Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальная ситуация развития личности младших школьников и особенности организации воспитательно-образовательного процесса в начальной школе.





Младший школьный возраст - очень ответственный момент в целостном процессе становления личности.

Поступление ребенка в школу создает новуюдля него ситуацию социального развития,обусловленную принятием РОЛИ УЧЕНИКА и необходимостью овладеть новым видом деятельности – УЧЕБНОЙ.

Состояние готовности ребенка к обучению нельзяпонимать как наличие уже сформированных учебных умений,благодаря которым ребенок и будет учиться, приобретать знания. Психологическая сущностьпонятия готовности заключается в том, что она рассматривается как установка к действиюв новых социально-психологических условиях (школьное обучение), как способность к восприятию и освоениюновых форм деятельности и поведения. Сформированный в дошкольном детстве начальный уровеньнекоторых интеллектуальных умений развивается и совершенствуетсяв младшем школьном возрасте в процессе каждодневной учебной деятельности при условии систематическихучебных тренировок, в процессе выполнения учебных заданий и решения учебных задач. Важным становится такая организация образовательного процесса в начальной школе, которая обеспечивала бы формирование и развитие учебных действий, учебных умений, учебной деятельности в целом. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебных умений в учебно-познавательной деятельности. В младшем школьном возрасте ведущим становится лозунг: "Учись учиться!" Педагогам -практикам известно: успешность обучения в подростковых и старших классах закладывается в начальной школе в форме интереса к самому процессу учения (научения) и освоенных ребенком учебных навыков.

Процесс развития личности младшего школьника характеризуется «потерей детской непосредственности»(Л.С.ВЫГОТСКИЙ), когда в ребенке на смену непроизвольным видам деятельности приходят произвольные формы поведения.



Потерю детской непосредственности можно рассматривать как началоосвоения нового, опосредованного мышлением,способа познания окружающего мира и себя в этом мире. Мир предстает перед ребенком не только в конкретных предметах и образах (как это было у дошкольника), но и в знаках, символах, формулах и правилах, в том числе и социальных. Ребенок узнает, что свои реакции, чувства, переживания он должен облекать в некие социально обусловленные формы. Эти процессы начинают вызревать в период дошкольного детства, когда взрослые постепенно приобщают ребенка к "правилам" жизни и "правильным" способам поведения в ней.

Потеря "детской непосредственности" - это прежде всего приобретение ребенком новых характеристик его поведения,формирование которых становится возможным с принятием новой социальной роли ученика и освоением новых прав и обязанностей, обусловленных новой социальной ролью.

При организации целенаправленной воспитательной работы учителя становится возможным развитьличностные характеристики и формы поведения младшего школьникаЭти характеристики можно рассмотреть как систему социальных уменийличности, проявляющуюся в формах сознательного поведения во взаимоотношенияхсо взрослыми и сверстниками:

знание и понимание, и объяснение личностного смысла общественных норм поведения;

первичные представления об эталонах (идеалах) образа взрослого, "настоящего" мужчины и "идеальной" женщины, различных социально-приемлемых, с учетом ситуации, форм поведения взрослых; внутренняя готовность подчинять собственное поведение этим нормам при условии, что эти нормы личности приняты самим ребенком; способность анализировать собственные поступки и поступки других людей;

способность соотносить в конкретной ситуации общественные нормы, собственные интересы и интересы других людей, включенных в данную ситуацию, в целях нахождения гармоничного решения проблемы; отсутствие страха перед конфликтами в общении, понимание и признание права другого человека на собственную точку зрения и способность защищать свою;

способность использовать общественные нормы для нравственной оценки ситуаций собственного поведения и поведения других людей; предвидение последствий некоторых собственных поступков (причинить боль и страдание другим людям, обидеть, травмировать себя и других, заболеть и т.п.);

навыки культурного поведения, понимание их сущности и необходимости для гармоничной жизни людей;

развитие навыков самоанализа, самосознания через самооценку, интерес к себе и своей жизни;

Без приобретения к концу младшего школьного возраста таких личностных характеристик создается опасность инфантилизацииподросткового (а, возможно, и последующего) развития, когда нормальные формы взросления замещаются неосознаваемыми подражательными способами поведения, копированием внешних атрибутов взрослости.

Однако, на наш взгляд, проявление ведущего психического новообразования - "потеря детской непосредственности" - может сопровождаться негативными явлениями. Приобретая серьезность, осмотрительность, целенаправленность, способность к ограничению и самоограничению и др., ребенок теряет такие черты, как искренность, открытость, радушие, дружелюбие, веру в людей и в себя, в свои возможности, способность удивляться, чувство новизны, непосредственную любознательность, нередко буйную фантазию и воображение. Эти качества необходимы человеку для творчества во всех сферах его жизни, в том числе - в общении (как условие проявления гибкости, не стереотипности поведения).

Одна из важных особенностей, которая проявляется в общении младших школьников с окружающими людьми, - авторитет учителя.

Учитель в этом возрасте имеет определяющее влияние на процесс личностного развития ребенка. Именно он "вводит" его в значимые формы новой деятельности, знакомит его с новыми правилами поведения и обязанностями, он помогает освоить ему новую социальную роль -ученика, а потому требования, замечания, одобрения и оценки учителя воспринимаются младшими школьниками как должное.

Это определяет своеобразие воспитательной ситуациидля учителя начальной школы. Поступившие в школу дети уже видят в учителе того человека, который будет их не только учить, проводить уроки, но будет жить вместе с ними последующие три (четыре) года. Учителю начальной школы (в отличие от учителей, работающих с подростками и особенно со старшими школьниками) не приходится завоевывать авторитет, с самого первого знакомства с учителем первоклассник видит в нем только положительные качества, он изначально считает его самым умным, самым справедливым, самым лучшим учителем. Каждое суждение, каждое замечание, сделанное учителем, считается обязательным для выполнения В глазах младших школьников учитель всегда прав. Кроме того, учитель в начальной школе ведет все основные предметы (за исключением некоторых инновационных школ), он ставит отметки, он формирует мотивацию учения, он привносит в класс психологию коллективности и дружбы, нравственные нормы и духовные, эстетические потребности...

Такая важная и ответственная роль учителя в жизни ученика начальной школы, с одной стороны, казалось бы, облегчает организацию воспитательно-образовательного процесса, но, с другой стороны, вызывает беспокойство тем, что появляется возможность очень легко выработать авторитарный стиль поведения. И многое здесь зависит от общей и педагогической культуры учителя, от его моральных и жизненных ценностей, широты его кругозора, того, что он ценит в жизни и окружающих его людях.

Так, усвоение моральных норм и правил поведения (общения) во многом определяется мнением учителя. В этом возрасте ребенок относительно легко может изменять свои оценки под влиянием авторитета учителя. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности вырабатывает свой собственный стиль поведения и общенияс воспитанниками.

На наш взгляд, организация и совершенствование воспитательно-образовательного процесса должны идти по тремнаправлениям.

а). Помочь ребенку принять роль ученика, адаптироваться к условиям школы, учебного процесса, осмысливать важность выполнения школьных обязанностей, формировать учебную мотивацию (т.е., помочь осмыслить ценность знания как одну из главных жизненных ценностей человека).

б). Создание условий для полноценного развития личности младшего школьника, способствующих проявлению ведущих психических новообразований, разрешению противоречий и трудностей, которыми сопровождается развитие в данном возрасте, т.е. обеспечить полноценное развитие «ВНУТРИ ВОЗРАСТА» (Л.С.ВЫГОТСКИЙ).

в). Создание условий для вызревания тех личностных характеристик, которые выступают как тенденции в развитии личности и подготавливают ее переход на новую ступень возрастного развития.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.