Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность процесса воспитания и роль воспитателя в педагогическом содействии развитию личности ребенка.





Познание сущности процесса воспитания предполагает выявление его ведущих характеристик. Они проявляются как объективно существующие, устойчивые характеристики, которые остаются неизменными при любых условиях. Эти характеристики проявляются как необходимые свойства и связи функционирования воспитательного процесса, которые отличают его от всех других внешних влияний, также оказывающих на личность развивающий и формирующий характер. Данная проблема занимает центральное место в курсе педагогики.

В воспитательной деятельности, как и в любой другой профессиональной деятельности, существуют свои правила, соблюдение которых приводит к достижению поставленных целей. В воспитательной деятельности, конечно, нет жесткой заданности в действиях педагога, так как его деятельность осуществляется в постоянно изменяющихся ситуациях, но его действия не случайны, всегда возникает необходимость осмыслении их целесообразности и необходимости относительно поставленной цели и своеобразия жизненных ситуаций, особенностей развития личности. Творчество педагога во многом основывается на его интуиции, на способности педагога почувствовать ситуацию, особенности и проблемы в развитии личности ребенка. Воспитательная деятельность любого успешного педагога осуществляется как реализация сущностных характеристик воспитательного процесса.

Слово «воспитание» прочно вошло в нашу жизнь, мы часто употребляем его, не придавая значения тому, какой смысл мы вкладываем в это понятие. Наиболее общий взгляд на процесс воспитания - это передача взрослым и усвоение ребенком общественного опыта; это помощь взрослого в личностном развитии ребенка.



В СОЦИАЛЬНЫХ науках воспитание рассматривается как подготовка подрастающего поколения к жизни, выработка тех качеств, которые важны для социальной и профессиональной адаптации человека в обществе.

С точки зрения ПЕДАГОГИКИ, воспитывать - значит организовыватьсодержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми.

Нас в первую очередь интересует воспитание как ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, однако без исследований в смежных науках осмысление сущностных характеристик и особенностей воспитательного процесса было бы не полным.

Сущностные характеристики, раскрывающие смысл воспитания и воспитательной деятельности.

Исследование воспитания как педагогического явления (воспитания в узком смысле) предполагает выявление особенностей его влияния на процесс развития личности, которые отличают его от случайных и стихийных влияний, также оказывающих развивающий и формирующий характер.

В педагогике сформулированы основные характеристикивоспитательного процесса, в которых просматриваются его особенности, отличающие его от всех других стихийных (внешних) влияний, имеющих для личности развивающее и формирующее значение. Воспитательный процесс - это:

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ процесс, т.е. обусловленный, с одной стороны,
социальными требованиями (ожиданиями) общества, а с другой стороны, - интересами, жизненными смыслами и планами личности, ее возможностями;

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ и ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ процесс, т.е. педагогом продумывается целесообразность воспитательных форм, методов и средств, а также условия их эффективного влияния на личность;

ПЛАНОМЕРНЫЙ процесс, когда продумывается последовательность педагогических действий в реализации поставленных задач развития личности;

ЕСТЕСТВЕННЫЙ процесс, который строится на учете индивидуальных
особенностей развития личности и социальной ситуации ее развития; личность не должна чувствовать каких-либо «усилии» и преднамеренности воспитательных действий со стороны взрослого;

МНОГОФАКТОРНЫЙ и МНОГОПЛАНОВЫЙ процесс, так как на развитие личности оказывают влияние семья, школа, друзья, средства массовой информации, социально-экономическая ситуация в обществе и т.д.; его нельзя ограничить рамками отдельных форм воспитательной работы учебного учреждения или семьи;

СИСТЕМНЫЙ процесс, который направлен на создание условий для целостного развития личности;

ДЛИТЕЛЬНЫЙ и НЕПРЕРЫВНЫЙ процесс, который продолжается всю жизнь, меняется лишь позиция человека и соотношение различных воспитательных факторов;

ДВУСТОРОННИЙ процесс, т.е. обязательное участие в нем и взаимодействие двух сторон — учителя-воспитателя и ученика-воспитанника; воспитательный процесс рассматривается как процесс АКТИВНОГО и РАВНОПРАВНОГО (ПАРТНЕРСКОГО) взаимодействия воспитателей и воспитанников; причем, воспитанник выступает как СУБЪЕКТ воспитательных отношений, который сам осмысливает и усваивает нормы поведения, сам определяет ту или иную линию в своих отношениях с товарищами и т.д.;

Воспитательный процесс отличается от всех других социальных процессов некоторыми особенностями, которые действительно позволяют делать его незаметным, как для самого ребенка, так и для окружающих. Причем, воспитание как деятельность взрослого обязательно должна быть незаметной для детей, в общении со взрослыми они не должны чувствовать преднамеренности и какой-либо специальной организованности, отличающейся от их повседневной жизни, естественных ситуаций их деятельности и общения.

Результативность воспитательного процесса определяется ни «волевыми усилиями», которые затрачивает воспитатель, ни количеством времени, ни тем более материальными затратами (хотя все это имеет немаловажное значение). На первое место выщупают: духовность, нравственность, образованность воспитателя.

Особенности воспитательного процесса

В воспитательном процессе происходит постоянное взаимодействие управляемого и стихийного, осознанного и ситуативного влияния на развитие ребенка.

В воспитательном процессе проявляется неопределенность результатов.
Очень сложно, а порой невозможно оценить роль того или иного влияния воспитателя, в результатах воспитания проявляется «системность» всех влияний, их взаимодействие способствует развитию каждого конкретного «новообразования» в личности.

В школу ребенок приходит с уже сложившимися личными взглядами и привычками, которые не всегда «помогают» воспитателю, не всегда между ними складываются благоприятные отношения.

Воспитателю трудно «проникнуть» во внутреннее состояние ребенка, он и сам не может объяснить свои переживания.

Для процесса воспитания характерна вариативность результатов развития личности при одинаковом влиянии воспитателя.

Противоречивость процесса развития личности также создает сложности для воспитателя - они требуют обоснования и принятия конкретных решений.

Для процесса воспитания характерна отдаленность результатов развития
от момента оказания непосредственного воспитательного влияния, на развитие личностных качеств требуется достаточно долгое время

Воспитательный процесс очень динамичен, подвижен, изменчив, что требует от воспитателя проявлять умение самому изменяться в соответствии с ситуацией, индивидуальными особенностями личности ребенка;

Исходным моментом воспитательного процесса (т.е. в какой момент воспитательного влияния происходит развитие личности) можно рассматривать ситуацию, когда цели, задачи, требования взрослого вошли в структуру собственных потребностей ребенка - воспитательные влияния взрослого соответствуют внутренней позиции ребенка, они поняты, личностно значимы и приняты; на этом основании ребенок включается в деятельность и общение, реализуя в этой деятельности активную позицию.

Воспитание - внешнее воздействие по отношению к личности, поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать те психические изменения, которые характеризуют процесс развития личности, а именно: процесс «переработки» этих воздействий личностью. Важно учесть, что и как личность воспринимает и оценивает в окружающем ее мире, что принимает, отвергает и т.д.

Воспитательное влияние должно быть направлено на развитие внутренней позиции личности: знакомство воспитанников с общими нормами и требованиями и понимание их необходимости:; формирование оценочных суждений, пробуждение потребности и желания поступать так, как от него требуется и т.д. Важно и воздействие на другие регуляторы

Воспитательная деятельность должна не подстраиваться воспитателем к некоему спонтанному развитию личности, а должна быть направлена на содействие в организации деятельности и общения воспитанников, на активизацию их позиции в выполнении конкретных действий. Без внимания к психологическому содержанию действий ребенка деятельность педагога приобретает формальный характер.

Одна из ошибок в методических подходах и построениях воспитательного процесса - переоценка воздействий на сознание, переоценка «словесных» методов воспитания в ущерб методам формирования положительного опыта. Важность воспитательной деятельности проявляется не в разговорах с ребенком, а в организации его жизни.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.