Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальная ситуация развития личности старшего школьника. Основные проблемы, задачи и особенности организации воспитательно-образовательного процесса.





В юношеском возрасте выделяются два периода:

15-17 лет- ранняя юность,период, который совпадает со временем обучения в старших классах общеобразовательных школ, лицеях, гимназиях, технических училищах, профессиональных колледжах.

17-23 (25) лет- юношеский {молодость),когда окончена школа (общеобразовательная и начальная профессиональная) и молодой человек поступает в профессиональное учебное заведение (среднее специальное или высшее), идет служить в армию, приступает к самостоятельной работе по профессии, получает юридическую возможность вступления в брак, становится правоспособным членом общества.

Юность - период достижения личностью самостоятельности, которая проявлялась и формировалась еще в подростковом возрасте как его стремление сбросить опеку и перестроить отношения с родителями и учителями на основе равенства Процессы эмансипации в развитии личности юношеского возраста становятся доминирующими, в этот период личность стремится к автономии от взрослого (И.С.КОН):

Педагогов прежде всего интересует этап ранней юности, так как важно выяснить причины возникновения и становления центральной линии развития личности в этот период ее жизни, а также - условия, при которых в развитии личности формируется социальная зрелость.

Для юношей и девушек создается совершенно иная, чем у подростка, социальная ситуация его развития: хотя он сам по-прежнему занимает положение учащегося общеобразовательной или профессиональной школы, НО стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.

В период ранней юности в основном "завершается" становление той трудовой, моральной, гражданской... зрелости, которая необходима для того, чтобы они могли сразу же при выходе из школы начать полезную трудовую деятельность и определить свое место в жизни". В этом и заключается характеристика самого существенного, что появляется в обстоятельствах жизни личности в период ранней юности.



Итак, НЕОБХОДИМОСТЬ ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ, по мнению психологов, составляет основной компонент социальной ситуации развития юношей и девушек, определяет изменения в содержании и соотношении основных мотивов поведения. От того, НАСКОЛЬКО личность заинтересована в решении этих проблем и КАК она их решает, зависит процесс ее САМООПРЕДЕЛЕНИЯ и ПОКАЗАТЕЛИ сформированности ее СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ (или инфантильности). У каждой личности свой темп и интенсивность развития в зависимости от складывающейся индивидуальной ситуации: так, например, у каждой личности свое восприятие будущего - одни проявляют беспокойство; другие - беспечны, так как во всем полагаются на поддержку родителей, позволяя им решать все вопросы своего "самоопределения"; третьи считают, что могут сами решить все вопросы; четвертые проявляют тревогу и растерянность, - все это определяет формирование ценностных ориентации и форм поведения юношей и девушек в данный период их жизни.

В жизнедеятельности юношей и девушек появляются новые черты, что показывает влияние на формирование иной, чем у подростка, социальной ситуации его развития, выделяются те новые черты личности в их образе жизни, которые могут одновременно и способствовать (ускорять) развитию социальной зрелости и снижать ее:

в школе они занимают позицию старшего; многие педагоги изменяют форму обращения; традиция "шефства" над младшими школьниками; участие в самоуправлении школой и т.п.; учащиеся ПТУ, колледжей - иная ситуация учебной деятельности:
получают стипендию; иногда уезжают учиться в другой город, живут в
общежитии - проявляются элементы самостоятельной жизни; уже в 14 лет человек получает паспорт, а в 18 лет – избирательное право, становится ответственным за свои поступки по некоторым статьям Уголовного кодекса - для человека эти действия рассматриваются как акты гражданского признания; проблема окончания учебного заведения, вопросы: Кем быть? Каким быть? - с тем, чтобы достичь привлекательного образа жизни, успехов и уважения друзей; сохраняются черты зависимости от взрослого; начало самостоятельной трудовой деятельности, с которой в первую
очередь ассоциируется социальная зрелость; расширение сферы индивидуального самоопределения. Значительно большая свобода выбора и меньшая социальная скованность обеспечивают большее разнообразие социальных вариаций. Получается, что чем выше уровень образования и социальный статус, на который претендует личность, тем позже она приобретает чувство взрослости; особенности социально-экономической ситуации в нашей стране: отсутствие четких нравственных ценностей, идеалов, переоценка жизненных ориентиров, переход к новому образу жизни, связанному с рыночной экономикой и отношениями;

Для юношей и девушек, которые в 15-16 лет (после 9 класса общеобразовательной школы) поступают учиться в начальные (средние) профессиональные учебные заведения, создается особая ситуация развития. Она определяется прежде всего престижностью учебного заведения и теми перспективами, которые раскрывает данная профессия в жизни. Чаще всего переход из общеобразовательной в профессиональную школу обусловлен:

Личностное развитие учащихся в системе начального (среднего) профессионального образования (колледже, техникуме, училище) происходит в условиях, сориентированных на конкретные виды профессиональной деятельности.

Если учащиеся старших классов общеобразовательных школ находятся в ситуации выбора профессии, поиска себя, то учащиеся профессиональных учебных заведений уже овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками. На производственной практике у них появляется

Таким образом, личностное развитие учащегося в системе профессионального образования связано с профессиональным развитием. Формирование внутренней позиции учащегося приобретает иные черты, чем у старшеклассника: в развитии образа «Я-человек» проявляются черты образа «Я-профессионал».

Профессиональное самоопределение рассматривается как часть жизненного самоопределения личности, сущность которого - самостоятельное и осознанное нахождение смысла выполняемой работы и всей жизнедеятельности. Целью профессионального самоопределения выступает формирование внутренней готовности личности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке моделей собственного поведения и перспектив своего развития в рамках будущей профессиональной деятельности, готовности рассматривать себя развивающейся личностью, способной самостоятельно находить личностные смыслы, выстраивать своё поведение, формировать наиболее целесообразные свойства и черты, значимые для успешности выполняемой профессиональной деятельности. Эти особенности личностного развития учащихся начальных (средних) профессиональных учебных заведений должны найти своё отражение в построении воспитательно-образовательного процесса.

В зарубежной и отечественной педагогике и психологии разрабатывается вопрос о социальной зрелости выпускника школы, то есть таком уровне развития, который даёт личности возможность плавно перейти к самостоятельному образу жизни. Например, в американской и западной педагогике ставится конкретная задача: подготовить личность к уходу из семьи, отделиться от своих родителей и покинуть дом. Известный советский психолог Б.Г.АНАНЬЕВ (60-е гг.) считал, что одним из показателей социально зрелой личности является её «способность к созданию собственной среды, благоприятной для развития» (5).

В качестве критериев социальной зрелости Ф.НАЙДХАРДТ (Германия) выделяет следующие (Цит. по 11, с. 132): способность правильно понять своё окружение, свою среду, её условия, проблемы и требования, а также планы в ней (познавательный аспект); наличие необходимых знаний и умений, соответствующих основным требованиям среды, её «спросу и предложениям» (инструментальный аспект); осознание своей «сопричастности и солидарности со средой и обществом», в котором живёшь, ответственности перед лицом существующих порядков (эмоционально-социальный аспект); умение контролировать как свои потребности, так и исполнение принятых на себя социальных ролей, осознание их в качестве разумных,хотя и не всегда свободных от противоречивых элементов собственного «Я», своей идентификации с окружающей средой (психосоциальныйаспект).

Безусловно, уже подростковый возраст характеризуется (должен характеризоваться) приобретением некоторых прав и свобод, элементов взрослого поведения. При помощи взрослых юноши и девушки приобретают уверенность в своих силах, подтверждается их способность быть самостоятельными.

В развитии юношей и девушек возникает противоречие, которое проявляется, с одной стороны, как стремление к полной автономии и независимости, но, с другой стороны, как неготовность в полной мере решать вопросы близкого и, несколько отдалённого во времени, будущего.

Однако социально-экономическая ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, усугубляет социальную ситуацию развития личности старшеклассника. Трудности и проблемы (как материального, так и духовно-нравственного плана), которыми сопровождаются изменения в обществе, рождает у юношей и девушек чувство неуверенности и неудовлетворённости собой, неопределённости, тревоги по поводу своего будущего.

Вот почему в период школьного обучения в старших классах так важна работа по профессиональнойориентации,когда становится возможным не только «углублять» познавательный интерес, но и осмысливать возможные варианты его реализации в разнообразных видах профессиональной деятельности; когда появляется возможность познавать особенности своей личности в соответствии с требованиями профессиональной деятельности, видеть пути и перспективы личностного развития.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.