологическим подходом) воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Задача воспитателя – изучение этноса и максимальное использование его воспитательных возможностей. В сказках присутствует архи-тип культуры (русские сказки – ожидание какого-то чуда).

 

8. Антропологический подход. К. Д. Ушинский обосновал этот подход. «Антропос» – человек. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

 

 

Парадигмы образования

 

 

Парадигма (лат.) – образ или пример, алгоритм, модель.

 

Парадигма образования – концептуальная модель образования. Колесникова ввела это понятие.

 

Формирование парадигм образования происходило по мере освоения человечеством различных способов взаимодействия с миром. Каждая из парадигм отвечает тому или иному восприятию мира, педагогических объектов, понимания существа этих педагогических объектов. Существует три подхода к культуре и три концептуальные модели образования.

 

Подхода к культуре

Аксиологический – культура рассматривается как ценность

Деятельностный – некакая деятельность по созданию материальных или духовных ценностей

Личностный – культура воплощается в определенном типе личности, ее свойствах.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.