Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы изучения личности и коллектива.





Методы социально-педагогич0еских исследований: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение школьной документации, монографическое изучение личности, включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование и т.д.

Наблюдение -специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение - самый старый в педагогике метод, но несмотря на это, метод до сих пор до конца не разработан. Наблюдение требует очень большой как подготовительной, так и организационной работы. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Особенно сложно соблюсти последнее требование, так как человек по своей природе субъективен. При наблюдении результаты обязательно фиксируются, полученные данные обрабатываются.

Достоинства: не только изучаем ученика, но можем иногда и сразу предпринять какие-то действия, попытаться изменить ситуацию.

Недостатки: большое количество времени; большое количество затраченных сил и энергии; нет вариантов программ наблюдений, учитель каждый раз, для каждого ученика разрабатывает все сам; не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений; невозможно обеспечить полную объективность информации; люди меняют свое поведение под наблюдением.

Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования.

Метод включенного наблюдения:наблюдатель сам является членом коллектива, участвует в делах коллектива. Например, учитель во время урока, который он сам ведет.

Достоинства: не надо специально разрабатывать программы наблюдения; люди не меняют своего поведения.



Недостатки: может спровоцировать нездоровую обстановку в коллективе, фискальство; субъективность наблюдателя возрастает.

Беседа. Это - один из самых древних методов педагогики. Подготовительный этап беседы включает в себя: выбор объекта, определение цели, определение времени и места проведения. Необходимо составить план беседы.

Беседа не должна проводиться в учительской, так как это может спровоцировать нервозное состояние ученика; нежелательно в коридоре или в классе во время перемены, т.к. это может вызвать любопытство одноклассников, а ученика заставит нервничать. Лучше всего оставить ученика после урока, или в лаборантской.

Беседа должна состоять из трех этапов: ознакомительного - вопросы, которые позволяют наладить доверительные отношения с учащимся и показать ему, что Вы в нем заинтересованы; кульминационного - основные вопросы, ради которых задумывалась беседа; итогового - советы, пожелания, рекомендации.

После беседы самые важные моменты необходимо зафиксировать. Можно записать беседу на магнитофон, но только для себя

Достоинства: учитель по ходу беседы чувствует, удалось ли установить контакт с учеником, может попытаться повлиять на ученика, легче в последующем построить программу воспитания и самовоспитания с этим учеником.

Недостатки: достаточно большое количество времени, сложность фиксации результатов беседы, для хороших результатов необходим опыт и умение вести беседу.

Метод независимых характеристик. Каждый из нас субъективен; любой учитель, характеризуя ученика, в первую очередь руководствуется его отношением и его результатами обучения своему предмету, а потому для того, чтобы сделать субъективную характеристику каждого отдельного человека более объективной и используют метод независимых характеристик.

Выбираются компетентные люди, которые хорошо знают этого ученика: учителя, ученики, кто-нибудь из администраций, работающий в этом классе. Каждый из них пишет характеристику на ученика, а потом составляется общая; в нее включают то, что есть во всех характеристиках, потом то, что встречается в большинстве, затем то, что реже, но если они характеризуют этого ученика с необычной стороны и требуют проверки или уточнения.

Метод интервьюирования. Промежуточный вариант между беседой и анкетой. Проводится индивидуально, по заранее подготовленным бланкам. Интервьюер задает по тексту вопросы и сам записывает ответы. По ходу интервью, если ученику что-либо непонятно, он сразу получает пояснения.

Особенности: ''проводится не анонимно, одни и те же вопросы задаются всем ученикам, заполняется сразу.

Недостатки: не дает большой гарантии в достоверности ответа, требует большего количества времени, чем анкета.

Достоинства: легко поддается обработке, дает возможность объяснить смысл непонятных вопросов.

Метод анкетирования. Это самый распространенный метод социально-педагогических исследований. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников - анкет, позволяющий выявить тенденции, отношение к чему-либо.

Достоинства: можно опросить большое количество людей, не требует большого количества времени, простая обработка.

Недостатки: нет уверенности в честности опрашиваемых, нельзя делать выводы только на основании одной анкеты.

Изучение школьной документации: изучение личных дел, характеристик, классных журналов, расписания учебных занятий, правил внутреннего распорядка, календарных и поурочных планов учителей, личных работ, школьных сочинений и т.д. Обязательно должно использоваться при знакомстве с новым классом.

Метод эксперимента. Слово "эксперимент" латинского происхождения и в переводе означает "опыт", "испытание". Это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы воспитательно-образовательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели. Необходимо помнить, что эксперимент ни в коем случае не должен принести вред ученику. Для эксперимента необходима соответствующая база.

Объектом педагогического эксперимента могут стать планы, программы, учебники и учебные пособия.

Достоинства: получение наиболее полной и достоверной информации, помощью хорошо продуманного и правильно проведенного эксперимента можно многое изменить.

Недостатки: трудно просчитать все посторонние факторы, которые могут повлиять на чистоту эксперимента.

Метод тестирования. Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Достоинства: точность, простота, доступность, возможность автоматизации.

Недостатки: люди отличаются друг от друга качественно, а не количественно, а тесты этой разницы не учитывают; помощью одного теста невозможно сделать вывод о человеке, нужна подборка тестов, даже для изучения одного качества или процесса.

 

2. Понятие (содержание образование), его виды и принципы отбора. Характеристика содержания биологического образования. Документы, определяющие содержание образования.

Для успешного осуществления обучения необходимо хорошо уяснить: чему надо учить школьников, чем они должны овладевать в процессе учебной работы

Содержание образования - система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Определение содержания образования — задача не простая, как может показаться на первый взгляд. История педагогики показывает, что при ее решении допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения. То содержание образования отставало от современного состояния науки, то оно оказывалось перегруженным, то искажало характер обучения как фактора развития и формирования личности. Вот почему в педагогике такое большое место занимали и занимают вопросы разработки тех исходных теоретических идей, которые должны определять содержание образования.

Содержание образования в школе и других учебных заведениях определяется целым рядом документов.

Учебный план - это утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном, заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах (группах). В современных учебных планах общеобразовательных школ все изучаемые предметы подразделяются на три группы: предметы обязательные (базовый компонент), предметы по выбору учащихся (дифференцированный компонент) и предметы, изучение которых определяется советом школы (школьный компонент).

На основе учебных планов составляются учебные программы. Учебная программа — это утвержденный министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях. В них изучаемый материал по каждому предмету расчленяется на отдельные темы и дается его фактическое изложение. Содержание образования раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях, справочниках, сборниках заданий и т.д.

По определению Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской (1983), содержание учебного предмета — это «отобранный из научной информации по биологии наиболее ценный в образовательном и воспитательном отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию его структуры».

Содержание биологического образования для средней школы тесно связано с развитием биологической науки, характеризует современный уровень ее развития, отражает в учебном предмете основы наук о живой природе. В отборе содержания биологических знаний (теорий, понятий, закономерностей, научных фактов) большую роль играет принцип научности и доступности.

Он объединяет методически отобранные их элементы, систематизированные и дидактически переработанные в целостную систему учебного содержания с учетом возраста учащихся. Отобранное содержание распределяется в школьном учебном предмете в особом порядке, логика которого определяется программой.

Главное внимание в содержании биологического образования сосредоточено на фундаментальных основах науки, установившихся фактах, теориях и закономерностях живой природы, трактовка которых должна соответствовать новейшим достижениям науки.

Содержание школьной биологии включает понятия, термины, закономерности, законы живой материи, области их применения, которые должен знать каждый независимо от специальности. Менталитет современного образованного человека обязывает ориентироваться в окружающей среде обитания, окружающей живой природе, иметь представления о растениях, жив., грибах, бакт., вирусах, о собств. орг-ме экосистемном характере жизни, биосфере, роли живых организмов в природе, о значении биологического разнообразия для жизни на Земле и роли человека в биосфере.

Школьный предмет по биологии включает материалы по овладению различными методами биологических исследований (наблюдение, описание, определение объектов и пр.) и разными способами учебной деятельности (сравнивать, доказывать, объяснять и пр.). Это система общеучебных и предметных умений и навыков, которые должны быть усвоены в процессе изучения биологии.

Структура школьного курса биологии отчетливо отражена в программах по биологии, в которых содержание биологического образования школьников распределено по темам, разделам и годам обучения.

Сложившееся в средней школе распределение учебных материалов по курсам биологии и последовательное расположение их в этом предмете в МПБ считается педагогически целесообразной структурой общего биологического образования школьников.

Такая последовательность системы курсов по годам обучения с постепенно возрастающей сложностью учебного материала является объективной, научной и дидактически обоснованной, так как позволяет изучать предмет в условиях постепенного развития системы биологических понятий и постепенного повышения сложности учебного содержания

Растения, бактерии, грибы и лишайники — 6 и первая половина 7 класса (115 ч), животные — конец 7 и весь 8 класс (91 ч), человек и его здоровье — 9 класс (68 ч) и общая биология — 10 — 11 классы (94 ч). Такая структура предмета «Биология» была определена в 1965 г. В это же время школа получила новую программу, созданную авторским коллективом под руководством Ю.И.Полянского.

На основе Закона об образовании были разработаны следующие документы: Базисный учебный план; Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (в том числе биологического); Требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, выразившие суть Государственного образовательного стандарта (ГОС).

На основе Единых требований к биологическому образованию школьников появились широкие возможности для создания вариативных и региональных программ и учебников по биологии, различающихся последовательностью изложения содержания (как в структуре всего предмета, так и в его отдельных учебных курсах), формой подачи учебного материала, но обязательно соответствующих образовательному минимуму содержания биологического образования.

В настоящее время необходимое учебное содержание биологического образования определяется обязательным минимумом общего биологического образования. Именно он дает перечень основных содержательных единиц образования, которые подлежат обязательному усвоению в начальной, основной общей (базовой) и средней (полной) школе.

Для каждой ступени общеобразовательной школы разработан свой образовательный минимум. Для средней школы создано четыре минимума, каждый из которых имеет разную степень глубины (детализации) содержания биологии. Один образовательный минимум характеризует содержание биологии в основной базовой школе (первый уровень — 6 — 9 кл.), а три других предназначены для полной средней школы (второй уровень — 10—11 кл.).

Для 11-летней средней школы разработан обязательный минимум содержания общего биологического образования на двух уровнях А и Б.

Уровень А включает минимальное биологическое содержание образования для гуманитарных классов и ограниченный перечень требований к усвоению различных видов деятельности. Он предназначен для средних учебных заведений, в которых биология не относится к числу основных предметов. Минимум содержания и требования к обязательной биологической подготовке учащихся, обозначенные в уровне Б, превышают уровень А по объему, глубине знаний и преобладанию более сложных видов учебной деятельности. Уровень Б предназначен для общеобразовательных средних учебных заведений, но не рассчитан на углубленное изучение биологии. Для школ с углубленным изучением предмета разработан образовательный минимум, значительно превышающий уровень Б как по системе знаний, так и по характеру учебной деятельности. Содержание этого образовательного минимума ориентировано на школы профильного обучения: углубленного биологического, естественно-научного, биолого-химического, естественно-математического и т. п.

Главный принцип отбора научного содержания для изучения в школе – соответствие всех элементов содержания общим целям современного образования.


Билет 3.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.