Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возрастная периодизация развития личности. Соотношение возрастного и индивидуального подходов в воспитании личности.





Уже в глубокой древности понимали, что развитие - как физическое, так и умственное - тесно связано с возрастом. Доказательства: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития (возможны отклонения).

Нужно разобраться с понятиями, которые связаны с возрастом.

ВОЗРАСТ- определенная ступень, эпоха или цикл развития, в котором общие законы развития находят всякий раз новое нравственное выражение (Выготский);

- определенный, ограниченный относительными границами период в психическом и физическом развитии человека: детство, отрочество, юность и т.д. (Психологический словарь).

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ - это диалектический процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционным, а революционным путем;

- это изменения, которые происходят в психическом, физическом и социальном аспектах развития личности в рамках относительно замкнутого периода жизни ребенка; они отличаются своей целостностью и формированием психических новообразований.

СТРУКТУРА ВОЗРАСТА - внутреннее строение процесса развития в данный период жизни. В каждую эпоху возможно выделение двух линий развития, которые составляют структуру возраста:

1. ЦЕНТРАЛЬНАЯ линия развития проявляется в возникновении тех психических новообразований, которые являются ведущими для данного возраста и определяют целостный процесс развития ребенка в данный период его жизни.

2. ПОБОЧНЫЕ линии развития - все другие частные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, они существуют в структуре целостных возрастных изменений, но могут вызревать на предыдущем этапе возрастного развития с тем, чтобы на последующем этапе стать центральной линией развития.



ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ проявляется в смене центральной и побочной линий развития при переходе от одного возраста к другому.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информации. Есть целый ряд разработок периодизаций развития (Коменский, Штрац, Буллер).

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ - выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) - только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека в школьном возрасте.

В современной науке принято несколько периодизаций, мы рассмотрим две наиболее распространенные из них (педагогическая, психологическая).

1. Младенчество – 1 год жизни (пренатальный период, период новорожденности-до 6 недель, грудной период-до 1 года). Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил к первоначальной адаптации. К концу этого периода происходит качественный скачок - ребенок начинает ходить и говорить (Кризис рождения, кризис одного года).

2. Преддошкольный период-1-3 года (ползунковый период-1-3 года). Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. Заканчивается он обретением ребенком самостоятельности, он начинает воспринимать себя отдельной личностью (кризис трех лет).

3. Дошкольный период-3-6 лет (дошкольный период-3-6 лет). Период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру.

4. Младший школьный период – мальч. 6-12, дев. 6-11 (школьный период 6-11 дет). В этот период происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Это время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству. Кризис проявляется в нежелании идти в школу и связан с тем, что ведущим видом деятельности еще остается игровой, а в школе от ребенка требуют учиться (кризис начала учебы).

5. Подростковый период (средний шк. пертод) – мальч. 12-16, дев. 11-15 (пубертатный период 11-15 лет). Новый качественный этап в становлении человека. Его самыми характерными чертами являются в физиологическом отношении - половое созревание, в психологическом - личностное самосознание, сознательное проявление индивидуальности (кризис подростка).

6. Юношеский период (старший шк. период) – юноши 16-21, девушки 15-20 (юношеский период 15-20 лет). Период завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности.

7. Зрелость (1 период 21-35 лет, 2 период 35-60 лет), пенсионный период 60-75 лет, старческий период 75-90 лет, долгожители 90 и более (кризис каждого десятилетия, кризис выхода на пенсию).

Достоинства педагогической периодизации: учитываются особенности пола, периодизация на всю жизнь.

Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, с другой.

Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно.

Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать .вопросы отбора и расположения учебных предметов, и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным - индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.

К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения - массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые "порции" учительской заботы. Отечественная педагогика стоит на иных позициях - воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход, как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. В индивидуальном подходе особенно нуждаются "трудные" воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Акселерация происходит от латинского "акселерацио" - ускорение. Ускорение темпов роста и развития ребенка по сравнению с предшествующими поколениями.

Заключение

Учитывать возрастные особенности личности в процессе её воспитания и обучения - это значит знать те изменения, которые происходят в личности на том или ином этапе ее развития. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса всегда направлено на создание такой ситуации развития личности, когда педагог помогает личности решать возникающие противоречия, содействовать возникновению психических новообразований, что и составляет сущность процесса личностного развития.

Целесообразность каждого нововведения определяется его необходимостью для процесса личностного развития школьника.

Изучение особенностей личностного развития человека в различные периоды его жизнедеятельности обнаруживает целый ряд черт и характеристик, которые оказываются типичными (физич. развитие, ведущий фактор деятельности, психические новообразования, проявлении социальной ситуации развития)

Однако проявление возрастных особенностей для каждой конкретной личности носит сугубо индивидуальный характер. Можно сказать о том, что в процессе индивидуального развития каждая личность приобретает черты, свойственные данному возрасту, а каждая ступень возрастного развития рассматривается для личности как необходимый этап в достижении социальной зрелости.

Для каждого возраста, как считают психологи, складывается своеобразная социальная ситуация развития личности, однако для каждой личности она носит «сугубо индивидуальный характер» (Л.С.Выготский), что обеспечивает своеобразие внешних и внутренних условий её развития. Внутренняя позиция, которая обусловливает влияние социальной среды, общая для всех детей одного возраста, также отличается своим содержанием - информированностью, культурой, нравственными нормами и взглядами на жизнь.

вывод: возрастные характеристики, как проявление типичного в социальной ситуации развития личности, особенностях её сознания и поведения приобретают индивидуальные черты и формы, а потому правомерно применение возрастного подхода в воспитании и обучении детей. Для педагога очень важно научиться видеть в характеристиках индивидуального развития проявление возрастных особенностей, то, что составляет сущность личностного развития и определяет основные этапы становления социальной зрелости человека. Это во многом поможет объяснить проблемы, возникающие в процессе развития каждой конкретной личности.

Таким образом, при организации воспитательно-образовательного процесса в любом типе учебных заведений важным является учёт и возрастных, и индивидуальных особенностей личности. Педагог должен научиться анализировать индивидуальные варианты личностного развития ребёнка с позиций возрастного подхода, а используя разнообразные формы и методы фронтальной и групповой работы, в максимальной степени учитывать его индивидуальные особенности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.