Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет педагогики и методики преподавания биологии, их место в системе наук о человеке. Проблемы и задачи развития на современном этапе.





Билет 1.

Сущность процесса обучения, его основные этапы. Философские и психологические основы процесса обучения и их учет в практической деятельности учителя биологии.

Важнейшая задача школы - добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Иначе говоря, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладевали изучаемым материалом, т.е. содержанием образования. Все это требует осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки методических умений и навыков.

Процесс обучения характеризуется двусторонностъю. С одной стороны, в нем выступает учитель (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой - учащиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися.

Данную особенность обучения иногда считают определяющей для раскрытия его сущности. Например, в одном учебном пособии говорится: «Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся» (Ильина Т.А., 1984). Это определение нельзя считать достаточно исчерпывающим и ясным, т.к. в процессе обучения действительно имеет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, все же основу и суть этого взаимодействия составляет организация учебно-познавательной деятельности последних, ее активизация и стимулирование, о чем в приведенном определении не говорится.



Нельзя не учитывать и такую деталь. Взаимодействие, как правило, предполагает непосредственные контакты между педагогом и учащимися. В процессе же обучения такие контакты имеют место не всегда. Так, важной частью обучения является выполнение школьниками домашних заданий, однако вряд ли здесь можно говорить об их взаимодействии с учителем. Все это показывает, что сущностную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся (хотя оно имеет место), сколько умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности последних, в каких бы формах она ни протекала.

В таком случае более правильным будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Из этого определения следует, что если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях.

Приведенное определение позволяет четко выделить те задачи, которые необходимо решать в процессе обучения. Важнейшими из них являются следующие:

а) стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся:

б) организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

в) развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;

г) выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

д) совершенствование учебных умений и навыков.

Поскольку обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей, необходимо обратиться к раскрытию этих понятий.

Говоря о сущности знания, нужно иметь в виду два его смысловых значения. В одном случае оно обозначает результат научного познания, в другом выступает как предмет усвоения Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.).

В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение — это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности — это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности.

Способности подразделяются на общие(индивидуально-психологические особенности, трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, внимательность, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.) и специальные (проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения: музыкальные, математические, литературные, изобразительные).

Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам.

Как отмечено выше, в процессе обучения решаются также задачи формирования научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры учащихся, однако сущность этих понятий будет раскрыта в главах, которые специально посвящены этим вопросам.


Билет 2.

Билет 3.

Билет 4.

Активность личности

Термином «активность личности» обозначаются те психические процессы, которые обусловливают ее деятельность, позволяют оценивать степень включенности ребенка в различные виды деятельности, ее результативность. Активность личности характеризуется как проявление ее самостоятельного начала. Уровень активности обусловлен индивидуально-типологическими характеристиками человека - характер, темперамент, направленность, интересы и потребности, Термин «активность личности» отражает способность ребенка к саморазвитию.

Размышления педагога об активности личности позволяют ставить вопрос о некоторой автономности процесса развития ребенка, его относительной независимости от процесса воспитания. Самовоспитание - тот уровень сформированности характеристик, проявляющихся в самопознании, самосознании, самореализации и самоутверждении, - должно стать ведущим фактором развития (саморазвития) личности на последующих этапах ее жизнедеятельности.

Продуктивные методы обучения (частично-поисковый и исследовательский), их дидактическое значение и особенности применения в преподавании биологии.

Исследовательские методы

Для полноценного овладения опытом творческой деятельности и достижения третьего уровня усвоения знаний (творческое применение знаний, т е. в новой, ранее не знакомой ученику ситуации) необходим исследовательский метод.

Исследовательский метод - способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для них - в этом обучающая сила.

Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, но сам знает ход ее решения, ее результаты.

Исследовательские задания должны представлять собой небольшие поисковые задания, требующие прохождения всех этапов процесса исследования. Целостное их решение - первое условие выполнения исследовательским методом его функций.

Этапы исследовательской деятельности:

1. Наблюдение и изучение фактов и явлений,

2. Постановка проблемы (выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию).

3. Выдвижение гипотезы.

4. Построение плана исследования.

5. Осуществление плана исследования, состоящее в выяснении связей изучаемого явления.

6. Формулирование решения и объяснение этого явления.

7. Проверка решения.

8. Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

При исследовательском методе также применяются устное и печатное слово, средства наглядности, практические работы, письменные и графические работы, натуральные объекты, их символические изображения, лабораторные работы, эксперименты и т.д. Но они применяются иначе, чем при использовании репродуктивных методов, т.к. учащиеся осуществляют творческую познавательную деятельность, не совпадающую с деятельностью при усвоении готовых знаний и репродуцировании готовых образцов деятельности, то есть в других методах ученик выполняет задание учителя, а при исследовательском методе - свои собственные задания.

Важное место в использовании частично-поисковых и исследовательских методов играют проблемные методы обучения.


Билет 5.

Заключение

Учитывать возрастные особенности личности в процессе её воспитания и обучения - это значит знать те изменения, которые происходят в личности на том или ином этапе ее развития. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса всегда направлено на создание такой ситуации развития личности, когда педагог помогает личности решать возникающие противоречия, содействовать возникновению психических новообразований, что и составляет сущность процесса личностного развития.

Целесообразность каждого нововведения определяется его необходимостью для процесса личностного развития школьника.

Изучение особенностей личностного развития человека в различные периоды его жизнедеятельности обнаруживает целый ряд черт и характеристик, которые оказываются типичными (физич. развитие, ведущий фактор деятельности, психические новообразования, проявлении социальной ситуации развития)

Однако проявление возрастных особенностей для каждой конкретной личности носит сугубо индивидуальный характер. Можно сказать о том, что в процессе индивидуального развития каждая личность приобретает черты, свойственные данному возрасту, а каждая ступень возрастного развития рассматривается для личности как необходимый этап в достижении социальной зрелости.

Для каждого возраста, как считают психологи, складывается своеобразная социальная ситуация развития личности, однако для каждой личности она носит «сугубо индивидуальный характер» (Л.С.Выготский), что обеспечивает своеобразие внешних и внутренних условий её развития. Внутренняя позиция, которая обусловливает влияние социальной среды, общая для всех детей одного возраста, также отличается своим содержанием - информированностью, культурой, нравственными нормами и взглядами на жизнь.

вывод: возрастные характеристики, как проявление типичного в социальной ситуации развития личности, особенностях её сознания и поведения приобретают индивидуальные черты и формы, а потому правомерно применение возрастного подхода в воспитании и обучении детей. Для педагога очень важно научиться видеть в характеристиках индивидуального развития проявление возрастных особенностей, то, что составляет сущность личностного развития и определяет основные этапы становления социальной зрелости человека. Это во многом поможет объяснить проблемы, возникающие в процессе развития каждой конкретной личности.

Таким образом, при организации воспитательно-образовательного процесса в любом типе учебных заведений важным является учёт и возрастных, и индивидуальных особенностей личности. Педагог должен научиться анализировать индивидуальные варианты личностного развития ребёнка с позиций возрастного подхода, а используя разнообразные формы и методы фронтальной и групповой работы, в максимальной степени учитывать его индивидуальные особенности.

Билет 6.

Билет 7.

Билет 8.

Билет 9.

Билет 10.

Характеристика процесса перевоспитания: его сущность и особенности. «трудный» подросток: причины конфликтов и проблемы его воспитания и перевоспитания. Характеристика известного Вам опыта по перевоспитанию.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ -это система воспитательных влияний педагога, направленная на исправление «явных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, востребованных современной жизнью»

В основе воспитательной деятельности по перевоспитанию - стремление исправить, сделать что-то иначе, изменить, скорректировать, добавить, а возможно, и искоренить, ликвидировать, уничтожить и т.п.

Однако, как и процесс воспитания, перевоспитание направлено на развитие и формирование личности. В практике перевоспитания могут применяться меры «исправительного» характера.

По определению А. С.Макаренко, перевоспитание - это тот же процесс воспитания, но, в зависимости от степени педагогической запущенности ребёнка, направленный или на корректировку и исправление тех черт, которые проявляются в поведении ребенка как единичные, случайные или на искоренение устойчивыхпривычек, взглядов, черт характера. Если же речь заходит о детях-правонарушителях, то можно говорить о процессе их перевоспитания в специальных учебно-трудовых исправительных учреждениях.

Характерные черты перевоспитания:

- Исправление уже сформировавшихся норм и форм поведения (ломка сложившихся стереотипов поведения).

- Ориентация на те стороны в развитии, которые следует исправлять, однако важно опираться на то положительное, что уже сформировано в личности.

- Разрушение стереотипов происходит в процессе созидания нового (нельзя сказать, что сначала разрушаем, а потом формируем).

- Усвоение нового происходит сложнее и драматичнее для личности.

- Сопровождается конфликтами и недоверием, педагогу приходится преодолевать сопротивление ребенка.

Перевоспитание - нелегкий и часто длительный процесс. Перевоспитать гораздо труднее, чем воспитать, так как педагогу приходится изменять уже сложившийся в той или иной мере стереотип поведения - привычки, взгляды, черты характера - и формировать новые, резко отличающиеся от прежних.

Степень трудности перевоспитания зависит от того, насколько далеко зашло неправильное развитие личности и в какой мере оно захватило личность.

«Трудный ученик» - такой ученик, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. Это объективная точка зрения. Субъективная точка зрения - это такой ученик, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы (Блонский 1930 г.). В школе к ним чаще всего относят неуспевающих или дезорганизаторов.

Блонский выделяет: неуспевающие, дезорганизаторы, ленивые, единственные дети, психически нездоровые.

В науке принято деление «трудных» детей на следующие категории: педагогически запущенные дети; социально запущенные дети; нервнобольные.

1.«Под педагогической запущенностью мы понимаем такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы» (Невский. «Педагогическая запущенность подростков»).

2.Социально запущенные дети - это дети, попавшие под влияние окружающего общества или дети из неблагополучных семей.

3.Нервнобольные - это дети, нуждающиеся в лечении, для них необходимы специальные школы, но их не хватает, и нервнобольные находятся в школе вместе
со здоровыми детьми.

В общеобразовательной школе учителю приходится иметь дело со всеми тремя группами «трудных детей».

В зависимости от возраста меняются признаки «трудности»:

1-5 классы - лень, капризность, невнимательность, лживость, неаккуратность, драчливость, отсутствие самостоятельности.

6-9 классы - грубость, озлобленность, нежелание учиться, трудиться на общую пользу, стремление сделать что-либо вредное, повышенный интерес к сексуальным вопросам.

10-11 классы - пренебрежительное отношение к родителям, взрослым, товарищам, к своим учебным и общественным обязанностям, неумение доводить начатое дело до конца.

С возрастом меняются не только признаки «трудности», но меняется содержание отрицательных качеств учащихся.

Если в начальной школе ученик проявлял лень в учении, то это было (могло быть) связано с неусидчивостью, неумением преодолеть первые учебные трудности. В среднем звене - лень из-за отсутствия интереса к предмету, за счет интереса к спорту. В старших классах - может появиться принцип, оправдывающий лень: не всем учеными быть, люди без образования тоже хорошо живут.

Критерии отставания: Знания Общее развитие РечьЭмоции Потребности

Все особенности «трудных», характеризующие их как педагогически запущенных, отражаются в поступках, в поведении, обусловливают различные трудности во взаимоотношениях с окружающими (товарищами, учителями, родителями), придавая им нередко конфликтный характер.

Причины неэффективности перевоспитания:

1. Педагогическая работа с «трудными» детьми иногда носит формальный характер.

2. Мешает бестактность и педагогическая несостоятельность отдельных учителей.

3. Педагогическая работа с трудными детьми носит общий, а не индивидуальный характер.

4. Работа имеет характер административных мер. Часто - это просто наказание, а не заботливая работа с учениками, в которой они нуждаются.

На основании глубокого анализа Блонский в 1932г. сделал выводы о мерах воздействия на «трудных» школьников.

1. Втягивать их теми или иными способами в коллективную жизнь. Предупреждал, что дезорганизаторы как работники очень неусидчивы, быстро выдыхаются. Поэтому поручать им нужно непродолжительную и интересную работу, постепенно делая из них полезных обществу работников.

2.Кустарная работа учителя-одиночки малоэффективна. Школа должна вести работу по оздоровлению быта населения. То есть, должно быть, соединение усилий
учителей, родителей, общественников.

Необходимость перевоспитания может возникнуть не только по отношению к
неуспевающим и дезорганизаторам. Есть и успевающие, вполне «средние», но с
отклонениями в нравственном развитии: ложь, трусость, лицемерие, приспособленчество и т.д.

Поэтому необходимо:

- привлекать мужскую половину к воспитанию: воинов, студентов, отцов;

- постоянный педагогический контроль поведения и деятельности детей (шефство);

- принимать меры не только к трудным ученикам, но и к трудным родителям.

Билет 11.

1. Характеристика процесса самовоспитания: сущность, содержание и формы. Педагогическое содействие самовоспитанию личности с учетом ее возрастных особенностей.

САМОВОСПИТАНИЕ является высшей формой саморазвития личности, когда оно становится (должно стать} ведущим фактором развития человека. Воспитание отнесено к завершающему этапу процесса воспитания.

Характерные черты:

- Собственные цели и задачи, интересы, жизненные планы, мечты, установки, ценностные ориентации, мотивы и т.д. Осознание противоречия между «Я-реальное» и «Я-идеальное».

- Самоуправление и самоконтроль. Личность сама предъявляет к себе требования, исходя из целей и интересов.

- Сам планирует деятельность. Обусловлено желанием развиваться.

- Волевые усилия личности, вера в собственные силы.

- Самооценка уровня сформированности качеств самой личностью.

- Периодически, по мере достижения цели самовоспитания и желания самого воспитанника

Самовоспитание проявляется под влиянием процесса воспитания и различных внешних влияний, но не сводится к этим факторам. Самовоспитание можно рассматривать как сложнейший своеобразный процесс духовного и физического развития личности, имеющего природу саморазвития. Главная причина, побуждающая человека к самовоспитанию, в развитии его самосознания. Чем выше уровень самосознания личности, тем быстрее она включается в процесс самовоспитания.

Воспитание является первичным по отношению к процессу самовоспитания, так как складывается своеобразный внутренний мир человека, который определяет его способности и стремления. Именно в процессе воспитания становится возможным развивать: навыки самопознания (анализировать особенности и проблемы в развитии
своей личности, выявлять противоречия в развитии); умение самостоятельно вырабатывать оценку поведения; умение сравнивать свое поведение с идеалами;
умение самоанализа и саморефлексии; умение формулировать цели саморазвития; волевые усилия; самоконтроль (предъявление требований к себе с позиции целей самовоспитания);

Т.о., воспитание переходит на уровень процесса самовоспитания, внешние воздействия педагога заменяются внутренними стимулами развития. Самовоспитание становится ведущим фактором развития социально зрелой личности: самопознание, самопроектирование, самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль и самооценка в деятельности и общении становятся важнейшими характеристиками личности, способной сознательно строить свою жизнь.

Можно говорить о следующих формах участия ребенка в собственном развитии:ориентация ребенка на взрослого; ориентация ребенка на группу (коллектив) сверстников; подражание (копирование); приспособление бессознательное, интуитивное; самовоспитание.

Проявление каждой из данных форм саморазвития личности зависит от ее возраста, уровня сформированности самосознания, волевых качеств, жизненного опыта, умения оценивать мир и свои собственные силы и возможности, от уровня сформированности таких личностных качеств, как организованность, настойчивость, самодисциплина, самостоятельность, уверенность в себе и др.

В процессе самовоспитания проявляется высший уровень сформированности этих качеств. В понятиях "самовоспитания" отражаются самые разнообразные взгляды и представления людей. Ниже мы приводим известные нам суждения, в которых отражается попытка их авторов раскрыть сущность данного явления. Итак, самовоспитание - это: самопринуждение; самосозерцание, самопознание; самоочищение души; самоусовершенствование; саморазвертывание идеального внутреннего мира; самостоятельность; целенаправленная деятельность человека по саморазвитию своей личности; самоисправление негативных поступков (перевоспитание); подражание идеалу; приспособление к внешним требованиям (группы сверстников, родителей, учителей и др.); сознательное отношение к совершенствованию своего поведения; самоконтроль своего поведения в целом и отдельных поступков, самообязательство по исправлению конкретных поступков или качеств личности; самоутверждение личности в группе сверстников; самоподчинение требованиям, которые личность предъявляет к себе; самоотчет в выполнении своих планов; самовозвышение над обществом (коллективом); самоизоляция от окружающей среды (например, поведение монахов); сознательная систематическая работа над собой в целях устранения недостатков в соответствии с личными интересами;

Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование, своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека, самопринуждение и самонаказание. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом в достижении поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией.

Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей. В целом же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:

а) формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;

б) оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

в) практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.

Очень важным ее направлением является формирование общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания. По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящатъ им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания», «Как работали великие люди над собственным совершенствованием» и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

В некоторых школах с целью побуждения учащихся к самовоспитанию советуют им определять «задание самому себе», записывать его и запечатывать в отдельные конверты. Конверт сдается классному руководителю. В назначенный срок он вскрывается, и класс обсуждает, в какой мере тому или иному ученику удалось выполнить данное себе задание по самовоспитанию.

Примеры из жизни многих выдающихся людей говорят о том, что большую роль в побуждении к самовоспитанию играет ведение дневников. Такие дневники вели Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспитанию. Можно рекомендовать и учащимся, которые пожелают, вести такие дневники, не делая, однако, их обязательными.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

Билет 12.

Дисциплинированность как качество личности: ее основные характеристики в личности современного человека, методы формирования. Режим дня и его научные основы.

Дисциплина – совокупность правил, норм, которые приняты в обществе (семья, школа); - разработанный порядок.

Дисциплинированность – умение личности выполнять общепринятые формы.

Послушание – умение личности выполнять требования со стороны взрослого.

Отличие дисциплинированных от послушных:

1. Дисциплинированность – осознанность выполняемых требований

2. Дисциплинированность – интегрированное понятие, сложено на протяжении длительного времени

3. послушание – единовременно

4. деловитость, обязательность, пунктуальность, целеуствемленность

По Макаренко: дисциплина – цель воспитания, дисциплина – средство воспитания.

Путь формирования дисциплинированности:

1. требования

2. режим дня – целесообразность, последовательность действия

3. разнообразие видов деятельности, интересных ребенку

4. осознание, что ребенок сам составляет режим.

 

Билет 13.

Гражданское развитие личности и система гражданского воспитания школьников в современной школы. Проблемы и противоречия, учет возрастных особенностей в гражданском воспитании личности. Гражданское развитие личности в преподавании биологии.

Понятие «гражданин» может быть определено в двух. смыслах - в относительно узком - юридическом смысле и в более широком - общегуманитарном контексте.

В юридическом смысле гражданин - по человек, знающий и соблюдающий законы государства, обладающий правами и обязанностями, принимающий участие в жизни общества

В общегумаицтауном контексте гражданин - эго человек, облачающий определенными ценностными ориентациями, активной нравственной позицией, готовый бескорыстно служить обществу.

В России термин «гражданин» всегда трактовался в широком гражданско-патриотическом смысле как гражданин своей страны, гражданин Отечества.

Термин «гражданство» отражает принадлежность человека к государству. Гражданином (в юридическом смысле) можно назвать каждого человека, имеющего гражданство той или иной страны. Становление личности как гражданина проявляется не столько во внешней стороне его жизнедеятельности (получение паспорта, место жительства), сколько в изменениях его сознания и самосознания, эмоционально-чувственной сфере, отдельных поступках и поведении в целом. Так, можно

Черты и характеристики, личности ГРАЖДАНИНА: гражданское видение мира; активная гражданская позиция; гражданские заботы, волнения и тревоги за судьбу страны; желание утвердить величие, достоинство, честь и славу Родины; » чувство любви, благодарности, тревоги и заботы но отношению к людям, прошлому, настоящему и будущему своей страны; желание видеть свою страну могучей и великой державой; чувство принадлежности к великому и героическому прошлому; в чувство стыда за некоторые периоды и факты исторического прошлого, давать оценку действиям и поступкам политических деятелей; интересоваться проблемами общественной жизни;

Гражданская зрелость личности выступает как одна из характеристик социальной зрелости. Показатели, по которым можно судить о гражданской зрелости личности: осознание своей сопричастности со средой и обществом, в котором живет человек, исполнение принятых на себя социальных ролей к обязанностей; жизненное и профессиональное самоопределение личности включают мотивы гражданского долга; способность личности предъявлять к себе требования с позиции тех
законов и корм, которые приняты в данном обществе; гражданское достоинств; гражданская активность как проявление ответственности,
инициативы, дисциплинированности, творческого поиска и новаторства;

Гражданское развитие происходит в процессе социализации личности. В процессе гражданского развития личности на пути достижения ею гражданской зрелости можно наблюдать противоречия, одно из которых обнаруживает себя в соотношении процессов социализации (как необходимость усвоения социальных норм и требований общества, их выполнения) и эмансипации как потребность личности заявить о себе, как стремление удовлетворять свои интересы и намерения, наиболее ярко это обнаруживается в возрасте 3-х лет, особое значение приобретает в подростковом и юношеском возрасте.

Организация воспитательно-образовательного процесса в школе предполагает прежде всего создание условии для полноценного развития качеств личности гражданина. Это значит, что в предлагаемых школьникам разнообразных формах и методах воспитания и обучения, видах учебно-познавательной и досуговой деятельности должны найти отражение все формы гражданского развития личности -социализация, эмансипация, идентификация, самоопределение, самовоспитание и самоутверждение. А воспитательно-образовательный процесс школы должен быть нацелен на развитие внутренней позиции школьника, наполнение её нравственными убеждениями и гражданскими чувствами; на разрешение противоречий, которые возникают во взаимодействии личности с окружающей её средой (миром).

Становление гражданина начинается с того момента, когда жизнь ребёнка выходит за рамки его семьи, и ему приходится выстраивать свои отношения с внешним миром, определять своё место в этом мире. В своём взаимоотношении с окружающим миром человек проявляет многие грани своей личности, и чем шире кругозор личности, её умений и возможностей, тем более многогранной становится её жизнь.

Особенность гражданского развития младшего школьника - в пробуждении гражданских чувств. Дети этого возраста ещё не утратили способность восхищаться, удивляться, обижаться, бить искренними в проявлении всех своих чувств и эмоций. Конечно, дети этого возраста способны высказывать собственные суждения и давать оценки событиям прошлого и настоящего, выражать свое отношение к историческим деятелям, если, конечно, их к этому побуждают взрослые (учителя и родители). В этом просматриваются основы гражданского сознания, однако в суждениях младших школьников всё же больше эмоциональных отношений, нежели логических выводов. Они пока ещё не способны анализировать и сопоставлять факты, разрешать противоречия, но они готовы этому учиться, если учитель предлагает им соответствующие виды познавательной деятельности. Их путь познания лежит от чувств к разуму, от непосредственного восприятия наиболее ярких событий к их объяснению.

В социальной ситуации, обусловливающей гражданское развитие подростка, появилось важнейшее событие в его жизни - получение паспорта как факта признания его гражданства со стороны государства и как факта принятия гражданства личностью. Благоприятной для подростка становится такая социальная ситуация его гражданского развития, в которой находят отражение социально-личностно значимые мотивы, создаётся возможность проявлять общественную направленность деятельности, выражать свою гражданскую позицию.

В старшем школьном воздаете становился возможным формирование обобщённых представлений об окружающее мире и о самом себе. Юноши и девушки пытаются высказывать свои суждения, выразить свой отношение относительно происходящих событий, что делает возможным формировать их гражданскую позицию, НО её содержание и формы выражения самые разнообразные - oт нигилизма, отрицания значимости общественного опыта, отсутствия интереса к вопросам общественной жизни - до болезненно обостренного восприятия окружающей действительности, её проблем и противоречий.

ЦЕЛЬ гражданского воспитания и образования сформулирована в законе «Об образовании»: формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (статья 14).

ЗАДАЧИ гражданского создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России; подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе; утверждение в сознании учащихся гражданск









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.